Народы и культуры. Оксфордская энциклопедия
Статьи на букву "Я"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Яванский язык

Яванский язык (Javanese), см. Австронезийские языки.

Ядерная стратегия

Ядерная стратегия (nuclear strategy), полит, и стратег, аспекты ядерного вооружения, в т.ч. проблемы ядерного сдерживания. С 1949 г., когда СССР стал обладателем ядерного оружия, мир волновало, каким образом - в контексте холодной войны ( Восток- Запад, отношения) - противоборствующие стороны, добиваясь полит, преимущества, будут одновременно проводить политику гонки вооружений и разрабатывать меры предотвращения реальной опасности ядерной войны. Чтобы ядерное сдерживание было действенным, угроза ответного удара должна быть правдоподобной. Концепция расширенного сдерживания включает возможность нанесения ответного удара в защиту союзника, как в случае обязательства США защитить Европу. Сдерживание предусматривает не только внесение ясности в намерение использовать в случае необходимости ядерное оружие, но и сохранение способности его применения - отсюда эскалация гонки ядерных вооружений обеими сторонами. Еще одним приемом является т.н. стратег, триада: развертывание ядерных систем в трех средах - на суше, море и в воздухе - для гарантии потерпевшей стороной ответить (гарантированная способность нанесения ответного удара) в случае нанесения противником первого удара (т.е. в случае упреждающего удара). Я.с. включает также контроль за вооружениями и сохранение ядерного баланса сторон.

Ядерное оружие

Ядерное оружие (nuclear weapons), взрывное устр-во, разрушительная сила к-рого образуется благодаря внутриядерной энергии, выделяющейся в резте ядерного расщепления или ядерного синтеза. Ок. половины разрушительной силы обычной ядерной бомбы приходится на момент взрыва и ударную волну, а остальная часть - на тепловое излучение и радиацию. Ядерными бомбами оснащали авиацию, но в 1950-х гг. были созданы баллистические ракеты дальнего радиуса действия, способные покрывать расстояние в неск. тысяч километров. Появились также ракеты ср. дальности и тактические ракеты. Крылатая ракета, приводимая в действие реактивным двигателем, способна с большой точностью поражать цели благодаря компьютерной системе наведения. Поскольку Я.о. является оружием массового поражения, а последствия мировой ядерной войны губительны для окруж. среды и жизни на Земле, поэтому его распространение контролируется (вооруженные силы) и регламентируется целой системой междунар. договоров. В основе ядерной стратегии лежат не планы использования Я.о., а политика сдерживания и сохранения баланса сил.

Язык

Язык (language), ср-во человеческого общения, устного или письменного, состоящее в использовании слов в опред. порядке. Ученые-языковеды (языкознание) предлагают разл. концепции Я. Напр., Соссюр рассматривал Я. как используемую для общения произвольную и условную систему знаков, в то время как для Хомского Я. - система правил и принципов, сонотариусов и составителей держащихся в уме говорящего. Я. является важнейшим ср-вом сохранения культуры. Напр., изучение словесных табу, обычно выражаемых только ритуальной лексикой или эвфемизмами, позволяет установить систему ценностей и верований данного об-ва. Я. имеет также важные полит, аспекты: он может, напр., служить осн. признаком нац. идентификации этнич. меньшинств, чья самобытность или существование находятся под угрозой, или выражать принадлежность к опред. группе или классу (диалект, жаргон). Если в Я. отсутствует норма или его местные диалекты не связаны с установленной нормой, то определить границу между ними часто бывает практически невозможно. Напр., диалекты исп., франц. и итал. Я. образуют языковой континуум, и провести между ними языковые границы, как правило, весьма трудно. Да и сами нормативные Я., напр., дат., швед, и норв., бывают вполне взаимопонятны. Способность человека усваивать и применять Я. - важнейшая черта, отличающая его от животных.

Язык жестов

Язык жестов (signing), особая лингвистическая система, используемая глухими. Это система знаков, подаваемых с помощью рук и движений. Ее грамматика (правила подачи знаков и структура предложений) и выразительность не уступают по сложности разговорным яз. Я.ж. имеет свои диалекты, претерпевает лингвистические изменения и является для нек-рых родным яз. Среди ми. разл., взаимонепонятных Я.ж. самый распространенный - амер. знаковый яз. (ASL). Пальцевый спеллинг и имитация речи для чтения по губам представляют альтернативные формы Я.ж., крые паразитируют на зависимости от разговорного яз.

Языков классификация

Языков классификация (languages, classification of), одна из осн. задач языкознания, к-рое обычно исходит из разделения языков на естественные, используемые людьми в кач-ве разговорной речи, и искусств., напр., языки программирования или логики. Существует две осн. классификации естественных яз.: генетическая и формальная (типологическая). Первая базируется на понятии языкового родства. Напр., большинство языков Европы и Сев. Индии, включая англ., валлийский, итал., нем., рус., франц. и хинди, относятся к индоевропейским языкам, поскольку доказано, что они происходят из одного общего источника. Подобным же образом араб., иврит и мальтийский яз. классифицируются как семитские языки. Формальная классификация группирует языки по принципу грамматического (грамматика) сходства - независимо от степени их родства. В свое время было принято классифицировать языки по особенностям моделей их словообразования. Позже была разработана классификация по расположению осн. членов предложения: подлежащего, сказуемого и дополнения. Англ. яз. имеет, напр., след, структуру предложения: подлежащее-сказуемое-дополнение. В предложении Джон любит Мэри Джон - подлежащее, любит - сказуемое, а Мэри - дополнение. В тур. яз. иной порядок: подлежащее-дополнение-сказуемое, а в валлийском: сказуемое-подлежащее-дополнение. Иногда Я.к. проводят в зависимости от порядка слов в предложении - фиксированного или свободного.

Языковое развитие

Языковое развитие (language development), усвоение детьми родного яз. При всей сложности речи даже самые маленькие дети легко овладевают ею. Ребенок должен научиться произносить звуки (фонология), усвоить правила их соединения в слова и предложения (грамматика, синтаксис), понять значения слов (семантика) и тот способ, каким люди используют язык в разговоре. Согласно бихевиористской теории Скиннера, речь усваивается благодаря поощрению за ее правильное воспроизведение. Эта теория, правда, не объясняет, почему дети всегда изобретают свои собственные, грамматически неправильные выражения, даже без всякого внеш. стимула. Порождающая (генеративная) теория Хомского утверждает, что люди обладают врожденной, присущей только им способностью к усвоению языка. Существуют весьма веские основания для отнесения речевых функций к левому полушарию головного мозга. Когнитивный подход к определению Я.р. выделяет прежде всего роль общих интеллектуальных способностей. Напр., язык младенца преимущ. отражает представления о субъектах и объектах действия, а не об особых грамматических категориях языка. Каждая теория дает объяснение опред. стороны Я.р., но ни одна из них пока не объяснила этот процесс в целом.

Языкознание (лингвистика)

Языкознание (лингвистика) (linguistics), наука об общих законах строения и функционирования естественного человеческого языка вообще и всех языков мира как конкретных его представителей. Гл. направление совр. Я. - изучение языков как формальных систем методами грамматики, фонологии и семантики. Я. также изучает способы восприятия и формирования речи (психолингвистика), социальную природу языка и его обществ, функции (социолингвистика). Совр. Я. в осн. синхронично (т.е. изучает язык данного временного этапа), хотя ведутся диахронические исследования (изучение изменений языка во времени). Различается также теоретич., или дескриптивное, Я., изучающее язык в общем плане, и прикладное Я., крое занимается применением этого знания в разл. областях, напр., в преподавании. Предмет сравнительно-историч. Я. - генетически связанные языки и их взаимоотношение.

Яномано

Яномано (Yanomano), многочисл. племя амазонских индейцев, обитающих в лесах на границе Бразилии и Венесуэлы. Традиц. занятие - подсечно-огневое земледелие (маис и маниок). Живут в деревнях, насчитывающих до 20 семей и находящихся в состоянии непрерывной междоусобицы. Сохраняют традиц. верования - смесь шаманизма с поклонением духам, в частности вызывающими болезни духам растений. Осн. форма социальной жизни Я. - союзы, мн. из крых основаны на родственных связях (родство) экзогамных (с браками вне группы) патрилинейных групп. Как и все индейцы Амазонии, Я. страдают от гибели экваториальных лесов и др. последствий человеческой деят-ти, напр., добычи золота.

Японский язык

Японский язык (Japanese language), язык, на к-ром говорят 121,5 млн. жителей в Японии. Его родство с др. яз. точно не установлено, хотя этот вопрос давно и широко дискутируется. Не исключена версия отдаленного родства Я.я. с корейским, хотя мн. ученые в наст, время склонны связывать его с алтайской семьей (алтайские языки). В Я.я. существуют многочисл. местные диалекты, причем нек-рые из них взаимонепонятны. Фактически же все японцы говорят на общем нормативном яз., основанном на токийском диалекте, - офиц. яз. страны. Первые сведения о Я.я., записанном кит. иероглифами, восходят к 8 в. н.э. Совр. Я.я. записывается смешанным письмом - канджи, в к-ром сочетаются более 2 тыс. заимствованных из кит. яз. иероглифов и слоговые знаки кана (рез-т графически измененных иероглифов). Наибольшее распространение получили две системы каны - хирагана и катакана: первая используется для собственно яп. слов, вторая - гл.об. для новых, заимствованных слов. Влияние кит. яз. на Я.я. трудно переоценить: ок. 60% яп. лексики является кит. заимствованиями. В 20 в. происходили заимствования и из европ. яз., прежде всего англ.

Японское общество

Японское общество (Japanese society). Отличительной особенностью Японии является однородность ее нас. Благодаря геогр. положению страна развивалась обособленно, и эта тенденция изоляции от внешн. мира поощрялась гос. политикой на протяжении 17- 19 вв. Чувство своего и чужого до сих пор сильно развито у японцев. Напр., чужим в Японии считается проживающее там корейское меньшинство (занимающееся неквалифицированным трудом), к-рое хотя и обладает по закону равными с японцами правами, но испытывает тем не менее социальный дискомфорт; чужими в Японии называют также всех иностранцев. Языковая изолированность затрудняет междунар. контакты Японии даже теперь, когда эконом, успех вывел страну на одно из ведущих мест в мире. В основе яп. этики лежит преданность опред. социальной группе (семье, клану, гос-ву), особенно ее главе. Так, напр., если император уже не воспринимается японцами как бог, он тем не менее остается символом нации, и в отношении него по-прежнему полностью соблюдается традиц. ритуал, предписанный синтоизмом. На любом уровне Я.о. поведение людей определяется принципами верности и долга: жены и детей - по отношению к главе семейства; студентов - по отношению к профессорам; сотрудников компании - по отношению к ее президенту; политиков - по отношению к главе партии. Этим объясняется безразл. отношение к чужим, т.е. членам др. группы. Япония хотя и заимствовала внеш. атрибуты совр. зап. гос-ва, большинство ее граждан предпочитают традиц. кухню, традиц. жилище и традиц. виды отдыха и развлечений. Что касается религ. сознания японцев, то оно вполне допускает одновременное участие в культовой практике разл. вероучений. Напр., если рождение ребенка или свадьба чаще отмечаются согласно синтоистским (или даже христ.) традициям, то похороны и поминание предков проводятся, как правило, по буд. обрядам. Гедонизм в Я.о. часто соседствует с крайним аскетизмом. Постоянно грозящая опасность землетрясений и тайфунов породила стойкое ощущение бренности существования, еще не преодоленное комфортом кон. 20 в. Большинство японцев предпочитают не выходить за пределы своего круга общения, избегать прямого соперничества и решать вопросы путем согласования, а не конфликта, будь то внутри группы или при общении с чужими.

Предыдущая страница