Василий Игнатьевич и Батыга

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ И БАТЫГА

  Как из далеча было из чиста поля, 
  Из-под белые березки кудреватый, 
  Из-под того ли с-под кустичка ракитова 
  А й выходила-то турица златорогая, 
  И выходила-то турица со турятами, 
  А й расходилися туры да во чистом поле, 
  Во чистом поле туры да со турицою. 
  А й лучилося турам да мимо Киев-град идти, 
  А й видли над Киевом чудным-чудно, 
10 Видли над Киевом дивным-дивно: 
  По той по стены по городовыи 
  Ходит девица душа красная, 
  А на руках носит книгу Леванидову, 
  А не тольки читае, да вдвой плаче. 
  А тому чуду туры удивилися, 
  В чистое поле возвратилися, 
  Сошлися со турицей, поздоровкалися: 
  "А ты здравствуешь, турица наша матушка!" 
  - "Ай здравствуйте, туры да малы детушки! 
20 А где вы, туры, были, что вы видели?" 
  "Ай же ты турица наша матушка! 
  А й были мы, туры, да во чистом поле, 
  А лучилося нам, турам, да мимо Киев-град идти 
  А й видели над Киевом чудным-чудно, 
  А й видели над Киевом дивным-дивно: 
  А по той стены по городовыи 
  Ходит-то девица душа красная, 
  А на руках носит книгу Леванидову, 
  А не столько читает, да вдвой плаче". 
30 Говорит-то ведь турица родна матушка: 
  "Ай же вы туры да малы детушки! 
  А й не девица плачет, да стена плаче, 
  А й стена та плаче городовая, 
  А она ведает незгодушку над Киевом, 
  А й она ведает незгодушку великую". 

  А из-под той ли страны да с-под восточныя 
  А наезжал ли Батыга сын Сергеевич, 
  А он с сыном со Батыгой со Батыговичем, 
  А он с зятем Тараканчиком Корабликовым, 
40 А он со черным дьячком да со выдумщичком. 
  А й у Батыги-то силы сорок тысячей, 
  А у сына у Батыгина силы сорок тысячей, 
   
  А у черного дьячка, дьячка-выдумщичка, 
  А той ли, той да силы счету нет, 
  А той ли, той да силы да ведь смету нет: 
  Соколу будет лететь да на меженный долгий день, 
  А малою-то птичике не облететь. 
  Становилась тая сила во чистом поле. 
50 А по греху ли то тогда да учинилося - 
  А й богатырей во Киеве не лучилося: 
  Святополк-богатырь на Святыих на горах, 
  А й молодой Добрыня во чистом поле, 
  А Алешка Попович в богомольной стороны, 
  А Самсон да Илья у синя моря. 
  А лучилося во Киеве голь кабацкая, 
  А по имени Василий сын Игнатьевич. 
  А двенадцать годов по кабакам он гулял, 
  Пропил, промотал всё житье-бытье свое, 
60 А й пропил Василий коня доброго, 
  А с той ли-то уздицей тесмяною, 
  С тем седлом да со черкальскиим, 
  А триста он стрелочек в залог отдал. 
  А с похмелья у Василья головка болит, 
   
  И нечем у Василья опохмелиться. 
  А й берет-то Василий да свой тугой лук, 
  Этот тугой лук Васильюшко разрывчатой, 
  Налагает ведь он стрелочку каленую, 
70 А й выходит-то Василий вон из Киева, 
  А стрелил-то Василий да по тем шатрам, 
  А й по тем шатрам Василий по полотняным. 
  А й убил-то Василий три головушки, 
  Три головушки Василий, три хорошеньких: 
  А убил сына Батыгу Батыговича, 
  И убил зятя Тараканчика Корабликова, 
  А убил черного дьячка, дьячка-выдумщичка. 
  И это скоро-то Василий поворот держал 
  А й во стольнёй во славной во Киев-град. 
80 А это тут Батыга сын Сергиевич, 
  А посылает-то Батыга да скорых послов, 
  Скорых послов Батыга виноватого искать. 
  А й приходили-то солдаты каравульние, 
  Находили-то Василья в кабаки на печи, 
  Проводили-то Василья ко Батыги налицо. 
  А й Василий от Батыги извиняется, 
   
  "Ай прости меня, Батыга, 
  Во такой большой вины. 
90 А убил я три головки хорошеньких, 
  Хорошеньких головки, что ни лучшеньких: 
  Убил сына Батыгу Батыговича, 
  Убил зятя Тараканчика Корабликова, 
  Убил черного дьячка, дьячка-выдумщичка. 
  А со похмелья у меня теперь головка болит, 
  А с перепою у меня да ретиво сердцо щемит. 
  А опохмель-ка меня да чарой винною, 
  А выкупи-ка мне да коня доброго, 
  С той ли-то уздицей тесмяною, 
100 А с тем седлом да со черкальскиим, 
  А триста еще стрелочек каленыих. 
  Еще дай-ка мне-ка силы сорок тысячей, 
  Пособлю взять-пленить да теперь Киев-град. 
  А знаю я воротца незаперты, 
  А незаперты воротца, незаложенные 
  А во славный во стольнёй во Киев-град". 
  А на ты лясы Батыга приукинулся, 
  А выкупил ему да коня доброго, 
   
110 А с тем седлом да со черкальскиим, 
  А триста-то стрелочек каленыих. 
  А наливает ему чару зелена вина, 
  А наливает-то другую пива пьяного, 
  А наливает-то он третью меду сладкого, 
  А слил-то эти чары в едино место,- 
  Стала мерой эта чара полтора ведра, 
  Стала весом эта чара полтора пуда. 
  А принимал Василий единою рукой, 
  Выпивает-то Василий на единый дух, 
120 А крутешенько Василий поворачивался, 
  Веселешенько Василий поговариваё: 
  "Я могу теперь, Батыга, да добрым конем владать, 
  Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять, 
  Я могу теперь, Батыга, вострой сабелкои махать" 
  И дал ему силы сорок тысящей. 
  А выезжал Василий во чисто поле, 
  А за ты эты за лесушки за темные, 
  А за ты эты за горы за высокие, 
  И это начал он по силушке поезживати, 
130 И это начал ведь он силушки порубливати, 
   
  Скоро тут Василий поворот держал, 
  А приезжает тут Василий ко Батыги налицо, 
  А й с добра коня Васильюшка спущается, 
  А низко Василий поклоняется, 
  Сам же он Батыге извиняется: 
  "Ай прости-ка ты, Батыга, 
  Во такой большой вины. 
  Потерял я ведь силы сорок тысящей. 
140 А со похмелья у меня теперь головка болит, 
  С перепою у меня да ретиво сердцо щемит, 
  Помутились у меня да очи ясные, 
  А подрожало у меня да ретиво сердцо. 
  А опохмель-ка ты меня да чарой винною, 
  А дай-ка ты силы сорок тысящей, 
  Пособлю взять-пленить да я Киев-град". 
  А на ты лясы Батыга приукинулся, 
  Наливает ведь он чару зелена вина, 
  Наливает он другую пива пьяного, 
150 Наливает ведь он третью меду сладкого, 
  Слил эты чары в едино место,- 
  Стала мерой эта чара полтора ведра, 
   
  А принимал Василий единою рукой, 
  А выпивал Василий на единый дух, 
  А й крутешенько Василий поворачивался, 
  Веселешенько Василий поговаривае: 
  "Ай же ты Батыга сын Сергиевич! 
   
160 Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять, 
  Я могу теперь, Батыга, вострой сабелькой махать". 
  А дал ему силы сорок тысящей. 
  А садился Василий на добра коня, 
   
  А за ты эты за лесушки за темные, 
  А за ты эты за горы за высокие, 
  И это начал он по силушке поезживати, 
  И это начал ведь он силушки порубливати, 
   
170 А разгорелось у Василья ретиво сердцо, 
  А й размахалась у Василья ручка правая, 
  А й приезжает-то Василий ко Батыги налицо, 
  И это начал он по силушке поезживати, 
   
   
  А й тот ли Батыга на уход пошел, 
  А й бежит-то Батыга, запинается, 
  Запинается Батыга, заклинается: 
  "Не дай боже, не дай бог, да не дай детям моим, 
180 Не дай детям моим да моим внучатам 
  А во Киеве бывать да ведь Киева видать!" 
  Ай чистые поля были ко Опскову, 
  А широки раздольица ко Киеву, 
   
  А церковно то строенье в каменной Москвы, 
  Колокольнёй-от звон да в Нове-городе, 
  А й тертые колачики Валдайские, 
  А й щапливы щеголиви в Ярославе-городе, 
   
190 А сладки напитки во Питере, 
  А мхи ты, болота ко синю морю, 
  А щельё, каменьё ко сиверику, 
  А широки подолы пудожаночки, 
   
  Толстобрюхие бабенки лёшмозёрочки, 
  А й пучеглазые бабенки пошозёрочки. 
   
  Да боле петь вперед не знай. 

Василий Игнатьевич и Батыга. Гильфердинг-1. No 60. Зап. от И. Фепонова, дер. Мелентьевская (Пудога). Л й выходила-то турица златорогая и т. д. Мотив предсказания несчастья Киеву встречается в такой форме только в этой былине. Древняя его основа связана с культом туров у славян, с верой в особую магическую силу и вещие способности туров - диких быков (см.: Липец Р. С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // "Славянский фольклор". М., 1972. С. 98 100). На эту мифологическую основу наслоились поздние религиозно-христианские представления (в вар. девица - это богородица, оплакивающая предстоящую гибель Киева; богородица считалась покровительницей Киева; возможно, что былинный образ восходит к мозаичному изображению богородицы на стене Софийского собора - "Нерушимой стене". Ср.: Миллер-1. С. 312-315). Дальнейшее содержание былины оказывается опровержением зловещих предзнаменований. Книга Леванидова - священная книга (об эпитете "Леванидов" см. примеч. на с. 499). Батыга. Можно в этом имени видеть отголосок имени Батыя, что, однако, не дает оснований усматривать в былине отклики на реальные события. В других вар. вместо Батыги упоминаются имена, не поддающиеся исторической идентификации. Со черным дьячком да со выдумщичком. В других вар. также: думный дьячок, вор-выдумщик. В былинах так обозначается высокое должностное лицо при татарском царе. Термин взят из практики древнерусского канцелярского делопроизводства (правильно: дьяк). Голь кабацкая - так называли в XVI-XVII вв. пьяниц из народных низов, бродяг, беглых, мастеровых, нищих (ср. выше былины: "Бунт Ильи Муромца против князя Владимира" и "Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром"). Таким образом, Василий Игнатьевич характеризуется как богатырь самого низкого социального положения. Убил-то Василий три головушки и т. д. Этот эпизод может быть сопоставлен с эпизодом из древнерусской повести о нашествии Тохтамыша на Москву в 1382 г.: здесь некий московский суконщик Адам "с Фроловских ворот пусти стрелу... уби некоего от князей ордынских, славна суща, иже велику печаль сотвори Тахтамышу и всем князем его" (Русские повести XV-XVI веков / Составитель М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 40). На ты лясы Батыга приукинулся - поверил словам, принял за чистую монету. Ай чистые поля были ко Опскову и т. д. Образец балагурной припевки, не связанной с сюжетом. В тексте есть местные мотивы, содержащие насмешливые отзывы о жителях некоторых районов Русского Севера. Пудожаночки, лёшмозёрочки, пошозёрочки - жительницы Пудоги, Лекшмозера, Почозера (Карелия).



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница