Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Латыши

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лацарус (Lazarus) M.

Лацарус (Lazarus) M. (1824-1903) - швейцарский философ, ученик и последователь основоположника немецкой эмпирической психологии И. Гербарта,. автор таких трудов, как "О происхождении нравов" (1867), "Об идеях в истории" (1872), "К учению об изменении смысла" (1872), "Что значит национальный" (1880) и др.

Л. выступал за более широкое применение в психологии экспериментальных и математических методов-с целью исследования закономерностей, действующих в обществе. В своей работе "Жизнь души" (1856-1857) он проанализировал с психологических позиций такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению и некоторые другие.

Большую известность в научных кругах Л. получил как один из основателей теории "психология народов" (см.). В 1859 г. вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал "Психология народов и языкознание". В программной статье "Вводные рассуждения о психологии народов", написанной им совместно с X. Штейнталем,

была изложена мысль о том, что народ, или "дух целого", выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве, является главной силой истории. Поэтому основной задачей психологии народов как науки является изучение этого духа народа и выявление законов, по которым протекает духовная деятельность представителей этнических общностей.

Индивида Л. рассматривал в качестве элемента некоторой духовной психологической субстанции, объединяющей людей в обществе. Согласно Л., связь индивида с "духом целого" определяется исторически. Для изучения психологии народов Л. считал необходимым привлечение данных и методов исследования этнографии, языкознания и других наук.

Лебон (Le Bon) Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Леви-Брюль (Levi-Brul) Л.

Леви-Брюль (Levi-Brul) Л. (1857-1939) - французский философ, психолог, социолог, этнограф. Л.-Б. полагал, что людям различных этнических общностей свойственен специфический тип мышления. Он утверждал, что над мышлением отдельных людей довлеют коллективистские представления, отражающиеся в обычаях, обрядах, языке, культуре, социальных институтах и т. д. Тот факт, что логика первобытных людей отличается от мышления современного человека свидетельствует о длительности эволюции психики.

Согласно Л.-Б., логика первобытного человека "мистическая", она не подчиняется четырем законам формальной логики, зато подвластна закону "партиципации", в соответствии с которым все предметы и явления обладают свойством "единосущности", т. е. могут одновременно быть самими собой и чем-то иным и существовать в разных временных и пространственных измерениях. По мнению Л.-Б., в основе мышления первобытного человека лежит практический опыт и способность к развитию, зависящая от роста знаний. В то же время он считал, что дологическое мышление проявляется в таких сферах общественной жизни, как религия, мораль, нравственность, национальное самосознание и национальные отношения.

Концепция Л.-Б. оказала влияние на глубинно-психологическое направление в психоаналитической школе Запада, которое выводило архетипы "коллективного бессознательного" из "первобытного мышления".

В рамках этнической психологии работы Л.-Б. помогают осознать факторы и механизмы зарождения национальной специфики мышления и ее влияния на поведение, действия и поступки людей.

Леви-Стросс (Levi-Strauss) К.

Леви-Стросс (Levi-Strauss) К. (1908-1987) - французский этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма, испытавший влияние Ж.-Ж. Руссо, марксизма, психоанализа, социологии Дюркгейма и американской культурной антропологии, автор работ "Структурная антропология" (1983), "Структура мифов" (1970) и др.

Главное направление творчества Л.-С. - анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания и изучавшихся на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. Особую роль Л.-С. отводил историческому фактору в изучении явлений культуры. Он исследовал бесписьменные культуры, сделал попытку установить объективные корни разнообразия культур, изучал межкультурсвязи; создал теорию первобытного мышления, подвергнув критике концепцию Леви-Брюля (см.) о "дологическом мышлении".

По мнению Л.-С., культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в психологии и традициях представителей различных национальных общностей. Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, считал он, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями. Анализируя правила брака, происхождение и сущность родственных связей людей, принципы построения первобытных обществ, социальных и национальных мифов, языка в целом, Л.-С. видел за разнообразием социальных форм поведения общие механизмы и факторы, его инициирующие.

Соотношение между сосуществующими современными обществами - индустриально развитыми и "примитивными" - он назвал соотношением "горячих" и "холодных" обществ: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые - ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и схожих условий существования. Однако, по его мнению, человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума. Л.-С. выдвинул концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых различий.

Взгляды Л.-С. во многом этнопсихологичны по своему содержанию, но они направлены своим острием не на выявление различий между представителями этнических общностей, а нахождении того, что может их объединить.

Литовцы

Литовцы - представители самой большой по численности нации среди народов Прибалтики. Вне своей республики литовцы расселены во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Только за период 1886-1940 гг. из Литвы уехало около 25 процентов всего ее населения. Эмиграция литовцев была вызвана тяжелыми экономическими и политическими условиями жизни литовского народа в царской России и буржуазной Литве.

Издавна основным занятием литовцев было земледелие и животноводство. С древних времен приоритет в литовском обществе традиционно принадлежал отцу, который, будучи хозяином дома и главой семьи, распоряжался судьбами ее членов, бюджетом и хозяйством. В последнее время произошли глубокие изменения как в целом в жизни представителей этой нации, так и в бытовой обрядности. Возрос, благодаря образованию, авторитет молодого поколения в современной семье. Старшие являются сегодня лишь советчиками по праву большего жизненного опыта.

Литовцы гостеприимны. Принимая гостей, они стремятся всячески угодить им. Литовцы заметно отличаются высокой технической подготовленностью, как правило, хорошо разбираются в технике и любят повозиться с ней. Русским языком владеют достаточно свободно, а потому не испытывают особых затруднений в установлении контактов на этом языке. Они весьма впечатлительны, эмоционально чутко реагируют на поведение товарищей по совместной деятельности. Традиционными качествами литовцев считаются трудолюбие и осмотрительность, поэтому и в многонациональных коллективах, хотя они не прочь быть лидерами, берут на себя такую роль только тогда, когда уверены в полном доверии окружающих. Последнее они заслуживают своей надежностью, добросовестностью.

Социологи и психологи отмечают и такую черту, присущую литовцам, как оптимистичность характера. Их трудно чем-либо расстроить или вывести из себя, они настойчивы в любом деле, упорны в преодолении трудностей. Никакие трудности и невзгоды их, как правило, не тяготят. От них не часто услышишь жалобы на неудобства быта, сетования по поводу больших перегрузок, связанных с физическим напряжением. А их высокая общеобразовательная подготовка позволяет быстро осваивать многие специальности и успешно выполнять поставленные задачи.

Демографическая ситуация в Литве с каждым годом улучшается, следствие ее проявление положительной тенденции - рост рождаемости среди коренного населения. В республике в последние годы проводится большая воспитательная работа в духе национальных традиций, проявляется забота о восстановлении богатого культурного наследия литовцев, о формировании у молодых людей исторического самосознания, развитых национальных чувств.

Личность

1) социальная сторона, социальное качество в человеке;

2) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности.

Соотношение национальной психики и психики конкретной личности соответствует диалектике тождества и различия общего и единичного. Общее (национальное) и единичное (индивидуальное) в психологическом облике отдельной личности находятся в единстве, однако соотношение их у различных индивидов неодинаково. Чем шире круг общения личности, чем разнообразнее ее связи и отношения с различными сторонами жизни, тем богаче ее собственный мир, тем больше в личности социальных качеств и черт, присущих данной нации.

У каждой нации есть немало представителей, которые наиболее полно воплощают в себе ее особенности. Например, англичанам в целом присущи хладнокровие и выдержка, но и среди них есть пылкие натуры. Нельзя поэтому, изучив психологические особенности отдельного индивида - представителя какой-либо нации, распространять их затем на всю нацию. Носителями и хранителями национальной психики является народ в целом, а не отдельные личности или различные социальные и этнические группы.

Логика этнопсихологического исследования

Логика этнопсихологического исследования - совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах исследования в этнопсихологии.

Хотя Л.э.и. еще не оформилась окончательно, соответствующие проблемы активно разрабатываются в русле методологии изучения национально-психологических феноменов представителями различных отраслей знаний. Интенсивная разработка Л.э.и, осознание функциональной роли различных элементов и процедур в целостном процессе исследования помогают преодолевать различные разногласия и подходы, практикуемые разными научными школами, не допускать абсолютизации отдельных форм и методов исследования национальной психики.

Разработка вопросов Л.э.и. является актуальной проблемой сегодняшнего этапа развития этнопсихологии, их успешное решение дает возможность получать максимальные результаты в исследовании такого сложного феномена, каким является национальная психология. В настоящее время Л.э.и., в зависимости от того, какие и как используются методы и методики этнопсихологического исследования, может носить стандартный или кросскультурный характер (см.: Стандартное этнопсихологическое исследование, Кросскультурное этнопсихологическое исследование).

Локальные типы культур

Локальные типы культур - термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных исторических типов культуры, которые и называют Л.т.к.

Локус контроля

Локус контроля - устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации и характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Лурия А. Р.

Лурия А. Р. (1902-1977) - выдающийся советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Под руководством Л. в 1931-1932 годах была осуществлена проверка идей культурно-исторического подхода (см. "Выготский Л. С.") в ходе экспедиции в Узбекистан. Задача психологов, возглавляемых Л., заключалась в анализе социально-исторического формирования психических познавательных процессов. Им была выдвинута и в результате проведенного исследования доказана гипотеза, согласно которой изменения общественно-исторических укладов, характера общественной жизни,

практики и т.п. вызывают коренную перестройку познавательных процессов в национальной психике людей, в результате чего происходит переход от неопосредованных психических процессов к опосредованным формам психической активности.

Проведенные группой Л. исследования психических познавательных процессов (восприятия, мышления, воображения), а также самоанализа и самооценки выявили изменения как форм, так и содержания деятельности сознания. Материалы этой экспедиции (см. Лурия А.Р. Об историческом развитии психических познавательных процессов. - М., 1974.) были опубликованы только через 40 лет, так как естественный ход развития этнопсихологии был прерван культом личности Сталина в стране.

Предыдущая страница Следующая страница