Поиск по материалам сайта
Cлово "1788"
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Часть текста: - Иоганн Маттиас (нем. Gesner) (1691 - 1761), специалист по классич. филологии. В 1730 ректор школы Фомы в Лейпциге, в 1734 - профессор в Гёттингене, где он организовал общегерм. филологич. семинар. Г. внес изменения в методику изучения др. языков и подготовку преподавателей. Будучи предшественником К. Г. Гейне, он стал пионером неогуманизма. ГЕСПЕР ГЕСПЕР (лат. Hesperus), вечерняя звезда. ГЕСПЕРИДЫ ГЕСПЕРИДЫ - дочери богини Никты или Атланта, надел, звонкими голосами. Жили на противоположном берегу Океана на крайнем Западе. Вместе с драконом Ладоном Г. охраняли в саду богов золотые яблоки, которые Гея подарила Гере к ее свадьбе с Зевсом. Геракл убил дракона и завладел яблоками. Картины Рафаэля и X. фон Маре. ГЕСТИЯ ГЕСТИЯ (греч. Hestia), дочь Кроноса и Реи, юная греч. богиня огня и домашнего очага, который был одновременно культовым местом в семье. Г. жертвовали у очага часть еды. Г. соответствовала рим. Веста. ГЕТАЙРЫ ГЕТАЙРЫ (греч. hetairoi - спутники), у Гомера - ближайшие друзья и свита вождей, у македонян - советники и сопровождающие царя, а также знать, служащая в тяжеловооруж. коннице. Вместе с pezhetairoi, служившими в пехотных фалангах, Г. составляли войсковое собрание как политич. представительство. ГЁТЕ ГЁТЕ - Иоганн Вольфганг (1749 - 1832), классик нем. литературы. Следуя моде, в годы обучения в Лейпциге писал анакреонтич. стихи и небольшие драмы, был знаком с идеями Винкельмана. В Страсбурге И. Гердер привлек его внимание к Гомеру и Софоклу. В драматич. фрагменте и оде (1793) Г. использовал античный материал легенды о Прометее, стремясь выразить борьбу индивидуума за свою свободу и право на развитие творч. личности. В «Ганимеде» как контраст в центр поставлена...
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Часть текста: было земледелие. Укрепл. городов у них было мало (наиболее крупный г. Карсеоли). С нач. 5 в. до н.э. вместе с сабинами, вольсками и герниками вели войны против Рима и др. городов Лация. В 80-х гг. 5 в. до н.э. после присоед. герников к Латинскому союзу Э. продолжали войну с Римом и латинами, постепенно теряя земли. Окончат. были покорены римлянами в 304 до н.э., в период 2-й Самнитской войны. ЭКЗАГИЙ ЭКЗАГИЙ - в античности монетный разновес в форме круглых или прямоугольных бронзовых пластинок с гос. надписью. Самые распростр. разновесы соотв. солиду, но имеют неточ. вес. ЭКЗАРХАТ ЭКЗАРХАТ - в Византии в кон. 6 - 7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. были созданы в кон. 6 в. в зап. обл. Визант. империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоев. у варваров (остготов и вандалов). В какой-то мере создание Э. было подготовлено адм. реформами Юстиниана I 535 - 536, когда в ряде провинций (в Писидии, Пафлагонии, Каппадокии, Фракии и др.) высшие воен. и гражд. полномочия были вверены одному должност. лицу (претору, проконсулу или модератору). Э. просуществовали до 8 в. Иногда они рассматр. как прообраз фем. ЭКЗЕГЕЗА ЭКЗЕГЕЗА - объяснение не совсем понятного текста. Возникло в исследованиях поэтич. материала (напр., поэм. Гомера). Затем было перенесено также и на прозу. Методич. разработано Геродотом, софистами, Платоном, Аристотелем. ...
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: на букву "М" (часть 3, "МЕС"-"МЬЯ") МЕССИАНСКИЙ ИУДАИЗМ мессиа́нский иудаи́зм , общее название для группы иудейских сект, принявших некоторые догматы христианства. Последователей мессианского иудаизма часто называют мессианскими евреями. Движение впервые возникло в 1809 в Лондоне, когда Мойша Розен основал наиболее крупную секту мессианского иудаизма Движение «Хинени», или Евреи за Иисуса. Вероучение мессианского иудаизма основывается на Библии, в том числе и на Новом Завете (понятие «Евангелие» в мессианском иудаизме обычно не употребляется, оно заменяется «Священным Писанием»). Догматика движения в целом близка к протестантской, и большинство догматов христианства принимается практически без изменения. Так, признаётся роль Иисуса Христа как Мессии, принимаются положения об искуплении Им грехов и Его воскресении. Мессианские евреи считают, что их народ и по сей день остаётся богоизбранным, и утверждают, что в первую очередь евреям христианство обязано своим существованием. Приверженцы мессианского...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: кидуш (освящение), после чего хлеб преломляют, посыпают солью и съедают. В конце трапезы читается заключительная молитва авдала (различение), воздающая благодарность Богу за разделение свящ. и мирского. Шакти Шакти (Shakti, санскрит - сила, энергия), в индуистской мифологии творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги; имя Великой Богини, или Деви, - одного из самых значит, монотеистических божеств индуистского культа; в Индии она повсеместно почитается народом как богиня-мать. Ш. является супругой Шивы, но ей поклоняются отдельно. В своей благодетельной ипостаси она известна как Ума, Парвати, а в грозном облике разрушительницы предстает под именами Кали или Дурга (Дурга-пуджа). Ш. нередко отождествляется с Лакшми, богиней богатства и удачи, супругой Вишну . В шактизме почитается женское начало; наряду с вишнуизмом и шиваизмом он представляет собой одну из трех осн. форм индуизма. Шаманизм (шаманство) Шаманизм (шаманство) (shamanism), вид религ. обрядности, основанный на представлении об общении служителей культа - шаманов - со сверхъестественными силами. Слово шаман пришло из эвенкийского яз., но применяется к широкому кругу аналогичных явлений в Африке, Азии, Сев. и Юж. Америке. Шаманы, как правило мужчины, соединяют религ. функции с целительством, в основе их авторитета лежит личный религ. опыт (в частности, одержимость духами ), а не офиц. статус. Полагают, что установить контакт с миром духов шаману помогают галлюциногенные снадобья, приводящие его в экстатическое состояние. Шаманы часто почитаются как носители высшей мудрости и знания, способные и навести, и устранить порчу. Шантаж Шантаж (blackmail), преступление , заключающееся в...
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Часть текста: суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как "втором боге". В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, - теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: "Поэт - уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно...
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: Харлов у Тургенева был отставным штык - юнкером. В прапорщики был произведен герой «Капитанской дочки» юный Гринев, а в «Бэле» Лермонтова - Печорин. 2. ПОДПОРУЧИК носил на погоне две звездочки. С 1884 года к нему приравнивался КОРНЕТ в кавалерии и ХОРУНЖИЙ в казачьих войсках, до того равные прапорщику. Подпоручиком был герой повести Куприна «Поединок» Ромашов. Чин корнета хорошо знаком нам по стихотворению Некрасова «Тройка», ставшему популярной песней: На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. Владимир Дубровский у Пушкина «воспитывался в кадетском корпусе и был выпущен корнетом в гвардию». Корнетом стал и Николенька Ростов в романе «Война и мир» Толстого. Но здесь надо помнить, что в те времена, то есть в начале XIX века, чин корнета соответствовал не подпоручику, а прапорщику. Разумеется, подпоручики, корнеты и поручики были самыми молодыми среди офицеров, поэтому с ними в русской литературе связаны всякого рода романтические истории. Дочь Арины Петровны Головлевой Аннушка в «Господах Головлевых» Салтыкова - Щедрина бежала с корнетом и обвенчалась с ним. 3. ПОРУЧИК, в казачьих войсках - СОТНИК. Носил погоны с тремя звездочками. Поручик Пирогов в «Невском проспекте» Гоголя «был очень доволен своим чином, хотя и говорил: «что из того, что я поручик ». Вообще же поручиков среди героев русской литературы встречается немало: этот чин носил Вулич - герой «Фаталиста» Лермонтова, как и сам автор, Петенька Головлев у Салтыкова - Щедрина - сын Иудушки, проигравший казенные деньги и застрелившийся, не получив помощи от отца. Гвардии поручиком в отставке был Нехлюдов - герой толстовского «Воскресения», отставным поручиком - Дмитрий Карамазов у Достоевского. В «Майской ночи» Гоголя содержится рассказ о сотнике, жена которого оказалась вороном...
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: древних о веке, жизни и судьбе Г. по большей части не что иное, как догадки и легендарные, частью символические рассказы из более позднего времени греческой истории; из них историческое исследование может извлечь лишь незначительные и сомнительные выводы. ср. Bernhardy, Grundr. d. griech. Litt. II, 1, 73 cл. Толкование имени Гомера занимало много уже древних. Эфор, опираясь на предание, видит в нем значение «слепого» (ο̉ μη̃ ο̉ρω̃ν). Новейшие писатели полагают, что оно обозначает творца эпической композиции, составителя (ο̉μου̃ - 'άρω); другие видят в нем указание на тесно сплоченное сословие певцов ('όμηροι, товарищи), откуда, по их мнению, заимствуется название для мнимого родоначальника товарищества; другие отождествляли это имя с именем древнего фракийского певца Θάμυρις и делали из Г. отвлеченное понятие; в новейшее время Бергк, не признавая символического значения «заложника» или «поручителя», просто считал Г. исторической личностью. Относительно века, в котором жил поэт, древние очень расходятся. Кратет Пергамский утверждал, что он жил до переселения Гераклидов; Феопомп и Евфорион говорили, что он жил 500 лет после Троянской войны, так что между самым ранним временем, к которому относят жизнь Г., и самым поздним находится промежуток не менее чем в 460 лет. Наиболее вероятен расчет Геродота, что Г. родился за 400 лет до его времени, следовательно, ок. 850 г. до Р. X. Родина Г., как...
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: книгах о Сицилии, которое, впрочем, потеряно. ПОЛИКСЕН ПОЛИКСЕН - Polyxĕnus, Πολύξενος, знатный сиракузянин, за которого Дионисий Старший выдал свою сестру, чтобы утвердиться на престоле. Во время восстания он посоветовал тирану спасаться бегством. Этот послал его в 387 г. с флотом на помощь спартанцам. Впоследствии, рассорившись с Дионисием, он скрылся из Сиракуз. Diod. Sic. 14, 8. 73. Plut. Dio. 21. ПОЛИКСЕНА ПОЛИКСЕНА - Polyxĕna, Πολυξένη, см. Achilles, Ахилл , и Priamus, Приам . ПОЛИМЕЛА ПОЛИМЕЛА - Polymēle, Πολυμήλη, 1. дочь Пелея и, как жена Менэтия, мать Патрокла; 2. дочь Филанта, супруга Эхекла, от Гермеса мать Евдора, Ноm. Il. 16, 179; 3. дочь Эола. ПОЛИМЕСТОР ПОЛИМЕСТОР - Polymestor, Πολυμήστωρ, см. Polydorus, Полидор , 2. ПОЛИМНЕСТ ПОЛИМНЕСТ - Polymnestus, Πολύμνηστος, 1. отец Батта из Феры, основал Кирену. Pind. pyth. 4, 59. Hdt. 4, 155; 2. поэт, известный скабрезными стихотворениями, из Колофона; отсюда выражение τὰ Πολυμνήστεια ποιει̃ν, сочинять непристойные песни (Arist. Equit. 1287); 3. пифагореец из Флиунта. ПОЛИМНИС ПОЛИМНИС - Polymnis, Πόλυμνις, из Фив, отец знаменитого Эпаминонда. Plut. Ерат. 1. Nep. Epam. 1. ПОЛИНИК ПОЛИНИК - Polynĭces, Πολυνείκης, см. Oedipus, Эдип , и Adrastus, Адраст . ПОЛИОРКЕТ ПОЛИОРКЕТ - Πολιορκήτης, см. Demetrius, Деметрий , 1. ПОЛИПЕТ ПОЛИПЕТ - Polypoetes, Πολυποίτης, см. Leonteus, Леонтей . ПОЛИСПЕРХОН ПОЛИСПЕРХОН -...
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: ее судьба и особенно похищение П. (Прозерпины) являются одним из любимых сюжетов в искусстве: скульптура Бернини, живопись Рубенса, Брейгеля Младшего, Рембрандта; драма Гёте, эпос Клавдиана, мелодрама Стравинского, оперы Монтеверди, Люлли. ПЕРСИЙ ФЛАКК ПЕРСИЙ ФЛАКК - Авл (род. 4. 12. 34 в Волатеррах, Этрурия, ум. 24. 11. 62 в Риме). Рим. поэт, богатый аристократ этрусского происхождения, ребенком попал в Рим. Его учителем и другом был стоич. философ А. Корнут, который издал поэтич. сочинения П. Ф. после его смерти: шесть созданных по образцу Луцилия и Горация гекзаметрич. сатир с прологом, написанным холиямбом. В них П. Ф. пересказал стоич. жизн. мудрость, излож. согласно искусству популярного наставления, диатрибы, и критиковал совр. порядки. Его житейская мудрость, которую он в юности почерпнул не из жизни, а из книг, привела его к употреблению необычного, мрачного, подчас претенциозного, сложного языка. П. Ф. как поэта чтили современники, в средние века ценили за его этическую позицию. Впервые П. Ф. критиковали в новое время за манерность языка и начетнич. житейскую мудрость. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (от понятия prosopopoiia). В архаич. время обожествление сил и образа действия олимпийских богов ( Ника , Зевс , Эрос), редко почитаемых в виде культа, в мифе, поэзии, искусстве. Посредством П. воплощали политико-социальные, духовные и культурные понятия ( Эвномия , Дике Гесиода), их генеалогия абстрактна. Рядом с ними стоят такие персонажи народных сказок, как Старость, Смерть. П. как аллегория начинается с Еврипида и софистов (добродетели, пороки), она играет значительную роль в поэзии от эллинизма до барокко. ПЕРСПЕКТИВА ПЕРСПЕКТИВА - художеств, понятие пространств, глубины. Открыта со времен греч. классики 5 в. до н. э. Агафагор, который писал декорации для Эсхила,...
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: руководителями храмов, подчас бесконтрольно используя доходы гурдвар. В колониальный период ортодоксальные сикхи вели борьбу против удасинских руководителей гурдвар, за ограничение их власти, консолидацию сикхской общины и очищение сикхской веры от индуистских влияний. В настоящее время удаси небольшая секта, имеющая свои молитвенные дома и не признаваемая ортодоксальными сикхами. М. Ф. Альбедиль УЗВАР узвар (укр.), взвар, отвар из сухих фруктов, распространённый на Юге России. УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО узелковое письмо , система передачи сообщений с помощью комбинаций из узелков на шнуре. УИПИЛЬ уипиль (науатль), туникообразная одежда, часто без рукавов, у индейцев Мезоамерики. УЙ уй , ой, см. Юрта . УЙРАН уйран , кисломолочный напиток у чувашей. См. Айран . УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Статья большая, находится на отдельной странице . УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАНАДЫ Украи́нская правосла́вная це́рковь Кана́ды , крупнейшая украинская православная церковная...