Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Ритуал

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Ритуал

Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) - исторически сложившаяся форма символического поведения. В ходе процесса рйтуализации определенные модели поведения превращаются в независимые символы, которые становятся общепринятыми в культуре.

Ритуалы и мифы в культуре традиционного общества выступают основными формами, через которые сохраняется и организовывается социокультурная целостность. В самом общем плане и мировом культурном процессе можно выделить два способа организации; традиционный (иррациональный) и актуально-предметный (рациональный). В научном плане эта проблема начинает осознаваться совсем недавно, она является открытой во всех отношениях. Показателем этого обстоятельства является несоответствие намерений людей, например, религиозных, и реального состояния общества.

С появлением учения о бессознательном (К. Юнг) в самом общем плане картину можно представить следующим образом. Общественная жизнь в своем сложном движении складывается как интегрированное содержание, образующееся в результате взаимодействия людей. В этом процессе возникает опыт, составляющий целостно-организованный субстрат. Он не доходит до порога осознанности, но люди инстинктивно, бессознательно на него опираются и действуют так или иначе. На внешнем уровне их действия выступают как сознательные. Но подлинная сознательность возникает только там, где цели людей реализуются в общественную практику так, как это было задумано.

Наиболее развитые люди поднимаются до уровня осознания этого коллективного опыта. Они понимают, как люди должны организовывать свои общественные отношения для того, чтобы не уничтожать друг друга, а достигать те цели, которые встают перед общественным человеком в конкретный момент истории. Такие мыслители становяяся либо пророками мифологически-религиозного сознания, либо философами-вдохновителями, обладателями истины, либо великими учеными современного общества, которые создают «научную идеологию».

Острейшие коллизии XX века показали, что претензия науки на абсолютную роль в современном обществе не оправдалась. Можно сказать, что в обществе продолжают действовать все те формы, отражения действительности, которые были выработаны в ходе исторического развития. В организации общества мы видим и ритуалы, и насилие, и действие законов, и свободу - все моменты культуры присутствуют в той или иной форме в нынешней социальной организации.

В то же время можно сказать, что до тех пор, пока не появилась наука, в культуре главную роль играли традиции различного рода. Эти ритуалы или обряды опирались на сознание, в котором главной формой был миф. Древние мифы объясняли всю организацию людей организацией первопредка, как правило, тотемического. Сообщество должно было делать все так, а не иначе потому, что так это было у предков. Для убедительности эти предки носили сверхъестественную форму - животных, растений, великанов или абстрактных сил (молний, жизненной энергии и т. д.).

Постепенно очеловечивание, культурность, степень преобразования природы привели к необходимости сменить персонажей. Животные и растения сначала получили форму культурных героев, которые учили всему людей, потом появились духовные образования (анимизм и аниматизм), которые потом воплотились в человекообразных (антропоморфных) богов. Политеизм (многобожие) в своем развитии превратился в монотеистические (единобожие) религии, которые получили, в основном, распространение по всему миру.

Независимо от формы такого сознания, в отношении социальных технологий все устроено очень просто: по законам, которые известны от предков, сверхъестественных существ или богов, нужно делать так-то и так-то; и никак иначе. Кто действует правильно, в соответствии с ритуалом, тот праведник, претендует на райскую жизнь после смерти; нарушитель традиции - преступник, его ждет наказание.

Миф содержит историю того, как возникло общественное или природное явление. Обычно история связана с именем персонажа, в жизни которого воплощено это содержание, эта социальная технология. Имя это носит всеобщий, родовой, сверхъестественный характер. Поэтому от имени персонажа в мифе дается «зарок» - заповедь обряда и запрет на то, как делать нельзя - «табу». Кроме этого, в такой форме сознания дается нравственная «модель» человека, который соответствует задачам технологии) его ценностные ориентации. Одним из центральных моментов является также обряд посвящения в эту культуру, инициация, мистерия или нечто подобное.

Традиционная культура предполагает две категории людей: посвященные и все остальные. Посвященные становились обладателями «тайного») эзотерического знания. Как правило, посвящение для высшей «касты» (жрецы, шаманы, вожди, фараоны, цари) было очень сложным. Оно граничило со смертью, и за нарушение тайны знания, как правило, следовало смертельное наказание (в лучшем случае - отлучение и проклятие).

По поводу первичности мифа или обряда ученые спорят до сих пор. Эта проблема всегда открыта. Так, в XIX веке (до 80-х г.) считалось, что миф (вера) определяют ритуал (школа мифологического и эволюционного направления: Я. Гримм, А. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер). С 1880 г. ряд ученых приходит к выводу о первичности ритуала, который обосновывается идеологически (У. Роберт-сон - Смит, Р. Маретт, Р. Лоуи, Н. Познанский). С 50-х г. нашего столетия точка зрения структуралистов о самостоятельности ритуала и мифа возобладала.

В принципе главное заключается в том, что традиционное общество естественно порождает как мифосознание, так и ритуал.

В начало словаря