Автор: | Русская литература (общая), год: 2000 |
Примечание: | Автор неизвестен |
Категория: | Легенды и мифы |
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СЫН
И ай на горах-то, на горах да на высокиих, | |
На шоломе было окатистом, | |
Эй там стоял-постоял да тонкой бел шатер, | |
Эй тонкой бел шатер стоял, да бел полотняной. | |
И эй во том во шатри белом полотняном | |
И эй тут сидит три удалых да добрых молодца: | |
И эй во-первых-де старой казак Илья Муромец, | |
И эй во-вторых-де Добрынюшка Никитич млад, | |
Во-третьих-де Олёшенька Попович был. | |
10 | Они стояли на заставы на крепкое |
И эй стерегли-берегли да красен Киев-град, | |
Они стояли за веру за христианскую, | |
Що за те же за церквы всё за божьии. | |
И по ютру ле добры молодцы пробужаются, | |
Э они свежой водой ключевой умываются, | |
Тонким белым полотенцом утираются. | |
Выходил-де старой казак из бела шатра, | |
Он смотрел же в подзорную во трубочку | |
20 | Во первой-то стороны да горы лютые, |
И во второй-то стороны да лесы темные, | |
Во третей-то стороны да синё морюшко, | |
Во четвертой-то стороны да чисто полюшко. | |
Он смотрел же, глядел да вдоль он по полю, | |
По тому же раздольицу широкому, | |
Ко тому же ко морюшку ко синему. | |
От того же от морюшка от синего | |
Не погода ле там да поднималася, | |
Що не пыль ли во поле распылалася,- | |
30 | Еще идет удалой да доброй молодец |
И не приворачиват на заставу на крепкую, | |
Он и прямо-то едет да в красен Киев-град. | |
Тут заходил старой казак в тонкой бел шатер, | |
Говорил же он братьям своим крестовыим: | |
"Уж вы ой еси, братьица мои крестовые, | |
Во-первых, ты, Добрынюшка Микитич млад, | |
Во-третьих же, Олёшенька Попович был! | |
Уж вы що же сидите да чего знаете? | |
40 | Супостат-то велик, удалой доброй молодец; |
Как и едет молодец-от в красен Киев-град, | |
А не приворачиват на заставу на крепкую, | |
Он и прямо ведь едет в красен Киев-град". | |
А-й посылают Олёшеньку Поповича: | |
"Поезжай-ка, Олёшенька, попроведай-ка". | |
Выходил же Олёшенька из бела шатра, | |
Засвистел-де Олёшенька добра коня,- | |
Как бежит его конь да из чиста поля, | |
Его доброй конь бежит, только земля дрожит. | |
50 | Тут крутешенько Олёшенька коня седлал, |
Он седлал, он обуздал коня доброго, | |
Он вязал же потружечки шелковые,- | |
Еще семь-то потружок да едного шолку, | |
А восьмая потруга из семи шолков, | |
Еще та же потруга через хребётну кость,- | |
А не ради басы, а ради крепости, | |
Да ради опору богатырского,- | |
Не оставил бы конь да во чистом поли, | |
60 | Он седлал, он обуздал коня доброго, |
Он взял же доспехи богатырские. | |
Только видели Олёшеньку - в стремена ступил, | |
А не видели поездки богатырское, | |
А увидели - на поле курева стоит, | |
Курева где стоит, да пыль столбом валит. | |
Наезжал он удалого добра молодца, | |
Засвистел-де Олёша по-соловьиному, | |
Заревел-де Олёшенька по-звериному, | |
Зарычал же Олёшенька по-туриному, | |
70 | Зашипел он, Олёшенька, по-змеиному. |
Еще едет молодец, он не оглянется. | |
Еще тут же Олёшенька прираздумался, | |
Поворачивал Олёшенька добра коня, | |
Поскакал же Олёшенька ко белу шатру, | |
Приезжал же Олёшенька ко белу шатру, | |
Тут крутешенько Олёшенька во шатер бежал, | |
Говорил же он братьям своим крестовыим: | |
"Уж вы ой еси, братьица мои крестовые, | |
80 | Во-вторых-де, Добрынюшка Никитич млад! |
Еще едет молодец да не моя чета, | |
Не моя-де чета, да не моя верста: | |
Еще едет молодец да по чисту полю, | |
Он своима доспехами потешается, | |
Он востро копье мечет по поднебесью, | |
Он правой рукой мечет, да левой схватыват; | |
На правом его плечи сидит да млад сизой орел, | |
На левом плечи сидит да млад белой кречат, | |
Впереди его бежит да два серых волка, | |
90 | Два серых же волка, да два как выжлока, |
Назади его бежит да две медведицы". | |
Посылают Добрынюшку Микитича, | |
Выходил-де Добрынюшка из бела шатра, | |
Засвистел-де Добрынюшка добра коня. | |
Как бежит его конь да из чиста поля, | |
Его доброй конь бежит, только земля дрожит. | |
Как крутешенько Добрынюшка коня седлал, | |
Он седлал и уздал да коня доброго, | |
100 | Еще девять-то потруг да едного шелку, |
Как десятая потруга да из семи шолков, | |
Еще та же потруга через хребётну кость,- | |
Не для-ради басы, а ради крепости, | |
А для-ради опору богатырского: | |
"Не оставил бы конь меня во чистом поли, | |
Не пришлось-де молодцу пешком идти". | |
Он накладывал седёлышко черкальчето, | |
Надевал он уздичку да всё тесмяную, | |
Он и брал себе плетку да всё ремянную, | |
110 | Он и брал все доспехи да богатырские, |
Он и взял все три вострые ведь сабельки, | |
Он и брал все три булатны копьица, | |
А подвязал он себе ведь острой меч, | |
Он и брал же тугой лук разрывчивой, | |
А он надевал же налучищо каленых стрел, | |
Надевал на главу да шляпу греческу. | |
Он и с братьями крестовыма прощается: | |
"Вы простите-ка, братьица крестовые, | |
120 | Во-вторых-де, Олёшенька Попович был! |
Уж если мне на поле как смерть будет, | |
Увезите меня да в красен Киев-град, | |
Да предайте меня да ко сырой земли". | |
Тут крутешенько Добрынюшка на коня скочил, | |
Он еще того скоре да в стремена ступил, | |
Только видели - Добрынюшка в стремена ступил, | |
А не видели поездки да богатырской, | |
А увидели - на поле курева стоит, | |
Курева где стоит, да пыль столбом валит. | |
130 | Наезжал он удала да добра молодца, |
Объезжал он удалого да добра молодца, | |
Еще едет - молодцу да всё встречается. | |
Кабы честлив был Добрынюшка очетливой, | |
Он и знал же спросити, про себя сказать, | |
Тут соскакивал Добрынюшка со добра коня, | |
Он снимал же свою да шляпу греческу, | |
Как низко молодчику поклоняется: | |
"Уж ты здравствуешь, удалой да доброй молодец! | |
" | |
140 | Говорит тут удалой да доброй молодец, |
И говорит-то он да выхваляется, | |
Он своима доспехами потешается, | |
Он востру саблю мечет по поднебесью, | |
Он правой рукой мечет, левой схватыват, | |
Еще сам из речей выговариват: | |
"Уж я еду прямо в красен Киев-град, | |
Уж я хочу ведь Киев-от в полон возьму, | |
Я князя Владимира под меч склоню, | |
А Опраксею-княгину да за себя возьму, | |
150 | Уж я божьи ти церкви да все под дым спущу, |
Я святые иконы да копьем выколю, | |
Злато, серебро телегами повыкачу, | |
Я попов, патриархов всех под меч склоню, | |
Християнскую веру да облатыню всю, | |
Ваши головы богатырей повырублю, | |
А на копьица головушки повысажу". | |
Еще тут же Добрынюшка не ослушался, | |
Как заскакивал Добрыня да на добра коня, | |
160 | Приезжал же Добрыня да ко белу шатру, |
Тут крутешенько Добрынюшка со коня скочил, | |
Тут еще того круче да во шатер бежал, | |
Говорил же он братьям своим крестовыим: | |
"Уж вы ой еси, братьица крестовые! | |
Как наехал на нас да супостат велик, | |
Супостат-то велик, удалой доброй молодец. | |
Еще едет молодец, он да потешается, | |
Он востро копье мечет по поднебесью, | |
Он и сам из речей да выхваляется: | |
170 | "Еще еду я прямо в красен Киев-град, |
Уж я хочу - Киев-от в полон возьму, | |
Уж я князя Владимира под меч склоню, | |
Я Опраксею-княгину да за себя возьму, | |
Уж я божий ти церкви все под дым спущу, | |
Я святые иконы да копьем выколю, | |
Я попов, патриархов всех под меч склоню, | |
Злато, серебро телегами повыкачу, | |
Ваши головы богатырей повырублю, | |
"". | |
180 | Еще тут же старому да за беду стало, |
За великую досаду да показалося, | |
Сомутились у старого да очи ясные, | |
Расходились у старого да руки белые, | |
Выходил-де старой да из бела шатра, | |
А засвистел-де старой казак добра коня. | |
Как бежит его конь да из чиста поля, | |
Его доброй конь бежит, только земля дрожит. | |
В теменях-то старой казак коня седлал, | |
А он вязал же подпружечки шелковые,- | |
190 | Как двенадцать-то потружок да едного шолку, |
А тринадцата потруга да из семи шолков, | |
Еще чистых шелков да шамахинскиих, | |
Еще та же потруга через хребётну кость,- | |
Она не для-ради басы, а ради крепости, | |
Как для-ради опору богатырского. | |
Он накладывал седельцо да всё черкальчето, | |
Надевал он уздичку да всё тесмяную, | |
Он и взял свои доспехи да богатырские, | |
200 | Он и брал три булатные все копьица, |
Подвязал же старой он да себе он вострой меч, | |
Он и брал ведь тугой лук разрывчивой, | |
Надевал же он латы да всё кольчужные, | |
Как на те же на латы на кольчужные | |
Надевал же налучищо каленыех стрел, | |
Он и брал же чинжалище булатное. | |
Тут скорешенько старой он на коня скочил, | |
Как еще того круче да в стремена ступил. | |
Только видели старого - да в стремена ступил, | |
210 | А не видели поездки да богатырское, |
А увидели - на поле курева стоит, | |
Курева-де стоит, да пыль столбом валит. | |
Наезжал он удала да добра молодца, | |
Объезжал он удала да добра молодца. | |
А не две ле горы да сокаталосе, | |
Как не два ле сокола да солеталосе, | |
Как не два богатыря да соезжалосе,- | |
Соезжалися да тут отец с сыном. | |
220 | По насадочкам копьица изломалися, |
А от рук руковяточки загорелися,- | |
Они тем боем друг друга не ранили. | |
Во-вторых они съехались вострыма саблями, | |
По насадочкам сабельки поломалися, | |
А от рук руковяточки загорелися,- | |
Они тем боем друг дружку не ранили. | |
Да тянулись на тягах да на железныих, | |
Через те же через гривы да лошадиные, | |
Еще тяги железны да изломалися,- | |
230 | Они тем же боем друг дружку не ранили. |
Соскочили они да со добрых коней, | |
Как схватилися они да в рукопашный бой, | |
Они бьются-дерутся да трое суточки, | |
По колен они в землю да утопталися. | |
Оскользнула у старого да ножка правая, | |
А преуслабла у старого да ручка левая, | |
Как упал же старой он на сыру землю. | |
Тут наскакивал Сокольник да на белы груди, | |
240 | Он вымал же чинжалищо булатное, |
Он и хочот у старого пороть белы груди, | |
Он и хочот смотреть да ретиво сердцо. | |
Еще тут же старой да казак возмолился: | |
"Уж ты Спас, ты Спас да многомилослив, | |
Пресвятая мати божья, Богородица! | |
Я стоял ведь за веру да православную, | |
Я стоял же за церкви да всё за божие, | |
Я стоял же за честные монастыри, | |
Я стерег-берег да красен Киев-град,- | |
250 | А лежу я тепере да на сырой земли, |
Под тема же руками да басурманина, | |
А гляжу я тепере да во сыру землю". | |
Еще тут же старой казак почувствовал,- | |
Еще тут же у старого вдвое силы прибыло, | |
А он брал же Сокольника во белы руки, | |
Как вымётывал Сокольника по поднебесью, | |
Выше лесу его да он стоячего, | |
Ниже облака его да всё ходячего, | |
260 | Тут скакал же ему да на белы груди, |
Как расстегивал латы его кольчужные, | |
Как увидал на ём да крест серебряной, | |
Имянной его да Ильи Муромца, | |
Говорил тут старой-от да таково слово: | |
"Уж ты ой еси, удалой да доброй молодец! | |
Ты коей же земли да коего городу, | |
Ты какого отца да коей матери?" | |
И говорит же Сокольничок таково слово: | |
"Когда был я у тя да на белых грудях, | |
270 | Я не спрашивал ни имени, ни вотчины, |
Ни отечества я, ни молодечества". | |
Тут и брал его старой-от да за белы руки, | |
Поднимал тут его да на резвы ноги, | |
Целовал его во уста да во сахарные, | |
Называл его сыном да всё любимыим. | |
Тут садилися они да на добрых коней, | |
Тут поехали молодчики ко белу шатру. | |
Тут стречают-то братья-то его крестовые, | |
280 | Во-вторых-де, Олёшенька Попович млад. |
Тут соходят-то молодцы со добрых коней, | |
Становили они коней к одному корму, | |
Еще сами входили да в тонкой бел шатер. | |
Говорит тут старой казак таково слово: | |
"Уж ты ой еси, удалой да доброй молодец! | |
Еще как же те имя, да как те вотчина?" | |
И говорит тут удалой да доброй молодец, | |
Еще стал же молодчик да всё рассказывать: | |
"От того я от морюшка от синего, | |
290 | От того я от камешка от Латыря, |
Я от той же от бабы да от Златыгорки, | |
Еще имя мне, вотчина - Сокольничок, | |
А по чистому полю я наездничок; | |
А лет мне от роду да всё двенадцатой". | |
Говорит тут старой он да таково слово: | |
"Уж ты ой еси, удалой да доброй молодец! | |
Поезжай-ка ко морюшку ко синему, | |
Ко тому же ко камешку ко Латырю, | |
300 | Да ко той же ко маменьке родимое,- |
Подрасти-кося лет еще двенадцать ты, | |
Тогда и будешь по полю поляковать". | |
Еще тут же молодчику не понравилось, | |
Выходил же Сокольничок из бела шатра, | |
Да скакал-де Сокольничок на добра коня, | |
Поскакал-де Сокольничок ко синю морю, | |
Как поехал он к маменьке родимое. | |
Приезжает тут к маменьке родимое, | |
Да стречает его маменька родимая, | |
310 | Он и слова со матерью не молвил же, |
Он взял же копейцо да всё булатное, | |
Он сколол же маменьку родимую. | |
Еще тут же Златыгорке славы поют. | |
Тут скакал же Сокольничок на добра коня, | |
Как поехал Сокольничок ко белу шатру, | |
Еще хочот сколоть да Илью Муромца. | |
Подъезжает Сокольничок ко белу шатру, | |
Еще в эту ведь пору да и во то время, | |
320 | Приуснули тут да добры молодцы |
Как крепким они сном да богатырскиим, | |
Как не слышали потопу лошадиного. | |
Как соскакивал Сокольничок со добра коня, | |
Сомутились у Сокольника очи ясные, | |
Расходились у Сокольника руки белые, | |
Еще брал же Сокольничок востро копье, | |
Еще хочот сколоть да Илью Муромца, | |
Еще прямо направил да в ретиво сердцо. | |
На груди у Ильи да был имянной крест, | |
330 | И из чистого он был как золота, |
Не велик и не мал - да ровно три пуда. | |
А как попало копейцо да в имянной-от крест, | |
Скользёнуло оно да во сыру землю, | |
Ото сну ле тут старой он да пробужается, | |
Как с великой передряги да просыпается, | |
Как увидел Сокольника очи ясные, | |
Как не мог же Сокольничок-то справиться. | |
340 | А как вымётывал Сокольника по поднебесью, |
Выше лесу его нонче стоячего, | |
Ниже облака его да всё ходячего, | |
А как вымётывал его, да не подхватывал, | |
Как едва же Сокольничок едва дыхат. | |
Тут скакал-де старой казак на белы груди, | |
Как расстегивал латы его кольчужные, | |
Еще взял же чинжалищо булатное, | |
350 | Расколол у Сокольника ретиво сердцо. |
Еще тут же Сокольничку славы поют. |
Примечания
Илья Муромец и сын. Григорьев-3. No 16. Зап. от А. Е. Петрова, дер. Дорогая Гора. Одна из самых сложных по содержанию былин. В основной редакции сюжет развивается до того момента, когда Илья Муромец повергает противника ("как расстегивал латы его кольчужные") в рамках традиционной эпической темы: герой, обороняющий родную землю, вступает в поединок с чужеземным нахвалыциком, угрожающим Киеву, терпит сначала неудачу, затем получает дополнительную силу и побеждает. Существенными для этой части сюжета являются картины богатырской заставы (см. особенно вар. II), мотивы похвальбы и угроз чужеземца (вар. II), неспособность кого-либо из богатырей, кроме Ильи, противостоять ему (вар. III). Называл его сыном... любимыим. Тема боя отца с сыном, не узнающих друг друга, принадлежит мировому эпосу (иранский, древнегерманский, кельтский, эстонский). В былине весь дальнейший ход событий окутан загадочностью; неясны мотивы поведения Сокольника. Неясным становится и предшествующее содержание: почему сын Ильи Муромца выступает как враг Киева? Частично эти загадки разъясняются через другие редакции сюжета.
В вар. также Латыгорка, Семигорка и др. Она представляет "чужой" мир, и брак Ильи с нею носит временный характер. Сокольник. Здесь и в ряде других текстов - богатырь-малолеток; подобно другим богатырям, его отличает фантастически быстрый рост. Он задумал съездить взять ведь... Киевград. Принадлежность к "чужому" материнскому роду определяет положение Сокольника как врага Киева. В соответствии с былинной традицией он наделяется чертами татарского воина-богатыря; изначально, однако, выезд Сокольника на Русь мотивировался по-другому, и эта мотивировка сохранилась в некоторых редакциях: сверстники дразнят Сокольника "заугольником" (безотцовщиной), он добивается от матери признания относительно своего рождения и едет, чтобы отомстить отцу за свой позор. Таким образом, в пределах одной былины сталкиваются мотивы, относящиеся к разным историческим эпохам и стадиям эпического творчества: так возникают разные версии мотива "конфликт отца с сыном".
II. Ончуков. No 1. Зап. от Ф. Е. Чуркиной, дер. Чуркина (УстьЦилемская вол.). Тридцать-то было богатырей и т. д. Персонажи, упоминаемые здесь, встречаются в других былинах: Самсон Колыбанович - в былине "Илья Муромец и Калин-царь"; Мишка Торопанишко - возможно, то же лицо, что Таракашка в былинах "Данила Ловчанин" и "Царь Соломан и Василий Окулович"; Пермя Васильевич - может быть, Бермята из былины "Чурила и Катерина"; Потанюшка, Лука и Матвей - в составе дружины Василия Буслаева; Лука и Матвей - также в "Камском побоище"; Скопин - герой исторических песен XVII в. Для перечня участников богатырской дружины (который встречается и в других сюжетах) характерно, что певцы почти не учитывают той роли, в какой эти персонажи выступают в других былинах. Не знай зверь там бежит и т. д. В образе Сокольника есть черты мифического охотника, атрибутами которого являются дикие звери и птицы. О мифологических связях богатыря говорит образ орла, живущего на скале в море.
III. Киреевский-1. No 1. Зап. в Шенкурском уезде (Архангельская губ.). Неладно, ребятушки, положили и т. д. Здесь и в других вар. отвод Ильей Муромцем богатырей делается по их качествам как личного, так и социального порядка ("боярские роды хвастливые", "поповские глаза завидущие"),- редкий в русском эпосе пример заострения социально-психологической характеристики богатырей.
IV. Григорьев-3. No 4. Зап. от В. Я. Тяросова, дер. Дорогая Гора. Эпизод убийства матери отсутствует, сразу следует рассказ о покушении Сокольника на спящего Илью.