Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КУЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КОМ"-"КУЛ")

Коммуникация межгрупповая

Коммуникация межгрупповая - взаимодействие людей, полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам или категориям населения и независимое от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.

Коммуникация межнациональная

Коммуникация межнациональная - а) передача информации, сообщений, сведений между представителями разных национальных общностей, имеющая как двусторонний, так и односторонний характер;

б) процесс передачи информации посредством речи, языка или печатных, звуковых, знаковых и иных систем; в) социально-психологические явления и процессы, возникающие в ходе непосредственного взаимодействия и общения людей различных национальностей.

Различают три составные части К.м. Первая - обмен информацией между представителями различных этнических общностей. Он зависит от активности субъектов общения, их национальных установок, от нравственного климата, образа жизни народов. Например, установившийся уровень доверия предполагает один уровень общения, недоверия - другой. Вторая, часть К.м. - восприятие и понимание людьми различных национальностей друг друга, которые во многом зависят от закономерности общения и социально-психологических особенностей взаимодействия индивидов различных национально-этнических групп, а также от специфики проявления этнических стереотипов.

Коммуникация национальная

Коммуникация национальная - система внутриэтнических, внутринациональных связей и контактов. К.н. формировалась по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка, психологии и традиций этнической общности. Объективной основой К.н. является потребность в общении и связях в ходе экономического, политического развития нации, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда.

Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.

Компенсация (этнопсихологическая)

Компенсация (этнопсихологическая) (от лат. compensare - возмещать, уравновешивать)

1) механизм замещения реально существующей или воображаемой интеллектуальной неполноценности личности;

2) процесс возмещения недостаточно развитых ее качеств;

3) эффект преодоления психических затруднений посредством мобилизации волевых усилий, развитием недостающих качеств и достижением более высокого личностного, национального статуса.

В результате К.э. неудачи в одной области как бы сглаживаются успехами в другой. Так, среди англичан распространены анекдоты, которые подчеркивают некультурность, невоспитанность и невежливость американцев. Тем самым национальное сознание англичан как бы компенсирует их проигрыш США в экономических, политических, культурных и иных сферах жизнедеятельности, особенно проявляющийся в настоящее время.

Компромисс межэтнический

Компромисс межэтнический (от лат. compromissum - соглашение) - способ достижения согласия, завершения конфликта между этническими группами, этносами, их представителями.

К.м. предполагает достижение соглашения, взаимопонимания, частичного завершения межэтнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения межэтнического конфликта способом К. м. используется в условиях, когда субъекты имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов, потребностей одной из конфликтующих сторон.

К.м. представляет собой соглашение, имеющее определенные временные параметры, по истечении которых одна из сторон или обе в равной мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного К.м. с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность. В случае возникновения вооруженного конфликта между субъектами достижение К. м. направлено на прекращение военных действий между участниками конфликта, что создает возможности для привлечения и использования мирных средств.

Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение К.м., определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении компромиссного соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в межэтническом конфликте. При заключении К.м. необходимо знание субъектом своих интересов, а также знание интересов и возможностей другого субъекта. Уступки в К. м. могут иметь политический, экономический, территориальный, социальный характер. Одним из условий достижения К.м, является учет времени действия соглашения.

Конвенциональность

Конвенциональность (от лат. conventio - соглашение) - термин, употребляемый в культурологии и социологии и обозначающий неотъемлемое качество культурного объекта, приобретаемое им в результате признания за ним (вследствие установления согласия между участниками социокультурного взаимодействия) определенного набора устойчивых характеристик, выделенных в качестве значимых.

Конкордация этническая (национальная)

Конкордация этническая (национальная) - процесс формирования установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятельность, согласуясь с деятельностью и нормами поведения других членов этнической общности.

Она предполагает наличие у этнических общностей таких социальных и национальных традиций, которые не ограничивают самобытность личности, а вырабатывают умения согласовывать ее жизненные цели и действия с целями и действиями других.

Консолидация этническая

Консолидация этническая (от лат. consolido - укреплять, уплотнять) - вид объединительных этнических процессов, слияние близких по языку и культуре этносов или частей этносов в более крупную этническую общность (напр. восточно-славянских племен в древнерусский этнос, тюркских племен Алтая Б алтайский этнос и т. п.) или включение в уже сформировавшийся этнос близкой ему этнической группы (напр. нагайбаков и мишарей - в состав татар). В этом случае она близка к явлению ассимиляции (см.).

К К. э. относится также внутреннее сплочение к усиление однородности этноса за счет упрочения общего самосознания и сглаживания культурных и языковых различий между его этнографическими группами, особенно характерных для процесса формирования нации (напр. стирание различий между этнографическими группами русских). Ускоряющее влияние на К.э. оказывает политическое объединение этносов в границах одного государства или территориальной автономии.

Контакты культурные

Контакты культурные - взаимодействие культур различных наций и народностей, в результате которого происходит обмен научными, художественными и другими ценностями.

Уникальность опыта культурного развития каждого народа создает благоприятные предпосылки взаимообмена и взаимообогащения национальными идеалами, ценностями и достижениями. Масштабы, направление и характер К. к. зависят от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых значение имеют: а) экономические и социальные, в которых взаимодействуют культуры; б) социально-психологические особенности, влияющие на характер восприятия и усвоения норм и ценностей иной культуры.

К.к. могут сопровождаться заключением значительного числа межэтнических браков и, следовательно, переходить во все области жизни, включая внутрисемейную, либо обходиться без них и быть ограниченными лишь отдельными, относительно узкими областями общения.

Наиболее явное и очевидное последствие практически любого К.к. - появление односторонних, а чаще обоюдных заимствований. Причем может заимствоваться как производство новых предметов, так и исключительно их потребление. Это относится не только к материальной культуре, но и духовной, в частности к ритуальному обслуживанию. К.к. сопровождаются не только заимствованием, но и трансформацией культуры. К.к. не бывают исключительно на одном уровне. И если уровень развития культуры какого-то народа ниже, то в результате возникает кризис традиционной культуры, комплекс культур, неполноценности, образование маргинальных групп и т. д.

К.к. в целом играют огромную прогрессивную роль в истории, способствуя широкой диффузии культур, инновации, поднятию социально-экономического развития общества. Общество, лишенное возможностей К.к., обычно находится в состоянии стагнации, т. е. упадка. В то же время К.к., в особенности в колониальную эпоху, привели к разрушению и регрессу большого числа этносов (особенно в Австралии, Океании, Америке).

Контакты межэтнические

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контакты этнические

Контакты этнические - более широкое понятие, чем контакты межэтнические, охватывающее все виды взаимодействия этносов.

К.э. делятся на пограничные, происходящие в зоне соседского проживания этносов (см.: Территория этническая) и проникающие, связанные с миграциями этноса или его части на территории другого этноса или с взаимопроникновением этносов в процессе колонизации.

К.э. приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям языка другого народа, элементов культуры (см.: Аккультурация) и другим видам этнических процессов.

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ, contents - содержание) - в психологии метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписях,, радиопередачах, интервью и т. д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.

К.-а., как метод исследования, должен отвечать таким требованиям, как объективность, надежность, представительность информации (полученных результатов). Он предполагает использование методов многомерного статистического анализа, в том числе и факторный анализ.

К.-а. широко используется в современной науке. Его суть состоит в статистической обработке смысловых единиц текста. Применительно к изучению национальной психологии это заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: черты характера, темперамента народа, др. национально-психологических особенностей. При этом объектом анализа может быть информация, почерпнутая из сообщений газет, радио, телевидения, из художественной литературы, научных статей, материалов социологических и иных исследований.

В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ при условии ввода соответствующего текста в ЭВМ. В условиях широкой компьютеризации, создания соответствующего банка данных (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т. д.) такой метод анализа становится все более доступным и перспективным. Так, с помощью контент-анализа многие ученые-психологи различных стран исследуют особенности психологии и черты характера различных народов.

Конфедерация

Конфедерация (от лат. confederatio - соединение, крупное объединение)

1) союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, но объединенных одним или несколькими общими органами, в которых участвуют представители объединившихся государств;

2) союз, сообщество, объединение каких-либо организаций.

К. характеризуется практически полной юридической и политической самостоятельностью государств, в нее входящих, с отсутствием централизованной власти, общего законодательства, гражданства, судебной системы. Объединение, как правило, происходит для координации действий в определенных целях, преимущественно внешнеполитических и военных. Исторически наиболее известные конфедерации: Швейцарский союз (XIII-XVIII вв.), Германский союз (XIX в.), Конфедеративные штаты Америки (60-е гг. XIX в.), отделившиеся от Союза и развязавшие гражданскую войну в США.

Отличие федерации от конфедерации заключается прежде всего в правовых формах закрепления этих государственных образований. В федерации - это конституция, в конфедерации - договор. Отсюда и наиболее кардинальное отличие их друг от друга. Федерация есть союзное государство. При определенных обстоятельствах конфедерация может служить формой выхода из федерации (в случае усиления напряженности в отношениях между входящими в нее народами, ведущего к распаду и сопутствующим этому последствиям) и, наоборот, выступать ступенью для перехода к более тесному объединительному союзу, т. е. к федерации.

Конформность этническая

Конформность этническая (от позднелат. conformis - подобный) - подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысливания.

На бессознательном, эмоциональном уровне К.э. проявляется в виде таких процессов как особая внушаемость, способность и потребность в подражании носителям национальных традиций, этнической культуры. У детей конформные реакции развиты в большей степени, чем у взрослых, у женщин - больше, чем у мужчин. К.э. может усиливаться в стрессовых, пограничных ситуациях.

К.э. - одна из форм самовоспроизводства этнических норм поведения народа, нации, которые как бы на бессознательном уровне "оседают" в психике конкретных индивидов, начиная с самого детства.

Коренная национальность

Коренная национальность - термин, употребляемый для обозначения нации, народности, исторически сложившейся на определенной территории и давшей название своему национально-государственному образованию.

Впервые понятия "коренное население" и "некоренное население" стали употребляться в партийных документах и научных работах во второй половине 20-х годов, то есть при И. В. Сталине. Широко они употребляются и сегодня. В современных условиях нужен новый подход к этим понятиям. Во-первых, к коренной национальности относят лишь национальность, давшую название республике, тогда как другие, в том числе веками живущие на ее территории, таковыми не считаются. Во-вторых, подобная терминология лишь усиливает элемент противопоставления различных национальностей, недопустимый в нашей среде. В-третьих, эта терминология молчаливо предполагает привилегированный статус нации, давший название республике. Из признания последнего исходит часть региональных кадров, полагая, что не следует активно выдвигать на руководящие посты представителей др. национальностей. К сожалению, органы власти в центре и на местах еще далеко не всегда занимают по этому вопросу ясную и принципиальную позицию.

Коряки

Коряки - представители одного из тунгусских народов, проживающие на территории Чукотского полуострова и побережье Охотского моря.

Они отличаются патриархально-родовым укладом жизни, добросовестным отношением к труду, настойчивостью и аккуратностью в выполнении своих обязанностей, организованностью и сплоченностью в трудовых коллективах, доброжелательностью в отношениях с представителями других национальностей.

Кровная месть

Кровная месть - родовая месть, обычаи мщения за убийство, увечье, обиду, иногда также материальный ущерб, универсально распространенные в ранних обществах.

К.м. выступала и как коллективная самозащита и как наказание за вину. К. м. считалась не просто правом и обязанностью, но священным долгом. Уже в раннем первобытном обществе от мужчины, отказавшегося-от К.м., уходила жена, а на более поздних стадиях развития такой человек отвергался семьей и родней Первоначально К. м. была неограниченной (весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика). С разложением родового строя круг мстителей и ответчиков суживался до самой ближайшей родни. Мстители принимали во внимание степень физического, нравственного или материального ущерба, пол, возраст, общественный статус потерпевшего и объекта мести. В частности, рядового виновника род мог выдать потерпевшим, а представители верхушечных слоев, как правило, оставались безнаказанными. На женщин К. м. обычно не распространялась.

Одновременно развивалась система композиции (от лат. compositio - возмещение) - примирения враждующих сторон путем материального возмещения потерпевшим, при определении которого также учитывались степень ущерба и в особенности статуса сторон. Существовали и другие способы примирения, например, передача потерпевшим мальчика ("взамен убитого", а позднее только на воспитание) или девушки-невесты без брачного выкупа. Очень развита была обрядовая сторона примирения: совершались различные ритуалы, символизировавшие покорность виновной и торжество потерпевшей стороны. Коллективная ответственность и композиции сохранялись и с замещением родственных уз территориальными, соседскими связями. Например, в древнерусской общине в случае ненахождения убийцы членами другой общины последняя выплачивала потерпевшим возмещение. В подобном виде К.м. и композиции сохранились (в некоторых обществах Кавказа, Средней Азии), а местами дожили до новейшего времени. К.м. или композиции предусмотрены всеми системами обычного и некоторыми системами традиционного права,в том числе шариатом. В бывшем СССР они были законодательно запрещены в 1920-х гг.

Кросскультурное этнопсихологическое исследование

Кросскультурное этнопсихологическое исследование - изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое парал-.лельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к различным нациям, этническим общностям.

Впервые К.э. и. проведено в 1901 - 1905 годах американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой множество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общей для всех этих работ была только исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучения познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп.

При проведении К.э. и., несмотря на их кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности. Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов, поскольку каждая из методик создается в определенной стране и предназначена для исследования специфических для данного этноса социокультурных и психологических явлений. Поэтому все методики должны быть адаптированы к национально-психологическим особенностям конкретного народа.

Во-вторых, необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности "своей" культуры и "чужой" или же он имеет право изучать только те этнические группы, к которым сам не принадлежит.

К.э. и. не предполагает необходимости создания каких-либо универсальных методов исследования взамензаимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Однако несмотря на определенные ограничения, К. э. и. дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной этнокультуры, одной нации, одной этнической общности.

Культура

Культура (от лат. cultura - образование, воспитание, возделывание) - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей.

К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Она охватывает все стороны жизни человека - биологической (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственной (создание средств материального жизнеобеспечения - орудия труда, пища, одежда, жилище), духовной (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальной (коммуникация, социальные отношения).

Соответственно внутри К. выделяются составляющие ее подсистемы: материальная и духовная К., производственная, жизнеобеспечивающая, соционорматив-ная, коммуникативная, художественная и т. п. К- каждой человеческой общности (этнической, социальной, конфессиональной и др.) отличается своими специфическими признаками. Их взаимодействие и взаимовлияние - как синхронное, так и диахронное, т. е. между К., существующими в различных регионах и в разные исторические периоды, - создает сложную систему К. человечества в целом.

Культурная ориентация каждого индивида определяется сознательно и подсознательно его принадлежностью к той или иной культурной общности. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т. е. передачи культурного опыта следующим поколениям. Наряду с этим для развития К. важны культурные инновации - культурные явления, вновь возникающие вследствие внутреннего развития или внешнего влияния.

Культура межнационального общения

Культура межнационального общения - совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Культурная антропология

Культурная антропология (от греч. cultura - развитие + anthropos - человек + logos - учение) - отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей.

Из числа современных дисциплин социогуманитарного цикла К.а. тесно связана с историей, культурологией, этнопсихологией. Однако последняя изучает индивида как члена этнической группы, в то время как К.а. рассматривает человека как часть целого - культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному обществу.

Культурно-исторических типов теория

Культурно-исторических типов теория - социологическая концепция, которая подчеркивает существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно исторического развития человечества.

Наиболее известными теоретиками этой концепции являются Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Заслуга К.-и. т.т. - в критике европоцентризма в философии и социологии и в фиксировании многообразия путей социального развития культур.

Культурно-национальная автономия

Культурно-национальная автономия - концепция развития этноса (нации) как самостоятельной единицы общества (государства), а также деятельность, ориентированная на самостоятельное развитие национальной культуры в многонациональном обществе.

Одним из основоположников представлений о К.-н.а, был австрийский политик О.Бауэр, пытавшийся соединить марксизм с кантианством. Применяя идеи Канта к теории национального вопроса, он утверждал, что "национальная апперцепция" (национальное восприятие) обуславливает извечное стремление людей объединяться в нации, трактовавшиеся им как совокупности людей, связанных общностью национального характера, порожденного совместным развитием. На этой основе он выдвинул теорию культурно-национальной автономии, которая обосновывает необходимость создания учреждений, характеризующих свободу национального развития, прежде всего, образования. Представитель определенной (любой) нации, независимо от места проживания (отсюда название "экстерриториальная автономия") входит в единый государственно-признанный союз, который ведает национально-культурными делами, главное из которых - школьное дело. Образование по национальному признаку "изымается из ведения" государств.

Исторический опыт России и иных государств свидетельствует, что культурно-национальная автономия существовала и должна существовать. В государственно-устроительном смысле автономия была, есть и будет субъектом либо федерации, либо конфедерации, который не обладает правами ведения внешней политики, внешней торговли, заключения мира и объявления войны и т. д. Финляндия в составе царской России, правда, имела свою монету и армию, но скорее номинально. Автономия для современной России в плане государственного строительства - вполне нормальный уровень общения межгосударственного характера для различных субъектов нашей страны. При этом языковые процессы, вся духовная жизнь могут развиваться и протекать под флагом национальных традиций, норм и обычаев, свойственных конкретным народам. Если на территории автономии проживают несколько крупных этносов, то, соответственно, их духовная жизнь, реализация "культурно-автономного" аспекта должна разворачиваться с учетом этого факта.

Культурный плюрализм

Культурный плюрализм (от лат. plyralis - множественный) - наличие и признание свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности.

Национальная культура, язык, традиции, ценности являются одним из этнообразующих факторов, выделяющих конкретную этническую группу, общность от других. Концепция К.п., принятая в западной науке, предполагает наличие в национальном самосознании и закрепление в законодательных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и субкультур, в том числе и культуры этнического меньшинства, признание данного права за всеми народами и народностями.

К.п. рассматривается как предпочтительный структурный принцип мультикультурного общества. С понятием "мультикультурное общество" связаны надежды на создание толерантного общества. Общество, основанное на К.п., представляет собой совокупность социальных групп с различной культурой. Однако культура теряет при этом целостнозначимую структуру, что является основой интеграции общества, основой этнической идентичности. Мультикультурное общество объединяется не только с помощью рынка, но и с помощью культурной политики государства.

В целом развитие культуры осуществляется по модели функционирования наднациональной, однородной индустриальной культуры, но параллельно укрепляются и развиваются культуры различных групп. Национальная культура развивается на основе своего языка, традиций, истории, этнических мифов. Мультиэтниче-ское общество всегда испытывает беспокойство по вопросам согласования этнических культур. Концепция К.п. обосновывает один из путей, способов решения сложной проблемы взаимодействия различных этнических культур.

Культурный шок

Культурный шок - понятие, принятое в западной культурологии и этнопсихологии для обозначения: а) конфликта старых и новых культур, норм и ориентации, присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл; б) трудностей, появляющихся у человека при вхождении его в новую для него культуру при общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.

Понятие К.ш. ввел в научный обиход американский антрополог Ф.Боас (см.). По мнению американского ученого К.Оберга, при вхождении в инокультурную среду происходит дезориентация индивида, проявляющаяся в следующих характерных состояниях:

1) напряжении из-за усилий, требующихся в процессе психологической адаптации, называемого культурной утомляемостью, и вызывающего раздражительность, бессонницу, психосоматические расстройства;

2) чувстве тревожности в связи с потерей друзей, профессионального и социального статуса из-за оторванности от привычного окружения;

3) чувстве отверженности из-за враждебности окружающих представителей другой этнической общности;

4) противоречиях в индивидуальном сознании и психологии, связанных с изменениями в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности (см.: Этническая идентичность);

5) психологическом дискомфорте, возмущении или отвращении при осознании различий между своими и чужими национальными ценностями;

6) чувстве бессилия от невозможности эффективно взаимодействовать с представителями других этносов.

Явление К.ш. дополняется понятием "V-образной кривой" в адаптации к новой культуре, в ходе которой индивид, как правило, проходит через три этапа. Первый из них характеризуется энтузиазмом и приподнятым настроением; второй - фрустрацией, депрессией и чувством замешательства, которые на третьем, завершающем этапе медленно переходит в чувство уверенности и удовлетворенности.

Наиболее важными факторами, которые воздействуют на степень выраженности К.ш. и продолжительность культурной адаптации, являются: степень сходства или различия как между культурами, так и ценностями национального характера; социально-демографические различия (напр. молодые люди с высшим образованием и хорошим интеллектом, как правило, адаптируются быстрее); индивидуальный опыт пребывания в новой социальной и этнической среде (обычно успешнее адаптируются те люди, у которых хорошо развиты интеллектуальные качества, культура общения, волевые характеристики).

Психологи выделяют четыре стадии К.ш., три из которых практически совпадают с тремя периодами адаптации, но с добавлением феноменов межгрупповых отношений. Так, стадия фрустрации сопровождается ярко выраженным предпочтением своей группы, идентификацией себя с ней. Четвертая стадия носит название успешной адаптации и характеризуется полным усвоением и принятием норм и ценностей чужой этнической общности.

Предыдущая страница Следующая страница