Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Ш"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

Шабат

Шабат (Shabbat, Sabbath, иврит - отдых), в иудаизме свящ. день недели, начинающийся вечером в пятницу и заканчивающийся с заходом солнца в субботу; в это время, согласно Четвертой заповеди, запрещена любая работа (либеральный иудаизм допускает исключения). В ортодоксальном иудаизме этот запрет распространяется на любые действия, напр., нельзя готовить пищу, переносить что-либо в руках, зажигать огонь. Ш. отмечается преимущ. дома, хотя посещение синагоги в пятницу и субботу поощряется. Вечером первого дня мать семейства зажигает и благословляет свечи во время соответствующей трапезы, отец благословляет два хлеба, т.н. халы. Над чашей вина произносится молитва кидуш (освящение), после чего хлеб преломляют, посыпают солью и съедают. В конце трапезы читается заключительная молитва авдала (различение), воздающая благодарность Богу за разделение свящ. и мирского.

Шакти

Шакти (Shakti, санскрит - сила, энергия), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги; имя Великой Богини, или Деви, - одного из самых значит, монотеистических божеств индуистского культа; в Индии она повсеместно почитается народом как богиня-мать. Ш. является супругой Шивы, но ей поклоняются отдельно. В своей благодетельной ипостаси она известна как Ума, Парвати, а в грозном облике разрушительницы предстает под именами Кали или Дурга (Дурга-пуджа). Ш. нередко отождествляется с Лакшми, богиней богатства и удачи, супругой Вишну. В шактизме почитается женское начало; наряду с вишнуизмом и шиваизмом он представляет собой одну из трех осн. форм индуизма.

Шаманизм (шаманство)

Шаманизм (шаманство) (shamanism), вид религ. обрядности, основанный на представлении об общении служителей культа - шаманов - со сверхъестественными силами. Слово шаман пришло из эвенкийского яз., но применяется к широкому кругу аналогичных явлений в Африке, Азии, Сев. и Юж. Америке. Шаманы, как правило мужчины, соединяют религ. функции с целительством, в основе их авторитета лежит личный религ. опыт (в частности, одержимость духами), а не офиц. статус. Полагают, что установить контакт с миром духов шаману помогают галлюциногенные снадобья, приводящие его в экстатическое состояние. Шаманы часто почитаются как носители высшей мудрости и знания, способные и навести, и устранить порчу.

Шантаж

Шантаж (blackmail), преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, расправы с близкими, разглашения позорящих, часто сфабрикованных, сведений с целью получения личной выгоды. Согласно закону, необходимым условием для квалификации деяния в кач-ве Ш. является преследование эконом., а не к.-л. иных выгод, поскольку данное преступление связано с вторжением в сферу именно таких интересов.

Шариат

Шариат (shanah, араб. - букв, надлежащий путь), свод правовых норм, принципов и правил, провозглашенных исламом, вечный и неизменный плод божест322 венных установлений. Ш. - это образ жизни, предписанный мусульманам Кораном, хадисами и религ. авторитетами. Осн. проблемы Ш. разрабатываются фикхом - теорией мусульм. права, созданной четырьмя ортодоксальными школами суннитского ислама, имамом Джафаром ас-Садиком (ок. 700-765 гг.), а также имамами шиитского толка. Иногда Ш. прямо отождествляется с фикхом. Хотя Ш. не имеет кодификации, подобной законодат. системам Запада, его кн. во мн. выполняют роль сборников законов. Нормативные решения, основанные на фикхе и называемые фетвой, выносятся муфтиями - высшими религ. авторитетами, наделенными этим правом. Правила Ш., к-рый считается богооткровенным свящ. законом, можно разделить на две осн. части: обязанности по отношению к Богу, суммированные в Пяти столпах ислама, и обязанности по отношению к ближним, включая уголовное, торг, и семейное право. В религ. отношении все человеческие действия классифицируются на обязательные (в этой области упущение наказуемо), заслуживающие похвалы, безразл., достойные порицания и запретные (грех). Каждая школа права выделяет разные виды действия сообразно процедурным потребностям. С давних времен мусульм. правители дополняли Ш. светскими законами, основанными на обычном праве и отражавшими текущие полит, события. Начавшиеся с 19 в. европеизация и колонизация привели к введению во мн. исламских странах зап. гражд., торг, и уголовного кодексов - напр., в 1850 г. в Османской империи был принят основанный на франц. законодательстве торг, кодекс, реализация к-рого потребовала новой судебной системы. К сер. 20 в. в большинстве стран с преобладающим или частично мусульм. нас. Ш. применялся только в области семейных отношений, а шариатские суды были формально упразднены и установлена единая система судопроиз-ва. Тем не менее лишь в Турции, Албании и быв. советских республиках с преобладающим мусульм. нас. Ш. удалось полностью упразднить. Мн. мусульм. страны сохранили смешанную систему законодательства. Напр., составленный в 1949 г. в Египте гражд. кодекс, сочетающий ислам, право и зап. законодательство, впоследствии приняли Сирия и Ливия. В Иране и Саудовской Аравии Ш. лежит в основе офиц. законодательства и спец. религ. учреждения следят за точным исполнением законов во всех областях. Вопрос о повторном, полном или частичном введении Ш. (как напр., в Иране и Судане) является весьма насущным для мн. мусульм. стран и нередко вызывает горячие споры между исламскими фундаменталистами (исламский фундаментализм) и ислам, модернистами (исламский модернизм). Пакистан в 1991 г. объявил о планах утверждения Ш. как высшего закона страны, а в Алжире в нач. 1992 г. власти запретили прошариатский Исламский фронт спасения. Победа в фев. 2000 г. на выборах в Иране сторонников президента Хатами может повлечь за собой либерализацию об-ва.

Шахматы

Шахматы (chess), наиб, известная из всех настольных игр, архетип игр-сражений на спец. доске или столе. Два партнера - один играет белыми фигурами, др. - черными - сидят с противоположных сторон 64-клеточной (8 х 8) доски. В распоряжении каждого игрока имеются восемь фигур и восемь пешек, расставленных перед началом партии по опред. местам. В первом ряду (ближайшем к краю доски) слева направо располагаются: ладья (крепость), рыцарь, епископ, королева, король, епископ, рыцарь, ладья (по-русски их принято называть соответственно - ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья). Второй ряд занимают пешки. Каждой фигурой или пешкой можно ходить только опред. для них способом. Цель игры: взять в плен короля противника (поставить мат). Квалифицированные игроки разыгрывают партию, как правило, в три этапа: начало (дебют), середина и финал (эндшпиль). Правила игры утверждаются Международной шахматной федерацией (ФИДЕ), организующей междунар. соревнования, в т.ч. мировые чемпионаты.

Шива

Шива (Shiva, санскрит - приносящий счастье), один из верховных богов в индуистской мифологии. Почитается в неск. противоположных ипостасях, сочетание крых подчеркивает его непостижимую запредельность, выступает и как благодетель, и как символ чувственности, изображаемый в виде линги-фаллоса, и как аскет, медитирующий в Гималаях. Многоликий Ш. - грозный бог разрушения и смерти; в ипостаси Натараджи, четырехрукого царя танца, он попирает силы невежества и хаоса, поддерживая равновесие мироздания. Супруга Ш. - Шакти, предстает под именами Парвати, Дурга (Дурга-пуджа) или Кали. Культ Ш., шиваизм, наряду с вишнуизмом и шактизмом - одна из трех осн. форм индуизма.

Шизофрения

Шизофрения (schizophrenia), психич. заболевание, характеризуемое нарушением функций мышления, сознания и поведения, а также связей между ними. Симптомы крайней формы Ш. - мании, галлюцинации, напр., слуховые, и странное, эксцентричное поведение. Мн. из тех, кто испытал острый приступ Ш., успешно излечиваются; но если болезнь становится хронической, душевные муки делают одних больных апатичными и замкнутыми, др. - непредсказуемыми, требовательными и порой агрессивными. У больных Ш. высок риск самоубийства. Исследования ВОЗ показали, что в мире прибл. один человек из ста хотя бы раз в жизни испытал приступ Ш. Причины заболевания неизвестны, но ученые полагают, что она возникает из-за нарушения биохим. баланса в мозге, вызванного стрессом, гормональными изменениями или к.-л. др. факторами, если у человека есть предрасположенность, в т.ч. и наследственная. Теория (некогда широко распространенная), что Ш. вызывается неправильным воспитанием, не подтверждается. Лекарственная терапия позволяет влиять на течение болезни, но не излечивает ее полностью и, кроме того, дает серьезные побочные эффекты. ВОЗ выявила, что процент избавившихся от Ш. в развивающихся странах выше, чем в индустриальных; возможно, выздоровлению способствует большая семья, где всегда есть кому прийти на помощь. Если болезнь оказывает сильное дестабилизирующее воздействие, необходимо длительное лечение в стационаре и поддержка об-ва. Однако и то и др. может оказаться недостаточно эффективным ввиду отсутствия необходимых ср-в в развивающихся странах и тенденции к сокращению числа спец. леч. учреждений в промышленно развитых.

Шииты

Шииты (ShII, ShIite, от араб, шаа - присоединяться к кому-либо), члены разл. течений и сект, признающих Али и его потомков единственно законными преемниками Мухаммеда, составляют ок. 1/5 всех мусульман. Большинство Ш. живут в Иране (где шиизм является гос. религией). Юж. Ираке, отд. р-нах Йемена, а также в Сирии, Ливане, Вост. Африке, Сев. Индии и Пакистане. От мусульман-суннитов отличаются в первую очередь тем. что убеждены в преемственности власти имамов, единств, авторитетных толкователей сунны - кодекса правил, основанного на Коране и хадисах. Страдания Хусейна и его мученическая смерть в Кербеле, а также милленаристские ожидания (милленаризм) будущего имама, или махди, ныне скрытого от всех, - осн. темы шиитских преданий. Существуют сотни разл. шиитских сект, самые крупные - исмаилиты (двунадесятники, ожидающие возвращения 12-го имама).

Шифр

Шифр (cipher), вид кода, основанный на передаче букв алфавита; используется в разведке, дипломатии и др. областях для защиты информации от непосвященных людей. Послания в виде криптограммы расшифровываются с помощью опрсд. схем, называемых алгоритмами, причем такую расшифровку может выполнить только тот, кто имеет ключ к данному алгоритму.

Школьная система образования

Школьная система образования (school system), система обучения, ее законы и принципы, составляющие офиц. образование в стране. Большинство школ мира организованы по образцу системы, принятой в развитых странах Запада. Параллельно с гос. школами, где обучаются 9 из 10 детей, во мн. странах существует система независимого образования. Как правило, мальчики и девочки учатся вместе, но в мусульм. странах возрастает числ. традиц. школ с раздельным обучением. Иногда управление системой образования сильно централизовано, как в Японии или быв. СССР. В США и Австралии школы находятся в ведении властей штатов. Швейцарцы говорят, что у них столько же Ш.с.о., сколько кантонов. В нек-рых странах, напр., в Великобритании и США, школьники учатся непрерывно, последовательно проходя все этапы обязательного обучения. Если кол-во мест в ср. школе ограничено (как в большинстве развивающихся стран), зачисление проводится на основе экзаменов. В нек-рых странах дети учатся только половину школьного дня. В нач. школе (началъное образование) развитых стран детей учат азам грамотности и счету, в ср. школе (среднее образование) на протяжении трех лет дети прибл. с 11-летнего возраста специализируются в науч. дисциплинах или иск-вах, но могут получить и навыки к.-л. профессии. Успешная сдача экзаменов по окончании ср. школы позволяет им продолжить образование в высшей школе (высшее образование). На каждом этапе обучения часть детей отчисляется -- из-за необходимости работать, нехватки денег в семье, нежелания учиться или недостаточного кол-ва школ.

Шона

Шона (Shona), народ группы банту в Зимбабве (5,9 млн. чел.) и Мозамбике (1,7 млн. чел.). Традиционно III. выращивают кукурузу, просо и сорго; кр. рог. скот обеспечивает их молоком, а также служит лоболой, платой при заключении брака (приданое). После того как в кон. 19 в. в Зимбабве появились поселения белых, TIT., согнанные со своих земель, постепенно оказались на рынке труда. В борьбе против колониализма присоединились к племени ндебеле, но в независимом Зимбабве Ш. сейчас преобладают. Традиц. вражда между двумя племенами постоянно провоцирует межэтнич.столкновения.

Шопенгауэр Артур

Шопенгауэр Артур (Schopenhauer, Arthur) (1788- 1860), нем. философ. В осн. работе Мир как воля и представление (т. 1-2, 1819-44) Ш. исходит из идеалистической метафизики (идеализм) Канта, в частности его тезиса о внеш. мире как конструкции нашего рассудка и в этом смысле - представления. Вместе с тем Ш. отрицал непознаваемость мира (как вещи в себе) и отождествлял его с волей. Воля, утверждал Ш. представляет собой слепую стихию, бесцельную и неупорядоченную. Освобождение от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается, по Ш., в состоянии, близком к буд. нирване. Пессимистическая философия Ш. получила распространение в Европе со второй половины 19 в.

Шотландское право

Шотландское право (Scots law), действует в Шотландии, его сторонники стремятся противостоять англ, праву в рамках правовой системы Великобритании. В феод, период (11-13 вв.) Ш.п. испытало сильное влияние англосаксонского и норманнского права, но позднее, в 14-16 вв., полит, и культурный союз Шотландии с Францией открыл шотл. студентам возможность изучать юриспруденцию в ун-тах континентальной Европы. На родину они возвращались со знанием основ римского права. Несмотря на объединение двух королевств в 1603 г. и парламентов в 1707 г., щотл. правовая система, судебное и процессуальное законодательства сохранили относит, самостоятельность. Ш.п. достаточно систематизировано и, подобно мн. др. системам  гражданского права, построено на общих принципах (обязательственное право), а не,на прецедентном праве. Низшая судебная инстанция в Шотландии - судья-шериф графства, к-рый рассматривает как гражд., так и уголовные дела. Обязанности гос. обвинителя исполняет местный Прокурор. Лорд-адвокат, или генеральный прокурор по делам Шотландии, - гл. лицо в шотл. правовой системе. В Шотландии существуют также Высший уголовный суд. Гл. судебной инстанцией, разбирающей гражд. дела, является палата лордов, заседающая в Лондоне и состоящая из трех англ, и двух шотл. судей. Этот факт, а также возросшее число законов, издаваемых Вестминстерским парламентом, где преобладают англичане, говорят о значит, англ, влиянии на Ш.п. Этой тенденции пытаются противостоять мн. шотл. юристы.

Штейнер Рудольф

Штейнер Рудольф (Steiner, Rudolph) (1861-1925), австр.-нем. философ, мистик, идеи к-рого легли в основу ряда практич. проектов в области с.х., медицины и образования. Будучи основоположником антропософии (мистических религ. взглядов на базе теософии), ставящей целью пробуждение скрытых духовных сил человека, Ш. стремился гармонически соединить духовный, творческий, интеллектуальный и эконом, аспекты жизни, подчеркнуть единство человека и мира. Его новаторские идеи в области экологии породили т.н. биодинамическое движение, отстаивающее принципы экологически чистого земледелия. Врачи-антропософы (являющиеся также высококвалифицированными медиками в традиц. смысле) поддерживают физ. и духовное состояние пациентов с помощью приобщения к иск-ву движения, ритмического массажа и спец. терапевт, методик. В мире насчитывается 400 штейнерианских школ, целью к-рых является естественное воспитание детей. Идеи Ш. лежат в основе системы Кэмпхилл - сети школ, мастерских и поселков для умственно отсталых детей (умственная отсталость) и взрослых - все должны иметь возможность приносить пользу об-ву, жить полной жизнью и получать от нее радость. В поселках для взрослых пациенты и обслуживающий персонал живут как одна семья и во мн. случаях обеспечивают себя всем необходимым благодаря собственным фермам, пекарням и разл. мастерским.

Шумпетер Йозеф

Шумпетер Йозеф (Schumpeter, Joseph) (1883-1950), австр. экономист и социолог. Будучи известным представителем австр. эконом, школы, он интересовался не столько конкретными вопросами экономики, сколько долгосрочными прогнозами эконом, перемен. В кн. Капитализм, социализм и демократия (1942) Ш. предсказал, что именно успех капитализма приведет к его закату. Автор концепции эконом, динамики, он утверждал, что эконом, предприятия будут укрупняться, конкуренция уступит место олигополии и монополии и поле деят-ти для индивидуального предпринимателя будет все больше сужаться. Неизбежным (хотя и нежелательным) итогом этого процесса станет форма социализма, при к-ром эконом, решения будут приниматься в централизованном порядке бюрократическими методами. Ш. выдвинул также теорию демократии как полит, метода, с помощью к-рого лидеры получают голоса избирателей в ходе конкурентной борьбы. Эту теорию он противопоставлял традиц. взгляду на демокр. решения, якобы отражающие волю народа, что, по его мнению, является абсолютно нереалистической оценкой полит, возможностей простых граждан.

Шуньята

Шуньята (shunyata, санскрит - пустота, лишенность), центр, понятие философии буддизма ваджраяны и махаяны, трактуемое как относительность, условность, временность бытия. Махаяна рассматривает это понятие как основополагающую истину (дхарма), на к-рой покоятся все др. истины. Оно определяет первичные элементы бытия, включая понятие пустоты (абс.). Пустота - это логически закономерное состояние действительности, поскольку (как считали сторонники этого мнения) можно доказать, что любая конкретная вещь является не тем, за что ее принимают. Согласно тхераваде, действительность напоминает пустой сосуд (антитеза наполненности), а в махаяне нет даже сосуда. Концепция махаяны получила дальнейшее развитие в филос. традиции мадхьямики, утверждавшей, что все притязания на знание беспочвенны, все утверждения можно свести к их противоположности и никакое действие не способно достичь своей цели. Эти утверждения, конечно же, подрывают свою собственную основу, но столь парадоксальная и самопротиворечивая скептическая позиция позволяет обнаружить тщетность всех слов и понятий, увидеть, что воля и познание в конечном счете не являются реальностью: они - шунья, т.е. лишены значения и смысла. Осознание всего этого приводит к нирване (освобождению).

Предыдущая страница Следующая страница