Поиск по материалам сайта
Cлово "LOCUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Народы и религии мира. Статьи на букву "В"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
2. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АДА")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 1. Размер: 76кб.
5. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
6. Мифы народов мира. ЛЕРАВУЛАН
Входимость: 1. Размер: 14кб.
7. Народы и религии мира. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
8. Мифы народов мира. АД
Входимость: 1. Размер: 18кб.
9. Словарь средневековой культуры. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
10. Народы и религии мира. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
11. Реальный словарь классических древностей. ДИВИНАЦИЯ
Входимость: 1. Размер: 38кб.
12. Словарь средневековой культуры. МОНАСТЫРЬ
Входимость: 1. Размер: 31кб.
13. Мифы народов мира. Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕС"-"ЛИН")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
14. Народы и религии мира. Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАЛ"-"ПИЧ")
Входимость: 1. Размер: 31кб.
15. Немировский А.И.: Мифы древности - Индия. Мифы древней Индии во времени и пространстве. Космогония вед
Входимость: 1. Размер: 7кб.
16. Народы и религии мира. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 43кб.
17. Народы и религии мира. Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕГ"-"НЬИ")
Входимость: 1. Размер: 37кб.
18. Народы и религии мира. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕШ"-"БЫЛ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
19. Реальный словарь классических древностей. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "ABS"-"DET")
Входимость: 1. Размер: 48кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Народы и религии мира. Статьи на букву "В"
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: вандамен  — христиане (протестанты-реформаты). Основные занятия — добыча саго и рыболовство, земледелие неизвестно. Поселение рядовое, вытянуто вдоль берега. Дома каркасные, на высоких сваях, стоят на прибойной полосе. Стены и крыша покрыты дранкой из черенков листьев саговой пальмы. Традиционная одежда — набедренная повязка из лубяной ткани, вытесняется европейской одеждой. Основная пища — варёный саговый крахмал, свежая, сушёная рыба, кислые рыбные соусы. По культуре близки биак и варопен. М. А. Членов Этнонимы: вандамен, виндеси ВАРГАН варган (от лат. organum, греч. organon — орудие, музыкальный инструмент), самозвучащий музыкальный инструмент — подкова или пластина с прикреплённым к ней язычком. При игре варган зажимают зубами, язычок приводят в состояние вибрации, рот служит естественным подвижным резонатором. Смотри также Кобуз . ВАРЕНЕЦ варенец , топлёное молоко у восточных славян. Ср. Каймак . ВАХХАБИТЫ ваххаби́ты , последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, зародившегося в конце XVIII в. Своё название оно получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племён в Неджде (Центральная Аравия). Абд аль-Ваххаб находился под влиянием идей школы Ибн Ханбаля (780-855) и сочинений Ибн Таймии (ум. 1328). Абд аль-Ваххабу покровительствовал Мухаммед ибн Сауд, ведший борьбу за объединение под своей властью всей Аравии, а также против владычества Османской империи, которую обвиняли в покорности европейским державам, то есть «неверным»....
2. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА")
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АКА") ААЛ аал , поселение у тувинцев-кочевников. См. Аул . АБА аба (араб.), мужская распашная одежда у народов Ближнего Востока — длинный плащ из верблюжьей шерсти, с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов. АБАЗИНЫ абази́ны , абаза (самоназвание), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на востоке Адыгеи. Численность 33,0 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс. человек. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. человек). Общая численность около 44 тыс. человек. Язык абазинский абхазско-адыгейской группы северокавказской семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты. Абазины - коренные жители Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в 1-м тысячелетии нашей эры частично ими ассимилированы. В XIV-XVII вв. абазины , жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. В дальнейшем значительная часть абазинов была ассимилирована адыгами, другая испытала их сильное культурное влияние. К середине XIX века традиционные занятия, быт и народное творчество абазинов мало отличались от адыгских, вместе с тем некоторые черты традиционной культуры абазинов сближают их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и орнаментики и др.). В 1860-х гг. Российским правительством было осуществлено переселение абазинов на равнину. До переселения главной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство (главным образом мелкий, а также крупный рогатый скот,...
3. Большой толковый словарь по культурологии. Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АДА")
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: и Мариам Пророчицы, рождается во времена пребывания евреев в Египте; к моменту исхода Израиля ему уже 83 года (Исх. 7:7). Призвав косноязычного Моисея к пророческому служению, Господь велит ему взять А. своим толмачом (4:15-16). В предании роль А. рядом с Моисеем вторична: его призвание опосредствовано участием в миссии Моисея. Во время спора с фараоном и состязания в чудотворстве с египетскими жрецами и волшебниками А. «ассистирует» Моисею, по его знаку являя теургические знамения: на глазах у фараона превращает свой посох в змею, а когда маги фараона делают то же самое, посох А. поглощает их посохи (7:10-12); тем же посохом А. наводит на Египет три первые «казни», всякий раз следуя приказу Моисея (7:14-8:17). Во время битвы с амаликитянами А. вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося на вершине холма Моисея, что должно обеспечить победу (17:10-12). Позднее А. и его сыновья по велению Господа посвящаются в сан священника и получают исключительное право и обязанность совершать определенные культовые действия (Исх. 28 и 29). Корей и многие другие «именитые люди» требуют равного участия всех в культе (Чис. 16:1-3), но особое избранничество...
4. Реальный словарь классических древностей. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Часть текста: 16, 18. Suet. Oct. 21. Justin. 42, 5. МАРГИТ МАРГИТ - Margītes, Μαγείτης, Μαργίτης, личность в греческих народных сказаниях, представлявшая из себя олицетворенную глупость, но в то же время считавшая себя умной. М. составляет, таким образом, противоположность с нашим Иванушкой-дурачком или немецким проказником (Eulenspiegel), хитрецом, только кажущимся глупым. М. был героем шутливого, ложно приписываемого Гомеру эпоса, в котором Аристотель (poet. 4) усматривает начало аттической комедии, тогда как «Илиаду» и «Одиссею» он принимает за предшественниц трагедии. Вставки ямбических стихов в гекзаметры этого эпоса приписываются Пигрету, сыну или брату знаменитой карийской царицы Артемисии, жившей во время Ксеркса; он же, говорят, вставлял пентаметры в «Илиаде» и считался некоторыми за автора «Батрахомиомахии». МАРДОНИЙ МАРДОНИЙ - Mardonius, Mardόnioς, был сын Гобрия и супруг Артазостры, дочери Дария Гистаспа. Исполненный смелой самоуверенности и сильного честолюбия, он отменил распоряжения Артаферна в Малой Азии и восстановил в городах демократическое устройство. На 3-й год после окончания ионийского восстания, в 493 г. ('άμα 'έαρι), по приказанию Дария он предпринял поход против Греции, которой он надеялся управлять как наместник Ахеменидов. Но планы его не удались, т. к. флот был истреблен у Афона, а сухопутное войско вернулось назад после стычки с македонскими бригами; тогда он был уволен от командования (Наt. 6, 45) и Дарий поручил продолжение военных действий другим лицам. Но в царствование Ксеркса снова ожили его планы, и в 480 г. он был назначен одним из главных начальников громадного войска (Hdt. 7, 82); когда после битвы при Саламине Ксеркс возвратился в Азию, М. остался во главе 300.000 войска, перезимовал в Фессалии (Hdt. 8, 113. Diod. Sic. 11, 19) и весною опять двинулся вперед,...
5. Народы и религии мира. Статьи на букву "А" (часть 2, "АКК"-"АНТ")
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: их последователи вели интенсивное изучение культурных и социально-психологических процессов, происходивших укоренных народов (главным образом Нового Света) под воздействием европейской колонизации. В настоящее время термин " аккультурация " малоупотребителен. АКЫН акын , поэт-импровизатор у казахов и киргизов, исполняет эпос речитативом под аккомпанемент домбры. АЛАКАЛУФ алакалу́ф , кауашкар (самоназвание), индейский народ в Чили, в поселке Пуэрто-Эден на острове Веллингтон. Численность около 50 человек. Близки яганам и она, вместе с которыми часто называются огнеземельцами. Язык алакалуф. Современные алакалуф говорят по-испански или двуязычны. Алакалуф населяли западное побережье Патагонии и Огненной Земли и прилегающие острова. Заселение этих районов происходило, по-видимому, с севера около 8—6-го тысячелетия до нашей эры. Контакты с испанцами с начала XVI века, усилились в XIX веке, что привело к распространению болезней и вымиранию алакалуф . В начале XIX века насчитывали 4 тыс. человек, в 1920-х гг. — 150 человек. Характерны орудия из раковин и кости (камень почти не употреблялся). Изготовляли лодки из коры, после испанского завоевания — из досок. Современные алакалуф утратили традиционную культуру, занимаются рыболовством и работой по найму. Жилище куполообразное. Ю. Е. Берёзкин Этнонимы: алакалуф, кауашкар, огнеземельцы АЛАЧИК алачик (тур.), алачыг (аэсрб.), аласык (башк.), лачиг (узб.), аланчык (телеут.), алажы (тув.), лачуга (рус.), переносное жилище у народов Центральной и Передней Азии. Имеет обычно полусферический каркас, крытый войлоком. АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Алба́нская правосла́вная це́рковь , одна из автокефальных православных церквей. Христианство...
6. Мифы народов мира. ЛЕРАВУЛАН
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Индонезия). Л.- источник и начало всего сущего, он создал богиню земли Тана Экен, всплывшую по его повелению из-под воды, и на ней первых людей. Л. повелел людям воевать и ходить на охоту за головами, для того чтобы черепа приносились ему в жертву. Возможно, что образ Л. развился из характерного для племенных верований Восточной Индонезии образа небесного или солнечного бога, вступающего в сакральный брак с хтонической богиней, м. ч. ЛЕС. В мифологии различных народов Л. связан, прежде всего, с животным миром (или миром зооморфным, обитатели которого представляются в обличьях зверей). Л.- одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку (в дуалистической мифологии большинства народов противопоставление «селение - лес» является одним из основных); через Л. проходит путь в мир мёртвых. В мифах некоторых племён Океании за Л. помещается страна солнца. Согласно поверьям селькупов, в Л. расположен вход в нижний мир; мир мёртвых - это тундра, окаймлённая кедрами, или мыс, поросший кедровым Л. Образ непроходимого девственного Л., окружающего входы в аид - подземное царство мёртвых, характерен также для греческой и римской традиций (Ovid. Met. IV 431; VII 402) и Вергилий (Verg. Aen. VI 237-238). Представление о Л. как добром начале отразилось в относительно небольшом числе мифологий (напр., у пигмеев бамбути, которые воплощают Л., в частности, в ночных криках, издаваемых священным деревянным цилиндром, представляющим таинственное лесное животное молимо). Часто Л. выступает как местонахождение особого высшего божества (джок у африканских племён луо) или же специфических духов Л. (у славян Л.- обиталище бабы-яги). Нередко в тех случаях, когда (как у древних тюрков и ряда тюркских народов) Л. (чаще всего горный) выступает в качестве объекта поклонения, персонифицируется хребет, поросший Л. Среди трёх основных миров Л. обычно...
7. Народы и религии мира. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАР"-"МЕН")
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: соборе как ересь, марониты во время Крестовых походов вступили в 1182 в унию с Римско-католической церковью, приняв её догматику, её руководство, и в 1254 папа дал их главному епископу титул патриарха. Признав католические доктрины, марониты сохранили свою обрядность, близкую к обрядности, существующей у яковитов и сиро-католиков, хотя и подвергшуюся определённой «латинизации». Во время богослужения у маронитов используется латинизированная сирийская Евхаристическая литургия св. Якова, совершаемая на сирийском и арабском языках. Литургия начинается с подготовки элементов причастия (незаквашенного хлеба) и произнесения исповедальной молитвы. Церковнослужитель читает отрывки из апостольского послания и Евангелия на арабском языке (хотя основным литургическим языком является сирийский). Заканчивается литургия общим благословением. Крещение совершается, как и у католиков латинского обряда, обливанием. Конфирмация отделена от крещения и может быть совершена только епископом или его уполномоченным. Для причащения используется пресный хлеб, употребление квасного хлеба запрещено. Духовенство делится на белое и чёрное (монашествующее), причём только последнее придерживается целибата. Священное облачение у маронитских служителей культа сходно с облачением священнослужителей латинского обряда, отличаясь...
8. Мифы народов мира. АД
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: 11:52-63; 26:123-39; 40:58; 41:15- 16; 46:20-27; 54:18-21; 69:6-8; 89:6). Предание, развивающее мотивы Корана, представляет адитов людьми большого роста, жившими в городах под властью парей. Когда их постигла засуха, они направились в Мекку, просить у аллаха дождя. Из трёх туч, предложенных им на выбор, адиты выбрали самую тёмную. Она принесла с собой ураган, от которого спаслись только Худ и несколько праведников. Историческая наука данными о народе А. не располагает. В средние века в Аравии слово «адитский» часто употреблялось в значении «древний»; и по сей день многие руины называются там «адитские жилища». М. в. Пиотровский. (греч., άδης, Άιδης, Άϊδης, ср. Аид ), преисподняя [лат. (Locus) infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. 1'Enfer; нем. Hölle, англ. Hell, «место сокрытия», ср. др.-сканд. hel - Хель, пекло (в слав. языках, напр. польск. piek³o, букв. - «смола»), в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. (противопоставляемом раю), имеющие своими предпосылками формирование понятий о дуализме небесного и подземного, светлого и мрачного миров, о душе умершего (резко противопоставляемой телу) - в сочетании с возникновением идеи загробного суда и загробного воздаяния (см. в ст. Загробный мир ) - сравнительно позднего происхождения. В дохристианскую эпоху наглядно-материальные, детализированные картины потусторонних кар, которые описывались как подобные земным пыткам и казням, но превосходящие их, присущи не только мифологии, связанной с египетским культом Осириса, или проникнутым дуализмом древнеиранским религиозно-мифологическим представлениям,...
9. Словарь средневековой культуры. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: - животным. Закон творения видели в аналогии, вселенная подчинялась единой основополагающей схеме. Средневековые идеи о Ми.е и Ма.е получают распространение начиная с XII в., когда пытливый человеческий разум стал более вдумчиво всматриваться в мир. Стремление охватить мир как единство проходит через все средневековые «суммы», энциклопедии и этимологии. Но если мир в античном восприятии целостен и гармоничен, то в восприятии мыслителей средневековья он дуалис-тичен, греховен и подвержен божьему суду. ( Страшный суд ). Понятие «космос» распалось на два противоположных понятия: «град Божий» и «град земной», причем последний сближали с понятием «царство дьявола». Поэтому мир должен быть спасен, и «Христос спасает мир от мира». Интерес средневековых мыслителей к объяснению природы вызывается не ею как таковой, она несамостоятельна, сотворена Богом и прославляет его. Познавая природу, человек находит себя в ее недрах и посредством этого познания приближается к познанию божественного порядка и самого Бога. В основе этих суждений лежит уверенность в единстве и красоте мира, центральное место в котором принадлежит человеку. Эти идеи развивает, в частности, монахиня Хильдегарда Бингенская (XII в.), видения которой нашли выражение как в ее трактате, так и в сопровождающих его иллюстрациях. Ma. представлен в виде символа вечности - круга, который держит в руках Природа, в свою очередь увенчанная божественной Мудростью. В центре мира стоит обнаженная человеческая фигура с рас-простертыми руками; она символизирует внутреннее соответствие Ми.а и Ma.а. Человек несет в себе небеса и Землю, говорит Хильдегарда, и в нем сокрыты все вещи. На одной из миниатюр, украшающих сочинение эльзасской аббатисы Геррады Ландсбергс-кой,...
10. Народы и религии мира. Статьи на букву "У"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: в XV в. старшим сыном основателя сикхизма гуру Нанака — Шри Чандом. удасины не признавали постановлений последних гуру, особенно реформатора сикхизма Гобинда Сингха. По обычаям и обрядности удаси близка к индуизму: почитают индуистские священные писания, поклоняются индуистским божествам, признают касты. Члены секты по традиции управляли гурдварами — сикхскими храмами и пользовались большим влиянием в общине. К концу XVIII в. члены секты стали наследственными профессиональными жрецами — руководителями храмов, подчас бесконтрольно используя доходы гурдвар. В колониальный период ортодоксальные сикхи вели борьбу против удасинских руководителей гурдвар, за ограничение их власти, консолидацию сикхской общины и очищение сикхской веры от индуистских влияний. В настоящее время удаси  — небольшая секта, имеющая свои молитвенные дома и не признаваемая ортодоксальными сикхами. М. Ф. Альбедиль УЗВАР узвар (укр.), взвар, отвар из сухих фруктов, распространённый на Юге России. УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО узелковое письмо , система передачи сообщений с помощью комбинаций из узелков на шнуре. УИПИЛЬ уипиль (науатль), туникообразная одежда, часто без рукавов, у индейцев Мезоамерики. УЙ уй , ой, см. Юрта . УЙРАН уйран , кисломолочный напиток у чувашей. См. Айран . УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Статья большая, находится...