Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ И БАТЫГА
Как из далеча было из чиста поля, | |
Из-под белые березки кудреватый, | |
Из-под того ли с-под кустичка ракитова | |
А й выходила-то турица златорогая, | |
И выходила-то турица со турятами, | |
А й расходилися туры да во чистом поле, | |
Во чистом поле туры да со турицою. | |
А й лучилося турам да мимо Киев-град идти, | |
А й видли над Киевом чудным-чудно, | |
10 | Видли над Киевом дивным-дивно: |
По той по стены по городовыи | |
Ходит девица душа красная, | |
А на руках носит книгу Леванидову, | |
А не тольки читае, да вдвой плаче. | |
А тому чуду туры удивилися, | |
В чистое поле возвратилися, | |
Сошлися со турицей, поздоровкалися: | |
"А ты здравствуешь, турица наша матушка!" | |
- "Ай здравствуйте, туры да малы детушки! | |
20 | А где вы, туры, были, что вы видели?" |
"Ай же ты турица наша матушка! | |
А й были мы, туры, да во чистом поле, | |
А лучилося нам, турам, да мимо Киев-град идти | |
А й видели над Киевом чудным-чудно, | |
А й видели над Киевом дивным-дивно: | |
А по той стены по городовыи | |
Ходит-то девица душа красная, | |
А на руках носит книгу Леванидову, | |
А не столько читает, да вдвой плаче". | |
30 | Говорит-то ведь турица родна матушка: |
"Ай же вы туры да малы детушки! | |
А й не девица плачет, да стена плаче, | |
А й стена та плаче городовая, | |
А она ведает незгодушку над Киевом, | |
А й она ведает незгодушку великую". |
А из-под той ли страны да с-под восточныя | |
А наезжал ли Батыга сын Сергеевич, | |
А он с сыном со Батыгой со Батыговичем, | |
А он с зятем Тараканчиком Корабликовым, | |
40 | А он со черным дьячком да со выдумщичком. |
А й у Батыги-то силы сорок тысячей, | |
А у сына у Батыгина силы сорок тысячей, | |
А у черного дьячка, дьячка-выдумщичка, | |
А той ли, той да силы счету нет, | |
А той ли, той да силы да ведь смету нет: | |
Соколу будет лететь да на меженный долгий день, | |
А малою-то птичике не облететь. | |
Становилась тая сила во чистом поле. | |
50 | А по греху ли то тогда да учинилося - |
А й богатырей во Киеве не лучилося: | |
Святополк-богатырь на Святыих на горах, | |
А й молодой Добрыня во чистом поле, | |
А Алешка Попович в богомольной стороны, | |
А Самсон да Илья у синя моря. | |
А лучилося во Киеве голь кабацкая, | |
А по имени Василий сын Игнатьевич. | |
А двенадцать годов по кабакам он гулял, | |
Пропил, промотал всё житье-бытье свое, | |
60 | А й пропил Василий коня доброго, |
А с той ли-то уздицей тесмяною, | |
С тем седлом да со черкальскиим, | |
А триста он стрелочек в залог отдал. | |
А с похмелья у Василья головка болит, | |
И нечем у Василья опохмелиться. | |
А й берет-то Василий да свой тугой лук, | |
Этот тугой лук Васильюшко разрывчатой, | |
Налагает ведь он стрелочку каленую, | |
70 | А й выходит-то Василий вон из Киева, |
А стрелил-то Василий да по тем шатрам, | |
А й по тем шатрам Василий по полотняным. | |
А й убил-то Василий три головушки, | |
Три головушки Василий, три хорошеньких: | |
А убил сына Батыгу Батыговича, | |
И убил зятя Тараканчика Корабликова, | |
А убил черного дьячка, дьячка-выдумщичка. | |
И это скоро-то Василий поворот держал | |
А й во стольнёй во славной во Киев-град. | |
80 | А это тут Батыга сын Сергиевич, |
А посылает-то Батыга да скорых послов, | |
Скорых послов Батыга виноватого искать. | |
А й приходили-то солдаты каравульние, | |
Находили-то Василья в кабаки на печи, | |
Проводили-то Василья ко Батыги налицо. | |
А й Василий от Батыги извиняется, | |
"Ай прости меня, Батыга, | |
Во такой большой вины. | |
90 | А убил я три головки хорошеньких, |
Хорошеньких головки, что ни лучшеньких: | |
Убил сына Батыгу Батыговича, | |
Убил зятя Тараканчика Корабликова, | |
Убил черного дьячка, дьячка-выдумщичка. | |
А со похмелья у меня теперь головка болит, | |
А с перепою у меня да ретиво сердцо щемит. | |
А опохмель-ка меня да чарой винною, | |
А выкупи-ка мне да коня доброго, | |
С той ли-то уздицей тесмяною, | |
100 | А с тем седлом да со черкальскиим, |
А триста еще стрелочек каленыих. | |
Еще дай-ка мне-ка силы сорок тысячей, | |
Пособлю взять-пленить да теперь Киев-град. | |
А знаю я воротца незаперты, | |
А незаперты воротца, незаложенные | |
А во славный во стольнёй во Киев-град". | |
А на ты лясы Батыга приукинулся, | |
А выкупил ему да коня доброго, | |
110 | А с тем седлом да со черкальскиим, |
А триста-то стрелочек каленыих. | |
А наливает ему чару зелена вина, | |
А наливает-то другую пива пьяного, | |
А наливает-то он третью меду сладкого, | |
А слил-то эти чары в едино место,- | |
Стала мерой эта чара полтора ведра, | |
Стала весом эта чара полтора пуда. | |
А принимал Василий единою рукой, | |
Выпивает-то Василий на единый дух, | |
120 | А крутешенько Василий поворачивался, |
Веселешенько Василий поговариваё: | |
"Я могу теперь, Батыга, да добрым конем владать, | |
Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять, | |
Я могу теперь, Батыга, вострой сабелкои махать" | |
И дал ему силы сорок тысящей. | |
А выезжал Василий во чисто поле, | |
А за ты эты за лесушки за темные, | |
А за ты эты за горы за высокие, | |
И это начал он по силушке поезживати, | |
130 | И это начал ведь он силушки порубливати, |
Скоро тут Василий поворот держал, | |
А приезжает тут Василий ко Батыги налицо, | |
А й с добра коня Васильюшка спущается, | |
А низко Василий поклоняется, | |
Сам же он Батыге извиняется: | |
"Ай прости-ка ты, Батыга, | |
Во такой большой вины. | |
Потерял я ведь силы сорок тысящей. | |
140 | А со похмелья у меня теперь головка болит, |
С перепою у меня да ретиво сердцо щемит, | |
Помутились у меня да очи ясные, | |
А подрожало у меня да ретиво сердцо. | |
А опохмель-ка ты меня да чарой винною, | |
А дай-ка ты силы сорок тысящей, | |
Пособлю взять-пленить да я Киев-град". | |
А на ты лясы Батыга приукинулся, | |
Наливает ведь он чару зелена вина, | |
Наливает он другую пива пьяного, | |
150 | Наливает ведь он третью меду сладкого, |
Слил эты чары в едино место,- | |
Стала мерой эта чара полтора ведра, | |
А принимал Василий единою рукой, | |
А выпивал Василий на единый дух, | |
А й крутешенько Василий поворачивался, | |
Веселешенько Василий поговаривае: | |
"Ай же ты Батыга сын Сергиевич! | |
160 | Я могу теперь, Батыга, во чистом поле гулять, |
Я могу теперь, Батыга, вострой сабелькой махать". | |
А дал ему силы сорок тысящей. | |
А садился Василий на добра коня, | |
А за ты эты за лесушки за темные, | |
А за ты эты за горы за высокие, | |
И это начал он по силушке поезживати, | |
И это начал ведь он силушки порубливати, | |
170 | А разгорелось у Василья ретиво сердцо, |
А й размахалась у Василья ручка правая, | |
А й приезжает-то Василий ко Батыги налицо, | |
И это начал он по силушке поезживати, | |
А й тот ли Батыга на уход пошел, | |
А й бежит-то Батыга, запинается, | |
Запинается Батыга, заклинается: | |
"Не дай боже, не дай бог, да не дай детям моим, | |
180 | Не дай детям моим да моим внучатам |
А во Киеве бывать да ведь Киева видать!" | |
Ай чистые поля были ко Опскову, | |
А широки раздольица ко Киеву, | |
А церковно то строенье в каменной Москвы, | |
Колокольнёй-от звон да в Нове-городе, | |
А й тертые колачики Валдайские, | |
А й щапливы щеголиви в Ярославе-городе, | |
190 | А сладки напитки во Питере, |
А мхи ты, болота ко синю морю, | |
А щельё, каменьё ко сиверику, | |
А широки подолы пудожаночки, | |
Толстобрюхие бабенки лёшмозёрочки, | |
А й пучеглазые бабенки пошозёрочки. | |
Да боле петь вперед не знай. |
Василий Игнатьевич и Батыга. Гильфердинг-1. No 60. Зап. от И. Фепонова, дер. Мелентьевская (Пудога). Л й выходила-то турица златорогая и т. д. Мотив предсказания несчастья Киеву встречается в такой форме только в этой былине. Древняя его основа связана с культом туров у славян, с верой в особую магическую силу и вещие способности туров - диких быков (см.: Липец Р. С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // "Славянский фольклор". М., 1972. С. 98 100). На эту мифологическую основу наслоились поздние религиозно-христианские представления (в вар. девица - это богородица, оплакивающая предстоящую гибель Киева; богородица считалась покровительницей Киева; возможно, что былинный образ восходит к мозаичному изображению богородицы на стене Софийского собора - "Нерушимой стене". Ср.: Миллер-1. С. 312-315). Дальнейшее содержание былины оказывается опровержением зловещих предзнаменований. Книга Леванидова - священная книга (об эпитете "Леванидов" см. примеч. на с. 499). Батыга. Можно в этом имени видеть отголосок имени Батыя, что, однако, не дает оснований усматривать в былине отклики на реальные события. В других вар. вместо Батыги упоминаются имена, не поддающиеся исторической идентификации. Со черным дьячком да со выдумщичком. В других вар. также: думный дьячок, вор-выдумщик. В былинах так обозначается высокое должностное лицо при татарском царе. Термин взят из практики древнерусского канцелярского делопроизводства (правильно: дьяк). Голь кабацкая - так называли в XVI-XVII вв. пьяниц из народных низов, бродяг, беглых, мастеровых, нищих (ср. выше былины: "Бунт Ильи Муромца против князя Владимира" и "Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром"). Таким образом, Василий Игнатьевич характеризуется как богатырь самого низкого социального положения. Убил-то Василий три головушки и т. д. Этот эпизод может быть сопоставлен с эпизодом из древнерусской повести о нашествии Тохтамыша на Москву в 1382 г.: здесь некий московский суконщик Адам "с Фроловских ворот пусти стрелу... уби некоего от князей ордынских, славна суща, иже велику печаль сотвори Тахтамышу и всем князем его" (Русские повести XV-XVI веков / Составитель М. О. Скрипиль. М.; Л., 1958. С. 40). На ты лясы Батыга приукинулся - поверил словам, принял за чистую монету. Ай чистые поля были ко Опскову и т. д. Образец балагурной припевки, не связанной с сюжетом. В тексте есть местные мотивы, содержащие насмешливые отзывы о жителях некоторых районов Русского Севера. Пудожаночки, лёшмозёрочки, пошозёрочки - жительницы Пудоги, Лекшмозера, Почозера (Карелия).