Илья Муромец и Идолище

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ

  А й татарин да поганый, 
  Что ль Идолищо великое, 
  Набрал силы он татарский, 
  Набрал силы много тысящей, 
  Он поехал нунь, татарин да поганый, 
  А Идолищо великое, 
  А великое да страшное, 
  А й ко солнышку Владимиру, 
  А й ко князю стольне-киевску. 
10 Приезжает тут татарин да поганый, 
  А Идолищо великое, 
  А великое да страшное, 
  Ставил силушку вкруг Киева, 
  Ставил силушки на много верст, 
  Сам поехал он к Владимиру. 
  Убоялся наш Владимир стольно-киевской 
  Что ль татарина да он было поганого, 
  Что ль Идолища да он было великого. 
   
20 Дома русскиих могучиих богатырей,- 
  Уехали богатыри в чисто поле, 
  Во чисто поле уехали поляковать: 
  А й ни старого казака Ильи Муромца, 
  А й ни молода Добрынюшки Никитича, 
  Ни Михаилы было Потыка Иванова. 
  Был один Алешенька Левонтьевич, 
  Хоть бы смелый Алешка - не удалый. 
  А не смел же ехать в супротивности 
  А против было поганого татарина, 
30 А против того Идолища великого. 
  Уж как солнышко Владимир стольно-киевской 
  Что ль татарину да кланялся, 
  Звал он тут в великое гостебищо, 
  На свое было велико пированьицо, 
  Во свои было палаты белокаменны. 
  Тут же ездит Илья Муромец да у Царя-града, 
  Он незгодушку про Киев да проведает. 
  Как приправит Илья Муромец да коня доброго, 
   
40 Тут поехал Илья Муромец в чисто поле, 
  А под тую было силу под татарскую, 
  Попадает ему старец перегримищо, 
  Перегримищо, да тут могучий Иванищо. 
  Говорит ему казак да Илья Муромец, 
  Илья Муромец да сын Иванович: 
  "Ты Иванищо да е могучий! 
  Не очистишь что же нунчу града Киева, 
  Ты не убьешь нунь поганыих татаровей?" 
  Говорит ему Иванищо могучее: 
50 "Там татарин е великий, 
  А великий Идолищо да страшный, 
  Он по кулю да хлеба к выти ест, 
  По ведру вина да он на раз-то пьет,- 
  Так не смию я идти туды к татарину". 
  Говорит ему казак да Илья Муромец, 
  Илья Муромец да сын Иванович: 
  "Ай же ты Иванищо могучее! 
  Дай-ка мне-ка платьицев нунь старческих, 
   
60 Своей шляпы нунь же мне-ка-ва да старческой, 
  Да й клюхи же мне-ка сорока пудов,- 
  Не узнал бы нунь татарин да поганый 
  Что меня же нунь казака Илья Муромца, 
  А Илья сына Иванова". 
   
  - "А не дал бы я ти платьицев да старческих, 
  А не смию не дать платьицов тут старческих,- 
  С чести ти не дать, так возьмешь не с чести, 
  Не с чести возьмешь, уж мне-ка бок набьешь". 
  Отдавае ему платьица ты старчески, 
70 Лапти тут давае он же старчески, 
  Шляпу он давае тут же старческу, 
  А клюху ту он давае сорока пудов. 
  Принимает тут же платья богатырские, 
  А садился на коня да богатырского, 
  Он поехал Ильей Муромцем. 
   
  А идет тут Илья Муромец, 
  Что идет же к солнышку Владимиру, 
  Что идет Иванищо могучее 
   
80 Он идет мимо палаты белокаменны, 
  Мимо ты косевчаты окошечки, 
  Где сидит было Идолищо поганое, 
  Где татарин да неверный,- 
  А взглянул было татарин во окошечко, 
  Сам татарин испроговорит, 
  Говорит же тут татарин да поганый: 
  "А по платьицам да иде старчищо, 
  По походочке так Илья Муромец" 
   
90 А во тыи во палаты белокаменны 
  И во тых было во платьях да во старческих - 
  Того старца перегримищо, 
  Перегримища, да тут Иванища. 
   
  "Ай же старчищо да перегримищо! 
  А й велик у вас казак да Илья Муромец?" 
  Отвечае ему старец перегримищо: 
  "Не огромный наш казак да Илья Муромец - 
  ". 
100 - "А помногу ли ваш ест да Илья Муромец?" 
  Отвечае ему старец перегримищо: 
  "Не помногу ест казак да Илья Муромец - 
  По три он калачика крупивчатых". 
  "Он помногу же ли к выти да вина-то пьет?" 
  Отвечае ему старец перегримищо: 
  "Он один же пьет да нунь стаканец ли". 
  Отвечает тут Идолищо поганое: 
  "Это что же есть да нунчу за богатырь ли! 
   
110 По кулю да хлеба к выти кушают, 
  Не раз же по ведру вина да выпьют ли". 
  Отвечает тут казак да Илья Муромец, 
  Илья Муромец да сын Иванович: 
  "Как у нашего попа да у Левонтья у Ростовского 
  Как бывала тут коровища обжорища, 
  По кубоче соломы да на раз ела, 
  По лохани да питья е да на раз пила, 
  Ела-ела, пила-пила, сама лопнула". 
   
120 Как ухватит он ножищо, да кинжалищо, 
  Да как махне он в казака Илью Муромца, 
  Во того было Илью Иванова. 
  А казак тот был на ножки еще поверток, 
   
  На лету он ножичок подхватывал, 
  А назад да к ему носом поворачивал. 
  Как подскочит тут казак да Илья Муромец 
  Со своей было клюхою сорочинскою, 
   
130 Отлетела голова да будто пугвица. 
  А как выскочит он да на широк двор, 
  Взял же он клюхой было помахивать, 
  А поганыих татаровей охаживать, 
   
  А очистил Илья Муромец да Киев-град, 
  Збавил он солнышка Владимира 
  Из того же было полону великого. 
  Тут же Илье Муромцу да е славу поют.

Илья Муромец и Идолище. Гильфердинг-1. No 4. Зап. от П. Калинина, дер. Рим на Пудожской Горе (Повенец). А й татарин да поганый, Что ль Идолищо великое и т. д. Идолище - типичный для былин "гибридный" персонаж. В данном тексте ему приданы черты предводителя татарского войска. В большинстве известных записей Идолище действует один и изображается как чудовище уродливых размеров (ср. вар. I, II, III). Имя, внешность, прожорливость и другие детали в описании Идолища позволяют возводить его к персонажам архаического эпоса и мифологии - антропоморфным чудовищам из "иного" мира (ср., например, абаасы в якутских олонхо, богатырей Эрлика в алтайских сказаниях и др.). В былинах этот персонаж подвергся эпической историзации, он выступает как враг Русской земли, Киева, насильник, и борьба богатыря с ним получает характер общегосударственного подвига. Старец перегримищо... Дай-ка мне-ка платьицев нунь старческих. Перегримищо - пилигрим, паломник, калика перехожая - популярный персонаж былин, может выступать в роли вестника. Переодевание богатыря в одежду странника - один из типовых былинных мотивов. В данном сюжете пилигрим сам сродни богатырю, однако он не решается выступить против Идолища. По походочке так Илья Муромец... А и велик у вас казак да Илья Муромец? В подтексте сюжета есть мотив предуказанной встречи Ильи и Идолища: последний знает, что ему предсказана гибель от богатыря, поэтому расспрашивает странника об Илье и как будто успокаивается, узнав, что его соперник - самый обыкновенный человек. См. отголосок того же мотива в вар. II. У нашего попа... Левонтья у Ростовского. Согласно другим былинам, Левонтий Ростовский - отец Алеши Поповича. Упоминание его пришло из былины "Алеша и Змей Тугарин" (см. след. былину и примеч.).

I. Григорьев-3. No 19. Зап. от А. Е. Петрова, дер. Дорогая Гора.

II. Григорьев-3. No 51. Зап. от Е. В. Рассолова, дер. Печище. А пошел молодец... А катится буйна голова со могучих плеч. Начало былины восходит к балладам и лирическим песням о добром молодце и Горе (см.: Повесть о Горе-Злочастии / Издание подготовили Д. С. Лихачев, Е. И. Ванеева. Л., 1984. С. 41-77). Гуня сарацинская - здесь: странник, одетый в рубище (от "гуня" - ветхая одежда, рубище). Эпитет "сарацинская" означает, по-видимому, что странник побывал на Востоке, в "сарацинской земле" (ср. выше, в основном тексте: Илья убивает Идолище "клюхою сорочинскою", взятою у странника). А кто помянет у нас да Илью Муромца и т. д. См. примеч. к основному тексту. Очи ясны вымать его косицами, Да язык бы тянуть да его теменем. Характерная для былин типовая формула описания особо изощренной казни. По мнению исследователей, в этом описании отразились способы казни в средние века, ко- торые применяла церковь к вероотступникам и еретикам (ср.: Майков Л. О былинах Владимирова цикла. Спб., 1863. С. 92; Марков А. В. Бытовые черты русских былин // "Этнографическое обозрение", 1903. No 4. С. 25). См. тот же мотив в былине "Сорок калик".

III. Гильфердинг-3. No 196. Зап. от И. Г. Захарова, дер. Пога (Водлозеро). Этот и следующие два текста принадлежат к так наз. царьградской версии сюжета. Хотя действие перенесено из Киева в Царьград, а вместо Владимира фигурирует царь Константин Боголюбович, узловые моменты содержания остаются те же. Замена Киева на Царьград привела к выдвижению на первый план мотивов защиты церкви и былого центра православия: в этом следует видеть влияние каличьей среды, в которой, возможно, и была создана эта версия (Пропп. С. 233-237).

V. Киреевский-4. No 5. Зап. в Архангельском уезде.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница