Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фантазирование (этнопсихологическое)

Фантазирование (этнопсихологическое) - воображение желаемого будущего, неосуществленных мечтаний, нереализованных потребностей или успешного разрешения тягостной ситуации и т. д.

Ф.э. способствует снижению тягостного психического состояния. Так, у малых народностей нередки анекдоты, отражающие высокие их достижения, особые личностные качества их представителей. Ф. характерно и для больших народов, когда его притязания не соответствуют реальности. Так, среди советских людей были широко распространены смешные истории, показывающие необычное превосходство советской техники, советских людей над буржуазной техникой, над людьми капиталистических стран.

Фиксация (этнопсихологическая)

Фиксация (этнопсихологическая) - механизм закрепления стойкого доминирования тех или иных потребностей, происхождение которых нередко связано с возникновением нации, народности.

Так, в национальном самосознании русского народа зафиксирована борьба с татаро-монголами. И через столетия после этих событий обращение к той эпохе, к героям того времени активизирует национальное самосознание, сплачивает русских людей.

Финно-угорские народы россии

Финно-угорские народы россии - народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III века до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны - предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и, по-видимому, венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.

К последним можно отнести:

- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

- твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

- обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;

- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

- высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить

- заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Финны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фольклорная педагогика

Фольклорная педагогика - совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа.

Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея была преобладающей: народное устно-педагогическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало традиции воспитания. Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и нацеленность на единение, доброту, любовь облекались поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелируют с народными средствами воспитания (это - потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.).

Прослеживается четкая видовая направленность педагогического воздействия каждой из фольклорных форм. Так, сказки содержат ненавязчивое назидание, знакомят с нравственными и социальными оценками поступков людей и их взаимоотношений. Эпические произведения, являющиеся стадиально более поздними, воспевают любовь и преданность родине, героизм, отвагу. Народное песенное творчество способствует популяризации и усилению воспитательного эффекта этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики.

Этнопедагогические идеи и опыт, содержащиеся в произведениях фольклора и сейчас по-прежнему актуальны и действенны, несут высокий воспитывающий потенциал, вдохновляя на создание новых художественных образов в камне, на холсте, музыке, сценическом действии, кино. Особенно тесны и нерасторжимы связи фольклора с литературой, тяготеющей к описанию национально-этнических типов широкого звучания, имеющих огромное значение для формирования общенациональных идеалов своего народа.

Французы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фрустрация этнопсихологическая

Фрустрация этнопсихологическая (от лат. frustratio - обман, неудача) - состояние смятения, переживания социально-психологического дискомфорта представителя той или иной национальной общности.

Ф.э., как правило, выражается, в депрессии, в потере социальной и национальной перспективы, крушении идеалов, проявлении растерянности и тревоги за свои традиционные жизненные ценности, возникновении неудовлетворенности в завтрашнем дне, апатии, функционировании чувства безысходности, обесценивании стимулов созидательной деятельности, доминировании отрицательных национальных автостереотипов и установок.

Функции национальной психологии (национально-психологических особенностей)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функции социальной работы с беженцами и иммигрантами

Функции социальной работы с беженцами и иммигрантами (от лат. functio - исполнение, осуществление) - виды и направления деятельности, которые выполняются в процессе социальной работы с беженцами и иммигрантами (см.: Социальная работа с беженцами и иммигрантами; Социальная помощь беженцам и иммигрантам).

К ним обычно относят информационную, диагностическую, организационную, психолого-педагогическую, реабилитационную и прогностическую функции.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора информации о ситуации и клиенте, его состоянии и положении. Обладая необходимой информацией, социальный работник ставит диагноз и планирует свою работу по оказанию помощи беженцам, иммигрантам: какая помощь необходима, с какими официальными и общественными организациями требуется сотрудничество для решения проблемы.

Оказывая конкретную помощь, социальный работник реализует организаторскую функцию. Социальная работа с беженцами и иммигрантами предполагает также и оказание психолого-педагогической помощи, предполагающую вывод клиентов из состояния психологического дискомфорта, а в ряде случаев и стресса, укрепление и восстановление его психологических, физических и социальных качеств, возвращение его к самостоятельной социальной деятельности.

В ряде ситуаций необходимо оказать помощь (ста,: Социальная работа с беженцами и иммигрантами) в трудоустройстве, профессиональной подготовке, юридическую помощь и т. п. Реабилитационная функция социальной работы направлена на адаптацию беженца, иммигранта к новым для них условиям иноэтнической среды, т. е. отказ от ряда неприемлемых и не функционирующих в новой иноэтнической среде этнических качеств и приобретение новых (см.: Реабилитация иммигрантов и беженцев).

Функционально-исследовательский подход в этнопсихологии

Функционально-исследовательский подход в этнопсихологии - направление исследований в отечественной и зарубежной науке, предполагающее сначала эмпирическое изучение психологических особенностей представителей различных национальных общностей, а затем и формулирование на этой основе конкретных методологических и теоретических выводов.

Ценность такого подхода заключается в выявлении и осмыслении специфики проявления национально-психологических особенностей людей в их практической деятельности. Это позволяет по-новому оценить многие методологические и теоретические проблемы психологии нации.

На основе функционально-исследовательского подхода были построены: исследования американской этнопсихологической школы (см.): изучение этнопсихологических характеристик "базисной (модальной) личности" (см.: "Базисной (модальной) личности" теория) на Западе; деятельность отечественных военных психологов и этнографов (см.: Этнопсихологическая школа в отечественной социологии и этнографии; Этнопсихологическая школа в отечественной военной психологии; Этнопсихология отечественная), получивших большое количество материалов о национально-психологических особенностях представителей многих народов мира и нашей страны.

Предыдущая страница Следующая страница