Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
Из того ли из города из Мурома, | |
Из того ли села да Карачаева | |
Была тут поездка богатырская,- | |
Выезжает оттуль да доброй молодец, | |
Старый казак да Илья Муромец, | |
На своем ли выезжает на добром кони, | |
И во том ли выезжает во кованом седле. | |
И он ходил-гулял, да добрый молодец, | |
От младости гулял да он до старости. | |
10 | Едет добрый молодец да во чистом поли, |
И увидел добрый молодец да Латырь-камешок, | |
И от камешка лежит три росстани, | |
И на камешке было подписано: | |
"В первую дороженку ехати - убиту быть, | |
В другую дороженку ехать - женату быть, | |
Третьюю дороженку ехать - богату быть". | |
Стоит старенькой да издивляется, | |
Головой качат, сам выговариват: | |
"Сколько лет я во чистом поли гулял да езживал, | |
20 | |
Но начто поеду в ту дороженку, да где богату быть? |
Нету у меня да молодой жены, | |
И молодой жены, да любимой семьи, | |
Некому держать-тощить да золотой казны, | |
Некому держать да платья цветного. | |
Но начто мне в ту дорожку ехать, где женату быть? | |
Ведь прошла моя теперь вся молодость. | |
Как молодинка ведь взять - да то чужа корысть, | |
А как старая-то взять - дак на печи лежать, | |
30 | На печи лежать да киселем кормить. |
Разве поеду я ведь, добрый молодец, | |
А й во тую дороженку, где убиту быть: | |
А й пожил я ведь, добрый молодец, на сем свети, | |
И походил-погулял ведь, добрый молодец, во чистом поли". | |
Но поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть. | |
Только видели добра молодца ведь сядучи, | |
Как не видели добра молодца поедучи,- | |
Во чистом поли да курева стоит, | |
Курева стоит да пыль столбом летит. | |
40 | С горы на гору добрый молодец поскакивал, |
Он ведь реки ты, озера меж ног спущал, | |
Он сини моря ты наокол скакал. | |
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую, | |
Не доехал добрый молодец до Индии до богатый, | |
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские, | |
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников, | |
И те ли ночные тати-подорожники. | |
И увидели разбойники да добра молодца, | |
50 | Старого казаку Илью Муромца, |
Закричал разбойнический атаман большой: | |
"А гой же вы, мои братцы-товарищи, | |
И разудаленькие вы да добры молодцы! | |
Принимайтесь-ка за добра молодца, | |
Отбирайте от него да платье цветное, | |
Отбирайте от него да что ли добра коня". | |
Видит тут старый казак да Илья Муромец, | |
Видит он тут, что да беда пришла, | |
Да беда пришла да неминуема, | |
60 | Испроговорит тут добрый молодец да таково слово: |
"А гой же вы, сорок тысяч разбойников, | |
Ведь как бить-трепать вам будет стара некого, | |
Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего,- | |
Нет у старого да золотой казны, | |
Нет у старого да платья цветного, | |
А и нет у старого да камня драгоценного, | |
Столько есть у старого один ведь добрый конь, | |
Добрый конь у старого да богатырский, | |
70 | И на добром коне ведь есть у старого седелышко, |
Есть седелышко да богатырское, | |
То не для красы, братцы, и не для басы,- | |
Ради крепости да богатырский, | |
И что можно было сидеть да добру молодцу, | |
Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поли. | |
Но еще есть у старого на кони уздечка тесмяная, | |
И во той ли во уздечике да во тесмяные | |
Как зашито есть по камешку по яфонту, | |
То не для красы, братцы, не для басы,- | |
80 | Ради крепости богатырский, |
И где ходит ведь, гулят мой доброй конь, | |
И среди ведь ходит ночи темные, | |
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак, | |
Шеломчат колпак да сорока пудов, | |
То не для красы, братцы, не для басы,- | |
Ради крепости да богатырский". | |
Скричал-сзычал да громким голосом | |
Разбойнический да атаман большой: | |
90 | "Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать, |
Принимайтесь-ка вы, ребятушка, за дело ратное". | |
А й тут ведь старому да за беду стало | |
И за великую досаду показалося, | |
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак, | |
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать. | |
Как в сторону махнет - так тут и улица, | |
А в другу отмахнет - дак переулочек, | |
А видят тут разбойнички, да что беда пришла, | |
И как беда пришла и неминуема, | |
100 | Скричали тут разбойники да зычным голосом: |
"Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена!" | |
Он прибил-прирубил всю силу неверную, | |
И не оставил разбойников на семена. | |
И на камешке подпись подписывал: | |
"И что ли очищена тая дорожка прямоезжая". | |
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть. | |
Выезжает старенький да во чисто поле, | |
Увидал тут старенький палаты белокаменны, | |
110 | Приезжает тут старенький к палатам белокаменным, |
Увидала тут да красна девица, | |
Сильная поляница удалая, | |
И выходила встречать да добра молодца: | |
"И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец". | |
И она бьет челом ему, да низко кланяйтся, | |
И берет она добра молодца да за белы руки, | |
За белы руки да за златы перстни, | |
И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны, | |
Посадила добра молодца да за дубовый стол, | |
120 | Стала добра молодца она угащивать, |
Стала у добра молодца выспрашивать: | |
"Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец, | |
Ты какой земли есть, да какой орды, | |
И ты чьего же отца есть да чьеё матери, | |
А звеличают тебя по отчеству?" | |
А й тут ответ-то держал да добрый молодец: | |
"И ты почто спрашивашь об том, да красна девица? | |
А я теперь устал, да добрый молодец, | |
130 | А я теперь устал да отдохнуть хочу". |
Как берет тут красна девица да добра молодца, | |
И как берет его да за белы руки, | |
За белы руки да за златы перстни, | |
Как ведет тут добра молодца | |
Во тую ли во спальню богато убрану, | |
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обмансливу. | |
Испроговорит тут молодец да таково слово: | |
"Ай же ты душечка да красна девица! | |
Ты сама ложись да на ту кроватку на тисовую". | |
140 | И как схватил тут добрый молодец да красну девицу, |
И хватил он ей да подпазушки, | |
И бросил на тую на кроваточку,- | |
Как кроваточка-то эта подвернулася, | |
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом: | |
"А гой же вы, братцы мои да вси товарищи, | |
И разудалые да добры молодцы! | |
Но имай, хватай, вот и сама идет". | |
150 | Выпущает двенадцать да добрых молодцев, |
И всё сильниих могучих богатырей, | |
Едину оставил саму да во погребе глубокоём. | |
Бьют-то челом да низко кланяются | |
И старому казаку Ильи Муромцу. | |
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю, | |
И на камешке-то он подпись подписывал: | |
"И как очищена эта дорожка прямоезжая". | |
160 | И во тую ли дороженьку, да где богату быть. |
Во чистом поли наехали на три погреба глубокиих, | |
И которые насыпаны погреба златом, серебром, | |
Златом, серебром, каменьем драгоценныим. | |
И раздавал это злато, серебро по нищей по братии, | |
И раздал он злато, серебро по сиротам по бесприютным. | |
И на камешке он подпись подписывал: | |
"И как очищена эта дорожка прямоезжая". |
Примечания
Три поездки Ильи Муромца. Гильфердинг-2. No 171. Зап. от Ф. Никитина (Выгозеро). Сказитель объединил текст с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Былина о трех поездках Ильи Муромца трактуется обычно как поздняя по происхождению, сложенная на основе сказочных сюжетов и как бы дополнившая основную эпическую биографию героя (ср.: Астахова-1. С. 614-615; Миллер-3. С. 142-146). Между тем былина вполне органично вписывается в цикл об Илье, обнаруживая связи не только со сказочной, но и с мифологической и архаической эпической традициями. Одна из главных идей былины - судьба оказывается не властной над героем: он не боится предсказаний и опровергает их, уничтожая зло в разных его обличьях. Латырь-камешок (более распространенная форма - Алатырь) - эпический камень, с которым в былинах связаны типовые значения: места встреч богатырей, места предуказанных испытаний, иногда - гибели. "Бел-горюч камень Алатырь" имеет, скорее всего, мифологическое происхождение, он "всем камням отец", обладает чудесными свойствами; упоминается нередко в заговорах. Существует также объяснение алатыря-камня как алтарного камня, составившего основу Сионской церкви в Иерусалиме; по христианской легенде, у этого алтаря Христос установил таинство причащения (см.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Спб., 1881. Вып. 3. С. 23-24). Как молодинка ведь взять - да то чужа корысть. Молодая жена - чужая добыча, чужая выгода. Курева стоит - обычная формула в былинах для изображения быстрого отъезда героя. Проехал... Корелу проклятую, Не доехал... до Индии до богатый, И наехал... на грязи на смоленские. Характерный пример условной эпической географии. Места, названные здесь, имеют типовые эпические значения: Корела - чужая опасная земля, которую герою надо благополучно миновать; Индия - далекая и богатая земля, до которой герою обычно не удается добраться; грязи смоленские - место, где героя ожидает прямая опасность. То не для красы, братцы, и т. д. В былинах обычно подчеркивается, что драгоценные, изысканные предметы нужны богатырю не для красоты, а ради какой-либо практической цели. Предметы, служащие украшением, знаком щегольства, характеризуют героя с отрицательной стороны. Не оставил разбойников на семена. Рассказ о первой поездке Ильи известен также в виде самостоятельной былины - "Илья Муромец и разбойники" (см. вар. II): здесь богатырь обычно ограничивается тем, что разгоняет разбойников. Сильная поляница удалая. Женщины-богатырки выступают в былинах обычно как представительницы "чужого", враждебного мира; богатыри либо укрощают их и увозят к себе ("Женитьба Добрыни", "Дунай Иванович"), либо уничтожают. Раздал он злато, серебро по сиротам. Рассказ о третьей поездке богатыря в записях былины излагается чаще всего сжато, подчас несколько сбивчиво, либо вовсе опускается. В одном вар. Илья отказывается от третьей поездки, так как ему не нужно богатство (Гильфердинг-2. No 190). Встречаются также трактовки, идущие от религиозно настроенных сказителей: богатырь отдает клад на постройку церкви или в монастырь и затем уходит в киевские пещеры, где окаменевает,- влияние легенды о мощах Ильи Муромца, будто бы хранящихся в Киево-Печерской лавре (Киреевский-1. No 2; Гильфердинг-1. No 58; Гильфердинг-3. No 221, 266).
I. Астахова-1. No 13. Зап. от М. Г. Антонова, дер. Усть-Низем (Мезень). За вступлением сразу следует рассказ о встрече с разбойниками, затем о наезде богатыря на камень с письменами. Финальный эпизод - освобождение пленников.
II. Григорьев-1. No 105. Зап. от М. Амосова, дер. Красное (Пинега). Текст ограничивается эпизодом столкновения Ильи Муромца с разбойниками.