Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Таджики

Таджики - представители коренной нации республики Таджикистан.

Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально-психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на абстрактные выводы и обобщения; умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность; определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда - настороженное отношение к представителям других национальностей; высокая оценка уважительного отношения к себе со стороны других народов. Таджиков отличают упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, исполнительность. Они дружелюбны, но вместе с тем могут быть и скрытными до тех пор, пока не изучили окружающих. Не прощают моральных и физических оскорблений, идут из-за этого на конфликты. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны. Высоко ценят профессиональное мастерство. Настоящий "усто" (мастер) - высшая похвала для них.

Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незнание этой особенности нередко приводит к конфликтам. Тут нужна терпеливая разъяснительная работа, убеждение. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к старшим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа.

Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и периодической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко загораются каким-либо делом и так же быстро остывают. Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым делом. Последовательная постановка целей перед таджиками во всех сферах трудовой деятельности в тесной связи с их личными интересами, помощь, психологическая поддержка позволяют руководителям многонациональных коллективов уверенно управлять процессом их становления на профессиональном поприще, поддерживать постоянный интерес к труду.

Верность как черта характера воспитывается у молодого таджика с детства. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5-6 и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения жизни, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности. Их также отличают смелость, трудолю бие, сопереживание чужому горю.

Каждый таджик стремится беречь свою честь смолоду. Его воспитывают так: иди прямо, не увиливай от трудностей, будь честен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких штрихах проявляется психология нации.

Нельзя не учитывать и тот факт, что значительная часть молодых людей в Таджикистане в возрасте от 16 до 29 лет не учатся и нигде не работают, не получают трудовой закалки. Это создает дополнительные трудности для адаптации таджикской молодежи на производстве, в коллективах предприятий.

Татары

Татары - представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Волго-уральские, сибирские и астраханские татары - консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в двадцатом столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани.

Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, если им что-то не нравится, однако впоследствии быстро улаживают возникшие по их вине конфликты. Волго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества.

Крымским татарам присущи примерно такие же национально-психологические особенности, как и их волжским соплеменникам. Однако они длительное время на протяжении всей истории своего существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей. По этой причине они намного более самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями других этнических общностей.

Теоретико-аналитический подход в этнопсихологии

Теоретико-аналитический подход в этнопсихологии - ориентация исследователей на изучение прежде всего системообразующих компонентов психологии нации (см.: Системообразующие компоненты психологии нации), т. е. методологический анализ того, что последние представляют собой как явление общественного сознания и что входит в их структуру и содержание.

Такой подход, которого придерживается большинство философов, социологов и историков, правомерен, но он не обеспечивает максимальных возможностей для выявления всего своеобразия психологии представителей различных этнических общностей и тем самым не предоставляет ученым обоснованных данных для изучения закономерностей проявления национально-психологических феноменов, специфики их функционирования. В отличие от Т.-а. п. существует еще и функционально-исследовательский подход (см.: Функционально-исследовательский подход в этнопсихологии).

Теория национального характера

Теория национального характера - концепция, которую начала разрабатывать американская этнопсихологическая школа, обосновывающая наличие у каждого народа специфического национального характера, проявлением которого является функционирование в его психике определенного набора черт, влияющих на сознание, мотивы поведения и деятельность людей.

По мнению американских ученых, в национальном характере каждого народа соединены общие для всех его представителей национальные черты личности а коммуникативного поведения. На этой основе была выработана точка зрения о том, что национальный характер формируется главным образом под воздействием культурных институтов в процессе обучения и воспитания ребенка, под влиянием системы ценностей и поведения взрослых.

Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от набора параметров и характеристик черт личности, используемых учеными при изучении национального характера того или иного народа, могут существенно различаться его выводы и результаты. Значительное влияние на последние могут оказывать восприятие исследователем чужой культуры, его кругозор, уровень профессионализма и компетентности, просчеты и ошибки в выбранных методиках исследования, недостаточность данных и др.

В начале 50-х гг. XX века Т. н. х. подвергалась серьезной критике, вследствие чего ее авторитет был значительно подорван. Однако это не значит, что теория национального характера сегодня потеряла свое значение и актуальность. Вместе с тем в ней следует полнее учитывать не только общие черты национальной культуры, но и специфические характеристики и особенности психологии этнической общности, группы, а также их индивидуально-личностные проявления в процессе развития национального самопознания, экономического, политического и культурного обмена и связей между людьми.

Территория этническая

Территория этническая - пространство в пределах которого распространен тот или иной этнос.

Первоначальная Т. э., где происходит формирование этнической общности, в дальнейшем может меняться и терять компактность вследствие миграций. Т. э. разных

народов могут в той или иной степени перекрывать друг друга, образуя этнически смешанные ареалы и анклавы. Отрыв части этноса от основной Т. э. может привести к сепарации. Общая территория служит базой для развития этнических контактов и для объединительных этнических процессов.

Для этносов характерно стремление к созданию на своей основной Т.э. государства или автономии. Этот процесс особенно характерен для периода образования нации. Создание этнических государств и политическое закрепление Т.э. способствует сохранению ее компактности. При смешанном расселении этносов особенно з многонациональных государствах, размежевание Т.э. в ходе национально-государственного строительства часто вызывает споры и конфликты.

Типы национальной психики человека

Типы национальной психики человека - а) условное отнесение людей к группам представителей конкретных наций, народностей, объединенных общностью черт национальной психики;

б) относительно устойчивая форма проявления национально-психологических особенностей в поведении конкретных людей;

в) относительно однородная совокупность признаков проявлений национальной психологии людей, позволяющая их классифицировать.

Типы национальной психики человека могут быть выделены по различным формально-логическим основаниям. По степени устойчивости проявления - личности с устойчивыми, самодовлеющими, постоянно проявляющимися национально-психологическими особенностями; личности с ситуативно проявляющимися национально-психическими особенностями; личности без выраженных национально-психологических особенностей.

По степени принятия этнической культуры, влияния других наций и народностей - лица, открыто и интенсивно выступающие против влияния других национальных культур, которые якобы разрушают национальную самобытность данного народа (данный этнический тип нередок среди малых народов - латыши, литовцы и др.); лица, выступающие за интеграцию с другими национальными культурами; промежуточный тип.

По степени активности в распространении своей национальной культуры на другие нации и народности -лица, стремящиеся распространить свою национальную культуру на другие нации и народности (нередко данный тип характерен для американцев, евреев и др.);лица, не стремящиеся распространить свою национальную культуру на другие нации и народности (нередко это представители малых народностей); промежуточный тип.

Традиции

Традиции (от лат. traditio - передача) - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.

Т. различаются по содержанию (идеи, нормы и т.п.), по функциям (существо Т. - обычаи и их форма - обряды или ритуалы), по характеру бытования (устные и письменные Т.), с оценочной точки зрения (Т. положительные, нейтральные и отрицательные), в социально-историческом плане (Т. народные и элитарные) и т. д.

Т. являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам - новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия Т. и новаций многие Т. не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся Т. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия: 1) Т. сопротивляются новациям; 2) те и другие сосуществуют; 3) Т. и новации смешиваются, образуя компромиссные формы - паллиации; 4) новации превращаются в Т. Таким образом, относительна и устойчивость Т., но все же именно они являются наиболее стабильной частью культуры, обеспечивающей ее преемственность.

В этнологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли Т. в разные исторические эпохи, тем не менее, видимо, правильнее считать, что нормативная роль Т. в ходе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора индивида или группы. Примером может служить отношение к этикету, нарушение которого долгое время каралось, а затем стало только порицаться.

Традиционное сознание этноса

Традиционное сознание этноса - отражение в общественном сознании представителей конкретной этнической общности наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами.

Т.с.э. присущи следующие характеристики:

1) наличие целостной этнической картины мира (см.);

2) его "правильная" передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;

3) детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общности: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и межпрофессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (то есть образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т. е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т. е. парадигм "внешней политики" этнической общности (правил поведения с "чужими" людьми) и т. д.;

4) его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса;

5) его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство, либо как обособление, противопоставление себя другим народам.

Транскультурация

Транскультурация (от лат. trans - сквозь, через) понятие, используемое главным образом в современной культурологии.

Т. проявляется тогда, когда конкретная этническая общность, в силу добровольной миграции или насильственного переселения, перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует культурная среда другой этнической общности или она представлена весьма незначительно.

Т. можно считать заселение и освоение белыми колонистами земель Северной Америки или Австралии, где племена аборигенов, несмотря на отчаянное военное и духовное сопротивление, не смогли оказать заметного влияния на культуру завоевателей. К Т. отчасти можно отнести и насильственное переселение народов СССР.

Тренинг кросскультурных умений

Тренинг кросскультурных умений - совокупность способов, приемов и методик активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей представителей других национальных общностей, в ходе которого используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирова ние межличностного поведения в иной культурной среде.

Трудности межнационального общения

Трудности межнационального общения - внешние и внутренние (психологические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

На уровне межгосударственных и межнациональных связей и отношений такого рода трудности в общении людей возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями экономического, политического, религиозного или социокультурного характера. В значительной мере они могут быть также связаны с потерей независимости, территориальной целостности, или являться результатом искусственно созданных трудностей на пути контактов и связей, в обмене информацией, достижениями науки, культуры, игнорирования национальных традиций, обрядов, обычаев, отсутствия взаимопонимания и доверия между людьми, наличия подозрительности, языковых барьеров.

Внутренние барьеры на пути межнационального общения - это препятствия психологического характера (неуверенность, страх, враждебность, подозрительность и т.д.), которые часто возникают в деловых, семейно-бытовых и личных взаимоотношениях людей.

Поскольку Т. м. о. по своему характеру имеют экономическую, политическую, социокультурную или психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода и исследовательских методов. В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общностей и групп необходимо вовремя выявлять, прогнозировать и устранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотношениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средствами, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

Тувинцы

Тувинцы - представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири.

Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности.

Они отличаются большой работоспособностью, настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами.

Среди тувинцев много людей, склонных к художественной и музыкальной деятельности, профессиональных скульпторов, народных резчиков по камню и дереву.

Тунгусо-маньчжурские народы россии

Тунгусо-маньчжурские народы россии - якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, проживающие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке нашей страны.

Их представители отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Исконный тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного непосредственного включения в трудовой процесс. В этом случае у них" в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов, формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят любые тяготы и лишения. В то же время обычно болезненно переживают разлуку с домом, у них присутствует гиперболизированное чувство тоски по исконному месту проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны.

Турки

Турки - коренная нация Турции - давнего соседа России, страны, лежащей к югу от Черного моря.

В психологии турок наиболее рельефно проявляются такие черты, как глубокая фанатическая религиозность, выносливость и терпеливость, крайняя неприхотливость в быту (в основном у самых бедных слоев населения), способность однообразно проводить свободное время.

Достаточно специфичной является и эмоциональность турок, для которой свойственны достаточно резкие изменения. Внешне они безмятежны, спокойны и неторопливы, но если есть причины для гнева или недовольства, им удается с трудом себя сдерживать. В своем поведении турки вместе с тем не суетливы, осторожны, не любят излишнюю болтливость и навязчивость. Их жесты отличаются медлительностью и плавностью. В деловых отношениях турки коварны, часто не держат своего слова, вводят в заблуждения, отстаивая свои собственные выгоды.

В обычные дни большую часть свободного времени турки проводят в кофейнях за чашкой кофе, чтением газет, разговорами о политике. В европеизированных кафе и ресторанах мужчины раздеваются в гардеробной, а иногда и в зале. Женщины обычно шляпу не снимают. Не принято садиться за стол, уже занятый другими, приглашать на танец незнакомую женщину. В театрах верхнюю одежду часто снимают в зале. Одевать специальные костюмы при их посещении не принято. В автобус, троллейбус, трамвай садятся только с задней площадки; передавать деньги кондуктору через других не принято.

Предписания и запреты, содержащиеся в своде мусульманских законов - шариате, составлены так, чтобы опутать всю жизнь верующего в Турции, поставить его под "духовный" контроль ислама и его проповедников. Каждый час жизни верующего турка, каждый его поступок строго регламентируются. В шариате, например, говорится, как нужно вставать с постели, умываться, есть, держать себя с другими членами семьи, заключать сделки, убивать дичь на охоте и т. д. У турок сохраняется обычай кровной мести, которая длится в течение многих поколений. Даже дети с малых лет воспитываются в таком духе.

Заслуживает серьезного внимания и такая характеристика турок, как чувство их резкой неприязни к представителям, немусульманских народов, которых они считают гораздо ниже себя по происхождению и в душе достаточно презрительно к ним относятся. Особенно негативно они настроены к грекам и армянам, иногда болгарам и русским, что связано с историческими причинами. Англичан и французов турки в целом не любят, к немцам относятся с уважением. Большинство из них недолюбливает, а подчас и враждебно относится к американцам за их бесцеремонность, высокомерие и бестактность.

Туркмены

Туркмены - представители коренного народа Средней Азии, проживающие в основном на территории Туркмении. Само название народа в переводе на русский язык обозначает "туркообразный".

Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полагается обязательно пожелать ему: "Пусть каждое зерно станет тысячей" или "Пусть хорошо взойдет семя". Такие приветствия и пожелания высказываются в адрес любого работающего.

Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток -зеленый чай ("чок чай").

Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться особого к себе отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения.

В республике прочно сохраняется большой авторитет, послушание и уважение к старшим - "аксакалам" Если старший по возрасту попросит об услуге младшего, отказываться считается неприличным. В присутствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта.

Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в целом в республиках Средней Азии, обусловлены исламской религией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Религиозность населения подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетенными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными отношениями, которые зачастую объясняются и выдаются за национальные народные привычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами их жизни (например, религиозное бракосочетание и т. п.), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблющихся и неверующих.

В процессе исторического развития туркменской нации возникла традиция объединения людей в немногочисленные мобильные группы для решения различных задач; группы при необходимости легко возникают и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисциплины подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.

В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты. Он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими. Точно так же туркмен сострадателен и нежен к животным и вместе с тем жесток и даже бесчеловечен к другим людям - "врагам". Результатом социально-экономического и культурного развития страны стали такие национально-психологические особенности ее народа, как высокая степень эмоциональности, его воинственность, свободолюбие, неприятие признания власти над собой, умение переносить боль и страдания.

Свойственно туркменам и высокое честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей приносит извинения. На их поведении сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через довольно продолжительное время может проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку.

Тюркские народы россии

Тюркские народы россии - представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличающиеся друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

- острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

- неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

- высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

- дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

- резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям с ними;

- групповая, национальная и родовая сплоченность;

- при слабом знании русского языка у них присутствует определенная стеснительность и скованность при общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Предыдущая страница Следующая страница