Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ С БОГАТЫРЯМИ НА СОКОЛЕ-КОРАБЛЕ
По морю, морю синему, | |
По синему по Хвалунскому, | |
Ходил-гулял Сокол-корабль | |
Не много, не мало - двенадцать лет. | |
На якорях Сокол-корабль не стаивал, | |
Ко крутым берегам не приваливал, | |
Желтых песков не хватывал. | |
Хорошо Сокол-корабль изукрашен был: | |
Нос, корма по-звериному, | |
10 | А бока зведены по-змеиному. |
Да еще было на Соколе на корабле,- | |
Еще вместо очей было вставлено | |
Два камни, два яхонта; | |
Да еще было на Соколе на корабле,- | |
Еще вместо бровей было повешено | |
Два соболя, два борзые; | |
Да еще было на Соколе на корабле,- | |
Еще вместо очей было повешено | |
20 | Да еще было на Соколе на корабле |
Еще три церкви соборные; | |
Да еще было на Соколе на корабле | |
Еще три монастыря, три почестные; | |
Да еще было на Соколе на корабле | |
Три торговища немецкие; | |
Да еще было на Соколе на корабле | |
Еще три кабака государевы; | |
Да еще было на Соколе на корабле | |
Три люди незнаемые, | |
30 | Незнаемые, незнакомые, |
Промежду собою языка не ведали. | |
Хозяин-от был Илья Муромец, | |
Илья Муромец сын Иванов, | |
Его верный слуга - Добрынюшка, | |
Добрынюшка Никитин сын, | |
Пятьсот гребцов, удалых молодцов. |
Как из далече-далече из чиста поля | |
Зазрил-засмотрел Турецкой пан, | |
40 | Большой Салтан Салтанович, |
Он сам говорит таково слово: | |
"Ах вы гой еси, ребята добры молодцы, | |
Добры молодцы донские казаки! | |
Что у вас на синем море деется, | |
Что чернеется, что белеется? | |
Чернеется Сокол-корабль, | |
Белеются тонки парусы. | |
Вы бежите-ка, ребята, ко синю морю, | |
Вы садитесь, ребята, во легки струги, | |
50 | Нагребайте поскорее на Сокол-корабль, |
Илью Муромца в полон бери, | |
Добрынюшку под меч клони". | |
Таки слова заслышал Илья Муромец, | |
Тако слово Добрыне выговаривал: | |
"Ты Добрынюшка Никитин сын! | |
Скоро-борзо походи во Сокол-корабль, | |
Скоро-борзо выноси мой тугой лук, | |
Мой тугой лук в двенадцать пуд, | |
". | |
60 | Илья Муромец по кораблю похаживает, |
Свой тугой лук натягивает, | |
Калену стрелу накладывает, | |
Ко стрелочке приговаривает: | |
"Полети, моя каленая стрела, | |
Выше лесу, выше лесу по поднебесью, | |
Не пади, моя каленая стрела, | |
Ни на воду, ни на землю, | |
А пади, моя каленая стрела, | |
В турецкой град, в зелен сад, | |
70 | В зеленой сад, во бел шатер, |
Во бел шатер, за золот стол, | |
За золот стол, на ременчат стул, | |
Самому Салтану в белу грудь, | |
Распори ему турецкую грудь, | |
Расшиби ему ретиво сердце". | |
Ах тут Салтан покаялся: | |
"Не подай, боже, водиться с Ильей Муромцем | |
Ни детям нашим, ни внучатам, | |
80 | Ни правнучатам, ни пращурятам". |
Примечания
Илья Муромец с богатырями на Соколе-корабле. Тихонравов - Миллер. No 16. Исполнитель и место записи неизвестны. Впервые - "Живая старина", 1890, No 1. Хвалунское - Хвалы некое, т. е. Каспийское. Желтых песков не хватывал - не причаливал к песчаному берегу. Хорошо Сокол-корабль изукрашен был и т. д. Эпически приукрашенное описание корабля основано на том, что передняя часть древних судов обрабатывалась в форме голов* людей, зверей, чудовищ, украшалась резьбой. Три церкви соборные и т. д. По сведениям собирателей, былина на этот сюжет исполнялась в XIX в. как обрядовая песня. В Енисейском округе ее исполняли как колядку, при этом носили бумажную "звезду", на которой были изображены корабль (нос его - в виде змея), богатыри, три церкви, солнце и месяц, турецкий город, турки в лодках. Возможно, что "церкви соборные" появились в результате переосмысления традиционного для христианской символики изображения церкви в виде носящегося по морю корабля (ср.: Миллер-3. С. 346-349).
I. Миллер, No 18. Зап. от М. Кривогорницына, дер. Походская (Колыма). Впервые - "Известия Отделения русского языка и словесности АН". 1900. Т. 5, кн. 1. С. 75. Припев после каждой строки: "Сдудина ты, сдудина! Сдудина ты, сдудина!"