Народы и религии мира
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДАБА

даба, китайка, синяя хлопчатобумажная ткань, производившаяся в Китае. Из дабы шили праздничную одежду народы Сибири и русские крестьянки.

ДАЙНА

дайна, лирическая песня в фольклоре латышей и литовцев.

ДАМ

дам, архаический тип жилища в Турции — полусферич. землянка. См. Карадам.

ДАОСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАРБАЗИ

дарбази, архаич. тип жилища у грузин. См. Карадам.

ДАРИ

дари (иран.), безворсовый ковёр.

ДАСТАН

дастан, дестан, эпические сказания у народов Ближнего Востока, Средней и Южной Азии.

ДАТО

дато, дату, старейшина, вождь в Индонезии и на Филиппинах.

ДАЦАН

дацан, буддийский монастырь.

ДВОЙНОЙ СЧЁТ РОДСТВА

двойно́й счёт родства́ (англ. double descent), дуолинейность, система счёта родства, при которой одновременно формируются и патрилинейные и матрилинейные родственные объединения. Каждый член общества принадлежит одновременно и к патрилинейной (см. Патрилинейность) и к матрилинейной (см. Матрилинейность) родственной группе. Классические примеры двойного счёта родства дают некоторые народы Западной Африки (якё, ашанти) и отдельные группы австралийцев-аборигенов. Иногда термин "двойной счёт родства" не совсем верно употребляется как синоним билинейности.

ДВУЯЗЫЧИЕ

двуязы́чие, билингвизм, одновременное пользование двумя языками на индивидуальном или групповом уровнях. Распространён в этнически смешанных семьях, общинах и в многоэтнических регионах, в частности в городской среде. Обычно двуязычие включает пользование родным (материнским) языком и языком иноэтнического окружения, контактирующей группы или преобладающим в государстве. Двуязычие носит функциональный характер (язык домашнего и внешнего общения или разных социальных слоёв). Оно более распространено среди меньшинств этнических. Полное двуязычие (равно свободное владение языками) распространено среди потомков смешанных браков и иммигрантов второго и следующего поколений, представителей интеллигенции и деловой элиты. В ряде государств или автономий действует официальное двуязычие, предполагающее государственную поддержку двух языков, их преподавание, деятельность государственных служб, сферы обслуживания и выпуск официальных документов на двух языках. Двуязычие все более широко распространяется в мире и не является свидетельством маргинальности. В государствах бывшего СССР широко распространено так называемое национально-русское двуязычие: около 90% нерусских граждан свободно владеют русским языком.

В. А. Тишков

ДЕВИЧНИК

девичник, часть русского свадебного обряда, прощание невесты с подругами.

ДЕМИУРГ

демиург, в мифологии творец вселенной и различных предметов.

ДЁНМЕ

Дёнме (турецк. «перевёрнутый, обращённый»), мистическая секта, отделившаяся от иудаизма в XVII в. Другие названия - «саббатианцы», «мааминим». Группа евреев города Салоники, участвовавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви (1626-1676), приняла в середине XVII в. вслед за своим вождём ислам. Внешне оставаясь мусульманами, Дёнме исповедовали свой собственный неортодоксальный вариант иудаизма - саббатианство. Они верили в божественность Саббатая Цви и рассматривали его появление как второе пришествие. Опираясь на свою интерпретацию Каббалы, они стремились дополнить «земную Тору» мистической «Торой грядущих времён», предписывающей именно то, что Тора Моисея и Талмуд категорически запрещали. На основе этого Дёнме, в частности, совершали оргиастические обряды.

Секта Дёнме в первой половине XVIII в. разделилась на несколько враждебных друг другу группировок, приверженцы которых заключали браки только в своей среде. Дёнме создали свою религиозную литературу на испано-еврейском языке («джудезмо»), от которой, из-за тайного характера секты, сохранилось очень немного. К началу XX в. Дёнме полностью переходят на турецкий язык и быстро ассимилируются окружающим населением. Они сыграли заметную роль в экономической, политической и культурной жизни Турции.

После выселения из Салоник в 1924 в рамках обмена населением между Грецией и Турцией Дёнме, поселившиеся в Стамбуле, Измире и Эдирне, окончательно превращаются в этнографическую группу турок. Тем не менее одна из подсект Дёнме «каракашлар», или «коньосос», - последователи религиозного деятеля Брухьи Руссо, объявившего себя в 1715 воплощением Саббатая Цви, видимо, существует и в настоящее время.

Численность этой действующей в условиях строгой секретности группы, по разным данным, от нескольких сот до нескольких тысяч человек.

Р. М. Капланов

ДЕРГА

дерга, женская несшитая юбка у украинцев. Носилась как рабочая одежда.

ДЕСА

деса, деревенская община в Индонезии.

ДЕЧИГ ПОНДАР

дечиг пондар, дечкпондур, трёхструнный щипковый музыкальный инструмент у чеченцев и ингушей.

ДЖАЙНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАКЕТТА

джакетта, женская распашная одежда у итальянцев — длиною до бёдер, шитая в талию.

ДЖАМААТ

джамаат, территориальная община у народов Кавказа.

ДЖАМБИЯ

джамбия, вид оружия у арабов, кривой кинжал.

ДЖАНГАРЧИ

джангарчи, исполнитель эпоса "Джангар" у калмыков. См. Улигэр.

ДЖУБЕТТО

джубетто (итал. giubbetto, от giubba — куртка), женская короткая (до талии) распашная одежда у итальянцев.

ДЖУРАБЫ

джурабы, джорабы, джороп, толстые вязаные носки у народов Кавказа, Передней и Средней Азии. Смотри также Юрюк чорабы.

ДЗЁДО СИН-СЮ

Дзё́до син-сю (истинная школа чистой земли), главная школа амидаизма в буддизме Японии. Возникла в 1224 в результате раскола Дзёдо-сю. Основатель Дзёдо син-сю Синран (1173-1262) значительно упростил учение Хонэна, последователем которого он был, окончательно изгнав из амидаизма остатки философских спекуляций. Из учения Хонэна Синран выделил положение о сострадании будды Амиды, абсолютизировав его. Он утверждал, что Амида фактически уже выполнил свою задачу и все люди, независимо от положения, в котором они находятся, уже спасены, хотя они могут и не знать об этом. Практика нэмбуцу — повторения имени будды Амиды — рассматривалась как средство для осознания этого факта. Исходя из концепции «потенциального спасения», Синран не делал разницы между монашеством и жизнью в миру, сам женился и завёл семью, сделав таким образом важный шаг на пути секуляризации буддизма в Японии. Дзёдо син-сю широко распространилась по всей стране, особенно среди крестьянства. В настоящее время Дзёдо син-сю остаётся наиболее влиятельной среди традиционных школ японского буддизма, в её ведении около 20 тыс. храмов (свыше четверти всех буддийских храмов страны). 17 организаций, базирующихся на учении Дзёдо син-сю, насчитывают около 13 млн. верующих. Крупнейшие из них: Дзёдо син-сю Хонгандзи ха (около 7 млн.) и Дзёдо син-сю Отани ха (свыше 5,5 млн.).

Г. Е. Светлов

ДЗЁДО-СЮ

Дзёдо́-сю (школа чистой земли), одно из наиболее крупных направлений амидаизма в буддизме Японии. Основана в 1175 монахом Хонэном (1133-1212). Главное место в догматике Дзёдо-сю занимает обоснование культа будды Амиды, наделяемого властью возрождать людей в «чистой земле» (дзёдо) - буддийском раю. Хонэн полностью отрицал необходимость достигать «просветления» своими собственными силами (дзирики), противопоставив этому концепцию тарики, согласно которой следует полагаться лишь на милосердное сострадание будды Амиды. Из трактовки Амиды как единственного спасителя вытекала ненадобность поклонения другим буддам и бодхисатвам, почитания каких-либо сутр, помимо тех, в которых восхвалялся будда Амида, равно как и всех традиционных способов (ритуалы, созерцание и т. п.) достижения «просветления». Внимание верующих заострялось на нэмбуцу (буквально - «думание», моление о будде Амиде), суть которого составляло провозглашение формулы «Наму Амида буцу!» - «Слава будде Амиде!». Повторение этой формулы, которой приписывается магическая сила, должно привлечь внимание Амиды к молящемуся и тем самым обеспечить его возрождение в «чистой земле». Делая упор не на сложных доктринах и тщательно разработанных и дорогостоящих ритуалах, а на простой вере, школа, созданная Хонэном, стала весьма привлекательной для широких кругов населения Японии, особенно крестьянства и городских низов. В настоящее время число адептов Дзёдо-сю превышает 6 млн.

Г. Е. Светлов

ДЗИККО-КЁ

Дзикко-кё́ (дословно «Учение — практика»), синтоистская секта. Духовным вождём секта считает Хасэгаву Какугё (1541—1646), на основе религиозно-этиологических взглядов которого в 60-х гг. XIX в. Сибата Ханамори (1809—1890) создал религиозную организацию, официально признанную в статусе независимой синтоистской секты в 1882. В доктринальных положениях секты делается попытка объяснить реалии общественно-политической жизни Японии с точки зрения прасинтоистского культа гор. В качестве трансцендентных субъектов почитаются: а) идентифицированные с небом три первых космогонических божества: Амэ-но минакануси (бог-владыка священного центра небес), Такамимусуби (бог высокого священного творения), Камимусуби (бог божественного творения); б) души предков; в) божества, персонифицирующие силы земли.

Их обителью считается гора Фудзи, рассматриваемая как сакральный центр вселенной и ось, соединяющая небо и землю. Секта делает акцент на единстве человеческой и божественной природы и настаивает на присутствии сакрального даже в бытовых, профанных сферах жизни. Поэтому ритуальное значение придаётся как церемониальным восхождениям на Фудзи, так и повседневному труду. Члены Дзикко-кё, согласно религиозной этике секты, должны всегда трудиться с чувством радости и от чистого сердца.

Число приверженцев Дзикко-кё составляет около 150 тыс. человек.

К. Л. Банников

ДЗИ-СЮ

Дзи-сю́ (школа времени), школа амидаизма в буддизме Японии, основанная в 1276 монахом Иппэном (1239-1289). Согласно учению Дзи-сю, верующему следует практиковать нэмбуцу, то есть повторять имя будды Амиды с таким усердием, как если бы каждый момент был временем прихода смерти (отсюда название школы). Первоначально Дзи-сю не имела своих храмов. Иппэн и его последователи странствовали по всей Японии, побуждая людей повторять имя будды Амиды. По этой причине Дзи-сю также называют Югё-ха (Школа странников). Иппэн оставил заметный след в истории японского буддизма, ему посвящены многие произведения литературы и живописи. Сама Дзи-сю большого развития не получила. Число её приверженцев составляет немногим более 80 тыс. человек.

Г. Е. Светлов

ДЗЭН

дзэн (кит. чань, санскр. дхъяна - созерцание), одно из ведущих направлений в буддизме Японии, базирующееся на практике медитации, которая рассматривается в качестве главного метода достижения «просветления». В Японию учение дзэн проникло из Китая в конце XII - начале XIII вв. Его теоретической основой являлась идея о наличии «природы (сущности) Будды» в каждом человеке. Внимание идеологов дзэн было направлено исключительно на методы выявления в человеке этой «природы». Они отрицали необходимость изучения буддийских сутр и трактатов, что нашло выражение в изречениях «фурю мондзи» (бесполезность написанных слов) и «кёгё бэцудэн» (передача истины Будды без изучения её). Отрицались также многие принятые в других школах буддизма ритуалы, молитвы и заклинания перед изображениями будд и бодхисатв, что обусловило отсутствие их в дзэнских храмах. В качестве методов достижения «просветления» помимо медитации, техника которой тщательно разработана, используются и другие.гие действия, способствующие максимальной концентрации воли и ума верующего с этой целью. Многие проповедники дзэн учили, что «просветления» или познания природы Будды (в дзэнской терминологии - сатори) можно достигнуть и в процессе труда, если человек преисполнен решимости довести своё дело, какой бы характер оно не носило, до художественного совершенства. Дзэн оказал большое влияние на японскую культуру в целом и в частности на развитие таких видов искусств, как икэбана (аранжировка цветов), тяною (чайная церемония), садовое искусство, разнообразные военные искусства. В средние века дзэн получил большое распространение среди военного сословия, позднее - среди части крестьянства. В настоящее время к прихожанам дзэнских храмов причисляют свыше 9,5 млн. верующих. Дзэн подразделяется на три школы - Риндзай-сю, Сото-сю, Обаку-сю.

Г. Е. Светлов

ДИАЛОНКЕ

диало́нке, джалонке, дьялонке, народ группы мандинго на северных и восточных отрогах горного массива Фута-Джаллон, на границе Мали и Гвинеи. Численность в Мали около 6 тыс. человек, в Гвинее считаются подразделением сусу. В языковом отношении диалонке наиболее близки сусу, говорят на диалекте дьялонке. Часть диалонке - мусульмане-сунниты, часть придерживается традиционных верований, есть христиане. По культуре близки малинке, сусу.

Традиционное занятие - земледелие.

Характерна культурная замкнутость, во многом предопределённая спецификой условий региона.

В. Р. Арсеньев, В. Ф. Выдрин

Этнонимы: диалонке, джалонке, дьялонке

ДИВЕРГЕНЦИЯ ЯЗЫКОВ И ПРОБЛЕМА КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И РАСОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИГАМБАРЫ

дигамба́ры (буквально «одетые пространством», то есть нагие), одна из двух главных джайнских школ. Возникла вследствие раскола джайнизма после переселения части общины на юг в первые века н. э.

Дигамбары следуют древнему, установленному некогда старейшиной джайнской общины Бхадрабаху обету наготы. Отколовшаяся школа шветамбаров отказалась соблюдать этот обет и её сторонники стали носить белые одежды.

Дигамбары не признают аутентичности текстов, включённых в священный канон шветамбарами. Они считают их более поздними по сравнению с ранними подлинными текстами, впоследствии каноном утраченными. Наиболее авторитетным для дигамбаров является вторичный канон, составленный из трактатов, разделяемых на «четыре веды». В него входят мифологическо-исторические, космологические, философские и ритуалистические трактаты. Канон дигамбаров, особенно его религиозно-философские тексты, важен для восстановления джайнских положений классического периода. Особую ценность представляют тексты, приписываемые Кунакунде и его ученику Умасвати (I><<>-II вв.). Последний систематизировал учение в трактате «Таттвартхадхигама-сутра», который также был включён в состав дигамбарских «вед». Трактат Умасвати признаётся и шветамбарами. Все значительные философы обеих крупных джайнских школ составили к нему комментарий, развивая разные стороны учения.

Со временем расхождения между дигамбарами и шветамбарами смягчились.

М. Ф. Альбедиль

ДИСЛОКАЛЬНОСТЬ

дислока́льность (от лат. dis — приставка, означающая разделение, разграничение, и locus — место), норма брачного поселения, при которой молодые не живут совместно, а продолжают жить раздельно, встречаясь лишь время от времени. Дислокальность встречается крайне редко, например у некоторых народов Западной Африки. В зарубежной литературе дислокальность иногда именуется дуолокальностью.

ДОГРЫ

до́гры, народ в Индии (штат Джамму и Кашмир). Близки панджабцам. Численность 3700 тыс. человек. Язык догра индоарийской группы. Догры — индуисты.

Занятия — земледелие, садоводство, скотоводство. Развиты ремёсла.

Самая многочисленная каста — раджпуты.

С. И. Брук

Этнонимы: догры

ДОЖИНКИ

дожинки, обряд окончания жатвы у славян.

ДОЙНА

дойна, лирическая песня в фольклоре молдаван и румын. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно 2-частное построение дойны с медленной первой частью и быстрой — второй.

ДОЙРА

дойра, ударный музыкальный инструмент, род бубна у народов Кавказа, Передней и Средней Азии.

ДОЛБЛЁНАЯ ЛОДКА

долблёная лодка, однодеревка, лодка, выдолбленная из ствола дерева.

ДОЛМА

долма, толма (арм.), род голубцов, обёрнутых в виноградные листья, у народов Кавказа и Ближнего Востока.

ДОЛЬМЕН

дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol — стол и men — камень), вид мегалитического сооружения: несколько камней, поставленных вертикально, накрыты одной или несколькими плитами.

ДОМБРА

домбра, домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др.-рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы.

ДОМОХОЗЯЙСТВО

домохозя́йство (дворохозяйство, крестьянский двор, домашняя группа, хозяйственная группа), обособленная ячейка общества, в рамках которой происходило производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Домохозяйства существовали в обществах ранних земледельцев и скотоводов, а также в крестьянских общинах классовых обществ. Домохозяйство могло состоять как из одной семьи, так и из нескольких. Один из путей создания многосемейных домохозяйств состоял в том, что женатые сыновья не отделялись, а продолжали входить в состав возглавлявшейся их отцом хозяйственной ячейки — сложной (большой, расширенной или патриархальной) семьи. В одних случаях такое многосемейное домохозяйство после смерти его главы — отца — распадалось на односемейные домохозяйства, каждое из которых в дальнейшем в свою очередь превращалось в многосемейное домохозяйство, а затем подвергалось той же участи. При таком варианте многосемейные и односемейные домохозяйства являли собой две последовательные фазы циклического развития.

Главой многосемейных домохозяйств, не подверженных распаду на односемейные после смерти главы, становился один из сыновей, чаще всего старший. Такое семейное объединение иногда именуется большой братской семьёй. Особым случаем является полигинное домохозяйство, состоящее из мужчины и его нескольких жён (см. Полигиния), также нередко называемой большой, или патриархальной, семьёй.

В разных обществах и в разные эпохи отношения внутри многосемейных домохозяйств могли складываться неодинаково. В одних случаях не существовало другой собственности, кроме большесемейной, которой распоряжался глава домохозяйства. Другие члены домохозяйства не имели ничего не только в своей собственности, но и в распоряжении. Они могли только пользоваться вещами, находившимися в большесемейной собственности, причём под контролем главы. Все члены даже крупного домохозяйства, включавшего десятки людей, питались совместно. В других случаях часть продукта, создававшегося в домохозяйстве, поступала в распоряжение отдельных брачных ячеек, бывших в определенной степени потребительскими ячейками. Ещё в одном варианте каждая такая ячейка наряду с участием в общем хозяйстве вела свое собственное, то есть была хозяйственной субъячейкой.

Крестьянские домохозяйства обычно были объединены в соседские крестьянские общины. Между ними, как правило, существовали отношения взаимопомощи. Внутри домохозяйств действовало половозрастное разделение труда.

Ю. И. Семёнов

ДРУЗЫ

дру́зы, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в начале XI в., когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа, признавшая фатимидского халифа аль-Хакима (правил в 996-1021) воплощением Бога. Проповедники божественности аль-Хакима не нашли сторонников среди египетского населения, но имели большой успех среди горцев Ливана. Особую энергию в распространении веры проявил один из наиболее ревностных приверженцев секты - батинитский (батиниты - сторонники аллегорического толкования Корана) миссионер Дарази. Предполагается, что от этого антропонима произошло название секты.

Разработку доктрины друзов в основном завершил ас-Сайид Абдаллах ат-Танухи (1417-1479).

Друзы признают аль-Хакима своим единым Богом и веруют в его вторичное пришествие в будущем. Веруя в переселение душ, они считают, что число душ, способных переселяться, строго ограничено и они заключены только в телах членов секты. Смерть любого друза, по их представлениям, точно совпадает во времени с рождением младенца в друзской среде; душа, покинувшая тело умершего, немедленно переселяется в тело новорождённого.

Друзы убеждены, что только члены секты способны воспринимать её вероучение, поэтому не стремятся увеличить число своих единоверцев и не ведут религиозной пропаганды.

Руководители секты называются «уккаль» («духовные», или «знающие»), которые после соответствующей подготовки считаются «посвящёнными в тайну нашего господа (аль-Хакима)». Посвящёнными могут быть как мужчины, так и женщины, живут они на средства верующих и пользуются большим влиянием в среде друзов.

Основная масса друзов называется «джуххаль» («телесные», или «незнающие»). В их числе не только рядовые друзы, но и раисы (начальники), которые пользуются военно-политической властью, но не обладают религиозным авторитетом.

Религиозная обрядность у друзов не развита. Рядовые члены секты не обязаны посещать богослужения и выполнять сложные обряды. В культовых зданиях (хальва), расположенных вне населённых пунктов, собираются по четвергам в вечерние часы только «посвящённые».

Наиболее почитаемые праздники - жертвоприношения (ид аль-адха) и траурный день (ашура). Как и другие.гие исмаилиты, друзы не признают шариата.

На протяжении средних веков и нового времени друзы имели наследственную землевладельческую аристократию, династии правящих эмиров (Мааны, Шихабы и др.). Особенно большим влиянием пользовались друзские эмиры в Ливане при Фахр-ад-Дине Маане (правил в 1590-1633) и Башире II Шихабе (правил в 1788 или 1789-1840). Основным занятием друзов было земледелие; ремеслом и торговлей до начала XX в. они почти не занимались. В начале XVIII в. часть друзов переселилась в один из районов южной Сирии, получивший название Джебель-Друз.

В 1840-60-е гг. в Ливане происходили спровоцированные турками вооружённые столкновения между друзами и христианами-маронитами. Друзы неоднократно участвовали в антитурецких выступлениях, протестуя против попыток уничтожения «друзских вольностей» (отсутствие воинской повинности, право ношения оружия, неограниченная власть друзской знати над остальными друзами). В Сирии и Ливане в XX в. друзы активно участвовали в национально-освободительном движении. Друзы стали костяком созданной в 1949 Прогрессивно-социалистической партии Ливана.

Численность друзов составляет около 700 тыс. человек. Они живут в Сирии (около 340 тыс.), Ливане (около 210 тыс.), Израиле (свыше 70 тыс.) и некоторых других странах.

Б.-Р. Логашова

ДУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

дуа́льная организа́ция (система половин, двухклассовая система), взаимобрачное (эпигамное) объединение двух родов или фратрий. Дуально-родовая организация часто рассматривается в качестве первичной социальной системы, как механизм установления экзогамии; в результате естественной сегментации первоначальных родов дуальная организация перерастает в систему двух экзогамных фратрий, объединивших две группы дочерних родов. Согласно другой трактовке, дуальная организация является следствием столкновения двух разных культур или социальных организмов (разноэтничных групп).

Существует и иная точка зрения, обоснованная Н. М. Гиренко, различающая две формы социального дуализма — абсолютную (статическую), то есть деление общества на две группы, и относительную (динамическую), то есть деление его на две категории ("мы—они", "свои—чужие", "старшие—младшие" и т. п.), которые отражают разные уровни социальной организации и находятся в корреляции друг с другом как общее и отдельное. Это различение делает гипотезу об универсальности и изначальности дуального членения общества в принципе недоказуемой. Статическая дуальная организация может появляться на разных стадиях развития человечества и вызываться принципиально различными причинами, причём конкретные дуальные организации могут состоять как из экзогамных (эпигамных), так и эндогамных половин. Дуальная (двоичная, бинарная) организация общества часто отражается в духовной культуре, прежде всего в мифологии (легенды о двух прародителях или культурных героях — Ромуле и Реме у римлян, Санасаре и Багдасаре у армян и т. п.). Двоичные противопоставления (бинарные оппозиции) типа "мужской — женский", "белый — черный", "дождь — засуха", "война — мир", "день — ночь", "земля — небо" относятся к универсально распространённым явлениям культуры.

В. А. Попов

ДУВАЛ

дувал, глинобитная стена вокруг поселения или усадьбы в Средней Азии.

ДУМА

дума, речитативная песнь, в основном исторического содержания, у украинцев.

ДУОЛИНЕЙНОСТЬ

дуолине́йность, см. Двойной счёт родства.

ДУОЛОКАЛЬНОСТЬ

дуолока́льность, см. Дислокальность.

ДУСУН

дусун, деревенская община в Индонезии.

ДУТАР

дутар, дутор, дотар (от перс. до — два и тар — струна), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней и Передней Азии.

ДУХОВАЯ ПЕЧЬ

духовая печь, печь с применением воздушной тяги.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

духо́вные христиа́не, ряд конфессиональных групп, отошедших от Русской православной церкви. В литературе их также называют старым русским сектантством. Группы возникли в XVII-XVIII вв. Объявив учение православной церкви авторитарным, они выступили за «одухотворение» православной веры.

Считая, что «Бог есть дух», духовные христиане верят, что Святой Дух может воплотиться в людей. Исходя из обращённых к апостолам слов Иисуса Христа, что они будут крещены Духом Святым, и помня об исполнении апостолами Святого Духа, духовные христиане отказались от водного крещения и истинным считают лишь духовное крещение, заключающееся, по их мнению, в обучении слову Божьему. Они отвергли все таинства, указывая, что с пришествием Иисуса Христа всякая тайна стала открытой. Духовные христиане подчёркивают, что они молятся только единому Богу, и ставят православным в упрёк поклонение святым и угодникам. Они также запрещают поклоняться изображениям и изваяниям Бога. Во время богослужений духовные христиане не совершают ни каждения, ни крапления святой водой, ни возжигания свечей. Считая, что никакого другого иерарха, кроме Иисуса Христа, в церкви быть не может, духовные христиане не признают духовенства, полагая, что человек должен самостоятельно общаться с Богом.

Большинство духовных христиан отмечает такие христианские праздники, как Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Пасха, Вознесение и Сошествие Святого Духа. Празднуют они и воскресные дни. В день Тайной вечери Иисуса Христа с апостолами духовные христиане на своих молитвенных собраниях преломляют и едят хлеб, хотя и не придают этим трапезам какого-либо сакрального смысла. Часть духовных христиан придерживается поста, однако ограничивает его лишь днями страданий Иисуса Христа, причём пост понимается ими как полное воздержание от еды и питья. Никакого разделения пищи на скоромную и постную они не признают, считая, что всякая пища одинаково хороша, поскольку вся она создана Богом.

Общая численность духовных христиан около 0,5 млн. человек. Помимо России, они живут на Украине, в Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджане, среднеазиатских государствах, а также в Канаде, США, Аргентине, Боливии, Австралии. По этнической принадлежности подавляющее большинство из них - русские.

Основными группами духовных христиан являются хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

О. Е. Казьмина

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ-ТРЕЗВЕННИКИ

духо́вные христиа́не-тре́звенники, самая крупная группа трезвенников. Другое название группы — чуриковцы.

Группа появилась в 90-е гг. XIX в. в С.-Петербурге. Основателем её был Иван Чуриков, уроженец одной из деревень Самарской губернии. Сначала он работал в лавке своего дяди, затем открыл собственное дело. Однако позже, исходя из содержащегося в Библии предупреждения об опасности богатства, И. Чуриков раздал своё имущество и стал странником. В начале 1890-х гг. он поселился в С.-Петербурге, а с 1894 стал читать проповеди среди городской бедноты о вреде алкоголизма, утверждая при этом, что он обладает даром исцеления и специально избран Богом для освобождения от алкоголизма. Кроме того, И. Чуриков учил, что Иисус Христос поручил каждому христианину проповедовать Евангелие и что любой верующий имеет право это делать. По этому поводу он был отлучён от церкви. В своих проповедях И. Чуриков призывал обновить жизнь на христианских началах, организовать общины, в которых бы совместно велось хозяйство и оказывалась взаимная материальная помощь. И. Чурикову неоднократно запрещали ведение проповедей и выдворяли его из С.-Петербурга. Число же его сторонников росло. Постепенно изгоняемые из православной церкви, чуриковцы сблизились с толстовцами (в частности, отказались от употребления мяса). На первых порах после прихода к власти большевиков положение чуриковцев несколько улучшилось: им разрешили создать сельскохозяйственную коммуну в пригороде Петрограда Вырице, ставшей духовным центром сторонников И. Чурикова. С 1927 советские власти начали преследовать чуриковцев. В 1929 И. Чуриков был вызван в Москву, где таинственно исчез. По словам его последователей, И. Чуриков предсказывал, что умрёт в Москве и его тело никогда не будет обнаружено.

Духовные христиане-трезвенники ходят в православные церкви, но во время причащения принимают только хлеб. Кроме того, они собираются на частных квартирах, где читают выдержки из собрания проповедей И. Чурикова, которые толстовец И. М. Трегубов опубликовал до революции.

Численность духовных христиан-трезвенников незначительна, причём она уменьшается. Живут чуриковцы в С.-Петербурге и его пригородах. По этнической принадлежности большинство их — русские.

О. Е. Казьмина

ДУХОВОЕ РУЖЬЁ

духовое ружьё, духовая трубка, стрелометательная трубка, примитивное оружие у народов Юго-Восточной Азии (см. Сумпитан) и индейцев Латинской Америки (см. Сарбакан): трубка длиной до 3 м, из которой выдуваются отравленные стрелы.

ДХОТИ

дхоти, мужская одежда у народов Южной и Юго-Восточной Азии — полоса ткани (от 2 до 5 м), драпирующая бёдра, конец которой пропускается между ног. Смотри также Лунги.

ДЫРНИКИ

ды́рники, одна из групп беспоповцев-самокрещенцев. Как и другие.гие самокрещенцы, они не признают наставников. Дырники не почитают иконы. Они считают, что новые иконы некому освящать, поскольку после проведения реформ патриарха Никона не осталось настоящего духовенства, а старые иконы осквернены еретиками. Нет у дырников и специальных помещений для богослужения. Летом они молятся под открытым небом, обратившись на восток. Зимой дырники молятся в небольшое отверстие - дырку, проделываемую в восточной стене своего дома (отсюда и их название).

Численность дырников незначительна, живут они в Центральной Сибири, по этнической принадлежности - русские.

О. Е. Казьмина

ДЭНГАКУ

дэнгаку (буквально — музыка поля), японское средневековое театрализованное музыкальное представление.

ДЭП

дэп, дэф, ударный музыкальный инструмент, род бубна у народов Средней Азии, Ближнего Востока и Закавказья. Близок к дойре.

ДЭРЕМ

дэрем, дерем, женская рубаха у удмуртов.

Предыдущая страница Следующая страница