Народы и религии мира
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАЦ")

НАБОРНЫЙ ПОЯС

наборный пояс, пояс, украшенный накладными металлическими бляхами. Характерен для мужского костюма народов Кавказа, Передней и Средней Азии.

НАБОТ

набот, нават, варёный кристаллический сахар у народов Средней Азии.

НАГАРИ

нагари, см. Негри.

НАЗАРЕТСКАЯ БАПТИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Назаре́тская бапти́стская це́рковь, афрохристианская синкретическая пятидесятническая секта. Другое название - Назаретская церковь. Основана в 1906 (по другим данным - в 1910) в ЮАР Исайей Шембе после якобы имевших место неоднократных видений и 12-дневной успешной борьбы со злыми духами. Основатель секты утверждал, что после этой борьбы он получил дар исцеления и изгнания бесов.

Священной книгой секты считается Библия, однако она дополняется сочинениями основателя организации. Доктринальные положения Назаретской баптистской церкви синкретичны и содержат как элементы пятидесятничества (несмотря на название, секта не имеет никакого отношения к баптизму), так и местных традиционных верований. Основные христианские догматы в секте в значительной степени искажены и основной фигурой в Назаретской баптистской церкви считается её основатель Исайя Шембе, провозгласивший себя мессией. Как и большинство протестантских конфессий, секта отвергает почитание святых, икон и креста. Назаретская баптистская церковь считает допустимой полигинию (Исайя Шембе имел 4 жены). Активно пропагандируется и свойственная ряду афрохристианских сект идея о строительстве «священных поселений», первое и центральное из которых называется Экупхакамени.

Культовая практика секты состоит из молитвенных собраний, на которых поются песни и гимны, сочинённые основателем секты, а также проводятся ритуальные танцы в национальных одеждах. Кульминационным моментом собрания, как и в других пятидесятнических сектах, считается якобы происходящее схождение Святого Духа на одного из молящихся, выражающееся в судорожных припадках и так называемом говорении на иноязыках.

Общая численность последователей секты достигает 430 тыс. человек. По этнической принадлежности это представители южноафриканского народа зулу.

Р. А. Силантьев

НАЙ

най, 1) поперечная флейта с деревянным, бамбуковым или металлическим корпусом у народов Средней Азии; 2) многоствольный духовой музыкальный инструмент у молдаван и румын; состоит из 8—24 деревянных трубок разной длины.

НАКОСНИК

накосник, головное украшение, чехол для косы.

НАМДХАРИ

намдха́ри, сикхская секта. Создана в 1-й половине XIX в. в результате модернизации сикхизма, начавшейся при английском завоевании Индии. Намдхари требовали строгого соблюдения всех правил хальсы, возрождения своей религии и очищения её от индуистских влияний. Они выступали также за социальные реформы, праведную жизнь, честный труд, равенство и простоту образа жизни. С самого начала секта отличалась ярко выраженной антианглийской и антимусульманской направленностью. Намдхари первыми организовали бойкот английских товаров и начали проводить кампанию несотрудничества с английскими властями.

Борясь против кастовых предрассудков, намдхари не только устраивают совместные трапезы, но и принимают обращенцев из других каст и устраивают межкастовые браки. Традиционные дорогостоящие свадебные церемонии они заменили «браками радости» — простым обрядом массового бракосочетания со строгим запретом на приданое невесты. В быту намдхари отличаются скромностью, строгостью и простотой: носят домотканую белую одежду и белый тюрбан как символ чистоты в мыслях и поступках. Отличительный знак — шнур из белой шерсти с узелками.

Во главе секты стоит сатгуру, пользующийся непререкаемым авторитетом. Для ортодоксальных сикхов это недопустимо: для хальсы не может быть иного гуру, кроме священной книги Ади грантх. В результате намдхари находят сторонников лишь среди членов низших каст индийского общества.

М. Ф. Альбедиль

НАМИТКА

намитка, наметка, полотенчатый головной убор замужних женщин у украинцев и белорусов, повязываемый поверх чепца.

НАРОД

наро́д (в этническом смысле), см. Этническая группа.

НАРОДНОСТЬ

наро́дность, термин, широко употреблявшийся в советской науке и общественной практике в отношении этнических групп, не имевших своей государственности, в том числе в форме союзных и автономных республик в составе СССравни В эту категорию попадали все малочисленные народы СССР (примерно до 50 тыс. человек), не считавшиеся нациями. При исторической типологизации к народностям относили различные этнические общности, находящиеся на стадии развития между племенем и нацией (например, древнерусская народность, русская, украинская и белорусская народности). Часто фактически этим термином обозначалось имеющее общие культурные черты, в том числе иногда и общий язык, население в составе политических образований до индустриального периода. Для таких общностей характерны религиозный, клановый, региональный или сеньориально-династический типы идентичности (самосознания). В некоторых других странах (Китай, бывшая Югославия) им обозначались современные меньшинства этнические.

В. А. Тишков

НАРСКИЕ ШКОЛЫ

на́рские шко́лы, ранние школы японского буддизма, сложившиеся в VII—VIII вв. в Нара (столица Японии в 710—794) на базе вероучений, проникших из Китая: Санрон-сю (Школа трёх трактатов), Дзёдзицу-сю (Школа постижения истины), Куся-сю (Школа трактата Абхидхама-коша буддийского мыслителя Васубундху), Хоссо-сю (Школа Вид дхарм единичных сущностей), Риссю (Школа заповедей), Кэгон-сю (Школа сутры Аватамсака). Указанные школы представляли как хинаянистское, так и махаянистское направления в буддизме. Их философские и догматические положения оказали большое влияние на все школы собственно японского буддизма, став его органической частью. К настоящему времени как церковные организации сохранились лишь Хоссо, Риссю и Кэгон. Японская статистика включает в понятие нарские школы ещё три группы, в то или иное время выделившиеся из этих конфессий: Сингон Риссю (Школа заповедей истинных слов Будды), Сётоку-сю (Школа Сётоку — по имени принца Сётоку, 574—622, сыгравшего выдающуюся роль в распространении буддизма в Японии), Фудо-сю (Школа Фудо, по имени Фудо мёо, Акаланатха, одного из божеств — стражей буддийского закона). Влияние нарских школ на верующих невелико. Значение их ограничивается как их исторической ролью, так и тем, что они владеют самыми древними храмами в районе Нара, являющимися бесценными памятниками культуры: Хорюдзи (основание которого в 607 приписывается принцу Сётоку), Кофукудзи (678), Якусидзи (718), Тодайдзи (752), Тосёдайдзи (753), Сайдайдзи (765).

Г. Е. Светлов

НАРТЫ

нарты, сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири. Различаются косокопыльные нарты (с расходящимися книзу копыльями) — у народов Западной Сибири; дугокопыльные нарты (полозья соединены дугами, на вершины которых кладётся настил) — у народов Дальнего Востока; прямокопыльные, или восточносибирские нарты, сложившиеся у русского населения Сибири и заимствованные соседними народами. Особый тип нарт представляет однополозная саамская кережа.

НАЦИОНАЛИЗМ

национали́зм, доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы — гражданский, или государственный, и этнический. Гражданский национализм возник на основе представления о нации как согражданстве, обладающем общим самосознанием при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия. Эта форма национализма направлена на консолидацию гражданской нации, государственную экспансию или изоляционизм. В своих некрайних формах она близка к понятию патриотизма. Государственный национализм от имени доминирующей в государстве этнической группы принимает форму шовинизма и вызывает этническую дискриминацию и насильственную ассимиляцию представителей меньшинств этнических.

Этнический национализм (чаще просто национализм, или этнонационализм) понимает нацию как высшую форму этнической общности, обладающую исключительным правом на государственность. Этнический национализм сложился в условиях многоэтнических государств и получил широкое распространение с конца XIX века, особенно — по мере развития локальных культур и этнополитического партикуляризма — среди представителей недоминирующих этнических групп. В современную эпоху он может рассматриваться и как реакция на нивелирующее воздействие массовой культуры.

В конце XX века этнический национализм получил широкое распространение в странах бывшего коммунистического блока, где этнонационализм был элементом официальной идеологии так называемого социалистического федерализма. Кризис коммунистической идеологии и политическая либерализация превратили этнический национализм в наиболее доступную основу массовой мобилизации под лозунгами национального возрождения и самоопределения. Национализм играл важную роль в распаде многоэтнических государств с унитарной системой управления.

В зависимости от целей и форм проявления этнический национализм имеет культурный, экономический или политический характер. Культурный национализм, носителем которого обычно является интеллектуальная элита, направлен на сохранение целостности и самобытности этнической общности, развитие родного языка, образования, пропаганду исторических традиций. Он играет положительную роль, если не содержит элементов культурной изоляции, антимодернизационных установок и негативной направленности против культур и представителей других народов. Политический национализм направлен на достижение преимуществ для представителей одной группы в сфере власти и управления, государственной идеологии и символики и носит дискриминационный характер по отношению к другим группам, вплоть до изгнания иноэтнического населения или лишения его культурных и политических прав. Узурпируя государственные институты и идеологию в пользу так называемой "коренной" или "государствообразующей" нации, он смыкается с государственным национализмом. Радикальный политический национализм от имени меньшинств может обретать сепаратистский характер. Политический этнонационализм становится причиной наиболее затяжных и разрушительных конфликтов этнических (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня). Вооружённая сецессия не признаётся международным правом и осуждается мировой общественностью. В современном мире экстремистская форма этнического национализма рассматривается как одна из наиболее серьёзных угроз национальной безопасности государств и международной стабильности, как причина наиболее массовых нарушений прав человека.

В. А. Тишков

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ БАПТИСТОВ СВОБОДНОЙ ВОЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ АМЕРИКИ

Национа́льная бапти́стская конве́нция Аме́рики, вторая по численности афроамериканская баптистская организация США. Возникла в 1915, отделившись от Национальной баптистской конвенции США в результате внутренних раздоров в последней. Национальная баптистская конвенция США предъявила претензии к секретарю своего издательского совета Р. Г. Бойду, который фактически полностью контролировал издательство конвенции. Когда конвенция приняла поправку к своему уставу, которая подчёркивала вспомогательный характер всех советов, в том числе и издательского при конвенции, Р. Г. Бойд вывел издательство из состава Национальной баптистской конвенции США и организовал вокруг него новую афроамериканскую баптистскую организацию — Национальная баптистская конвенция Америки.

По вероучению, обрядности и организации Национальная баптистская конвенция Америки практически ничем не отличается от Национальной баптистской конвенции США.

Численность последователей Национальной баптистской конвенция Америки (вместе с детьми) — 4,3 млн. человек (около 2% населения страны). Наиболее высока доля приверженцев этой конвенции в некоторых южных штатах.

Национальная баптистская конвенция Америки ведёт миссионерскую работу в ряде африканских стран, а также на Ямайке и в Панаме.

П. И. Пучков

НАЦИОНАЛЬНАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ США

Национа́льная бапти́стская конве́нция США, наиболее значительная по числу своих членов организация афроамериканцев-баптистов в Соединённых Штатах.

Уже в первые годы появления баптистов в Северной Америке стали создаваться баптистские миссии для работы среди африканских рабов. В начале XVIII в. баптизм стал интенсивно проникать на Юг, причём число баптистов росло в южных колониях Англии в Северной Америке как среди белых, так и среди чёрных. Во второй половине XVIII в. в этих колониях начинают возникать первые афроамериканские церковные общины.

Несколько позже, в начале XIX в. стали создаваться самостоятельные афроамерbrfycrbt церковные общины и на севере недавно образовавшихся США, в частности в таких крупных городах, как Бостон, Нью-Йорк и Филадельфия. Бегство рабов на Средний Запад привело к появлению афроамериканских церковных общин и в этом регионе. Именно здесь были образованы первые афроамериканские баптистские объединения. Так, в 1836 в Огайо была создана Баптистская ассоциация Провидения и в 1838 в Иллинойсе — Ассоциация Вуд-Ривер.

После Гражданской войны был сделан ряд попыток создания афроамериканских баптистских объединений. Далеко не всем из этих попыток сопутствовал успех. Наиболее перспективной оказалась Баптистская конвенция иностранной миссии. Она была создана в городе Монтгомери в штате Алабама в 1880 и поставила в качестве одной из своих главных задач миссионерскую работу среди негров Африки. Однако вскоре эта организацияция превратилась в объединяющий центр для исповедующих баптизм афроамериканцев. По её инициативе в 1886 была создана Американская национальная баптистская конвенция. В 1893 была образована ещё одна организация — Баптистская национальная конвенция образования. Позже было принято решение о целесообразности объединения этих 3 и до того тесно связанных организаций, и в 1895 в городе Атланте в штате Джорджия это слияние было осуществлено.

В результате была создана Национальная баптистская конвенция США, ставшая мощнейшим объединением афроамериканцев-баптистов. Поскольку из 3 объединившихся организаций наибольший вес имела Баптистская конвенция иностранной миссии, время её создания — 1880 — обычно считается и датой основания объединённой организации — Национальной баптистской конвенции США.

Вероучение Национальной баптистской конвенции США фактически полностью заимствовано у «белых» баптистов (Смотри статью Южная баптистская конвенция).

Культовая же практика афроамериканских баптистов весьма специфична и существенно отличается от богослужебных традиций «белых» баптистов. В частности, молитвенные собрания проходят в обстановке большого эмоционального возбуждения.

Национальная баптистская конвенция США имеет, как и подавляющее большинство баптистских церквей, конгрегациональное устройство. Каждая входящая в неё община полностью самостоятельна в своих внутренних делах.

Численность сторонников Национальной баптистской конвенции США вместе с детьми — 9,4 млн. человек, что составляет около 4% всего населения США.

Национальная баптистская конвенция США представлена во всех штатах, однако наиболее высока её доля в населении южных штатов.

В 1915 в Национальной баптистской конвенции США произошёл раскол: часть её членов вышли из состава этой церковной организации и образовали Национальную баптистскую конвенцию Америки.

Национальная баптистская конвенция США ведёт большую миссионерскую работу (преимущественно в странах Африки).

П. И. Пучков

НАЦИОНАЛЬНАЯ МИССИОНЕРСКАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ АМЕРИКИ

Национа́льная миссионе́рская бапти́стская конве́нция Аме́рики, афроамериканская баптистская церковная организация США.

Создана в 1988 в результате раскола, происшедшего в Национальной баптистской конвенции Америки. Как и в 1915, когда Национальная баптистская конвенция Америки откололась от Национальной баптистской конвенции США, причиной конфликта был Национальный баптистский издательский совет, созданный в 90-х гг. XIX в. Ричардом Генри Бойдом (1843—1922).

После образования Национальной баптистской конвенции Америки между ней и этим издательским советом, которым владело семейство Бойдов и который стал заниматься также и преподавательской деятельностью, установились отношения тесного делового сотрудничества, однако совет сохранял финансовую независимость от конвенции, не отчитывался перед ней о своих доходах и не делился ими.

На протяжении многих лет такой порядок не встречал возражения со стороны конвенции, однако в 80-х гг. многие её члены стали требовать пересмотра отношений, сложившихся с издательским советом. Когда в 1988 на ежегодном собрании Национальной баптистской конвенции Америки большинство делегатов проголосовало за разрыв связей с издательским советом, несогласившееся с этим решением меньшинство провело через несколько месяцев в Далласе в штате Техас своё собрание, на котором была создана новая церковная организация, получившая название Национальная миссионерская баптистская конвенция Америки и сохранившая связи с издательским советом.

По вероучению, культу и организации Национальная миссионерская баптистская конвенция Америки практически не отличается от Национальной баптистской конвенции Америки.

Точное число сторонников новой конвенции пока неизвестно, однако можно предположить, что оно составляет (вместе с детьми) около 2 млн. человек.

П. И. Пучков

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

национа́льная поли́тика, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где термин "национальная политика" означает политику национальных, то есть государственных интересов) понятиям "этническая политика" (ethnic politics) или "политика в отношении меньшинств" (minority politics). Национальная политика в её позитивном значении составляет совокупность доктринальных установок, законодательных, управленческих, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительских и иных мер, обеспечивающих права и интересы граждан, основанные на их этнической принадлежности, а также близких им по культуре меньшинств этнических за рубежом. Все государства с многоэтническим населением стремятся регулировать эту сферу общественных отношений, так как от этого зависят их стабильность и целостность. Многие многоэтнические государства имеют официальные доктрины или формулы национальной политики (например, "единство в многообразии" в Индии, политика многокультурности в Канаде, политика аффирмативных акций в США, "из многих — один народ" в Ямайке, политика "расцвета и сближения наций" или "дружбы народов" в СССР и т. п.). Основным направлением национальной политики в демократич. государствах является поддержка самоорганизации и самообеспечения культурной деятельности этнических общин, развития местного самоуправления. Национальная политика отражается в государственно-административном устройстве (федерализм, автономия, самоуправляющиеся общины, резерваты), в интересах этнических групп могут приниматься особые избирательные системы и системы представительства, устанавливаться языковые и образовательные гарантии, особые права в использовании природных ресурсов и экономической деятельности, правовой плюрализм, учитывающий традиционные нормы и культурную специфику этнических групп. В ряде современных государств национальная политика носит недемократический характер и направлена на насильственную ассимиляцию культурно отличающихся групп. Это выражается в отказе от официального признания этнических меньшинств, в социальной дискриминации, сегрегации и апартеиде, запретах на использование родного языка и другие.гих культурных практик, особенно в сфере религии. Негативные последствия носит и национальная политика патерналистского типа, лишающая этнической общины источников и механизмов саморазвития, а их представителей — социальной мобильности и возможностей интеграции в основное общество (например, индейские резервации в США, интернатская система обучения аборигенных народов в арктических странах). В СССравни Китае, Югославии и др. национальная политика носила противоречивый характер: наряду с репрессиями в отношении многих этнических меньшинств и унитарным правлением существовала территориальная автономия разного уровня, стимулировалось развитие культуры, языка, образования "социалистических наций", предпринимались особые меры поддержки малочисленных народов Севера. В Российской Федерации национальная политика столкнулась с острыми проблемами переходного периода и последствиями распада СССравни ростом национализма, открытыми конфликтами этническими. Демократический характер российской национальной политики отражается в Конституции страны, Федеративном договоре 1992, законодательных актах, в том числе в принятом в 1996 законе о национально-культурной автономии. В 1996 принята государственная концепция национальной политики в Российской Федерации. Создано федеральное Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, специальные комитеты в обеих палатах Федерального собрания, особые структуры в органах власти и управления субъектов федерации. Имеются государственные программы поддержки развития языков и образования малочисленных народов Севера. Действует правительственная комиссия по поддержке соотечественников за рубежом. Вместе с тем государство не смогло найти должные ресурсы и методы для того, чтобы предотвратить многие кризисы, в том числе кровопролитную войну в Чечне.

В. А. Тишков

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИМИТИВНАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ США

Национа́льная примити́вная бапти́стская конве́нция США, одна из афроамериканских баптистских церквей США.

Создана в 1907 в городе Хантсвилле в Алабаме по инициативе старейшин конгрегаций чёрных примитивных баптистов — Кларенса Фрэнсиса Сэмса, Джорджа С.Кроуфорда, Джеймса Х.Кэри и др., призвавших к созданию национальной конвенции.

В своём вероучении Национальная примитивная баптистская конвенция США придерживается доктрины об абсолютном предопределении. Последователи конвенции верят в избрание Богом для спасения строго определённого числа людей.

Культ в конгрегациях Национальной примитивной баптистской конвенции США сходен с культом в других баптистских церквах. Наряду с обрядами крещения и хлебопреломления (причащения) совершается также обряд омовения ног.

Церковное устройство — конгрегациональное. В каждой общине имеется пастор (старейшина) и диакон или диаконица («мать»). Собрания конвенции происходят ежегодно. Следует отметить, что, пойдя на организацию национальной конвенции, примитивные баптисты фактически отступили от своего прежнего неприятия какой-либо централизации и особенно создания органов на национальном уровне: максимально, что ими ранее допускалось, — это организация ассоциаций, имеющих весьма ограниченные функции и объединяющих несколько соседних округов.

Штаб-квартира конвенции находится в городе Таллахасси — административном центре штата Флорида.

Численность сторонников Национальной примитивной баптистской конвенции США (вместе с детьми) — свыше 300 тыс. человек.

П. И. Пучков

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ ИСЛАНДИИ

Национа́льная це́рковь Исла́ндии, одна из лютеранских церквей. Другое её названия — Евангелическо-лютеранская церковь Исландии, Народная церковь.

Первыми поселенцами в Исландии были ирландские монахи-отшельники, прибывшие на необитаемый остров в 740. В 874 на остров приплыл норвежец Ингольвур Арнарсон вместе со своей семьёй. Этим было положено начало норвежской колонизации Исландии, которая продолжалась и в следующем X в. К 931, когда христианство начало широко распространяться на острове, на нём уже жило около 25 тыс. норвежских переселенцев и их потомков, из которых впоследствии сформировался исландский народ. В 1000 исландский парламент — альтинг объявил христианство государственной религией. К тому времени оно уже занимало в Исландии преобладающее положение, хотя в стране ещё в течение столетия и оставалось много язычников. Реформационное движение началось в Исландии в 1544, а в 1550 по указанию датского короля Кристиана III (Исландия находилась тогда в зависимости от Дании) лютеранская церковь получила государственный статус, который сохраняет вплоть до наст. времени.

Вероучение и богослужебная практика Национальной церкви Исландии близки к принятым в лютеранских церквах других стран, особенно Дании (см. Лютеранство). Главой Национальной церкви Исландии считается президент страны, церковное законодательство находится в компетенции парламента. В правительстве Исландии есть Министерство по делам юстиции и церкви, которое ведает церковными делами страны. Национальная церковь Исландии находится на финансовом обеспечении государства. Клир Национальной церкви Исландии возглавляется епископом, избираемым духовенством, однако назначаемым на свой пост правительством.

Численность приверженцев Национальной церкв Исландии 237 тыс. человек (94% населения страны).

П. И. Пучков

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

национа́льность, термин, употребляющийся в русском языке в двух значениях: 1) для обозначения этнической принадлежности (например, в переписях населения) и 2) как синоним понятий народ и этническая группа. В мировой практике чаще употребляется как синоним гражданства, то есть нации.

В. А. Тишков

НАЦИЯ

на́ция (лат. natio), термин, обозначающий совокупность граждан одного государства. Отсюда понятия: "национальная" экономика, законодательство, армия, интерес, символика и прочее, а также английские "international relations, treaties, security, law" и пр., которые обычно переводятся на русский язык как "международные" или "межгосударственные" отношения, договоры, безопасность, право. Члены нации отличаются общегражданским самосознанием, чувством общих исторической судьбы и культурного наследия, многими общими элементами материальной и духовной культуры, а во многих случаях — и общностью языка. Понятие гражданской, или политической, нации утвердилось в Европе в эпоху Французской революции 18 века (в средние века нациями назывались земляческие сообщества) как суверенное гражданское сообщество, противостоявшее феодальным, династическим и религиозным образованиям. В государствах Нового времени вместе с утверждением единого управления, рынка и массового образования распространялись культурно-языковое единообразие вместо локального своеобразия или наряду с ним, общие гражданские нормы и общая идентичность. Так возникли нации в Европе и в регионах переселенческих колоний в Америке, Австралии, Новой Зеландии. В Азии и Африке понятие нация было заимствовано из Европы, особенно в ходе деколонизации и образования современных государств в XX веке.

Гражданские нации были и остаются многоэтническими образованиями (за исключением небольших островных государств) с разной степенью культурной и политической консолидации. Некоторые из них включают десятки и сотни этнических общностей (например, индийская, нигерийская, малазийская, китайская, мексиканская, испанская, американская, канадская, швейцарская и другие.гие нации). В последние десятилетия за счёт иммиграции увеличилось этническое многообразие европейских наций (британской, французской, германской, итальянской и другие.гих). Этнические, региональные и религиозные различия внутри нации могут вызывать кризисы и конфликты вплоть до раскола нации на новые национальные образования.

Распространено также понимание нации как этнической группы — культурной нации или этно-нации, исторически устойчивой социально-экономической и культурной общности людей. Стремление к её политическому обособлению составляет основу этнонационализма (см. Национализм). Понятие этнической нации имеет истоки в идеологии австро-марксизма и восточно-европейской социал-демократии и распространилось в XX веке в процессе распада Австро-Венгерской, Османской и Российской империй. После 1-й мировой войны на основе доктрины национального самоопределения были образованы многоэтнические государства Восточной Европы, а также СССравни включавший национально-политические образования разного уровня. За время существования СССР произошло конструирование советских наций на основе "национально-государственного строительства" и за счёт упразднения или ослабления прежних локальных, языковых, религиозных и другие.гих различий. Однако существовала и общероссийская (общесоветская) идентичность. Таким образом, этнические общности (народы) назывались "нациями", а фактически существовавшая политическая нация называлась "советским народом". Этнонационализм стал одной из важных причин распада СССравни он же представляет угрозу гражданскому строительству в постсоветских государствах. Ряд новых государств осознают необходимость перехода к понятию политической нации, которое начинает утверждаться наряду или вместо понятия этнической нации.

Сосуществование двух понятий нации имеет место во многих странах: государство предпочитает использовать понятие политической нации как мощного средства консолидации согражданства, в то время как лидеры и активисты этнических общностей используют понятие культурной нации как средство защиты своих интересов и политической мобилизации. Многозначное использование понятия нация становится нормой в современной науке и политике.

В. А. Тишков

НАЦИЯ ИСЛАМА

На́ция исла́ма, одно из течений внутри движения чёрных мусульман. Его возникновение связано с именем американского негра Элиа Мухаммеда, объявившего, что он назначен представителем некоего Фарда Мухаммеда, назвавшегося Аллахом на Земле. Позже созданная Элиа Мухаммедом секта разделилась на несколько групп, каждая из которых именует себя Нацией ислама

Священной книгой Нации ислама является Коран, который дополняется сочинениями идеологов секты. В этих сочинениях утверждается, что только чёрные являются возлюбленным Аллахом народом и только они могут быть истинными мусульманами. Белые же, согласно взглядам сектантов, были искусственно созданы 6 тыс. лет назад сумасшедшим учёным Якубом, однако из-за попущения Аллаха им было позволено царствовать на Земле вплоть до начала XX в. В 1913 этот период закончился, и, согласно вероучению Нации ислама, XX в. должен стать веком Нации ислама Вся история интерпретируется в сектах с позиции «расизма наоборот», и большинство видных деятелей ислама объявлены неграми. В Нации ислама весьма высок авторитет её основателя, почитаемого практически наравне с Мухаммедом.

Отношение к другим религиям, особенно к христианству, в сектах крайне враждебное. Таково же и отношение к белой расе, все представители которой называются не иначе как «белыми тварями» или «кавказскими дьяволами» (белая, или европеоидная, раса обычно называется в англоязычной литературе кавказоидной).

Собрания в сектах проводятся по пятницам, на них совершается совместная молитва, читаются Коран и сочинения апологетов секты. Всем вступившим в Нацию ислама прежние имена заменяют на арабские. Членов сект отличает высокая политическая активность — они неоднократно организовывали так называемые «марши на Вашингтон». Практически все приверженцы Нации ислама сосредоточены в США, где их численность достигает 1 млн. человек.

Р. А. Силантьев

Предыдущая страница Следующая страница