Поиск по материалам сайта
Cлово "LOCUS"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: вандамен христиане (протестанты-реформаты). Основные занятия добыча саго и рыболовство, земледелие неизвестно. Поселение рядовое, вытянуто вдоль берега. Дома каркасные, на высоких сваях, стоят на прибойной полосе. Стены и крыша покрыты дранкой из черенков листьев саговой пальмы. Традиционная одежда набедренная повязка из лубяной ткани, вытесняется европейской одеждой. Основная пища варёный саговый крахмал, свежая, сушёная рыба, кислые рыбные соусы. По культуре близки биак и варопен. М. А. Членов Этнонимы: вандамен, виндеси ВАРГАН варган (от лат. organum, греч. organon орудие, музыкальный инструмент), самозвучащий музыкальный инструмент подкова или пластина с прикреплённым к ней язычком. При игре варган зажимают зубами, язычок приводят в состояние вибрации, рот служит естественным подвижным резонатором. Смотри также Кобуз . ВАРЕНЕЦ варенец , топлёное молоко у восточных славян. Ср. Каймак . ВАХХАБИТЫ ваххаби́ты , последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, зародившегося в конце XVIII в. Своё название оно получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племён в Неджде (Центральная Аравия). Абд аль-Ваххаб находился под влиянием идей школы Ибн Ханбаля (780-855) и сочинений Ибн Таймии (ум. 1328). Абд аль-Ваххабу покровительствовал Мухаммед ибн Сауд, ведший борьбу за объединение под своей властью всей Аравии, а также против владычества Османской империи, которую обвиняли в покорности европейским державам, то есть «неверным»....
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА") ААЛ аал , поселение у тувинцев-кочевников. См. Аул . АБА аба (араб.), мужская распашная одежда у народов Ближнего Востока длинный плащ из верблюжьей шерсти, с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов. АБАЗИНЫ абази́ны , абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек. Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты. Абазины - коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В XIV-XVII вв. абазины , жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние. К середине XIX века традиционные занятия, быт и народное творчество абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х гг. Российским правительством было осуществлено переселение абазинов на равнину. До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот,...
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: и Мариам Пророчицы, рождается во времена пребывания евреев в Египте; к моменту исхода Израиля ему уже 83 года (Исх. 7:7). Призвав косноязычного Моисея к пророческому служению, Господь велит ему взять А. своим толмачом (4:15-16). В предании роль А. рядом с Моисеем вторична: его призвание опосредствовано участием в миссии Моисея. Во время спора с фараоном и состязания в чудотворстве с египетскими жрецами и волшебниками А. «ассистирует» Моисею, по его знаку являя теургические знамения: на глазах у фараона превращает свой посох в змею, а когда маги фараона делают то же самое, посох А. поглощает их посохи (7:10-12); тем же посохом А. наводит на Египет три первые «казни», всякий раз следуя приказу Моисея (7:14-8:17). Во время битвы с амаликитянами А. вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося на вершине холма Моисея, что должно обеспечить победу (17:10-12). Позднее А. и его сыновья по велению Господа посвящаются в сан священника и получают исключительное право и обязанность совершать определенные культовые действия (Исх. 28 и 29). Корей и многие другие «именитые люди» требуют равного участия всех в культе (Чис. 16:1-3), но особое избранничество...
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: 16, 18. Suet. Oct. 21. Justin. 42, 5. МАРГИТ МАРГИТ - Margītes, Μαγείτης, Μαργίτης, личность в греческих народных сказаниях, представлявшая из себя олицетворенную глупость, но в то же время считавшая себя умной. М. составляет, таким образом, противоположность с нашим Иванушкой-дурачком или немецким проказником (Eulenspiegel), хитрецом, только кажущимся глупым. М. был героем шутливого, ложно приписываемого Гомеру эпоса, в котором Аристотель (poet. 4) усматривает начало аттической комедии, тогда как «Илиаду» и «Одиссею» он принимает за предшественниц трагедии. Вставки ямбических стихов в гекзаметры этого эпоса приписываются Пигрету, сыну или брату знаменитой карийской царицы Артемисии, жившей во время Ксеркса; он же, говорят, вставлял пентаметры в «Илиаде» и считался некоторыми за автора «Батрахомиомахии». МАРДОНИЙ МАРДОНИЙ - Mardonius, Mardόnioς, был сын Гобрия и супруг Артазостры, дочери Дария Гистаспа. Исполненный смелой самоуверенности и сильного честолюбия, он отменил распоряжения Артаферна в Малой Азии и восстановил в городах демократическое устройство. На 3-й год после окончания ионийского восстания, в 493 г. ('άμα 'έαρι), по приказанию Дария он предпринял поход против Греции, которой он надеялся управлять как наместник Ахеменидов. Но планы его не удались, т. к. флот был истреблен у Афона, а сухопутное войско вернулось назад после стычки с македонскими бригами; тогда он был уволен от командования (Наt. 6, 45) и Дарий поручил продолжение военных действий другим лицам. Но в царствование Ксеркса снова ожили его планы, и в 480 г. он был назначен одним из главных начальников громадного войска (Hdt. 7, 82); когда после битвы при Саламине Ксеркс возвратился в Азию, М. остался во главе 300.000 войска, перезимовал в Фессалии (Hdt. 8, 113. Diod. Sic. 11, 19) и весною опять двинулся вперед,...
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: их последователи вели интенсивное изучение культурных и социально-психологических процессов, происходивших укоренных народов (главным образом Нового Света) под воздействием европейской колонизации. В настоящее время термин " аккультурация " малоупотребителен. АКЫН акын , поэт-импровизатор у казахов и киргизов, исполняет эпос речитативом под аккомпанемент домбры. АЛАКАЛУФ алакалу́ф , кауашкар (самоназвание), индейский народ в Чили, в поселке Пуэрто-Эден на острове Веллингтон. Численность около 50 человек. Близки яганам и она, вместе с которыми часто называются огнеземельцами. Язык алакалуф. Современные алакалуф говорят по-испански или двуязычны. Алакалуф населяли западное побережье Патагонии и Огненной Земли и прилегающие острова. Заселение этих районов происходило, по-видимому, с севера около 86-го тысячелетия до нашей эры. Контакты с испанцами с начала XVI века, усилились в XIX веке, что привело к распространению болезней и вымиранию алакалуф . В начале XIX века насчитывали 4 тыс. человек, в 1920-х гг. 150 человек. Характерны орудия из раковин и кости (камень почти не употреблялся). Изготовляли лодки из коры, после испанского завоевания из досок. Современные алакалуф утратили традиционную культуру, занимаются рыболовством и работой по найму. Жилище куполообразное. Ю. Е. Берёзкин Этнонимы: алакалуф, кауашкар, огнеземельцы АЛАЧИК алачик (тур.), алачыг (аэсрб.), аласык (башк.), лачиг (узб.), аланчык (телеут.), алажы (тув.), лачуга (рус.), переносное жилище у народов Центральной и Передней Азии. Имеет обычно полусферический каркас, крытый войлоком. АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Алба́нская правосла́вная це́рковь , одна из автокефальных православных церквей. Христианство...
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Индонезия). Л.- источник и начало всего сущего, он создал богиню земли Тана Экен, всплывшую по его повелению из-под воды, и на ней первых людей. Л. повелел людям воевать и ходить на охоту за головами, для того чтобы черепа приносились ему в жертву. Возможно, что образ Л. развился из характерного для племенных верований Восточной Индонезии образа небесного или солнечного бога, вступающего в сакральный брак с хтонической богиней, м. ч. ЛЕС. В мифологии различных народов Л. связан, прежде всего, с животным миром (или миром зооморфным, обитатели которого представляются в обличьях зверей). Л.- одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку (в дуалистической мифологии большинства народов противопоставление «селение - лес» является одним из основных); через Л. проходит путь в мир мёртвых. В мифах некоторых племён Океании за Л. помещается страна солнца. Согласно поверьям селькупов, в Л. расположен вход в нижний мир; мир мёртвых - это тундра, окаймлённая кедрами, или мыс, поросший кедровым Л. Образ непроходимого девственного Л., окружающего входы в аид - подземное царство мёртвых, характерен также для греческой и римской традиций (Ovid. Met. IV 431; VII 402) и Вергилий (Verg. Aen. VI 237-238). Представление о Л. как добром начале отразилось в относительно небольшом числе мифологий (напр., у пигмеев бамбути, которые воплощают Л., в частности, в ночных криках, издаваемых священным деревянным цилиндром, представляющим таинственное лесное животное молимо). Часто Л. выступает как местонахождение особого высшего божества (джок у африканских племён луо) или же специфических духов Л. (у славян Л.- обиталище бабы-яги). Нередко в тех случаях, когда (как у древних тюрков и ряда тюркских народов) Л. (чаще всего горный) выступает в качестве объекта поклонения, персонифицируется хребет, поросший Л. Среди трёх основных миров Л. обычно...
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: соборе как ересь, марониты во время Крестовых походов вступили в 1182 в унию с Римско-католической церковью, приняв её догматику, её руководство, и в 1254 папа дал их главному епископу титул патриарха. Признав католические доктрины, марониты сохранили свою обрядность, близкую к обрядности, существующей у яковитов и сиро-католиков, хотя и подвергшуюся определённой «латинизации». Во время богослужения у маронитов используется латинизированная сирийская Евхаристическая литургия св. Якова, совершаемая на сирийском и арабском языках. Литургия начинается с подготовки элементов причастия (незаквашенного хлеба) и произнесения исповедальной молитвы. Церковнослужитель читает отрывки из апостольского послания и Евангелия на арабском языке (хотя основным литургическим языком является сирийский). Заканчивается литургия общим благословением. Крещение совершается, как и у католиков латинского обряда, обливанием. Конфирмация отделена от крещения и может быть совершена только епископом или его уполномоченным. Для причащения используется пресный хлеб, употребление квасного хлеба запрещено. Духовенство делится на белое и чёрное (монашествующее), причём только последнее придерживается целибата. Священное облачение у маронитских служителей культа сходно с облачением священнослужителей латинского обряда, отличаясь...
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: 11:52-63; 26:123-39; 40:58; 41:15- 16; 46:20-27; 54:18-21; 69:6-8; 89:6). Предание, развивающее мотивы Корана, представляет адитов людьми большого роста, жившими в городах под властью парей. Когда их постигла засуха, они направились в Мекку, просить у аллаха дождя. Из трёх туч, предложенных им на выбор, адиты выбрали самую тёмную. Она принесла с собой ураган, от которого спаслись только Худ и несколько праведников. Историческая наука данными о народе А. не располагает. В средние века в Аравии слово «адитский» часто употреблялось в значении «древний»; и по сей день многие руины называются там «адитские жилища». М. в. Пиотровский. (греч., άδης, Άιδης, Άϊδης, ср. Аид ), преисподняя [лат. (Locus) infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. 1'Enfer; нем. Hölle, англ. Hell, «место сокрытия», ср. др.-сканд. hel - Хель, пекло (в слав. языках, напр. польск. piek³o, букв. - «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. (противопоставляемом раю), имеющие своими предпосылками формирование понятий о дуализме небесного и подземного, светлого и мрачного миров, о душе умершего (резко противопоставляемой телу) - в сочетании с возникновением идеи загробного суда и загробного воздаяния (см. в ст. Загробный мир ) - сравнительно позднего происхождения. В дохристианскую эпоху наглядно-материальные, детализированные картины потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их, присущи не только мифологии, связанной с египетским культом Осириса, или проникнутым дуализмом древнеиранским религиозно-мифологическим представлениям,...
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: - животным. Закон творения видели в аналогии, вселенная подчинялась единой основополагающей схеме. Средневековые идеи о Ми.е и Ма.е получают распространение начиная с XII в., когда пытливый человеческий разум стал более вдумчиво всматриваться в мир. Стремление охватить мир как единство проходит через все средневековые «суммы», энциклопедии и этимологии. Но если мир в античном восприятии целостен и гармоничен, то в восприятии мыслителей средневековья он дуалис-тичен, греховен и подвержен божьему суду. ( Страшный суд ). Понятие «космос» распалось на два противоположных понятия: «град Божий» и «град земной», причем последний сближали с понятием «царство дьявола». Поэтому мир должен быть спасен, и «Христос спасает мир от мира». Интерес средневековых мыслителей к объяснению природы вызывается не ею как таковой, она несамостоятельна, сотворена Богом и прославляет его. Познавая природу, человек находит себя в ее недрах и посредством этого познания приближается к познанию божественного порядка и самого Бога. В основе этих суждений лежит уверенность в единстве и красоте мира, центральное место в котором принадлежит человеку. Эти идеи развивает, в частности, монахиня Хильдегарда Бингенская (XII в.), видения которой нашли выражение как в ее трактате, так и в сопровождающих его иллюстрациях. Ma. представлен в виде символа вечности - круга, который держит в руках Природа, в свою очередь увенчанная божественной Мудростью. В центре мира стоит обнаженная человеческая фигура с рас-простертыми руками; она символизирует внутреннее соответствие Ми.а и Ma.а. Человек несет в себе небеса и Землю, говорит Хильдегарда, и в нем сокрыты все вещи. На одной из миниатюр, украшающих сочинение эльзасской аббатисы Геррады Ландсбергс-кой,...
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: в XV в. старшим сыном основателя сикхизма гуру Нанака Шри Чандом. удасины не признавали постановлений последних гуру, особенно реформатора сикхизма Гобинда Сингха. По обычаям и обрядности удаси близка к индуизму: почитают индуистские священные писания, поклоняются индуистским божествам, признают касты. Члены секты по традиции управляли гурдварами сикхскими храмами и пользовались большим влиянием в общине. К концу XVIII в. члены секты стали наследственными профессиональными жрецами руководителями храмов, подчас бесконтрольно используя доходы гурдвар. В колониальный период ортодоксальные сикхи вели борьбу против удасинских руководителей гурдвар, за ограничение их власти, консолидацию сикхской общины и очищение сикхской веры от индуистских влияний. В настоящее время удаси небольшая секта, имеющая свои молитвенные дома и не признаваемая ортодоксальными сикхами. М. Ф. Альбедиль УЗВАР узвар (укр.), взвар, отвар из сухих фруктов, распространённый на Юге России. УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО узелковое письмо , система передачи сообщений с помощью комбинаций из узелков на шнуре. УИПИЛЬ уипиль (науатль), туникообразная одежда, часто без рукавов, у индейцев Мезоамерики. УЙ уй , ой, см. Юрта . УЙРАН уйран , кисломолочный напиток у чувашей. См. Айран . УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Статья большая, находится...