Илья Муромец и Соловей-разбойник

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

  Из того ли города из Муромля, 
  Из того ль села да Карочирова 
  Выезжал дуродний добрый молодец, 
  А ведь старый казак Илья Муромец. 
  Он заутреню тую христовскую 
  А стоял во граде во Муромле 
  И хотел попасть к обедне 
  В стольно-Киев-град. 
  Брал у батюшки, у матушки прощеньице, 
10 А прощеньице, благословленьице, 
  Кладовал он заповедь великую: 
  Не съезжаться, не слетаться во чистом поли 
  И не делать бою-драки, кроволития. 
  Так тут старый казак Илья Муромец 
  Заседлал тут своего добра коня, 
  А он малого бурушку косматого, 
  Выезжал в раздольице чисто поле. 
  Его путь-дорожка призамешкала, 
   
20 А попал ко городу Чернигову. 
  Усмотрел под городом Черниговым 
  Нагнано там силушки черным-черно, 
  А черным-черно как черна ворона,- 
  Хочут черных мужичков да всех повырубить, 
  Хочут церкви божий на дым спустить. 
  Разгорелось сердце у богатыря, 
  А у старого казака Ильи Муромца, 
  Нарушил он заповедь великую, 
  Просил себе да бога на помочь, 
30 Да пречисту пресвятую Богородицу, 
  Припускал коня на рать-силу великую, 
  Стал он силу с крайчика потаптывать, 
  Конем топтать да из лука стрелять, 
  Стал рубать их саблей вострою, 
  Своим копьем да муржемецкиим, 
  Притоптал он силу-рать великую. 
  Подъезжал ко городу Чернигову, 
  Отворялися ворота во Чернигов-град, 
   
40 Да низко ему поклоняются: 
  "Ай же ты дородный добрый молодец! 
  А иди-ка ты ко мне да воеводою, 
  Воеводою да во Чернигов-град". 
  Говорит старый казак Илья Муромец: 
  "Ай же вы мужички-черниговцы! 
  Не пойду я к вам да воеводою. 
  Укажите мне дорожку прямоезжую, 
  Прямоезжую да в Киев-град". 
  Говорят ему мужички-черниговцы: 
50 "Прямоезжая дорога заколодела, 
  Заколодела дорожка, замуравела, 
  Замуравела дорожка ровно тридцать лет. 
  Как у той ли реченьки Смородинки, 
  Как у той ли грязи, грязи черные, 
  Как у той ли берёзыньки покляпоей, 
  У того креста Леонидова 
  Сидит Соловей-разбойничек Дихмантьев сын 
  На семи дубах в девяти суках. 
   
60 Закричит, собака, по-звериному, 
  Зашипит, проклятый, по-змеиному, 
  Так все травушки-муравы уплетаются, 
  Все лазоремы цветочки отсыпаются, 
  А что есть людей вблизи - все мертвы лежат. 
  Прямоезжеей дорожкой есть пятьсот всех верст, 
  А окольною дорожкой-то всех тысяча". 
  Так тут старый казак Илья Муромец 
  Повернул коня богатырского 
  И поехал по раздольицу чисту полю, 
70 По той ли дорожке прямоезжеей. 
  Подъезжал ко реченьке Смородинке, 
  Ко той ли грязи, грязи черныей, 
  Ко той ли берёзыньке покляпоей, 
  Ко тому кресту Леонидову. 
  Как завидел его Соловей-разбойничек, 
  Засвистал Соловей по-соловьиному, 
  Закричал, собака, по-звериному, 
  Зашипел, проклятый, по-змеиному,- 
   
80 Все лазоревы цветочки осыпалися, 
  Мелки лесушки к земле да приклонялися, 
  А что есть людей вблизи - так все мертвы лежат. 
  А у старого казака Илья Муромца 
  А конь на корзни спотыкается. 
  Так тут старый казак Илья Муромец 
  Говорит коню да таковы слова: 
  "Ах ты волчья сыть, травяной мешок! 
  Ты везти не мошь и идти не хошь. 
  Не слыхал, что ль, посвисту соловьего, 
90 Не слыхал, что ль, покрику звериного, 
  Не слыхал, что ль, пошипу змеиного?" 
  Сам берет он в руки плеточку шелковую, 
  А он бил коня по тучным бедрам, 
  Другой раз он бил меж ноги задния, 
  Третий раз он бил коня между ушей, 
  А удары давал всё тяжелые. 
  Отстегнул свой тугий лук разрывчатый, 
  Натянул тетивочку шелковую, 
   
100 А он сам стрелке приговаривал: 
  "Ты просвистни, моя стрелочка каленая, 
  Попади ты в Соловья-разбойничка". 
  Сам спустил тетивочку шелковую 
  Во тую ль стрелочку каленую,- 
  Тут просвистнула стрелочка каленая, 
  Попала в Соловья-разбойника, 
  Попала в Соловья да во левой висок, 
  Сбила Соловья да на сыру землю, 
  На сыру землю да во ковыль-траву. 
110 Как тут старый казак да Илья Муромец 
  Подъезжал он к Соловью близёшенько, 
  Захватил он Соловья да за желты кудри, 
  Сковал он Соловью да ручки белые, 
  Сковал он Соловью да ножки резвые, 
  Привязал ко стремечку булатному, 
  Сам поехал дорожкой прямоезжеей, 
  Прямоезжеей - в стольно-Киев-град. 
  Тут случилось старому казаку Ильи Муромцу 
   
120 У того Соловья-разбойничка 
  А было три дочери любимые. 
  Посмотрела в окошечко тут старша дочь, 
  Говорит она да таковы слова: 
  "Наш-то батюшка сидит да на добром кони, 
  А везет да мужика да деревенщину, 
  У правого у стремечка приковано". 
  Посмотрела в окошечко тут средня дочь, 
  Говорит она да таковы слова: 
  "Наш-то батюшка сидит да на добром кони, 
130 А везет да мужика да деревенщину, 
  У правого у стремечка приковано". 
  Посмотрела тут в окошечко младша дочь, 
  Говорила она да таковы слова: 
  "Ай сестрёнушки мои родимые! 
  А ведь окушком вы есть тупёшеньки, 
  Умом-разумом вы есть глупёшеньки,- 
  А сидит мужик да деревенщина, 
  А сидит мужик да на добром коне, 
  ". 
140 - "Ай же мужевья наши любимые! 
  А берите-ка рогатины звериные, 
  А бегите-тка в раздольице чисто поле 
  И убейте-тка мужика да деревенщину". 
  Эти мужевья любимые 
  Берут рогатинки звериные, 
  Скоро-наскоро бежат да во чисто поле, 
  Чтоб убить им мужика да деревенщину. 
  Как завидел их да Соловей-разбойничек, 
  Скричал да Соловей да громким голосом: 
150 "Ай же зятевья мои любимые! 
  А бросайте-ка рогатинки звериные, 
  Подбегайте к добру молодцу близёшенько, 
  Берите-тка за рученьки за белые, 
  За его за перстни золочёные, 
  Ведите-тка в Соловье гнёздышко, 
  Кормите его ествушкой сахарнией, 
  Поите его питьицем медвяныим, 
  И дарите ему дары драгоценные". 
   
160 Побросали рогатинки звериные, 
  Подбегают к добру молодцу близешенько, 
  Хочут брать его за рученьки за белые, 
  За его за перстни за злачёные. 
  Как тут старый казак Илья Муромец 
  А он выдернул свою саблю острую, 
  Отрубил он им да буйны головы, 
  Половину он роет серым волкам, 
  А в другую половину чёрным воронам, 
  Сам поехал дорожкой прямоезжеей, 
170 Прямоезжеей - во стольно-Киев-град. 
  Приезжал ко князю на широкий двор, 
  Сходил с коня на матушку сыру землю, 
  Сам идет в палаты белокаменны, 
  На пяту он дверь да поразмахивал, 
  А он крест кладет да по-писаному, 
  А поклон кладет да по-ученому, 
  На четыре на сторонушки поклоняется, 
  А князю Владимиру в особину, 
   
180 "Здравствуй, князь Владимир стольно-киевский! 
  Я приехал из города из Муромля 
  Послужить тебе верой-правдою. 
  Защищать я буду церкви божий, 
  Защищать я веру христианскую, 
  Защищать буду тебя, князя Владимира, 
  Со своей Апраксей-королевичной". 
  Говорит тут князь Владимир стольно-киевский: 
  "Ты откудашный дородный добрый молодец, 
  Ты с какой земли, да из какой орды, 
190 Ты какого отца да есть матери? 
  По имечки тебе можно место дать, 
  По отечеству тебя пожаловать". 
  А ведь князь Владимир стольно-киевский 
  Только что пришел из церкви божией, 
  От той ли от позднеей обеденки. 
  Сидят за столичком дубовыим 
  На тех ли скамеечках окольныих, 
  Едят ествушки сахарние, 
   

200 Говорит тут князь Владимир стольно-киевский: 
  "Ай же ты дородный добрый молодец, 
  Старый ты казак да Илья Муромец! 
  Ты какой дорожкой ехал в стольно-Киев-град, 
  Прямоезжеей али окольноей?" 
  Говорит старый казак Илья Муромец: 
  "Ехал я дорожкой прямоезжеей, 
  Прямоезжеей - во стольно-Киев-град". 
  Говорит князь Владимир стольно-киевский: 
  "Во глазах, мужик, ты надсмехаешься, 
210 Хочешь ты пустым похвастаться,- 
  Где тебе проехать дорожкой прямоезжеей, 
  Прямоезжеей - во стольно-Киев-град! 
  Прямоезжая дорожка заколодела, 
  Заколодела да замуравела, 
  Замуравела да ровно тридцать лет. 
  Как у той ли реченьки Смородинки, 
  Как у той ли грязи, грязи черныей, 
  Как у той ли берёзыньки покляповой, 
   
   
220 Сидит Соловей-разбойничек Дихмантьев сын. 
  Как засвищет Соловей по-соловьиному, 
  Закричит, проклятый, по-звериному, 
  Зашипит, проклятый, по-змеиному,- 
  Так все травушки-муравушки уплетаются, 
  Все лазуревы цветочки осыпаются, 
  Мелки лесушки к земле да преклоняются, 
  А что есть людей - так все мертвы лежат". 
  Говорит старый казак Илья Муромец: 
  "Ай же князь Владимир стольно-киевский! 
230 А теперь Соловей-разбойничек на твоем дворе, 
  На твоем дворе, да на моем коне 
  У правого стремечка приковано". 
  Так тут князь Владимир стольно-киевский 
  Со всеми князьями подколенными 
  Пошли на широкий двор 
  Посмотреть на Соловья-разбойничка. 
  Так тут князь Владимир стольно-киевский 
  Одел шубку на одно плечо, 
   
240 Поскорёшеньку выходит на широкий двор 
  Посмотреть на Соловья-разбойничка. 
  Увидали Соловья-разбойничка, 
  Ужахнулись ихние сердечушка. 
  Говорит тут князь Владимир стольно-киевский: 
  "Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын! 
  Засвищи-тка, Соловей, да по-соловьиному, 
  Закричи, собака, по-звериному, 
  Зашипи, проклятый, по-змеиному". 
  Говорит тут Соловей-разбойничек: 
250 "Ай же князь Владимир стольно-киевский! 
  Не у тя сегодня ел и пил, 
  Не тя сегодня я хочу послушаться,- 
  Ел и пил я у казака Ильи Муромца, 
  Его буду я и слушати". 
  Говорит старый казак Илья Муромец: 
  "Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын! 
  Засвищи-тка, Соловей, на полсвиста, 
  Засвищи-тка, Соловей, на полкрика, 
  ". 
260 Говорит тут Соловей-разбойничек: 
  "Ай же ты старый казак Илья Муромец! 
  Запечатались мои кровавы ранушки 
  От того-то удара от тяжелого. 
  Ты налей-ка мне чару зелена вина, 
  Не малую стопу - в полтора ведра, 
  Разведи медами всё стоялыми, 
  Поднеси-тка мне, да Соловью-разбойничку". 
  Так тут старый казак Илья Муромец 
  Налил ему чару зелена вина, 
270 Не малую стопу - в полтора ведра, 
  Поднес он Соловью-разбойничку, 
  Как тут выпил Соловей-разбойничек 
  Эту ль чару зелена вина, 
  Почуял скорую кончинушку, 
  Засвистел Соловей во полный свист, 
  Закричал, собака, во полный крик, 
  Зашипел, проклятый, во полный шип. 
  Так тут все травушки-муравушки уплетаются, 
   
280 Малы лесушки к земле да преклоняются, 
  А что есть людей вблизи - все мертвы лежат. 
  А из тех ли теремов высокиих 
  Все хрустальные стеколышки посыпались, 
  А Владимир-князь да стольно-киевский 
  А он по двору да в кружки бегает, 
  Куньей шубкой да укрывается. 
  Говорит старый казак Илья Муромец: 
  "Ай же Соловей-разбойничек Дихмантьев сын! 
   
290 Я тебе велел свистеть во полсвиста, 
  Закричать во полкрика, 
  Зашипеть во полшипа". 
  Говорит тут Соловей-разбойничек: 
  "Ай же старый казак Илья Муромец! 
  Чую я свою скорую кончинушку,- 
  Оттого кричал я во полный крик, 
  Оттого я шипел во полный шип". 
  Как тут старый казак Илья Муромец 
   
300 Ножки резвые да ручки белые, 
  Захватил его за рученьки за белые, 
  Захватил его за перстни золочёные, 
  И повел его на поле на Куликово. 
   
  Положил на плаху на дубовую, 
  Отрубил он Соловью да буйну голову. 
  Половину роет-от серым волкам, 
  А вторую половину чёрным воронам. 
   
   
310 Не стало Соловья-разбойничка 
  На матушке святой Руси. 
  Да тем былиночка покончена. 

Примечания

об Илье Муромце занимает центральное место. К ней нередко в качестве вступительной части сказители присоединяют сюжет об исцелении Ильи. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи. Из того ли города из Муромля, Из того ль села да Карочирова. Правильная форма - Муром, Карачарово (село под этим названием действительно находилось под Муромом). Попытки исследователей по-другому истолковать название места происхождения Ильи (вместо Мурома - Моровийск Черниговского княжества, вместо Карачарова - Карачев Орловской губ., и др.- см., например: Миллер-3. С. 87-90) ничего нового к пониманию былины не прибавляют. Кладовал он заповедь великую... Нарушил он заповедь великую. Обещание богатыря не обнажать в пути оружия и последующий отказ от него - обязательные мотивы данной былины (ср. также вар. I, II, III, IV). Обычное объяснение даваемой при выезде заповеди то, что действие происходит в церковный праздник. В более архаической традиции (отразившейся в сходных сказаниях других народов) мотив выражен в виде запрета со стороны матери, опасавшейся, что сын погибнет в битве или поединке (сестра тайком вплетала оружие в гриву коня, и богатырь обнаруживал его в нужный момент). Реченька Смородинка - эпическая река. Хотя известны реальные реки с таким (или схожим) названием, в былинах и песнях Смородинка имеет устойчивое обобщенно-поэтическое значение, генетически связанное с мифологическими представлениями о реках: смрадная, знойная; служащая границей между "этим" и "иным" миром; река-застава, обладающая фантастическими свойствами; место столкновений героев с их противниками; место переправ, имеющих жизненно важное значение для персонажей. У той ли берёзыньки покляпоей. Покляпая (искривленная) береза - признак обитания фантастических персонажей, враждебных героям. У того креста Леонидова. Леонидов крест (обычная форма - Леванидов) упоминается по преимуществу как место назначенных встреч богатырей и остановок во время их странствий. Возможно, что в данном случае он упомянут певцом по инерции, но можно также допустить, что Соловей-разбойник захватил его, включив в состав своих "нечистых" мест, и Илья Муромец возвращает Леванидову кресту его статус священного места. Соловей-разбойничек Дихмантьев сын и т. д. Соловей - один из типичных для русского эпоса персонажей "гибридного" характера: в нем соединяются черты фантастической птицы, чудовища, человека. Устойчивые признаки Соловья - сидит на семи дубах, обладает способностью убивать свистом или криком; он глава эндогамной семьи (ср. вар. I: род Соловья воспроизводится через систему внутрисемейных браков). Своими корнями этот образ уходит в архаический эпос и мифологию, в нем прослеживаются черты мифологического стража, охраняющего вход в "иной" мир, возможно - черты "хозяина" леса. В то же время в былине он предстает врагом Киевского государства, препятствующим объединению русских земель и спокойной жизни страны. Победа Ильи Муромца одновременно созвучна подвигу мифологического культурного героя (уничтожение чудовища, враждебного этническому коллективу) и имеет отчетливо выраженный государственный, общенародный смысл. Здравствуй, князь Владимир... Прямоезжеей - во стольно-Киев-град. В тексте певцом здесь допущены перестановки, вносящие некоторую путаницу. Более точно это место изложено в другой записи от того же певца (Соколов - Чичеров. No 96): там сначала говорится о возвращении Владимира из церкви, затем следуют его вопросы к приезжему - откуда и кто он, далее ответ Ильи, включая ст., отсутствующие в публикуемом тексте:

  Я заутреню ведь ту христовскую 
  Я стоял во городе й во Муромле, 

Да й хотел сюда попасть к обедне во стольнёй Киев-град.

  Моя путь-дорожка призамешкалась, 
   
  Я попал на рать-силу великую 
  Да под тем под городом Черниговом. 

Далее следует вопрос Владимира о дороге и ответ Ильи. Замуравела да ровно тридцать лет. В другой записи от того же певца (Соколов - Чичеров. No 96) еще добавлено:

  Так ведь никто тут не проезживал, 
   
  Да и ни птица черный ворон не пролётывал, 
  Да и пестрый зверь тут не прорыскивал. 

На поле на Куликово. Одно из устойчивых значений поля Куликова в былинах - место казни.

I. Киреевский-1, No 4. Впервые - Известия-1. С. 115. Зап. в селе Павлово (Нижегородской губ.).

III. Григорьев-2. No 73. Зап. от Т. И. Широкого, село Долгая Щель.

IV. Астахова-1. No 28. Зап. от Н. К. Семенова, дер. Белощелье (Мезень).



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница