Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Наука

Наука - специализированная область культуры, основные функции которой состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Национальная культура

Национальная культура - совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности.

Национальное и общечеловеческое в культуре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нигилизм

Нигилизм (от лат. «ничто») - отрицание идеалов, общепринятых моральных норм культуры. Этот термин стал распространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.). Ф. Нищие в термин «нигилизм» вкладывал следующий смысл: нет ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Нигилизм получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества.

Нирвана

Нирвана (санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване.

Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти.

Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий.

В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье».

В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

Ницше Фридрих

Ницше Фридрих (1844-1900) немецкий философ, представитель иррационализма. Свои первые сочинения Ницше написал в 10-летнем возрасте. Он был человеком болезненным и необщительным. Одна из самых знаменитых книг Ницше - «Так говорил Заратустра» с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого». Эту свою работу он считал «Самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество».

Ницше пытался создать идеал нового человека - сверхчеловека, который уничтожит всё лживое и болезненное, враждебное жизни. Христианство, считал Ницше, проповедует «рабскую мораль». Он боролся против буржуазии, ее лживой морали. Одновременно он считал, что плебеи угрожают всему возвышенному и благородному. Сверхчеловек Ницше воплотил в себя образ человека - господина эпохи Возрождения, опирающегося на свое «я» и не имеющего пределов своему развитию. Ницше считал, что все, что существует, в том числе и познание человека, есть форма проявления воли к власти. Всё в мире есть непрерывное становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего, что было. «Вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевёрнутыми».

Ницше призывал к отстаиванию человеческой индивидуальности, своего «Я». Он писал, что человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: «Будь самим собой. Все, что ты теперь думаешь, и делаешь, к чему стремишься,- все это не ты» В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону.

Новаторство и традиции в культуре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нормы коммуникативные

Нормы коммуникативные - принципы обмена действиями и информацией, которым подчиняются представители определенной культуры.

Нормы культуры

Нормы культуры - это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Для ребенка реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют взаимные одобрения и осуждения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но и принципы, нормы поведения, и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые, претерпевает общество. Например, в XX веке произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они рассматривались прежде всего в качестве гаранта обеспеченной старости родителей, как добытчики средств к существованию. В современной семье дети - не средство продления рода, наследники могущества рода или клана. Они рассматриваются как величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. В США в 1975 г. эта смена приоритетов вызвала изменение структуры потребительских расходов, оцениваемых суммой более 500 миллиардов долларов - 1/3 валового национального продукта. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье привело к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности.

Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.

Предыдущая страница Следующая страница