Древний мир. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИМ"-"НЮЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИМ"-"НЮЙ")

НИМВРОД

НИМВРОД - Нимрод, Немврод - в ветхозавет. преданиях богатырь и охотник, сын Хуша (Куша) и внук Хама. Нек-рые исследователи возводят имя Н. к имени шумеро-аккад. бога войны и охоты Нинурты, возможно, контаминиров. в образе Н. с реальным ассир. царем Тукульти-Нинуртой I, захватившим Сев. Месопотамию. Н. выступает как ярый идолопоклонник, руководящий постройкой Вавилонской башни - «дома Н.». Он преследует приверженцев Яхве, ввергая в раскален. печь Авраама. Согл. агаде, Н. погибает от руки сопернич. с ним Исава, к-рый, выследив его, отрубает Н. и его спутникам головы и завладевает одеждами Н.

НИМФЕЙ

НИМФЕЙ - 1. святилище нимф, первонач. - грот, посвящ. нимфам, позднее - павильон с фонтаном, обществ. или принадлежащий част-ному лицу. Иногда подобные сооруж. имели пышные фасады (украш. порталами или экседрами) со статуями нимф или др. водных божеств. Один из известных и хорошо реконструир. нимфеев - милетский.

Близкое по типу сооруж. - мусейон, также имеющий прообразом грот. Служил местом отдыха в рим. дворцах и виллах; первонач. - святилище муз.

2. др.-греч. город в Крыму, на берегу Керченск. прол. (городище у п. Героевка (б. Эльтегень), в 17 км от г. Керчи). Осн. в 6 в. до н.э. на месте скифского поселения. Гл. отраслью экономики было земледелие и вывоз зерна в Грецию. Развиты были и ремесла, особенно - гончарное. Расцвет Н. относится к 5 - 4 вв. до н.э., когда Н. вел оживл. торговлю зерном с Афинами. В 1-й пол. 4 в. до н.э. был включен в состав Боспорского госуд. В сер. 3 в. н.э. разрушен готами и перестал существовать.

НИМФЫ

НИМФЫ - в греч. миф. божества природы, ее живител. и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источ. (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лиманды), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады - Н. ясеня). Иные из них смертны, как, напр., гамадриады, к-рые неотделимы от дерева, в к-ром они обитают. Гл. Н. считались водные, по антич. лексикографам, слово «нимфа» означает «источник». Н. - очень древ. божества. Самые древ. Н. - мелиады, или мелийские Н., родивш. из капель крови оскоплен. Урана. Океаниды - дочери Океана и Тефиды, нереиды - дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или кач-во водной стихии. Нек-рые Н. имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рожд. герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древ. мудрости, тайн жизни и смерти (напр., Мента - возлюбл. Аида). Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. На месте дельфийск. оракула был оракул Геи, а затем Дафны - одной из горных нимф. Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображ. в виде прекрасных обнаж. или полуобнаж. девушек.

НИНАЗУ

НИНАЗУ - в шумер. миф. бог подзем. царства, сын Эрешкигаль; по др. версии, сын Энлиля и Нинлиль, отец бога подзем. мира Нингишзиды. В противоположность богу - владыке подзем. царства Нергалу, олицетвор. злого начала, Н. - бог-целитель, божество ритуал. омовений с отчетливо выражен. чертами дружелюбия. Однако, как и его брат Нинурта, имеет черты воен. божества, поражающего вражд. страны. Место культа ко времени III династии Ура - г. Эшнунна (впослед. там почитался бог Тишпак).

НИНГАЛЬ

НИНГАЛЬ - в шумеро-аккад. миф. супруга бога луны Нанны, мать солнеч. бога Уту (Шамаша). Культ Н. уже в кон. 3-го тыс. до н.э. распростр. в Сирии. Там ее имя возродилось в форме, близкой наиболее ранней шумер-ской: Никкаль (из шумер. Нин-каль); под этим именем известна в угаритском пантеоне, где существовал миф о ее свящ. бра-ке с Йарихом (богом луны), а сама Никкаль считалась дочерью «царя летних плодов» Хархабби (возможно, хурритск. происхожд.).

НИНГИРСУ

НИНГИРСУ - в шумер. миф. божество круга богов г. Лагаш. Впервые появл. в списках богов из Фары как «бог Гирсу» округа Лагаша. Н. - сын Энлиля. К лагашскому кругу богов принадлежат и супруга Н. Бау (Баба), сестры Нанше и Нисаба. Видимо, Н. идентичен с Нинуртой. Н. - «верховный пахарь» Энлиля, «владыка земледелия». Он следит за порядком на полях и каналах. Наиболее подробные сведения о Н. содержатся в гимнах правителя Гудеи 22 в. до н.э. о храмовых постройках в Лагаше. Храм Н. в Лагаше - Эннину («храм пятидесяти»). В гимнах у Н. появл. титул «жрец - очиститель Ану». Как божество, устанавл. справедливость, Н. сравнивается с богом-судьей Иштараном (Сатараном). Эмблема и символич. зверь Н. - львиноголовый орел Анзуд. Как и Нинурта Н. владеет оружием богов шаруром. В гимне Гудеи говорится о победах Н. над шестиголовой овцой, семиголовым львом, «добрым драконом», «львом, ужасом богов» и др. Тексты Гудеи упоминают свящ. брак между Н. и Бабой. Старовавилонская версия мифа о птице Анзу (Анзуд) назыв. Н. победителем птицы, в то время как в более поздних текстах им назван Нинурта.

НИНГИШЗИДА

НИНГИШЗИДА - Гишэида - в шумер. миф. хтонич. божество, сын бога подзем. царства Ниназу. Его частый эпитет - «прислужник далекой земли» (т.е. подзем. царства). Он сторож злых демонов, сосланных в подземный мир, страж (вместе с Думузи) небесных врат бога Ану. Символич. животное Н. - рогатая змея. На одной цилиндр. печати Гудеи изображено, как Н., бог - защитник Гудеи (опознается по двум рогатым змеям, растущим из его плеч), ведет его к трону Энки. Созвездие Н. - Гидра.

НИНЕВИЯ

НИНЕВИЯ - город в Др. Ассирии (на терр. совр. Ирака, близ г. Мосула). Осн. не позже 5-го тыс. до н.э., с 3-го тыс. до н.э. известна по клинописным док-там. Находилась на пересеч. торг. путей и играла крупную роль в истории Передней Азии. С 9 в. до н.э. стала резиденцией ассир. царей. Возвышение и расцвет Н., превращение ее в столицу Ассир. державы и «мира» относится в 8 - 7 вв. до н.э. (при Синахерибе и его преемниках). В сев. части Н. находились т.н. юго-зап. дворец Синахериба и роскошный сев. дворец Ашшурбанипала, украшен. внутри многочисл. барелье-фами с воен., охотнич. и бытовыми сценами. Во дворце Ашшурбанипала помещались также гос. архивы и царская б-ка, насчитыв. св. 20 тыс. «книг» - клинописных глиняных табличек. В юж. части Н. находилось цент. святилище богини Иштар - храм Эмишмиш (упомин. с 3-го тыс. до н.э.) и дворец Асархаддона. В 612 до н.э. Н. была разрушена и стерта с лица земли нововавилонским царем Набопаласаром и мидийским - Киаксаром. Римляне основали на месте Н. воен. колонию.

НИНЛИЛЬ

НИНЛИЛЬ - в шумер. миф. супруга Энлиля. Возможно, первонач. - одна из ипостасей богини-матери; со старовавилонского периода отчетливо выступает как самостоят. образ. По мере роста ее значения как богини-супруги в образе Н. все явственнее становятся черты советчицы, помощницы Энлиля, милостивой богини, смягчающей гнев своего грозного супруга.

НИНМАХ

НИНМАХ - Мах - в шумеро-аккад. миф. богиня-мать. Отмечена еще со времени правителя Меслима (ок. 26 в. до н.э.) в г. Адаба, где был ее храм Эмах («дом Мах»). В шумер. мифе «Энки и Н.» выступает как созидательница людей. Согл. мифу, Энки и Н. лепят человека из глины Абзу, подзем. мирового океана, привлекая к процессу создания богиню Намму. Когда человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Н. вновь начинают лепить людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать, бесполое существо и т.д. В аккад. мифе о птице Анзу (Анзуд) Н. (Дингирмах) - мать Нингирсу, победителя птицы.

НИНУРТА

НИНУРТА - в шумер. миф. бог-герой, сын Энлиля. Почитался вместе с Энлилем в Ниппуре - городе Энлиля. Близок к богу Нингирсу (возможно, это ипостаси одного и того же божества). Идентиф. друг с др. уже к старовавилонскому периоду: имеют одинаковую генеалогию, оба явл. богами растительности и плодородия, а также войны. Н. - покровитель плодородия полей, скота и рыболовства, его эпитет - «земледелец Энлиля» (шумер. гимны), к-рый наставляет своего сына, учит разнообразной хоз. деятельн. («Поучение Нинурте»). Черты Н. как бога растительности наиболее древ. В функции бога войны он сраж. в первую очередь с горными народами; гнев Н. (в отличие от Ана и от Энлиля) никогда не направлен на города Вавилонии. О подвигах Н. рассказывают две шумеро-аккадские билингвы: «Созданный по подобию Ана» и «Владыка, чей блеск ужасен».

По аккад. мифу о птице Анзу (шумер. Анзуд), Н. отнимает у нее таблицы судеб (по старовавилонской версии, это делает Нингирсу). Супруга Н. (со старовавилонского времени) - богиня-целительница Гула или Бау (Баба), обычно супруга Нингирсу.

НИНХУРСАГ

НИНХУРСАГ - Нинхурсанга - в шумер. миф. богиня-мать. Встречается уже в ранних списках богов. Ее постоян. эпитеты - « мать всех богов», «мать всех детей». Мн. правители Двуречья (Меселим, Эаннатум, Хаммурапи (Навуходоносор) называют Н. своей матерью.

НИНШУБУРА

НИНШУБУРА - в шумеро-аккад. миф. спутник, посол, визирь богини Инанны (гермафродит?). Нек-рые исследователи рассматр. Н. как жен. божество. В одном из шумерских гимнов Н. - супруга бога подзем. царства Нергала, однако это единич. упоминание. В мифе об Адапе Н. - посол Анна (уже явно муж. рода). Староассир. версия дает Н. аккадскую параллель - Иллабрат. Позднее Н. идентиф. с послом и привратником богов Папсукалем (в мифе о нисхождении Иштар). Старовавилонский список богов называет Н. в группе подзем. богинь.

НИОБА

НИОБА - Ниобея - в греч. миф. дочь Тантала, жена царя Фив. Амфиона. Обладая многочисл. потомством (согл. Гомеру, у Н. было шесть сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгнев. богиня пожаловалась на Н. своим детям, к-рые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов) : Аполлон поразил юношей, Артемида - девушек. Потрясен. гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя.

НИППУР

НИППУР - древ. шумерский город (совр. - Ниффер, между Багдадом и Басрой), гл. религ. центр Шумера (в нач. 3-го - нач. 2-го тыс. до н.э.). В 3-м тыс. до н.э. в Н. был создан общешумерский пантеон, объед. местных богов - «горных» (во главе с Энлилем) и богов Эриду - «морских» (во главе с Энки). В 18 в. до н.э. Н. был захвачен Вавилонией. В связи с этим, как религ. центр. уступил первенство Вавилону, гл. бог к-рого Мардук, сын Эа (Энки), из цикла богов Эриду, стал считаться верхов. богом и был отожд. с Энлилем под именем Бела. В кач-ве религ. центра Н. играл большую роль в жизни шумерских гор.-госуд. Ни один царь не признавался в Шумере, если его не признавали ниппурские жрецы. При Ниппурском храме была создана б-ка (в 3-м тыс. до н.э.), собравшая ист., географич., астрономич., ботанич., зоологич., филологич. и др. трактаты шумеров вместе с богословскими, астролого-магич. (мн. из них были переписаны учеными б-к Ашшурнасирпала и Ашшурбанипала, 1-е тыс. до н.э.). В нач. 2-го тыс. до н.э. б-ка была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком. Во 2 - 1 тыс. до н.э. Н., как «вольный город» Вавилонии, имел права внутр. автономии. В перс. эпоху(5 в. до н.э.) в Н. обосновался торг.-ростовщич. дом Мурашу (от к-рого сохран. большой архив). Затем Н. запустел; при Сасанидах Н. был некрополем.

НИРАХ

НИРАХ - в шумер. миф. божество, олицетвор. змею. Почитался в г. Дер как посол бога Сатарана. В староаккадское время (23 - 22 вв. до н.э.) на цилиндр. печатях встречается изображ. бога со змеиной ниж. частью тела; не исключено, что это Н. На одном из штандартов это божест-во обозначено знаками «Дингир-Муш», т.е. «бог-змея». Более всего с образом Н. связывается изображ. змеи возле символа бога на средневавилонских межевых камнях «кудурру».

НИРВАНА

НИРВАНА - в будд. религ.-миф. системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противополож. сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарич. существования к др. Из сансарич. существ только человек может достичь Н. и стать буддой.

НИРМАНАРАТИ

НИРМАНАРАТИ - нимманарати - в будд. миф. класс божеств, обитающих в 5-м небесном мире «сферы желаний» (камадхату), располож. над тушитой, на расст. 640 тыс. йоджан над вершиной Меру. День у Н. длится 800 человеч. лет, жизнь - 8000 лет. Зачатие происходит через взаимную улыбку, и дети чудесно возникают на коленях у матери. Владыка Н. - Сунирмита (Суниммита). Его женой стала Вишакха (Висакха) - гл. ученица будды Шакьямуни.

НИРРИТИ

НИРРИТИ - в индуист. миф. персониф. разрушение, распад, смерть. Н. - жена или дочь Адхармы. Появл. уже в «Ригведе», встречается и в эпосе. Как локапала бог Кубера правит и над найрритами (демонами), рожденными Н.

НИС

НИС - в греч. миф.:

1. Царь Мегары, сын Пандиона. Ему приписыв. постройка Нисеи - гавани Мегары. На голове Н. рос пурпурный (вариант: золотой) волос, от к-рого зависела его жизнь. Влюбивш. в критского царя Миноса, осадивш. Мегару, дочь Н. Скилла погубила отца, вырвав у спящего волос бессмертия.

2. Сын Гиртака, спутник Энея, известный своей дружбой с Эвриалом, с к-рым по-гиб во время ночного нападения на лагерь рутулов.

НИСАБА

НИСАБА - в шумер. миф. богиня урожая (клинописный знак, обознач. ее имя, включает знак колоса с зернами или состоит только из знака зерна), позднее - богиня писцового иск-ва, чисел, науки, архитектуры, астрономии. Засвидет. с периода Фары. Дочь Ана; в лагашском пантеоне - дочь Энлиля, сестра Нингирсу. Супруг Н. во времена III династии Ура - бог Хайя (имя раньше читали как Хани), вместе с к-рым ее призывали на помощь писцы, изучающие клинопись; в 1-м тыс. до н.э. супруг Н. - аккад. бог писцового иск-ва Набу. Н. прославляется как «мудрость Энки», как «та, что открывает людям уши» (разум, понимание, дает мудрость). Эмблема Н. - писцовый грифель. Места культа - в досаргоновский период Умма и Эреш (не локализован), позднее - Лагаш. В иконографии (предположит.) Н. - богиня, изображ. на серебряной вазе царя Энметены. Она сидит с распущ. волосами, с колосья-ми, украшающ. рогатую тиару; из ее плеч растут злаки, и в руке она держит плод финика.

НИСИБИС

НИСИБИС - город на турецко-сирийской границе, с 1-го тыс. до н.э. - узловой пункт важных торг. путей в Сев. Месопотамии. С 163 н.э. принадлежит Рим. империи. Как воен. крепость и гл. город пров. Месопотамия Н. в 3 - 4 вв. стал объектом ожесточ. борьбы между римлянами и персами, последние захватили его в 363. Н. был взят арабами в 640.

НИФЛЬХЕЙМ

НИФЛЬХЕЙМ - в сканд. миф. мир мрака, существовавший до начала творения; в нем. - поток Хвергельмир.

НИФЛЬХЕЛЬ

НИФЛЬХЕЛЬ - в сканд. миф. обозначение царства мерт-вых наряду с хель.

НОБАДЫ

НОБАДЫ - нубады - берберийское племя, кочевавшее в кон. 1-го тыс. до н.э. в Большом оазисе (совр. Харга в Африке), располож. к 3. от р. Нил. Рим. имп. Диоклетиан, расширив границы империи до Асуана, переселил Н. в 292 н.э. в долину Нила (к Ю. от Асуана) с целью противопо-ставить их др. кочевому народу - блеммиям, вторгавш. в Египет. Однако Н. объед. с блеммиями и совместно совершали набеги на Египет и Аксум. В 4 в. Н. покорил аксумский царь Эзана. В 6 в. они приняли христианство монофизитск. толка. В этом же веке царь нобадов - Силко - покорил ряд племен в долине Нила, с к-рыми впослед. слились Н., в 652 эти племена были покорены арабами.

НОБИЛИТЕТ

НОБИЛИТЕТ - правящий слой знати в Рим. республике, состоял из патриц. и плебейских семей, возник в нач. республикан. периода в результате борьбы сословий, уравнявшей в правах патрициев и плебеев. Члены Н. решительно отделяли себя от т.н. «выскочек», или «новых людей», достигших высоких должностей несмотря на то, что они не принадлежали к сенаторскому роду (как, напр., Цицерон). В период Империи к Н., все более сокращавш. с 1 в. до н.э., принадлежали только потомки консулов республикан. и августовского времени.

НОВАЦИАН

НОВАЦИАН - Новатиан (3 в. н.э.) - рим. священник. После преследования христиан при имп. Деции (250 - 251) был выдвинут в кач-ве антипапы группой наиболее ригористич. настроен. христ. общин, противодействовавших возвращению в церковь тех, кто отступился от веры во время гонений. После его смерти порожд. новатианским расколом секты продолжали существовать в Италии, Галлии, Испании, Сев. Африке, на Востоке. Один из первых рим. теологов, писавших на лат. яз.

НОВЕ

НОВЕ - воен. лагерь у теснины Дуная, в 4 км восточнее Свиштова (Болгария), где был расположен рим. легион. В 471 - 488, при Теодорихе - столица остготского царства. В правл. Юстиниана был проведен ремонт городских оборонит. сооружений Н.

НОВЕЗИЙ

НОВЕЗИЙ - в 1 в. н.э. - лагерь рим. легиона, во 2 - 4 вв. - укрепл. стоянка вспомогат. рим. войск (совр. Нейс на Ниж. Рейне). Был разрушен ок. 350 н.э. и вновь восстановлен в правл. Юлиана Отступника. Раскопками обнаружены остатки девяти многоугол. в плане укреплений, относящихся к нач. 1 в.

НОВЕЛЛЫ

НОВЕЛЛЫ - 1. законы, изданные после офиц. кодификации права (напр., после выхода Кодекса Феодосия и до 472 н.э.). Н. Юстиниана и его преемников, вышедшие после второго издания Кодекса Юстиниана, составили позднее часть свода рим. законов.

2. короткие занимат. рассказы о реальных или правдоподоб. событиях, бытовали в Греции уже в догомеровскую эпоху. Среди всех греч. племен наивысш. мастерства в иск-ве сюжетного повествования достигли ионийцы, не в последнюю очередь благодаря влиянию Востока, культивирующего этот жанр. Первонач. подобные рассказы передавались устно, затем они получили закрепление в лит. произв., где новеллистич. вставки выполняли развлекат. и дидактич. функции. Мн. подобных эпизодов приводят Геродот (рассказ об Арионе, о кольце Поликрата и т.д.), Петроний Арбитр (Н. о мат-роне эфесской), Апулей, Федр и др. В кач-ве самостоят. жанра, короткого рассказа с эротич. содержанием, Н. оформились в эпоху эллинизма (наиболее известны «Милетские рассказы»).

НОВЫЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ - часть библии, почитаемой только христианами. Н. з. включает четыре евангелия: «Деяния апостолов», 21 «Послание апостолов» и «Откровения Иоанна», или Апокалипсис. Н. з. написан на греч. яз. Христ. богословы приписывают составление Н. з. ученикам основателя христианства Иисуса Христа и их ближайшим последователям.

НОВЫЙ КАРФАГЕН

НОВЫЙ КАРФАГЕН - основ. Гасдрубалом в 226 до н.э. на вост. побережье Испании карфагенский опорный пункт (ныне Картахена); в 209 до н.э. город был завоеван П. Сципионом Африканским Старшим. Вблизи Н. К. располагались высокопродуктив. серебряные рудники, в к-рых работало 40 тыс. рабов (ок. 140 до н.э.). В 425 раз-рушен вандалами, в 615 - вестготами.

НОГАТА

НОГАТА - денежная ед., вместе с куной и резаной составлявшая кунно-денежную систему Др. Руси. Весила она ок. 2,5 г. В 11 в. Н. = 1/20 гривны. Н. - это реальная серебряная монета высокой пробы - куфический дирхем.

НОЖНИЦЫ

НОЖНИЦЫ - греки и римляне пользовались Н., сделанными по принципу пинцета. Длина их достигала 90 см. Такие Н. до сих пор употребл. при стрижке овец. Совр. типа скрещ. Н. с отверстиями для пальцев встречались редко.

НОЙ

НОЙ - в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега, спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родонач. всего послепотопного че-ловечества.

НОЛА

НОЛА - древ. город в Кампании. Осн. ок. 6 в. до н.э. Нек-рые антич. авторы (напр., Юстин) считали Н. греч. колонией, другие (напр., Катон) - этрусским городом. В кон. 5 в. до н.э. Н. попала под власть самнитов, в 313 до н.э. была подчинена Римом. Город сохранился до настоящ. времени.

НОМАДЫ

НОМАДЫ - коллективы людей, постоянно меняющие места стоянок, часто - скотоводч. племена, кочующие со своими стадами по обширным терр. В древнейший период номадизм - преобладающий образ жизни людей; при неолите в широких масштабах вытеснялся оседлостью, связанной с систематич. земледелием. В более поздние эпохи постоянно появл. новые номадные племена, в осн. выходцы из азиатских степей (скифы, сарматы, гунны, мадьяры, татары и пр.), вызывая крупные перемещения народов. Н. способствовали культурному обмену между обл., удал. друг от друга на большие расст.

НОМАРХ

НОМАРХ - назв., данное древ. греками правителям номов. Самое древ. егип. наимен. должности Н. «а(н)дж -мер» - «тот, кто копает канал». Как царский наместник, Н. в пределах своего нома возглавлял адм. аппарат, суд и войско нома, следил за состоянием ирригац. сети, ведал межеванием земель, сбором податей и трудовыми повинностями, храмовым х-вом. В периоды децентрализации госуд. Н. становились наследств. правителями.

НОМОКАНОН

НОМОКАНОН - назв. визант. сборников канонич. права, включавших церк. правила и императорские постановления относительно церкви. Древнейший сохранивш. Н. - в 50 титулах - был составлен на рубеже 6 - 7 вв., возможно, Иоанном Схоластиком, и состоял из псевдо-апостольских постановлений (сирийский сборник нач. 4 в.), решений вселенских (и неск. поместных) соборов, правил Василия Кесарийского, извлечений из Дигест, Кодекса и новелл Юстиниана. Наибольшей известностью пользовался составл. в 629 - 640 анонимным юристом Н. в 14 титулах (т.н. Энантиофан). Переработан в 883 (эта переработка ошибочно приписывалась Фотию), затем ок. 1090 Феодором Вестом. К Н. Веста были составлены в 12 в. краткие толкования Аристином, более подробные Иоаном Зонарой (отражавшим интересы столич. знати и высш. монашества, оппозиц. Комнинам) и Валсамоном (идеологом сильной императ. власти). В толкованиях (особенно Валсамона) приведены постановл. императоров и патриархов 11 - 12 вв. (мн. из них стали известны только из этих толкований). Н. в 14 титулах (с толкованием Аристина и частично Зонары) лег в основу слав. Кормчих книг.

НОМОС

НОМОС - обычай, нрав, порядок, закон:

1. Религиозная, этич., правовая или традиционно-обусловл. норма, имеющая обязательный, общезначимый и неизм. хар-р. Будучи организующим принципом греч. полиса, Н. санкционировал осн. установления различ. сторон жизни гражд. общины: права, религии, морали, обычая. Положение, первонач. постулируемое как закон, могло со временем укорениться в традиции, приобретая статус Н. (законы Дракона и Солона в Афинах). В более широком значении понятие Н. относится также к обычаям и нравам др. народов. В противоположность Н. псефисма означает конкретное постановление нар. собрания.

2. С 4 в. до н.э. - постановление особых законодат. комиссий.

3. В философии: а) мировой закон, в этом смысле впервые реконструируется у Гераклита, б) закон природы - у перипатетиков и эпикурейцев, в) в этике и теории естеств. права - антитеза природы, г) в теории госуд. - понятие, противополож. произволу и насилию.

4. В музыке - традиц. тип греч. мелодии с хар-рными особенностями напева, ритмики, тональности и формы, первонач. - общее обозначение культовой песни, на смену к-рому пришли более конкретные жанровые наименования (пеан, дифирамб, френос). По всей вероятности, Н. ведет свое происхожд. от проомия. Н. исполнялся солистом перед жертвенником под аккомпанемент кифары или авлоса; гекзаметрич. форма Н. позднее сменилась лирич. размерами. Создателем авлетич. Н. считается легенд. фригийский музыкант Олимп. Тер-пандру с Лесбоса предание приписывает заслугу разработки формы и членения кифарич. Н.

НОМОФИЛАКИЯ

НОМОФИЛАКИЯ - гос. орган, состоящий из семи граждан, в обязанности к-рого входило хранение гос. документов и надзор над заседаниями совета и нар. собраниями. Подобный институт имелся и в др. греч. городах.

НОМЫ

НОМЫ - адм. округа Др. Египта (по-егип. «сепат»). Егип. госуд. представляло собой политич. объед. Н., необходимое для создания и функциониров. единой ирригац. системы. Каждый Н. имел точно установл. границы, политич., и религ. центр, войско, герб и богов-покровителей. Адм. аппарат Н. был подчинен номарху. Кол-во и площадь Н. не были постоянными. Списки Н. Др. царства (28 - 23 вв. до н.э.) в храмах царей Снофру и Неусерра (IV и V династий) содержат 37 Н. (22 в Верх. и 15 в Ниж. Египте). Большая часть из них (Н. с назв. на штандартах) восходит к глубокой древности, может быть, к ранним гос. образованиям, предшествовавшим объед. Египта. Список Н. в часовне царя XII династии Сенусерта I (1970 - 1934 до н.э.) показыв. разделение 5 и 4 Н. Ниж. Египта. Назв. самого сев. 17 Н. Ниж. Египта появилось на саркофаге XVIII династии. Последние Н., образованные в вост. части Дельты (18, 19 и 20 Н. Ниж. Египта), упоминаются лишь в поздних списках, но восходят к Новому царству (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.): 42 бога на суде Осириса в 125-й гл. «Книги мертвых» соотв. 42 Н. Нового царства. Канонич. число 42 Н. (иногда 44) в списках греко-рим. Египта не отражало реального адм. деления страны на новые адм. единицы - гор. округа.

НОНИЙ МАРЦЕЛЛ

НОНИЙ МАРЦЕЛЛ - др.-рим. грамматист 4 в. н.э., автор лексикологич. трактата («Сжатая наука»), предназнач. служить языковым и, в небольшой степени, реальным комментарием к соч. лат. авторов. Значит. ценность этого труда обусловлена большим кол-вом цитат из несохранивш. произв. нек-рых поэтов раннего республикан. периода. Коментарии Н. М. носят субъективный хар-р. Мы обязаны Н. М. нашими представл. о сатирах Луцилия и Варрона.

НОНН

НОНН - греч. писатель 4 - нач. 5 вв., родом из Панополя (Египет). Глава новой поэтич. школы, сохранявшей традиции эллинизма. Известен своей эпич. поэмой в 48 песнях «Дионисиака», в к-рой описывается земная жизнь Диониса. Н. П. переложил также в гекзаметрах евангелие от Иоанна.

НОНЫ

НОНЫ - в др.-рим. лунном календаре девятый день месяца до ид, первая лунная четверть, наступление к-рой публично объявл. заранее, в предыдущие календы. Н. соотв. седьмому дню марта, мая, июля и октября и пятому дню остальных месяцев.

НОРЕЯ

НОРЕЯ - город в обл. Норик (Вост. Альпы). Точное местоположение не установлено. В 113 до н.э. рядом с Н. войско рим. консула Гнея Папирия Карбона потерпело сокрушит. поражение от кимвров.

НОРИК

НОРИК - обл. кельтско-иллирийских племен, занимавшая приблизит. терр. совр. Австрии, богатая полезными ископаемыми. В 16 - 15 до н.э. Н. был включен в состав Рим. империи, после чего начался быстрый процесс его романизации. При Клавдии или Нероне Н. был превращен в рим. пров., при Диоклетиане - разделен на две пров.: придунайскую и внутреннюю. Древ. столица Н. (назв. не установлено) была обнаружена под Клагенфуртом (гора Магдален) и исследована австр. археологами. Со 2 по 6 вв. Н. многократно подвергался опустошит. набегам соседних племен; в 6 в. был занят славянами, часть его отошла к Италии.

НОРМАННЫ

НОРМАННЫ - назв. (от сканд. - сев. человек), данное в Зап. Европе сев.-герм. племенам, населявшим Ютландский п-ов (датчане или даны), Скандинавский п-ов (норвежцы и шведы), совершавшим с конца 8 в., грабительские захватнич. походы в страны Европы. Норманнские дружины в 100 и более воинов под руковод. отдельных вож-дей - викингов (племенных князей или ярлов - представителей родовой знати), совершали далекие путешествия по Северному и Балтийским мм., Атлантическому океану, заходили в Средиземное м. Зап. Н. (датчане и норвежцы) путешествовали гл. обр. в зап. направлении. Через Финский зал., Ладожское оз., сеть мелких рек и озер Н. выходили на Волгу, спускались к Каспийскому м., где торговали с арабами, или по Днепру выходили в Черное м. к Константинополю (путь «из варяг в греки»), где также вели оживл. торговлю. Отряды варягов нанимались на службу к русским князьям и визант. императорам.

НОРНЫ

НОРНЫ - в сканд. миф. низшие жен. божества, определяющие судьбу людей при рожд. (по более ранним миф. представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (к-рые, в отличие от Н., участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших жен. божеств - дис. В «Прорицании вельвы» и в «Младшей Эдде» названы три Н. - Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источ. Урд в корнях мирового древа Судьбы, к-рое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источ. Н. при рожд. героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисл. Н., ведущих свой род от богов, альвов или цвергов. По своей основной функции Н. аналогичны мойрам (паркам) из антич. миф., имеют параллели и в миф. др. народов.

НОРТИЯ

НОРТИЯ - в этрусской миф. богиня судьбы; почиталась в Вольсиниях, где в ее храме происходила ежегодная церемония вбивания гвоздя, что должно было символизировать неотвратимость рока. Изображ. молодой женщиной с крыльями за спиной и гвоздем в руке.

НОРТУМБРИЯ

НОРТУМБРИЯ - самое сев. из англо-саксонских королевств в Британии. Образовалось в результате слияния двух, первонач. независимых королевств англов: Берниции (осн. 547) и Дейры (осн. 559), объед. ок. 605 при короле Берниции Этельфриде (ок. 593 - 616). В битвах при Дегсастане (603) и Честере (между 613 и 616) были разбиты скотты и бритты, часть их терр. перешла под власть Н. При короле Эдвине (617 - 633; первонач. король Дейры) было осн. епископство в Йорке и началось распростр. в Н. христианства (627 - крещение Эдвина). Длит. войны с юж. соседом Н. - Мерсией закончились пораж. и гибелью Эдвина. Войны Н. с Мерсией велись почти без перерыва вплоть до 664, когда синод в Уитби установил окончат. границу между двумя королевствами по зал. Хамбер. При Освальде (633 - 641), его наследниках Освью (654 - 670; с 641, до объед. с ейрой - король Берниции) и Эгфриде (670 - 685) терр. Н. продолжала расширяться на С. В 829 Н. была покорена королем Уэссекса Экбертом, но в 856 Йорк был захвачен датчанами, занявшими к концу 9 в. почти всю терр. Н. Ок. 924 терр. Н. была присоед. к Уэссексу, но власть сканд. правителей в Йорке продолжалась до 954, после чего Н. окончат. вошла в состав объед. Англии. История Н. знаменита своими культурными традициями: из монастырей Линдисфарн, Ярроу и Кексхэм вышли выдающ. англосаксонские анналисты, поэты и ученые: Кутберт, Беда Достопочтенный (его соч. - важнейший источ. по истории Н.), Уилфрид.

НОССИДА

НОССИДА (нач. 3 в. до н.э.) - греч. поэтесса из Локр (Юж. Италия). Сохран. 11 эпиграмм-четверостиший Н., проникнутых личным началом. В автоэпитафии Н. сравнивает себя с Сапфо.

НОТ

НОТ - в греч. миф. божество юж. ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображ. обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется «быстрым».

НОТАРИУС

НОТАРИУС - первонач. - стенограф, владеющий зна-нием Тироновых значков. В должности Н., личного секретаря знатного римлянина, служили в осн. рабы и вольноотпущ. (подобное место при Цицероне занимал Тирон). С 3 в. термином Н. именуют всех довер. писцов и канцелярских служащих, позднее - делопроизводителей, служащих суд. ведомства.

НОТИЯ

НОТИЯ - гавань близ Эфеса (М. Азия), где в 407 до н.э. произошло мор. сраж. между афинянами и спартанцами в период Пелопоннесской войны. Афинский флот Алкивиада (100 трирем) под начальством Антиоха напал на спарт. флот (90 трирем) Лисандра. Афиняне потерпели пораж., потеряв 15 трирем, и отошли к о-ву Самос. После этого неудач. сражения Алкивиад окончат. потерял авторитет и был отстранен от политич. и воен. деятельности.

НОТКЕР ЗАИКА

НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912) - монах Санктгалленского аббатства, поэт. Оказал сильное влияние на ср.-век. лирику; в его творчестве достиг расцвета (в муз. и поэтич. отношении) жанр секвенций, имевший романское происхожд. Сохран. «Книга секвенций», содержащая ок. 40 подлинных произв. Н. З., а также гимны и малые стихотворения. В «Деяниях Карла Великого» Н. З. выступает как занимат. рассказчик; «Мартиролог» и сборник образцов документов и писем хар-ризуют его как ученого и стилиста.

НОТНОЕ ПИСЬМО

НОТНОЕ ПИСЬМО - в Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтич. текста. Известны две системы нотации, служащие для обозначения звуков: вокальная нотация, использующая буквы ионийского алфавита, - для записи чисто вокальных мелодий без сопровождения, - и инструментал. нотация, на основе др.-дорийских и ионийских букв, - для записи инструментал. музыки и вокальных партий с аккомпанементом.

НОТЫ

НОТЫ - 1. Условные графич. знаки, служащие для записи муз. звуков. Применялись в Месопотамии, Индии, Китае и Греции, причем нотация могла быть основана на различ. системах письма (букв., идеографич., клинописи). С 9 в. для указания общего направл., в к-ром развивается мелодия, стали использовать т.н. невмы. В нач. 11 в была выработана хоральная нотация, при к-рой невмы наносятся на спец. линии. С 13 в. для фиксации длительности звуков применялась мензуральная нотация.

2. Спец. графич. знаки, отличающ. от общепринятых письм. знаков (тайнопись) и намного превосходящие их в отношении графич. простоты (стенография, скоропись).

НУБИЙСКОЕ ПИСЬМО

НУБИЙСКОЕ ПИСЬМО - алфавитно-букв. письмо, образовав. на основе коптского письма. Им пользов. обращенные в христ. суданские нубийцы в 6 - 7 вв. вплоть до араб. завоеваний, когда Н. п. было вытеснено арабским.

НУБИЯ

НУБИЯ - древ. страна в Африке (др.-егип. Куш или Каш), находивш. между 1-м и 6-м порогами Нила. Население Сев. Н. составляли первонач. исключит. хамитические племена, близкие по антропологич. типу, языку и культуре к древ. египтянам, а с сер. 2-го тыс. до н.э. - и негры, проникавшие из Юж. Н. Первые более или менее достоверные сведения о Н. относятся к 3-му тыс. до н.э., когда егип. фараоны II - IV династий начали систематич. совершать грабит. походы в Н. с целью захвата рабов, а также золота, слоновой кости, эбенового дерева, скота и т.д. В 19 в. до н.э. Сев. Н. (вплоть до 2-го нильского порога) была завоевана егип. фараонами и стала провинцией Египта. В кон. 16 - нач. 15 вв. до н.э. власть Египта распростр. на терр. до 4-го порога р. Нил. Н. управл. егип. наместником. Население ее было обложено данью. В Н. были построены егип. храмы и крепости и располож. егип. гарнизоны. Среди родовой знати Н. нек-рое распростр. получили др.-егип. язык, письменность и религия. В 11 в. до н.э., в связи с ослаблением Египта, Н. вновь стала независимой. К сер. 8 в. до н.э. на терр. большей части Н. образовался союз племен со значит. пережитками родовой организации, в к-ром ведущую политич. роль играли племенные вожди и жречество, возгл. царем. Цари, явл. верхов. военач., избирались жречеством и знатью и утверждались собранием воинов. Столицей Н. в 8 - 4 вв. до н.э. была Напата, в 4 в. до н.э. столица была перенесена в Мероэ. Во 2-ой пол. 8 в. до н.э. Н., воспольз. экономич. и воен. ослаблением Египта, подчинила его. В Египте в 726 до н.э. установилась власть XXV, т.н. эфиопской (или нубийской), династии. В 671 до н.э. представитель этой династии Тахарка был разбит ассир. царем Асархаддоном и бежал в Н. В 24 н.э. Сев. Н. была опустошена рим. полководцем Петронием. В 3 в. здесь поселилось племя нобадов (или нубадов), от к-рых страна и получила свое назв. В 4 в. значит. часть Н. была завоевана Эзаной, царем госуд. Аксум, а в 7 в. - арабами, обложивш. население Н. данью. С 6 в. в Н. начало распростр. христ.

НУМАНЦИЙСКАЯ ВОЙНА

НУМАНЦИЙСКАЯ ВОЙНА (143 - 133 до н.э.) - один из этапов начавш. в 197 до н.э. освободит. борьбы местных племен Испании против господства Рима. Начиная со 143 центром восстаний на С. Испании стал г. Нуманция. Пытавш. взять его штурмом в 143 - 140 римляне терпели неудачи. После гибели Вириата (139) Нуманция вновь стала центром антирим. борьбы. В 137 рим. армия (ок. 20 тыс. чел.), осаждавшая город во главе с консулом Гаем Гостилием Манцином, была окружена кельтиберами и капитулировала. Посланному для переговоров с нумантинцами квестору Т. Гракху удалось договориться о свободном отсуплении рим. войска на условиях сдачи всего лагерного имущества. Рим. сенат признал этот договор позорным, не утвердил его и приказал, согл. обычаю, выдать потерпевш. поражение консула врагам. Однако нумантинцы, настаивавшие на мире, не приняли консула Манцина. Римляне возобновили воен. действия, но успеха не имели. Осенью 134 рим. армия (60 000) во главе с консулом, победителем Карфагена, П. Корнелием Сципионом Эмилианом осадила Нуманцию, к-рую защищало 4 тыс. чел. Героич. сопротивл. продолжалось ок. года. Летом 133 город пал, был разграблен и разрушен победителями.

НУМАНЦИЯ

НУМАНЦИЯ - др.-иберийское укрепл. поселение (на р. Дуэро в Испании), выросшее на месте более древ. обиталища кельт. племени ареваков. Н. была центром героич. сопротивл. местных племен римлянам во время Нуманцийской войны (143 - 133 до н.э.).

НУМА ПОМПИЛИЙ

НУМА ПОМПИЛИЙ - второй царь Др. Рима (по традиции, 715 - 673/672 до н.э.), сабинянин из Кур. Ему приписыв. учреждение различ. культов, создание жреч. коллегий, а также коллегий ремесленников.

НУМЕН

НУМЕН - безличная божеств. сила, власть, могущая вмешиваться в человеч. дела. Это понятие, засвидет. со 2 в. как «бог», хар-рно для рим. миф., в к-рой черты антропоморфизма выражены слабее, чем в греч.

НУМЕНИЙ

НУМЕНИЙ (2-я пол. 2 в. н.э.) - антич. философ, тяготевший к Платону, неопифагореец. Н. видел в Платоне ученика Пифагора и преемника вост. мудрости. Мировоззрение Н. дуалистично: с одной стороны, три иерархич. ступени божественного (высшее божество - единый нус, демиург как создатель мира, космос как слепок демиурга), с др. - материя. Оба эти начала в эмпирич. действительности постоянно противоборствуют. В соотв. с этим, человек имеет две души: разумную и неразумную. Отличать божествен. от материального учит философия. Н. был предшест-венником неоплатонизма.

НУМЕРИАН

НУМЕРИАН - Марк Аврелий Нумерий - рим. император с лета 283 по осень 284, младший сын Кара, назнач. им цезарем и принимавший по его приказу участие в войне с персами. После смерти Кара стал августом на Востоке; его старший брат Карин правил в это время зап. частью Империи. Вернувш. после войны с персами, был убит в М. Азии.

НУМИДИЯ

НУМИДИЯ - в древности обл. в Сев. Африке, занимавшая вост. часть совр. Алжира. Постепенный переход кочевых нумидийских племен массилов и мазезилов (масайсилиев) к земледелию и оседлому скотоводству в кон. 1-го тыс. до н.э. сопровождался возникновением и развитием городов (крупнейшие: Цирта - гл. город, Тугга, Тевесте, Сикка и др.) и полисной организации в них. В 3 в. до н.э. Н. была подчинена Карфагеном. В это время в нек-рых городах Н. возникла система самоуправл. по карфагенскому образцу - верх. исполнит. власть находилась в руках двух выборных магистров - суффетов.

Нумидийцы неоднократно восставали против карфаген. господства. Они занимали враждебную Карфагену позицию во время 1-й Пунической войны (264 - 241 до н.э.) между Римом и Карфагеном; участвовали в антикарфаген. восстании наемников 241 - 237 до н.э. В период 2-й Пунической войны (218 - 201 до н.э.) царь Вост. Н. Масинисса оказывал римлянам помощь, за что те помогли ему стать в 201 единолич. правителем всей Н. При Масиниссе (201 - 149 до н.э.) нумидийское царство сильно укрепилось: расширились его терр., выросли города, развилась торговля, усилились торг. связи со всем Средиземноморьем. В 111 - 105 до н.э. нумидийский царь Югурта вел войну с Римом, но потерпел пораж., попал в плен и был казнен. Зависимость Н. от Рима возросла. В 46 до н.э. при Юлии Цезаре терр. Н. была превращена в рим. провинцию - Новая Африка. В 1 - 3 вв. н.э. в Н. продолжается рост городов, широкое распростр. получает крупное земледелие, эксплуатация рабов и колонов. Нумидийцы неоднократно восставали против Рима, в 17 - 24 развернулось крупное восстание под руковод. Такфарината. Восстания рабов и колонов происходили в сер. 4 и в нач. 5 вв. В 429/430 Н. была завоевана вандалами, в 533 византийцами. В 7 в. Н. подчинили себе арабы.

НУМИДИЯ (ПРАВИТЕЛИ)

НУМИДИЯ (ПРАВИТЕЛИ) - Династия Масиниссы в Нумидии (ок. 215 до н.э. - ок. 40 н.э.)

Масинисса ок. 215 - 149

Миципса, Гулусса, Мастанабал 149 - ок. 145

Миципса (один) ок. 145 - 118

Адгербал, Гиемпсал, Югурта 118 - 116

Югурта (один) 112 - 105

Гауда 105 - ?

Гиемпсал II ок. 88 - ок. 50

Юба I ок. 50 - 46

Юба II (после 25 до н.э. правитель Мавритании) ок. 30 до н.э. - ок. 22 н.э.

Птолемей ок. 22 - ок. 40

НУМИТОР

НУМИТОР - в рим. миф. царь Альбы Лонги, отец Реи Сильвии. Был свергнут с престола своим братом Амулием, позднее внуки Н. Ромул и Рем вернули деду власть.

НУММИЙ

НУММИЙ - нуммиум, нуммион - мелкая медная денежная ед. в Византии, со времен Анастасия (491 - 518) равнявш. 1/40 фоллиса. Чеканились медные монеты преимуществ. в 40, 20, 10 и 5 Н. с соотв. обозначениями на реверсе: М, К, I, Е, а также с др. буквами или цифрами, к-рые означали кол-во Н. в монете. Зачастую назв. Н. применялось к деньгам вообще.

НУММУЛЯРИИ

НУММУЛЯРИИ - пробировщики на монетном дворе, а также менялы в Др. Риме, к-рые обменивали местные монеты на иностр. Обслуживали преимуществ. купцов, торговавших с зарубеж. странами.

НУН

НУН - в егип. миф. олицетворение первоздан. водного хаоса, изначальное космич. божество. В образе Н. слиты представл. о воде как о реке, море, дожде и т.д. Н. и его жена Наунет (олицетвор. неба, по к-рому солнце плавает ночью) - первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады, от Н. произошел Атум, глава гелиопольской эннеады. Эпитет Н. - «отец богов», его считали отцом Хапи, Хнума, иногда - Хепри и Атума. В Мемфисе Н. отожд. с Птахом, в Фивах - с Амоном. В мифе об истреблении людей Н. (или Атум) возгл. совет богов, на к-ром богине-львице Хатор-Сехмет поручено наказать людей, замысливших зло против Ра.

НУС

НУС - мысль, разум; в учении др.-греч. философа Анаксагора сила, к-рая дает первый толчок материи, приводит ее в движение. Определяется Анаксагором как самая легкая и тонкая из всех материальных частиц.

НУСКУ

НУСКУ - в шумер. миф. божество, заимствов. аккадцами под тем же именем. Сын и советник Энлиля. В аккад. текстах - в первую очередь божество света и огня. В заклинател. текстах средневавилонского времени Н. сжигает ведьм и колдунов. В новоассир. период культ Н. распростр. в Харране, где его считали сыном лунного бога Сина (шумер. Нанна), особенно там почитавш. В молитвах к Н. новоассир. времени его называют «богом великим», т.е. возводят в более высокий ранг. Не исключено, что изображ. светильника на погранич. межевых камнях ср.-ассир. времени - символ Н., хотя, возможно, это сим-вол бога огня Гибила-Гирры (по нек-рым аккадским текстам - сына Н.).

НУТ

НУТ - в егип. миф. богиня неба. Входит в гелиопольскую эннеаду, дочь Шу и Тефнут, жена (одноврем. сестра) Геба. Дети Н. - звезды, движением к-рых она управляет, и солнце Ра. Н. ежедневно проглатывает их, затем рождает снова (так происходит смена дня и ночи). Согл. мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Н. и Шу разъед. супругов, оставив Геба внизу, а Н. подняв наверх. В Гелио-поле детьми Н. явл. также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Эпитеты Н. - «огромная мать звезд», «рож-дающая богов». Будучи матерью Исиды и Осириса, Н. связана с культом мертвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображ. Н., как бы смотрящее на мумию, нередко помещалось на внутр. стороне крышки саркофага. Н. часто отожд. с др. богинями-матерями: Мут, Таурт, небесными коровами Хатор, Ихет и др.

НУХ

НУХ - в мусульм. религии пророк. Соотв. библ. Ною.

НЬЕРД

НЬЕРД - в сканд. миф. бог из числа ванов, отец Фрейра и Фрейи. После войны асов и ванов он стал заложником у асов (в «Младшей Эдде») и женился на Скади, с к-рой живет по девять суток в своем жилище Ноатун и столько же в Трюмхейме, в горах, так как Скади - дочь великана Тьяцци любит не море и лебедей, а горы и волков.

НЮЙ-ВА

НЮЙ-ВА - в др.-кит. миф. архаич. жен. божест-во. Н.-в. имеет облик полуженщины-полузмея (в нек-рых описаниях у нее еще голова быка). Очевидно, первонач. она почиталась как прародительница племен ся (в ср. теч. Хуанхэ); в основе ее культа, вероятно, лежит культ змеи, связанный с культом матери-прародительницы.

Предыдущая страница Следующая страница