Народы и религии мира
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕШ"-"БЫЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕШ"-"БЫЛ")

БЕШМЕТ

бешмет (тюрк.), мужская распашная глухо застёгнутая одежда, поддеваемая под верхней кафтан, чекмень, черкеску и т. п., у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири и др. Смотри также Архалук. В Средней Азии бешмет — также женская распашная одежда длиной до колен, надевавшаяся под шапан.

БИГМЕНЫ

бигме́ны (от англ. big men — большие люди), тип лидеров, власть которых, не имея наследственного характера, основывается на обладании богатством и на проявлении высокой социальной активности. Стремясь к социальному преобладанию, они накапливают ценности и регулярно распределяют их между родственниками, членами общины или соплеменниками, обеспечивая себе тем самым широкий круг сторонников, высокий престиж и влиятельность (ср. Потлач). Существуют представления об их наделённости особыми дарованиями, исходящими от духов предков. Бигмены характерны преимущественно для традиционных обществ Новой Гвинеи и Меланезии, встречаются также в некоторых группах американских индейцев и жителей Тропической Африки.

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ

бикультурали́зм (культурный дуализм, двухкультурность), состояние одновременного и полноценного владения двумя и более культурами. Бикультурализм может быть как групповым, так и индивидуальным. Бикультурализм возникает в результате этнокультурного взаимодействия в форме как прямого заимствования, так и непрямого (опосредованного) стимулирования или воздействия. Бикультурализм, как правило, сопровождается двуязычием. Обычно различают три варианта бикультурализма: 1) в качестве переходного явления на пути к этнической ассимиляции или межэтнической консолидации, которые сопровождаются массовой аккультурацией. Частным случаем этого варианта является параллельный бикультурализм, когда разные этнолокальные культуры стабильно обслуживают различные функциональные сферы (например, бикультурализм люксембургский, валлоно-фламандский в Бельгии, гуарани-испанский в Парагвае); 2) одновременное функционирование в рамках одного этноса как традиционных (собственно этнических), так и заимствованных (иноэтнических, межэтнических, метаэтнических) элементов культуры. Наиболее распространённая форма такого бикультурализма — взаимодействие этнолокальных культур с общемировой индустриально-городской культурой, которая либо воспринимается как престижная, либо, наоборот, при ориентации на фольклоризм именно традиционная этническая культура получает бо́льшую ценность. Частным случаем подобной ситуации бикультурализма является тяготение сельского населения к городским формам быта, а городского населения — к украшению своего быта традиционными элементами крестьянской культуры; 3) параллельное существование бытовых и профессиональных форм культуры (народные знания и наука, фольклор и литература, народное искусство и профессиональное искусство, традиционные верования, бытовая обрядность и официальная церковь). Бикультурализм прежде всего характерен для этнопограничных зон и многонациональных регионов и государств, а также для крупных городов с полиэтничной структурой населения.

В. А. Попов

БИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ

билатера́льность (от лат. bi — двойной и latus — сторона). 1) В области систем терминов родства — симметричные отношения индивида с родственниками как со стороны отца, так и со стороны матери (например, билатеральный кросскузенный брак — обычай, предписывающий женитьбу либо на дочери брата матери, либо на дочери сестры отца — в отличие от унилатеральных браков, когда кузины с одной из сторон подпадают под брачный запрет; см. Кузенный брак). В этом смысле билатеральность противопоставляется унилатеральности.

2) Особый случай употребления термина "билатеральность" относит его к области счёта родства и связан с существованием родственной структуры, называемой "билатеральная родня". Такая группа, в отличие от унилинейных родственных группировок, ориентируется не на общего предка, а на общего родственника, каковым является индивид. Последовательное проведение двустороннего учёта родственных связей индивида в восходящих поколениях требует охвата всех мыслимых родственных связей и неограниченного расширения круга его предков, что на практике оказывается нереальным. Поэтому билатеральный счёт родства всегда сопровождается произвольным ограничением размера родственной структуры как по числу учитываемых поколений, так и по числу учитываемых боковых линий. Билатеральная родня характерна для индустриальных обществ, встречается и в традиционных обществах (у эскимосов, огнеземельцев и др.).

В английской научной традиции билатеральностью называется любое неунилинейное правило счёта родства, включая амбилинейность. Согласно взглядам ряда отечественных авторов, билатеральность исторически предшествует билинейности.

И. Ж. Кожановская

БИЛИНЕЙНОСТЬ

билине́йность (от лат. bi — двойной и linea — линия), термин из области счёта родства, встречающийся в разных значениях: 1) параллельное существование в одном обществе матри- и патрилинии (см. Матрилинейность, Патрилинейность), которые, в отличие от двойного счёта родства, охватывают непересекающиеся группы людей. Таким образом, один и тот же человек не может входить в матрилинейную и патрилинейную группу одновременно; 2) в устаревшем значении — принцип формирования кровнородственных групп типа австралийских секций и подсекций (брачных классов); 3) то же, что билатеральность.

И. Ж. Кожановская

БИЛОКАЛЬНОСТЬ

билока́льность (от лат. bi — двойной и locus — место), норма брачного поселения, при которой супруги по очереди живут то там, где до брака жил жених, то там, где до брака жила невеста. Встречается сравнительно редко, иногда рассматривается в литературе как особая стадия в эволюции норм брачного поселения, промежуточный этап в процессе перехода от матрилокальности к патрилокальности.

БИРХОРЫ

бирхо́ры, бирхор (самоназвание — "лесной человек"), народ группы мунда в Индии, в штатах Бихар и Орисса. Численность 6 тыс. человек. Говорят на диалекте языка мундари. Сохраняют традиционные верования. В последнее время заметно влияние индуизма.

Бирхоры переходят к оседлости и земледелию.

Бирхоры делятся на группы джагхи, занимающихся подсечно-огневым земледелием, и утхлу — кочевых охотников и собирателей, сохранивших наиболее архаичную культуру. В джунглях занимаются собирательством, охотой на мелких животных. Из ремесел наиболее развито плетение циновок, изготовление корзин, канатов, веревок.

3—4 кочующие группы утхлу составляют один род (танда), имеющий тотемическое название.

Жилище — хижины из ветвей и листьев.

Бирхоры верят в духов-покровителей десаули, обитающих в рощах, в бога охоты Сендра-бира, бога-обезьяну Хануман-бира, в бога-тигра Багх-бира и т. п.

А. Н. Седловская

Этнонимы: бирхоры, бирхор

БИШБАРМАК

бишбармак, бешбармак, бесбармак (пять пальцев), мясное блюдо у народов Средней Азии и Поволжья — варёная конина или баранина с лапшой.

БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР

Богоро́дичный центр, секта Истинно православной церкви (геннадиевской её ветви), близкая к польским мариавитам и практически с ними слившаяся. Другие названия — Церковь Божией Матери Преображающейся, Российская вселенская марианская церковь, Новая Святая Русь. Относится к так называемым тоталитарным, то есть подавляющим личность, сектам. Основана в 1985 Вениамином Янкельманом (Иоанном Береславским) после якобы полученного им откровения от Богородицы.

Вероучение Богородичного центра в общих чертах соответствует учению мариавитов. Божья Матерь сопричисляется к Троице и наделяется многими божественными качествами. Она считается соискупительницей Иисуса Христа, первосвященницей по чину мельхиседекову и будущей царицей Земли. Богородица трижды умирала и воскресала. Сектанты верят в небесное крещение, которое якобы происходит в белой надмирной купели Пречистой Девы, состоящей из её слёз, земное же крещение не является достаточным для спасения. Душа, считают они, получает крещение ещё до своего рождения. В вероучении Богородичного центра существует положение о двух вторых пришествиях Иисуса Христа. Предполагается, что Страшный суд возможно отсрочить, если в мире найдётся 201 млн. праведников, которые присягнут на верность Богородице. В этом случае вместо Страшного суда произойдёт преображение рода человеческого, во время которого ангелы исправят души людей. Те же души, которые всё-таки попадут в ад, будут мучиться там не вечно, а лишь до искупления своих грехов.

Помимо Библии и избранных житий святых догматика Богородичного центра опирается на многотомное «Откровение Божьей Матери епископу Иоанну» и другие труды Иоанна Береславского и некоторых его последователей.

Богородичный центр признаёт шесть таинств (брак таинством не признаётся и вообще отвергается). Богослужения в секте проводятся в основном вне церквей, часто в кинотеатрах, и существенно отличаются от православных. Подавляющее большинство молитв обращено к Богородице, среди них особенно выделяются «молитвы Святого Духа-утешителя», не признающиеся православной церковью. Существует культ мистической розы Богоматери, с которым связаны особые службы. Богородичный центр ведёт интенсивную миссионерскую деятельность, особенно активизировавшуюся после августа 1991. Периодически проводятся «Богородичные соборы». На одном из них в мае 1995 было совершено символическое коронование Иисуса Христа и Девы Марии на престол Новой Святой Руси. Среди адептов секты есть монахи, живущие в монастырях. Отношение к женщинам резко отрицательное (они считаются «престолами сатаны»), доходящее до изуверства. Сектанты призывают бросать детей, дабы освободить их от первородного греха. Отмечались случаи жестокого обращения с провинившимися членами секты, особенно женщинами. Против Богородичного центра неоднократно возбуждались уголовные дела за деятельность, наносящую вред здоровью людей. К Русской православной церкви Богородичный центр относится крайне враждебно.

Руководство сектой осуществляется «пророком» архиепископом Иоанном Береславским и епископами Лазарем и Тихоном. Их хиротония, как они утверждают, восходит к митрополиту Украинской автокефальной православной церкви Иоанну Бондарчуку. В Богородичном центре принято трёхстепенное священство, помимо епископов есть священники и диаконы. Секта сотрудничает с функционирующей в основном в Польше малочисленной Вселенской марианской церковью (так называемые мариавиты), имеет свои представительства за рубежом. Филиалы Богородичного центра есть в более чем 50 городах России и Украины, однако число его последователей не превышает 20 тыс. человек. В некоторых городах России деятельность секты запрещена.

Р. А. Силантьев

БОЗА

боза, слабоалкогольный напиток у болгар. См. Буза.

БОИО

боио, крестьянское жилище на островах Вест-Индии — хижина с земляным полом, со стенами из древесины пальмы, двускатной крышей из пальмовых листьев.

БОЛА

бола (исп. шар), метательное охотничье оружие у индейцев степей Южной Америки — один или несколько шаров (из камня, позднее — из металла), прикреплённых к ремням. Шары раскручивались над головой так, чтобы при броске ремни опутывали ноги или шею животного. Бола птичьи, метательное оружие при охоте на птиц у народов крайнего Северо-Востока Сибири: связка ремней с камнями на концах, которые опутывали птиц в полёте.

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЙЦЫ

боливийцы

Боливийцы. Скотоводы.

боливи́йцы, боливианос (самоназвание), народ, основное население Боливии. Численность 3200 тыс. человек, из них в Боливии 3000 тыс. человек. Живут также в Аргентине (150 тыс. человек) и др. Говорят на местном варианте испанского языка. Письменность на основе латинского алфавита. Распространены языки аймара, кечуа, гуарани. Верующие - католики (не менее 95%), есть протестанты (баптисты, методисты, адвентисты седьмого дня).

Ядро испаноязычной боливийской нации состоит в основном из испано-индейских метисов (чоло) и пополняется главным образом за счёт ассимиляции индейцев (каничана, каювава и др.). Национальной консолидации способствовала революция 1952 (аграрная реформа, национализация рудников, предоставление равноправия индейскому населению).

Характерно возведение культурных традиций и даже этнической истории боливийцев к доиспанской цивилизации инков (XV век).

Основные традиционные занятия - пашенное земледелие (рис, пшеница, сахарный тростник, хлопчатник, кофе и др.; на плоскогорье Пуна - картофель, ячмень, кукуруза и др.), пастбищное скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, ламы); чоло - чаще всего торговцы, мелкие служащие, квалифицированные рабочие. После аграрной реформы стали активизироваться коллективные формы земельной собственности - общины, сельскохозяйственные кооперативы. Интенсивно развивается промышленность.

В культуре боливийцев черты европейского происхождения (жилище так называемого колониального типа, в котором жилые помещения расположены вокруг 2-3 дворов-патио, а наружу выходят глухие стены с массивными воротами) в большой мере подверглись индейскому влиянию (использование адобов в архитектуре, музыкальный фольклор и др.).

А. Д. Дридзо

Этнонимы: боливийцы, боливианос

боливийцы

Боливийцы. Традиционная одежда.

БОЛО

боло, нож у народов Филиппин. Использовался как оружие и при сельскохозяйственных работах. Ср. Паранг, Мачете.

БОЛЬШОЙ ДОМ

большо́й дом, жилище большой, или сложной, семьи. Часто делится на отдельные помещения или отсеки, предназначенные для составляющих такую семью нуклеарных ячеек.

БОНИ

бо́ни, вабони, валангуло, народ группы кушитов в приграничных областях Кении (5 тыс. человек) и Сомали (5 тыс. человек). Язык бони. Придерживаются традиционных верований.

Бони - остатки древнего бушменоидного населения Восточной Африки, основная масса которого в процессе миграций была вытеснена на юг Африки. Бони подверглись воздействию подвижных скотоводов-кушитов: оромо (галла), сомали.

По своему хозяйственно-культурному типу относятся к восточноафриканским охотникам-собирателям. Ещё в начале XX века они занимались исключительно охотой на слонов, носорогов, антилоп с помощью копья и палиц, на дичь - при помощи луков с отравленными стрелами, а также рыболовством и собирательством. Ныне под влиянием скотоводов-соседей разводят также овец и коз. Наиболее развиты ремёсла: плетение (циновки, корзины, сосуды и пр.), обработка шкур и выделка кож для покрытия жилищ и изготовления одежды.

В основе социальной организации - племенная структура, в которой более мелкие подразделения - патрилинейные линиджи - нечётко проявляются. Семья патрилокальна, у некоторых групп бони - полигинная.

Поселения рассеянной планировки, разбросаны, небольшие, часто забрасываются, когда группа вынуждена сменить кормовую территорию. Жилище - переносной куполообразный шалаш - каркас из сплетённых веток, покрытый пучками травы, листьями, циновками, шкурами.

Традиционная одежда - набедренная повязка из кожи или короткая юбочка из растительных волокон, чаще - банана. По возможности выменивают у сомали клетчатые хлопчатобумажные ткани и обёртывают ими тело, перекидывая концы через плечи.

Пища бони разнообразна, в основном добывается собирательством. Едят рыбу, вареное мясо диких зверей, лепёшки, приправы из красного перца.

Развит фольклор - мифы, сказки про людей и животных. Распространены культ предков, сил природы, тотемизм.

К. П. Калиновская

Этнонимы: бони, вабони, валангуло

БОРЩ

борщ, барщ (польск.), суп из свеклы (первоначально из дикорастущего растения — борщевника). Характерен для народов юга Восточной Европы.

БОСНИЙЦЫ-МУСУЛЬМАНЕ

боснийцы-мусульмане

Босния.

босни́йцы-мусульма́не, муслимане (самоназвание), босанцы, народ, население Боснии и Герцеговины (1,8 млн. человек). Живут также в Югославии, Хорватии, Австрии, Турции и США. Общая численность 2,1 млн. человек. Язык сербскохорватский (чаще всего екавский и икавский диалекты штокавского наречия). В лексике Боснийцев много заимствований из турецкого и другие.гих восточных языков. Верующие - мусульмане-сунниты. В переписях населения СФРЮ их называли "мусульмане неопределившиеся" (1948), "югославы неопределившиеся" (1953), "муслимане (этническая принадлежность)" (1961), "мусульмане в смысле народности" (1971), муслимане (1981, 1991).

Боснийцы - название принявшего ислам во времена османского владычества населения исторической области Босния и Герцеговина, в основном сербов и хорватов. Территория современной Боснии и Герцеговины была заселена славянскими племенами в VI-VII веках. Османское господство в Боснии и Герцеговине продолжалось со второй половины XV века до 1878. В период османского владычества на Балканах наибольшее распространение ислам получил в Боснии и Герцеговине. Здесь сталкивались различные религиозные течения - православие и католицизм, богомильство, сложившаяся здесь своеобразная боснийская церковь, что создавало атмосферу религиозной терпимости и облегчало распространение ислама, тем более что переход в ислам приносил уменьшение налогов, некоторые юридические права. Сюда переселилось много турок, выходцев с Северного Кавказа, арабов, курдов и представителей других народов, исповедующих ислам. Часть их была ассимилирована местным населением, их культура повлияла на культуру боснийцев. Исламизация (нередко формальная, с целью сохранения или приобретения привилегий) охватила не только верхний социальный слой (землевладельцы, чиновники, крупные торговцы), но также часть крестьян и ремесленников. Когда Османская империя стала терять свои владения в Европе (с конца XVII века), мусульманское население различных южнославянских земель хлынуло в Боснию, ещё более усложнив её этнический состав. Оккупация этой области Австро-Венгрией в 1878 вызвала массовый отлив мусульманского населения в Турцию.

Основа культуры боснийцев - древняя славянская, но на неё наслоились черты, привнесённые турками и другие.гими выходцами из Малой Азии. Представители богатых слоёв общества стремились копировать образ жизни высших слоёв османского общества. Элементы восточной, преимущественно турецкой, культуры проникли и в быт народных масс, хотя и в меньшей степени. Сильнее всего это влияние чувствуется в архитектуре городов (мечети, ремесленные кварталы, большие базары, выступающие верхние этажи домов и т. д.), в планировке жилищ (деление дома на мужскую и женскую половины), их убранстве, в пище - обилие жирных блюд и сластей, в одежде - шаровары, фески, в семейной и особенно в религиозной жизни, в личных именах. Характерно, что именно в этих областях жизни больше всего заимствований из турецкого и другие.гих восточных языков.

Этнонимы: боснийцы-мусульмане, босанцы, муслимане

боснийцы-мусульмане

Город Сараево.

1970-е годы.

боснийцы-мусульмане

Боснийцы из Сараево в турецкой национальной одежде.

боснийцы-мусульмане

Боснийцы. Жители окрестностей Травника в национальных костюмах.

боснийцы-мусульмане

Боснийцы. Музыканты.

боснийцы-мусульмане

Боснийцы. В мастерской медника.

БРАЗИЛЬСКАЯ БАПТИСТСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Брази́льская бапти́стская конве́нция, крупнейшая баптистская церковная организация Бразилии.

Её истоки восходят к 1881 и связаны с деятельностью миссионеров США в Бразилии.

По вероучению и культу Бразильская баптистская конвенция близка к крупнейшей протестантской организации США - Южной баптистской конвенции. Бразильская баптистская конвенция поддерживает с ней наиболее тесные связи.

Численность приверженцев конвенции - свыше 1,6 млн. человек. По этнической принадлежности это преимущественно живущие в Бразилии немцы и японцы.

П. И. Пучков

БРАЗИЛЬСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Брази́льская католи́ческая апо́стольская це́рковь, одна из групп так называемых консервативных католиков.

Возникла в результате раскола, произошедшего в 1945 в рядах католиков Бразилии. Возглавил раскол консервативно настроенный епископ небольшого города Ботукату в штате Сан-Паулу.

Причиной раскола послужили некоторые нововведения в Римско-католической церкви, показавшиеся части бразильского католического клира слишком либеральными.

Бразильская католическая апостольская церковь почти не отличается по догматике, культу и организационному устройству от Римско-католической церкви, если не считать несколько более консервативной позиции по ряду вопросов и неподчинённости папскому престолу.

В Бразильской католической апостольской церкви 12 епархий, расположенных в разных районах Бразилии. Епископов (включая викарных) — 25. Насчитывает около 3 млн. сторонников.

П. И. Пучков

БРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАТСКИЕ МЕННОНИТЫ

бра́тские меннони́ты, одна из групп меннонитов. Другие названия — Меннонитская братская община, новоменнониты. Появление этой группы связано с расколом среди российских меннонитов в 1860-е гг. (первоначально в меннонитских колониях на реке Молочной, а затем и в других местах).

Под влиянием проповедей лютеранского пастора Э. Вюста, объезжавшего в 40-е — начале 50-х гг. XIX в. немецкие колонии в России, часть меннонитов стала высказывать недовольство своими церковными собраниями и образовала движение, получившее название вюстизм. Вюстовцы провозгласили себя «прощёнными грешниками, которых ждёт рай». В 1855 из группы вюстовцев, живших в Мариупольском округе, выделилась секта гюпферов (от нем. hüpfen — прыгать), заканчивавших моления радениями с плясками, прыганьем и т. п. Гюпферы из колоний на реке Молочной положили начало сформировавшейся в 1860 Меннонитской братской общине, или новоменнонитам. Первым духовным руководителем новоменнонитов стал А. Унгерн, находившийся под заметным влиянием баптизма. К 1865 гюпферство изжило себя, баптистское же влияние на новоменнонитов усилилось.

В 1872 новоменнонитские общины объединились в Союз новоменнонитского братства, и в том же году состоялась их первая конференция. После трудных переговоров правительство признало их в качестве самостоятельной религиозной организации, и они получили название братские меннониты. В 1870-е гг. многие из них эмигрировали в Америку, образовав там впоследствии Меннонитскую братскую церковь Северной Америки.

Братские меннониты приблизились в некоторых отношениях к баптистам, в частности, они заменили крещение обливанием на крещение погружением. В 1963 братские меннониты примкнули к созданному в 1944 Союзу евангельских христиан-баптистов (см. Евро-Азиатский союз евангельских христиан- баптистов). Численность братских меннонитов составляет в СНГ приблизительно 60 тыс. Живут они в России (преимущественно в Сибири), Казахстане (Караганде и другие.гих местах) и Киргизии (в основном в Бишкеке).

О. Е. Казьмина

БРАТЧИНА

братчина, обычай общинного пира у славян.

БРАТЬЯ

бра́тья, протестантская деноминация. Альтернативные названия — домпелаары (ныне не употребляется), тункеры, данкеры, данкарды, немецкие баптисты. Деноминация была основана в 1708 Александером Маком (1679—1735) в немецкой земле Пфальц и быстро распространилась в Германии, Нидерландах и Швейцарии. Сторонники нового церковного объединения откололись от государственных, преимущественно реформатских церквей и сочувствовали пиетистским (призывающим к благочестию и углублению веры) и анабаптистским идеям. Антигосударственные позиции, занятые новой деноминацией, привели к её преследованию, и братья вынуждены были вначале мигрировать из Германии и Швейцарии в Нидерланды, а затем за океан, в Пенсильванию и далее на запад, в Кентукки, Огайо, Индиану и Иллинойс.

Разделяя основные догматические положения протестантизма, братья существенно отличаются от большинства протестантов своей обрядностью, а также предъявляемыми к своим членам правилами жизни и нормами поведения. Крещение проводят во взрослом возрасте путём троекратного полного погружения лицом вперёд. Отмечаемый ими праздник любви включает омовение ног, общую трапезу и таинство евхаристии. Из обрядов распространены также помазание больных маслом и возложения рук для христианского служения.

Братья выступают против какого бы то ни было конформизма с окружающим миром, против мирской одежды, тяжб, участия в тайных обществах, клятвенных заверений, в том числе присяги, службы в армии. Они отказываются от любого применения силы и являются убеждёнными пацифистами.

Дискуссия по вопросам отношения к воскресным школам, допустимости учёбы в высших учебных заведениях, оплаты труда священников и создания руководящих церковных органов, а также одежды верующих разделила братьев на три основные группы: ультраконсерваторов, умеренных консерваторов и прогрессистов.

Общая численность братьев около 0,7 млн. человек. В результате успешной миссионерской деятельности значительные группы их появились в некоторых африканских странах, прежде всего в Центральноафриканской Республике (290 тыс.) и Чаде (65 тыс.). В США живёт 264 тыс. братьев (в основном в штатах Пенсильвания, Виргиния, Огайо, Индиана). Небольшое число сторонников этой деноминации имеется в европейских странах.

Из церковных организаций, на которые раскололись братья, наибольшее число сторонников в США имеет Церковь братьев (свыше 0,2 млн. человек), относящаяся к умеренно консервативному крылу внутри деноминации. Более прогрессивные позиции занимает Братская церковь (Эшленд, Огайо) (27 тыс.), от которой в 1930-х гг. в результате дискуссии, развернувшейся по доктринальным вопросам, а также из-за распрей внутри руководства откололось более фундаменталистское Товарищество братских церквей (63 тыс. в США и, кроме того, около 0,4 млн. в Африке и другие.гих регионах). Ультраконсервативны так называемые старонемецкие баптисты — братья, или братья старого порядка (10 тыс.). Существуют и другие.гие организации братьев, однако самая большая из них насчитывает лишь 1 тыс. человек, остальные же — по 100—200, а иногда и по нескольку десятков человек.

П. И. Пучков

БРАХМА КУМАРИС

Бра́хма Кума́рис, неоиндуистская шиваитская секта. Другое название — Международный духовный университет Брахма Кумарис.

Секта основана в 1937 в Карачи ювелиром Дада Лен Раджем, утверждавшим, что Шива якобы вошёл в его тело. Он сменил имя на Брахма Кумарис. Догматика Брахма Кумарис опирается на Веды и сочинения идеологов секты.

В основных чертах вероучение Брахма Кумарис соответствует йогическим учениям, в особенности раджа-йоге (королевской йоге). Брахма Кумарис, придерживаясь монотеизма, провозглашает Шиву верховным богом, имеющим много имён (например, Иегова, Аллах и др.); он соединяет в себе все качества богов Тримурти (Брахмы, Вишну и Шивы). Шива почитается в основном в форме овала или точки — семени, из которого, по мнению приверженцев Брахма Кумарис, произошёл весь мир. Как считают сектанты, душа человека должна достичь слияния с Шивой и освободиться от череды перерождений, для чего надо полностью овладеть своими чувствами и освободить энергию третьего глаза. В догматике секты существенную роль играют эсхатологические мотивы: по мнению Брахма Кумарис, человечество доживает последние несколько лет Кали-юги — Железного века, и вскоре всё живое на Земле погибнет. Особым почитанием в организации пользуется её основатель, который, как считают приверженцы секты, вознёсся на небо к Шиве и стал «ангелом».

Культовая практика секты состоит главным образом из медитаций по методу раджа-йоги, во время которых адепты Брахма Кумарис концентрируются на точке, означающей для них Шиву, и повторяют магическую формулу — мантру «Ом шанти» («Я — спокойная душа»), пытаясь слиться со своим божеством. Для членов обязательны безбрачие и строгое вегетарианство, практикуется также работа на секту. Все ключевые посты в Брахма Кумарис занимают женщины, которые, по вероучению секты, более совершенны, чем мужчины.

Общины Брахма Кумарис есть во многих странах мира, особенно их много в США, Канаде, странах Западной Европы, Индии и Пакистане. Общая численность последователей секты достигает 200 тыс. человек, из них в России насчитывается более 1 тыс. человек.

Р. А. Силантьев

БРАХМАНЫ

брахманы (санскр.), группа высших каст в Индии, духовное сословие в индуизме.

БРАЧНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

бра́чное поселе́ние, брачная локальность, послебрачная резиденция, термин, обозначающий совокупность форм поселения брачных пар после заключения брака. Общепринятые терминология и типология отсутствуют. С формой брачного поселения связывают проживание мужчин в особых мужских домах, деление семейных жилищ на женскую и мужскую половины, наличие отдельных жилищ у жены (с детьми) и у мужа.

БРАЧНЫЙ ВЫКУП

бра́чный вы́куп, плата (в виде различных материальных ценностей, позднее — в денежной форме), которую жених, его семья или родственная группа дают семье или родственной группе невесты (например, вено — у славянских народов, калым — у тюркских, лоболо — у народов нгуни в Южной Африке и т. п.). Брачный выкуп уплачивается при помолвке, вступлении в брак или в течение какого-то времени после заключения брака. Традиция давать брачный выкуп была распространена главным образом в доиндустриальных обществах, часто (но не обязательно) — в обществах, характеризовавшихся социальным доминированием мужчин.

Нередко брачный выкуп принимает форму отработки за невесту. Очевидно, конкретные формы брачного выкупа определяются экономическими причинами: отработка практикуется при нехватке или непригодности в хозяйстве имеющихся материальных ценностей. Например, у чукчей-оленеводов была распространена отработка, так как рабочие руки ценились более чем какие-либо вещи, деньги или даже олени, подверженные болезням и падежу и требующие тщательного ухода. У чукчей-зверобоев, напротив, практиковался брачный выкуп в виде оружия, лодок, выделанных шкур, художественных изделий и т. п.

Вопрос о времени появления и функциях брачного выкупа не вполне ясен. Этнографически брачный выкуп зафиксирован уже у неспециализированных охотников и собирателей, которые, как считается, донесли до нас многие черты ранних стадий социальной эволюции, например у сан (бушменов) — в виде отработки за невесту, у австралийцев-аборигенов — во всех вышеперечисленных формах.

Чаще всего в брачном выкупе видят возмещение трудовой и детородной ценности невесты. Вместе с тем, имеется мнение, что брачный выкуп — это компенсация за приданое, которое невеста, переселяясь к жениху, приносит с собой и которое помимо личных её вещей включает предметы, необходимые для организации быта новой семьи, — хозяйственную утварь, у кочевых народов — часто переносное жилище (чум, кибитка, юрта) и т. п. При этом возникновение брачного выкупа, как и приданого, приурочивалось к периоду перехода от матрилокального брачного поселения (см. Матрилокальность) к патрилокальному (см. Патрилокальность). Однако нельзя считать вполне доказанным, что такая смена локальности брачного поселения переживалась всеми народами, имевшими традицию платить брачный выкуп и давать приданое за невестой. Кроме того, многие исследователи полагают, что приданое представляет собой явление стадиально более позднее, чем брачный выкуп, возникающее с обособлением нуклеарной семьи (см. Брак, Семья) и призванное обеспечивать условия для становления экономической самостоятельности последней.

Каковы бы ни были причины и обстоятельства возникновения традиций брачного выкупа и приданого, во многих обществах они имеют тенденцию с течением времени принимать форму примерно эквивалентного обмена ценностями между семьями брачащихся. В некоторых же обществах брачный выкуп вытесняется приданым. Исторически прослеживается также и тенденция к уменьшению размеров брачного выкупа вплоть до сведения его к чисто символическим действиям (обмен подарками, игровые сюжеты в свадебных обрядах и др.). Вместе с тем, в некоторых странах, особенно мусульманских, брачный выкуп сохраняет своё значение даже в условиях современной городской культуры, а иногда приобретает и ещё более жёсткие, чем прежде, формы в связи с ростом мусульманского фундаментализма или движений за возрождение традиционных обычно-правовых норм.

О. Ю. Артёмова

БРИТАНСКИЕ ИЗРАИЛИТЫ

брита́нские израили́ты (англо-израилиты), одно из специфических течений в так называемом маргинальном протестантизме. В основе его лежит не основанная на каких-либо исторических или археологических фактах идея о том, что британцы являются потомками 10 колен израильтян, взятых в плен в 722—721 до н. э. ассирийским царём Саргоном II после падения Северного царства и с тех пор нигде и никогда не упоминаемых в еврейской истории. Идея эта была выдвинута ещё в 1649 Дж. Седлером в книге «Права королевства» и поддержана британским морским офицером, уроженцем Ньюфаундленда Р. Брозерсом (1757—1824). В вышедшей в 1794 книге «Открытые знания» он предсказывал, что вскоре 10 потерянных колен израилевых, каковыми являются англичане, вернутся в Иерусалим, где он, племянник всемогущего Бога, станет князем. Хотя в 1806 Р. Брозерс был помещён в сумасшедший дом, его идея получила дальнейшее развитие в труде Джона Вилсона «Наше израильское происхождение», опубликованной в 1840. В 1879 в Англии было создано объединение британских израилитов — Англо-саксонская ассоциация.

Конфессии, придерживающиеся британского израилитизма, различаются между собой во многих частностях, однако для них характерны и некоторые общие положения. Так, утверждается, что, поскольку «царство, обещанное семени Давида на века», не смогло сохраниться в Израиле, следует найти его продолжение в ином месте. Связь с Англией прослеживается через дочерей Зедекии, которые, избежав смерти в Египте, прибыли на судне с пророком Иеремией, как сказано в одной из ветхозаветных книг, на «один из островов», который ассоциируется с Ирландией. Из Ирландии они или их потомки перебрались в Англию, где стали правящим домом. Что же касается простых людей из 10 колен, то они достигли Англии после странствия по Европе, где произошло «просеивание» через многие народы. Британские израилиты настаивают на том, что многие пророчества Ветхого Завета сбылись в истории Британской империи, в частности путешествие «отцов-пилигримов» за океан (в связи с этим и американский народ причисляется к потомкам 10 потерянных израилевых колен).

Общая численность британских израилитов около 0,3 млн. человек. Они представлены в США (свыше 0,2 млн.), Великобритании (более 20 тыс.), Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

Британские израилиты образуют несколько самостоятельных церковных организаций (кроме того, отдельные положения, характерные для британского израилизма, присутствуют в вероучении ряда мелких пятидесятнических сект).

Самой крупной конфессией британских израилитов является Всемирная церковь Бога. Кроме неё к течению британских израилитов также принадлежат Британско-израильская мировая федерация (Великобритания, Австралия), Ассоциированные церкви Бога (США), Церковь Бога, международная (США), Божия церковь двадцатого века (США), Товарищество Нового Иерусалима (Великобритания), однако они весьма малочисленны.

П. И. Пучков

БРЫЛЬ

брыль, соломенная широкополая шляпа у белорусов и украинцев.

БУБУ

бубу, мужская длинная широкая туникообразная рубаха у народов Западной Африки (преимущественно в Западном и Центральном Судане).

БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЗА

буза, боза (тюрк.), пиво из зерна у народов Азии и Европы; у монголов также — молочная сыворотка, оставшаяся от приготовления арака.

БУЗУКИ

бузуки, струнный щипковый музыкальный инструмент, род лютни у греков.

БУЛАН

булан

Булан.

була́н, народ в Китае, на юго-западе провинции Юньнань. Численность 85 тыс. человек. Язык булан группы палаунг-ва австроазиатской семьи. Верующие - буддисты.

Судя по антропологическому типу (сильно выраженные черты темнопигментированного волнистоволосого веддоидного типа наряду с южномонголоидными чертами) и по другим данным, это один из древнейших народов Восточногималайского района. В китайских исторических источниках (с 1-го тысячелетия до нашей эры) предки булан обозначались как пу, пужэнь, пумань, пула и т. д. С VII века вытесняются из равнин тибето-бирманскими народами. Видимо, отдельные группы пу вошли в состав народов наси, ицзу и цзинпо (качинов).

В середине XX века булан занимались подсечным земледелием (в основном - таро), охотой и рыбной ловлей на Ланьцанцзяне.

Сохранились свайные дома для нескольких семей.

Я. В. Чеснов

Этнонимы: булан

БУМЕРАНГ

бумеранг, метательное оружие у австралийцев — изогнутая деревянная палица с плоской одной стороной и выпуклой другой, совершающая в полёте вращательные движения и описывающая сложную траекторию.

БУРГУЛЬ

бургуль, пшеничная каша у арабов.

БУРКА

бурка, войлочный плащ у народов Кавказа.

БУРНУС

бурнус (араб.), верхняя мужская одежда у народов Ближнего Востока и Северной Африки.

БУХАРИ

бухари, бухары, камин в традиционном жилище народов Передней и Средней Азии и Кавказа.

БХОТО

бхото, мужская рубаха у народов Непала.

БЫЛИНА

былина, эпическое сказание у русских. В XIX в. исполнялись в основном в северных русских областях.

БЫЛИЧКА

быличка, фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии — в основном о встрече с духами.

Предыдущая страница Следующая страница