Михайло Потык

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 2000
Примечание:Автор неизвестен
Категория:Легенды и мифы


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

МИХАЙЛО ПОТЫК

  Не заюшко в чистом поле выскакивал, 
  Не горностаюшка выплясывал,- 
  Выезжал там доброй молодец, 
  Доброй молодец Михаила Потык сын Иванович. 
  Направлял он да коня своего богатырского, 
  Увидал он во чистом поли 
  Лань да златорогую, 
  Спускал своего да добра коня 
  Во всю прыть да лошадиную. 
10 Догоняет он да эту лань да златорогую, 
  Хочет колоть ю во белую грудь. 
  Испроговорит эта лань да златорогая 
  Человеческим она голосом: 
  "Ай же ты Михаила Потык сын Иванович! 
  Не коли-тко ты да моей белой груди. 
  Я есть ведь не лань-то златорогая, 
  Я есть Марья лебедь бела, королевична. 
  У меня на сем свете положен ведь такой завет - 
   
20 За того я пойду в замужество". 
  Повернулась эта лань да златорогая 
  В человеческий она образ. 
  Он брал тут, Михаила Потык сын Иванович, 
  За белы руки, да за златы перстни, 
  Целовал ю тут в уста да во сахарнии, 
  Отвозил ю тут во Киев-град. 
  Принимали тут оны закон да ведь сопружеской, 
  Стал он жить-то с ней да на весельице, 
  Напиваться зелена вина он допьяна. 
30 Приходит он во свою палату белокаменну, 
  Стретает его своя да любима семья, 
  Испроговорит Марья ему да таково слово: 
  "Ай же ты моя да любима семья! 
  Я теби скажу да таково слово: 
  Кто у нас да наперед помрет, 
  Тому-то сесть да во сыру землю; 
  Ежли я да наперед помру - 
  Тебе со мной сидеть да ровно три месяца да во 
 
  Ежли ты помрешь - я с тобой буду сидеть да
  во сырой земле".
40 Написали они между собой ведь записи. 
  И он ходит да на царев кабак, 
  Напивается он да зелена вина ведь допьяна. 
  Приезжают-то с разных мест да сорок царей, 
  Сорок царей, сорок царевичев, 
  Сорок королей да сорок королевичев, 
  Они пишут ко Владимиру, 
  Ко Владимиру да стольне-киевскому: 
  "Выведи ты эту Марью лебедь белу, королевичну, 
  Без бою, без драки, без великого кроволития". 
50 Собирает тут Владимир стольне-киевской 
  Своих господ, своих бояр, 
  Стал он тут, Владимир, совет советовать 
  Со своима господамы, со своима боярам: 
  "Ежли нам не отдать этой Марьи лебедь 
  белой, королевичной,-
  Приведут наш стольной Киев-град во разорение". 
   
  Приходит тут Михаила Потык сын Иванович 
  В этую палату белокаменну, 
  Кланяется он Владимиру тут в собину: 
60 "Ай же ты Владимир стольне-киевской! 
  Не отдам я своей душеньки 
  Без бою, без драки, без великого кроволития". 
  Берет он своих да двух братьев крестовыих, 
  Берет старого казака Илью Муромца, 
  Во вторых берет Добрынюшку Микитича. 
  Сокрутились они в платье женское, 
  Причесали они свои кудри русые по-женскому, 
  Садились они в тележку во ордынскую, 
  Приезжали они да во чисто поле, 
70 Раздернули они тут ведь белой шатер. 
  Приходило тут сорок царей, сорок царевичев: 
  "Верно, что Владимир стольне-киевской 
  Не посмел с нами воевати-де, 
  Повывел он Марью лебедь белу, королевичну, 
  Повывел Марью во чисто поле". 
   
  "Ай же ты Марья лебедь бела, королевична! 
  За кого же ты за нас замуж идешь?" 
  Испроговорит Михаила самым тонким женским голосом: 
80 "Кто кого из вас на бою побьет, 
  За того я ведь замуж иду". 
  Выходили они татарева во чисто поле: 
  Тот того побьет, другой другого побьет,- 
  Не выходили-то у них поединщика единого. 
  Приходят они опять да ко белу шатру: 
  "Нету у нас такого поединщика. 
  За кого же нынь ты замуж идешь?" 
  Молодецко сердечко мало стерпливал, 
  Разгорелось его да сердце богатырское, 
90 Выскакивал Михайло Потык сын Иванович 
  Со своего он да бела шатра, 
  Не увидел он сабли вострый, 
  Не увидел он меча-кладенца,- 
  Хватал он тележку ордынскую, 
  Выхватывал он осищё железное, 
   
  Прибил он сорок царей, сорок царевичев, 
  Сорок королей, сорок королевичев. 
  Поезжали они тут во Киев-град 
100 Со своима он со братьямы крестовыми, 
  Подъезжает он да ко своей палате белокаменной, 
  Испроговорит ему да таково слово: 
  "Ай же ты Михаила Потык сын Иванович 
  Нет у тебя в доме да любимой семьи, 
  Нет у тебя да в живности 
   
  Молодой-то Марьи лебедь белой, королевичной". 
  Испроговорит Михайло таково слово: 
  "Ай же вы мои плотники, работники! 
  Делайте гробницу немалую,- 
110 Чтобы можно в ней двоим лежать, 
  Двоим лежать и стоя стоять. 
  Кладите-тко вы припасу съестного 
  На три месяца. 
   
  Опущусь-то я с ней да во сыру землю. 
  У меня с ней сделаны были записи: 
   
  Другому сидеть да ровно три месяца да во сырой земли".
  Привозили эту гробницу немалую 
  На то кладбище, 
120 Положили туды да Марью лебедь белу, королевичну, 
  Садился тут Михайло в эту гробницу немалую,- 
  Опущали его да во сыру землю, 
  Засыпали его да ведь желтым песком. 
  Походило тому времечки ровно три неделюшки, 
  Приплыло тут к ней змеищё-веретенище, 
  Стало у ней сосать да ведь белую грудь. 
  Хватил тут Михайло Потык сын Иванович 
  Свою саблю вострую, 
  Хочет отсечь у ней буйну голову. 
130 Испроговорит змеищё-веретенищё: 
  "Не руби-тко ты да моей буйной головы,- 
  Много я для теби добра сделаю, 
  Оживлю я теби Марью лебедь белу, королевичну". 
  И дает ему да свой велик залог - 
  Своего она ведь детища, 
   
  Приносит она, змея, ведь живой воды, 
  Подавает она, змея, ему живу воду. 
  Раз тут сбрызнул - она и здрогнула, 
140 Другой раз сбрызнул - она сидя села, 
  Третий раз сбрызнул - она да заговорила: 
  "Ай же ты Михайло Потык сын Иванович! 
  Где мы теперь с тобой находимся?" 
  - "Находимся да во сырой земли". 
  Закричал он своим голосом, 
  Своим голосом да богатырскиим. 
  Услыхали его да братьицо крестовые: 
  "Стоснулось нашему братцу крестовому во сырой земли, 
  Живому телу с мертвыим".
150 Приходили тут они ко этой могилы ко кладбищу, 
  Желтой песок они тут рассыпали, 
  Снимали-то с этой гробницы покров-то ведь верхний. 
  Выходит тут Михайло Потык сын Иванович 
  Со сырой земли,
  За собой ведет свою да любиму семью, 
   
  Приходит он во свой во Киев-град, 
  Стал он жить-то ведь по-прежнему, 
  Напиваться зелена вина он допьяна. 
160 Удаляется тут Михайло во чисто поле, 
  Поляковать он да и казаковать. 
  Порублял он да ведь поганыих татаревей 
  За свою веру да христианскую. 
  Приезжает-то с другой земли, 
  Приезжает-то король да ведь Ляхетскии, 
  Пишет тут-то он да грамотку 
  Ко Владимиру да стольне-киевскому: 
  "Повыведи ты Марью лебедь белу, королевичну, 
  Во чисто поле,
170 Без бою, без драки, без великого кроволития". 
  Испроговорит Владимир таково слово: 
  "Некем мне с ним да воевать будет,- 
  Повывесть надоть Марью лебедь белу, королевичну, 
  Во этое да во чисто поле". 
  Выводили Марью лебедь белу, королевичну, 
 
  Принимал-то тут король да ведь Ляхетскии 
  Ю за рученки за белые, 
  Увозил он во свою землю. 
180 День-то за день как птица летит, 
  Неделя за неделю как дождь дожжит, 
  Год тот за год быв трава растет, 
  Проходило тому ровно три годы. 
  Приезжает тут со чиста поля 
  Михаила Потык сын Иванович 
  Со своима он со братцамы крестовыми. 
  "Где же моя да любима семья?" 
  Испроговорят ему да таково слово: 
  "Увез твою да любиму семью 
190 Красивый король да ведь Ляхетскии". 
  Испроговорит Михаила таково слово: 
  "Поеду я, добрый молодец, 
  Во тую землю да во Ляхетскую, 
   
  Не отдам я своей Марьи лебедь белой, королевичнои". 
  Садился тут Михаила на добра коня, 
   
  Не видели Михаилу тут поедучи. 
  Приезжает тут Михайло во тую землю, 
  Во тую землю да во Ляхетскую, 
200 Приезжает-то Михаила к тым палатам белокаменным,-
  Усмотрела его да любима семья 
  Во тое окно да во косевчато, 
  Испроговорит она да таково слово: 
  "Ай же ты красивый король да ведь Ляхетскии! 
  Приезжает к нам теперь да нелюбимый гость". 
  Наливала она чару зелена вина, 
  Зелена вина да полтора ведра, 
  Спускала она туды да зелья лютого: 
  "Ай же ты Михайло Потык сын Иванович! 
210 Прости меня, дуру, жонку-страмницу,- 
  Муж по дрова, жена замуж пошла. 
  Твое есть дело ведь дорожное, 
  Мое дело есть да поневольнеё,- 
  Выпей-ка чару зелена вина, 
  Зелена вина да полтора ведра". 
   
  Выпивал Михаила единым духом. 
  Тут Михаила Потык сын Иванович 
  Свалился он со своего да со добра коня. 
220 Испроговорит она да таково слово: 
  "Ай же ты красивый король да ведь Ляхетскии! 
  Ежели хочешь ты ведь мной владать, 
  Куды надоть отвози его во чисто поле". 
  Испроговорит король да ведь Ляхетскии: 
  "Муж-то твой - воля твоя". 
  Приказала она запрячь-то пару коней богатырскиих, 
  Отвозила его да во чисто поле, 
  Хватала тут она да бел горюч камень, 
  Колотила его да по правой щоки: 
   
230 "Окаменей-ка ты, Михаила, ровно на три годышка,- 
  Как три годы пройдет, пройди да сквозь сыру землю". 
  Повернула его большим каменем.
  День-то за день как птица летит, 
  Неделя за неделю как дождь дожжит, 
  Проходило тут время ровно годышек,- 
   
  Старому казаку Илью Муромцу, 
  Во вторыих-то Добрынюшке Мйкитичу, 
  Сокрутились они в платье ведь нищецкое, 
240 Надевали себи трои они подсумки, 
  Шли они путем-дорогою. 
  Выходит со сторон калика незнакомая: 
  "Ай же вы калики есть незнаемы! 
  Возьмите меня да ведь во третьиих, 
  Поверстайте меня да во атаманы". 
  Брали тут калику во товарища, 
  Поверстали калику во атаманы, 
  Приходили они в тую землю во Ляхетскую, 
  Становились они да против чертог они ведь царскиих, 
250 Закричали они своими голосамы зычныма: 
  "Ай же ты король да ведь Ляхетскии! 
  Насыпь-ка нам трои подсумки,- 
  Одни подсумки-то чиста серебра, 
  Други подсумки-то красна золота, 
  Третьи подсумки-то скачна жемчугу: 
   
  Было бы нам, каликам, по смерть есть и пить". 
  Услышал тут король да ведь Ляхетскии 
  Голоса да очень громкие, 
260 Король тут-то приужахнулся. 
  И зглянет тут Марья лебедь бела, королевична, 
  Во тое окно да во косевчато, 
  Узнала-то она да этыих богатырей: 
  "Это ведь не калики есть, да есть богатыри, 
  Моего мужа ведь прежного 
  Есть они да братья ведь крестовые. 
  Зазывай их во свои палаты белокаменны, 
  Насыпай им трои подсумки,- 
  Первы подсумки да чиста серебра, 
270 Вторы подсумки да красна золота, 
  Третьи подсумки да скачна жемчугу". 
  Созывали их во палату белокаменну, 
  Насыпали им да трои подсумки,- 
  Одни подсумки да чиста серебра, 
  Други подсумки да красна золота, 
   
  Походят они да во чисто поле, 
  Приходят к этому белу каменю, 
  Испроговорит калика та незнаема: 
280 "Ай же вы мои братцы, вы товарища! 
  Взяли вы меня да во товарища, 
  Поверстали вы меня да во атаманы,- 
  Надоть нам теперь да ведь живот делить". 
  Снимали они тут трои подсумки 
  Со своих они тут плеч да со могучиих, 
  Кладывали они да воместо. 
  И стал-то тут калика да незнаема 
  Кладывать он да на четыре стопы. 
  Испроговорят тут его братья крестовые: 
290 "Ай же ты калика есть незнаема! 
  Взяли тебя мы во товарища, 
  Поверстали тебя мы во атаманы,- 
  Неправильнё ты ведь живот делишь". 
  Испроговорит калика-то незнаема: 
  "Брали меня да во товарища, 
   
  Я справедливо теперь живот делю: 
  Который из нас может бел горюч камень 
  Кинуть через буйну голову, 
300 Тому четвертая стопа достанется". 
  Брал тут Добрынюшка Никитинич 
  Этот да бел горюч камень, 
  Во свое колено здымал да богатырское,- 
  Сам-то по щеточку в землю зашел. 
  Подхватывал тут старый казак да Илья Муромец, 
  Здымал-то он во свою во грудь во белую,- 
  Уходил он по колен да во сыру землю. 
  Брал-то тут калика да незнаема 
  Этот-то да бел горюч камень, 
310 Кидал он через свою да буйну голову. 
  Испроговорил калика таково слово:. 
  "Впереди стань, доброй молодец, 
  Лучше стань ты, лучше прежного". 
  Пробуждался он со сну да богатырского, 
  Испроговорил Михаила таково слово: 
  "Ай же вы мои братцы крестовые! 
  Как я долго спал". 
  Испроговорят его братья крестовые: 
  "Как бы не было у нас этого товарища,- 
320 Не был бы теперь ты в живности". 
  Побежал Михаила во ту землю, 
  Во ту землю во Ляхетскую, 
   
  Становился Михаила противо палат да белокаменных, 
  Закричал он богатырскиим-то голосом: 
  "Ай же ты красивый король да ты Ляхетскии! 
  Насыпь-ка ты мне тоже трое подсумки,- 
  Первы подсумки-то чиста серебра, 
  Вторы подсумки-то красна золота, 
  Третьи подсумки-то скачна жемчугу". 
330 Взглянула Марья лебедь белая 
  Во тое во косевчато окошечко, 
  Испроговорит она да таково слово: 
  "Ай же ты красивый король да ведь Ляхетскии! 
  Приходит сюда мой прежной муж". 
  Наливала Марья чару зелена вина, 
   
  Положила Марья зелья лютого, 
  Выходила она да на перёное крылечико, 
  Испроговорит-то Марья таково слово: 
340 "Ай же ты Михаила Потык сын Иванович! 
  Прости меня, дуру, жонку-страмницу,- 
  Муж по дрова, жена замуж пошла. 
  Выпей-ка чарочку зелена вина, 
  Зелена вина да полтора ведра". 
  Брал тут Михаила Потык сын Иванович, 
  Брал он чару единой рукой, 
  Выпивал он чару единым духом, 
  Свалился он на сыру землю да мертвыим. 
  Испроговорит Марья таково слово: 
350 "Ай же ты красивый король да ведь Ляхетскии! 
  Ежели ты хочешь ведь-то мной владеть,- 
  Куда хочешь, туды его и подевай". 
  Испроговорит красивый король да ведь Ляхетскии: 
  "Муж твой - и воля есть твоя". 
  Марья лебедь бела, королевична, 
   
  Колотила ему гвоздья железные 
  Во белы руки и в резвы ноги. 
  И пошла она тут во кузницу, 
360 Хотела она сковать ему-то длинный гвоздь, 
   
  У него-то свет в очах да помятушился. 
  Была у этого у короля да у Ляхетского 
  Единая дочь Настасья-королевична, 
  Приходит она к этому богатырю, 
   
  "Ай же ты Михайло Потык сын Иванович! 
  Хочешь ли ты да на сём свете еще жив бывать?" 
  Испроговорит Михаила таково слово: 
370 "Ай же ты Настасья-королевична! 
  ". 
  Испроговорит она тут таково слово: 
  "Положим-ка мы с тобой ведь заповедь,- 
  Ежели ты возьмешь меня в замужество, 
  Еще будешь ты на сем свете жив бывать". 
   
  Приказала она да своим слугам верныим, 
  Приказала она да со стены-то снять, 
  Приказала она да на место прибить татарина, 
380 Татарина прибить поганого. 
   
  Добывала она тут дохтуров 
  Излечить ему эти раны великие. 
  Проходило тому времечки шесть недель, 
  Заживали его раны великие. 
  "Ай же ты-Настасья-королевична! 
  Как бы повывели да моего добра коня, 
  Обседлана бы да обуздана". 
  Убирается Настасья в свое платье цветное, 
390 Приходит она к своему да ведь родителю: 
  "Мне что-то во снях привиделось,- 
  Как бы видеть-то Михайлина добра коня, 
  Обседлана ведь и обуздана". 
  Не сменяет он да своей дочери, 
  Приказывает выводить коня да богатырского 
   
  Выскакивал Михаила со палаты белокаменной,- 
  Видли добра молодца на коня ведь сядучи, 
  Не видли добра молодца поедучи. 
400 Уезжает Михаила во чисто поле, 
   
  Приезжает он во ту землю Ляхетскую, 
  Ко тыим палатам белокаменным. 
  Увидала Марья лебедь бела, королевична, 
  Со того-то со косевчата окошечка, 
   
  Зелена вина да полтора ведра, 
  Полагала туды зелья лютого, 
  Выходила она да на крылечко на переное, 
410 Испроговорит Марья таково слово: 
  "Ай же ты Михаила Потык сын Иванович! 
  Прости мня, дуру, жонку-страмницу,- 
  Муж по дрова, жена замуж пошла. 
  Выпей-ка чару зелена вина. 
  Твое дело есть дорожное, 
  ". 
  Берет он, Михаила, эту чару зелена вина, 
  Зелена вина да во праву руку. 
  Глядит в это косевчато окошечко 
420 Молода Настасья-королевична: 
  "Ай же ты Михайло Потык сын Иванович! 
  Погляди-тко ты на рученьку на правую, 
  Зглянь-ка ты на рученьку на левую". 
  Зглянул тут Михаила на рученьку на правую, 
  Зглянул тут Михаила на рученьку на левую,- 
   
  Что были у него раны превеликие. 
  Спомнил тут он прежний завет-то свой, 
  Кидал он эту чару зелена вина, 
430 Зелена вина да на сыру землю, 
   
  Кидал он Марью о сыру землю. 

Примечания

Михайло Потык. Гильфердинг-1. No 39. Зап. от А. Тимофеева, дер. Загорье (Толвуй). Испроговорит эта лань да златорогая: "За того я пойду в замужество" и т. д. Начало былины развивается по обычным схемам эпических песен о сватовстве: герой встречает свою суженую на охоте (вар. III), во время набега (вар. II), она сама является к нему (вар. I). В данном тексте прослеживается архаический мотив предназначенности девушки тому, кто одолеет ее (ср. "Дунай Иванович"). Во всех вар. былины невеста принадлежит либо "иному" миру, либо чужой земле и обладает волшебными, колдовскими качествами. Кто у нас да наперед помрет, Тому-то сесть да во сыру землю. Правильно: "другому сесть". Как показали современные исследования, Марья лебедь белая в древней эпической традиции - существо, принадлежащее миру мертвых; цель ее - увести в этот мир мужа (см.: Новичкова Т. А. К истолкованию былины о Потыке // "Русская литература". 1982, No 4. С. 154-163). Приплыло тут к ней змеищё-веретенище и т. д. По древним представлениям, подземные змеи пожирали трупы. Победа над змеей приводит к оживлению умершего. В былине змеи служат героине (см. вар. III). В других вар. вместо змеи действует сама героиня, которую Потыку удается укротить. Приезжает-то король да ведь Ляхетскии и т. д. Нашествие врага с целью захвата одной женщины - типовой мотив эпоса. Начиная с этого эпизода, действие развивается в соответствии с противоположными замыслами героев: Потык ведет борьбу за возвращение жены, не догадываясь о ее предательстве; Марья лебедь белая стремится осуществить свой замысел - увести мужа в царство смерти.

I. Гильфердинг-1. No 52. Зап. от Н. Прохорова, дер. Буракова (Пудога). А у меня уста были поганые и т. д. Готовность Марьи приобщиться к киевскому миру - уловка, в действительности она остается колдуньей и "чужой". В вар. Потык после женитьбы получает от князя задание - ехать к Вахрамею Вахрамеевичу, отцу Марьи, с данью. Потык вызывает царя играть в шахматы, обыгрывает его, накладывая на проигравшего огромную дань в пользу Киева; известие о смерти жены заставляет Потыка вернуться домой (см. вар. IV).

помогает Потык. Спасение змеи из огня - популярный мотив в фольклоре. Почему Марья противится действиям Потыка, выясняется позже: когда Потык в первый раз настигает Марью, увезенную иноземным царем, и по ее приказанию его привязывают к дубу, змея освобождает богатыря.

III. Марков. No 8. Зап. от А. М. Крюковой, дер. Нижняя Зимняя Золотица (Зимний берег).

IV. Гильфердинг-1. No 6. Зап. от П. Калинина, дер. Горка (Повенец). Наезжае было царь Бухарь заморский и т. д. Характерная тенденция к включению былины о сватовстве в цикл сюжетов на тему борьбы против татар; это никак не влияет на основное развитие сюжета. Возможно, весь эпизод - переработка мотивов былины "Василий Казимирович и Добрыня" (см. также примеч. к вар. I).

V. Григорьев-2. No 65. Зап. от Е. К. Мелехова, дер. Сояна. Отправились да в путь-дорожечку. Затем Потыка освобождает змея, он догоняет беглецов и вновь поддается "на бабьи прелести"; на этот раз его закладывают в камень и опускают в море, змея вновь выручает его; Потык догоняет Марью и Коршея и казнит их, а сам бросается на копье.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница