Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Аватара

Аватара (санскр." нисхождение) - в индуизме - воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле.

Австралийская мифология

Австралийская мифология - система сознания аборигенов Австралии, которые заселили этот материк в мезолите и позднем неолите. Это мифосознание и культура, ему соответствующая, очень архаичны. Мифы аборигенов тесно связаны с ритуалами этих наро дов, в основном описывают тотемические культы. Значительное место в мифах занимают обряды магического размножения животных своего тотема (интичиум), культ Великой Матери (связанный с календарным циклом), а также разнообразные сценарии инициации (осуществления социализации, приема молодежи в общественную структуру)

В культурной целостности мифы выполняют различную роль. Так, они могут быть со ставной частью ритуалов, нести секретную информацию для посвященных, могут создавать систему запрещений - табу или служить для развлечения.

Архаичная мифология всегда очень подвижна, ее творит каждый рассказчик. Можно выделить ряд типологически сходных черт. Содержание мифов составляют в основном сведения о кормовой территории группы родственников, а также о соседских родоплеменных образованиях. Основная часть мифов - предания с описанием природы - холмов, рек и озер, животных и т. д.

Действие обычно происходит во времени доисторическом, противостоящем реальному времени. У некоторых племен время «происхождения» совпадает со словом «сновидение». Как правило, мифические герои превращаются в природный и человеческий мир, который сохраняет, зачастую, их магическую силу. Часто события первородства, времен «сновидения» воспроизводятся в ритуально-наркотических снах и обрядах. Участники переживают всю историю непосредственно, сливаются со своими предками.

Некоторые тотемические мифы состоят из сюжета возвращения предков на свою родину. Описываются поиски пищи, ее поедание, устройство стоянок, встречи с животными и людьми. Достигнув конца пути, герои уходят под землю, в норы, пещеры и т. д. Они превращаются в скалы, деревья, животных, чу-ринги (объекты, созданные искусственно). В некоторых мифах фигурируют культурные символические предметы (жезлы), которые используются как оружие или магические инструменты.

В некоторых мифах вожди возглавляют отряд юношей, который магическими действиями способствует размножению своего тотема. Например, кенгуру убегает от людей своего тотема, которые его убивают, а затем воскрешают; или страус растерзывается людьми - собаками. Причем, трудно различить, о ком идет речь: о животных, людях или существах двойной породы. В развитии сюжета один и тот же персонаж пребывает в разных формах.

Небесные явления, космос слабо представлены в австралийском мифе. Например, мужчина - луна, принадлежащий к тотему опоссума, вооруженный каменным ножом, поднимается на небо, идет но нему на Запад, спускается, наевшись опоссумов, округляется. Утомившись, он принимает вид кенгуру, его убивают юноши. Один из них сохраняет кость кенгуру, из которой вновь нарождается новый месяц.

Образ жизни складывается в мифе под воздействием культурных героев. Так, огонь добывается из гигантского кенгуру, пользоваться каченными топорами научают люди-соколы, пришедшие с севера, брачные правила внедряет человек-страус и т. д.

В более поздних мифах тотемные предки поднимаются на ступень более абстрактного обобщения. Так, развивается образ старухи-матери, которая символизирует землю, рождающую жизнь. С ней связывается образ змея - радуги. Кое-где фигурирует всеобщий отец - патриарх, он живет на небе, а также выступает как культурный герой и организатор инициаций.

Многие мотивы мифов Австралии совпадают с мифами самых разных культурных групп.

Авторитарно-патриархальная политическая культура

Авторитарно-патриархальная политическая культура - перенос традиционного образа отца семейства - сурового, но справедливого - на все властные инстанции в обществе: «царь-отец», «любимый вождь - отец народа» и т. п.

При такой установке «теплота» «отеческих» отношений между властвующими и подвластными в духе патернализма противопоставляется холодной нейтральности правовых и хозяйственно-партнерских отношений. «Сентиментальный» авторитаризм нередко прощает неэффективность и некомпетентность, но не терпит проявлений самостоятельности.

Авторитет

Авторитет (от лат. auctoritas - власть, влияние) - общепризнанное влияние какого-либо лица, организации, нормы в определенной области культуры. Оно базируется на доверии и уважении к ним со стороны членов сообщества.

В Древней Греции при помощи понятия «авторитет» обозначалась власть отдельной личности или группы лиц, которая основывалась не на законе, праве, а на реальном влиянии, которым они обладали. Авторитет обеспечивал более высокое их положение по отношению к другим в данном сообществе лицам.

Современное представление об авторитете связано со способностью авторитетных лиц направлять действия, поступки, мысли других людей, не пробегая к насилию или принуждению. Само существование авторитета связано с тем, что общественная жизнь носит многосложный и противоречивый характер. В ее хитросплетениях разобраться человеку очень трудно. Поэтому при возникновении различного рода сложных проблем, люди нередко обращаются к авторитету. Мысли, идеи, высказывания носителя авторитета принимаются, как правило, на веру. При этом предполагается, что носитель авторитета способен, в случае необходимости, объяснить и обосновать свои выводы.

В политической сфере авторитет руководителя может подменяться культом личности вождей, что приводит к различным уродливым явлениям в общественной жизни. Культ личности несовместим с соблюдением демократических норм в политической сфере. Известный немецкий социолог и философ М. Бебер предложил классификацию авторитета власти. Во-первых, авторитет власти может основываться на разумной системе правил, которые определяют, как эта власть достигается и в каких границах ее можно применить. Во-вторых, авторитет связан с традициями. В этом случае законность и уважение к существующему порядку вытекают из представления о нем населения как о священном и неизменном. В-третьих, авторитетная политическая власть может основываться на харизме политического лидера. Харизма политического лидера - это личная преданность ему его последователей, когда вождю приписываются исключительные качества (героизм, мудрость, всеведение, святость и т. д.). Авторитет такого рода присущ не только политическим вождям, но и пророкам и проповедникам.

Агасфер

Агасфер - «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского происхождения. Предание гласит, что он отказал Христу в отдыхе, когда тот нес крест на Голгофу и изнемог. Агасфер был наказан за свою жестокость и грубость - ему самому было отказано в покое могилы - он вынужден был скитаться безостановочно, ожидая второго пришествия Христа.

Представление основано на легенде о людях, которые не умерли, а ожидают «страшного суда». К этим людям относят Еноха, Илию и некоторых свидетелей первого пришествия Иисуса Христа. В легенде об Агасфере выразилось отношение средневековых христиан к евреям. Их считали людьми, лишенными исторической Родины, скитающимися по всему свету, но сохранившими свою культурную самобытность, и представляющими живую реликвию «священной истории». Сыграло роль и представление о евреях как убийцах Христа, примиряющихся с Богом перед концом света через обращение к Христу наследников древнего обетования.

Легенда о «Вечном жиде» волгла очень прочно в мировую литературу. С 1602 г. после выхода анонимной книги «Краткое описание и рассказ о некоем еврее Агасфере» ее вариации находят отображение в творчестве многих писателей, таких, как Гёте, П. Шел-ли, В. Жуковский, Э. Кине, Э. Сю, X. Борхес и другие.

Агни

Агни (др.- инд. Agni огонь) - в ведийской и индуистской религии бог огня, жертвенного костра, домашнего очага. Агни главный из земных богов. Он означает очищающий огонь, священный символ единства богов и людей. Агни не имеет явного антропоморфного образа, но его пламя бесконечно в проявлениях. Он сияющий, и многоцветный, имеет множество человеческих черт - бородатый, имеющий форму рта, глаз, рук, ног, зубов. Агни - огонь на небе, огонь вод, старость и молодость. Он отождествляется со многими богами: Индрой, Аншой, Тваштартой, Рудрой и другими. Рерихи создали учение - «Агни йогу» - новую религию человечества.

Агон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агрессивность

Агрессивность (от лат. aggressio - нападение) -психическое состояние. Оно характеризуется концентрацией внутреннего напряжения, которое индивид готов разрядить разрушительным поведением.

Ад

Ад - культурный феномен христианской и других религий, который выполняет функцию вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Ад и Рай - пространства, в которых выражается противоположность небесного, возвышенного и земного, греховного. В более поздних культурных слоях формируется представление о загробном суде и воздаянии. Языческая культура представляла Ад как материально-реальное место, где души подвергались жестоким карам, пыткам и насилию. Подобные взгляды можно найти в египетском культе Осириса, у иранцев в Зороастризме, у пифагорейцев и т. д. В культуре иудаизма детализация адской жизни отсутствует. Христианство пользуется понятием страшного суда, но описания адских мук в Новом завете не дает. Ад в Евангелии - описание боли и страданий души, а не картина страданий. Велика в адских муках роль очищающего огня. В католицизме иезуиты использовали казнь на костре в качестве средства очищения души. Церковь создаёт картины адских страданий для устрашения массового воображения. В церковной культуре появляются черти, сковороды, сатана с бесами в роли изощрённых палачей и т. д.

Одну из самых ярких картин ада создал Данте в «Божественной комедии». Этот сюжет использовался многими великими художниками, в частности, эпохи Возрождения. Данте изображает ад как пропасть. Сужаясь, она достигает центра земли. Пропасть разделена на девять адских «кругов». В каждом круге получают наказание грешники, в зависимости от степени их греховности. Самые главные мучаются на дне пропасти в ледяном озере Коцит, в котором трёхпастный Люцифер терзает их, мучаясь сам. Можно сказать, что Данте дал очерк исторической греховности Европы. Творение Данте иллюстрировали Рафаэль, У. Блейк, Г. Доре, С. Дали и другие.

Картины ада распространены и в других культурных парадигмах.

Адам

Адам (в евр. adam, человек), самый известный человек в еврохристианской культуре, родоначальник человечества. В Библии можно выделить два сюжета о создании человека. Первый, наиболее древний, повествует о создании человека Богом: мужчина был создан из праха и дыхания жизни, женщина - из ребра Адама. По библейскому преданию Яхве сначала создал Адама, а затем животных и птиц, которых называл уже человек. Но среди «скотов, птиц небесных и зверей полевых» не нашлось человеку достойного помощника, поэтому была создана женщина.

Более поздний сюжет восходит к жреческой традиции, которая объясняет сотворение человека более универсальным образом. Бог уже выступает как творец Вселенной. Человека он создает по своему «образу и подобию», мужчину и женщину одновременно. Им он даёт власть над землей и животным миром.

Дальнейшее усложнение культуры выражается в сюжете «грехопадения». Грех заключался в попытке сравняться с Богом в познании Добра и Зла. Нарушив запрет Бога, Ева, а за ней и Адам, караются самым последовательным образом. Они были изгнаны из рая, тем самым люди были обречены на труд и смертность. В других культурах есть сходные образы.

Об Адаме и Еве написано очень много. Например, это переводы сирийских и коптских древних оригиналов, «Книга об Адаме» армянского епископа А. Сюнецы (1400 г.), англо-нормандское «Действо об Адаме» (12 в.), произведения Г. Сакса, Г. Мякропедиуса, Б. Крюгера и других. Наиболее известны «Адам в изгнании» И. Вондела и «Потерянный рай» Дж. Мильтона. Многие композиторы и художники обращались к этой теме. Среди них можно назвать братьев ван Эйков, Мазаччо, А. Дюрера, И. Гайдна, А. Рубинш-тейна, Рафаэля, Тинторетто, Микеланжело и многих других.

Адам в мусульманской традиции

Адам в мусульманской традиции - первый человек. Соответствует христианскому Адаму. Согласно Корану Аллах создал его из глины, по другой версии - из праха земного. Назначение Адама - быть наместником Аллаха на земле, знать имена всех вещей, Ангелам, которые не знали названий вещей, было приказано пасть перед человеком па колени. Адам в мусульманстве переносит то же грехопадение, что и его собрат в христианстве.

Мусульманская традиция включает Адама в число пророков, череду которых он открывает.

Адаптация

Адаптация (от позднелат. adaptable - приспособление) - отношение организмов или социальных систем с окружением, при котором они частично приспосабливаются к его элементам, меняя собственные внутренние характеристики, а частично приспосабливают подобные элементы к своим нуждам.

Адаптация социокультурная - это взаимодействие личности (социальной группы) с социальной средой. В ходе этого взаимодействия происходит согласование самооценки и притязании человека с его реальными возможностями и реалиями социальной среды. Происходит усвоение личностью правил, норм окружающей жизни и изменение, приспособление личности к ней. Это воздействие носит двухсторонний характер. С одной стороны, окружающая социальная среда воздействует на личность или социальную группу. Они воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой. С другой стороны, сам индивид или группа воздействуют на окружающую среду, приспосабливают её к своим потребностям, целям и задачам. Этот механизм является основой социализации человека. Социализация - это усвоение индивидом определённой системы норм, правил жизни, которые позволяют ему жить в обществе, быть полноправным его членом.

Адепт

Адепт (от лат. adeptus -достигший) 1) посвященный в тайны какого-либо учения; 2) ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.

Адонис

Адонис - в греческой культуре божество финикийско-сирийского происхождения. Можно отнести к умирающим и воскресающим божествам как отражению замкнутого цикла растительного происхождения. Наиболее полная версия гласит, что после кровосмесительной связи с отцом, которую подстроили боги, мать Адониса превращается в миртовое дерево, из трещины которого рождается прекрасный мальчик. Афродита передаёт его на воспитание Персефоне в царство мёртвых. Претензия двух богинь на Адониса разрешается Зевсом двояко: часть года он должен проводить в царстве мёртвых, а часть - с Афродитой среди живых, Артемида, приревновав его к Афродите, насылает на Адониса дикого кабана, который смертельно его ранит.

Афродита его горько оплакивает, превращает в цветок, из крови бога расцветают розы, а из слёз богини - анемоны. Миф и мистерия Адониса позволяет представить себе в развёрнутой форме символику и смысл вечного круговорота и противостояние жизни и смерти в природе. В мифе отразились культурные традиции древних матриархальных культов плодородия.

Адресат

Адресат - лицо, реальное или воображаемое, к которому главным образом обращается говорящий в процессе коммуникации.

Академизм

Академизм - направление в искусстве (живописи, театре, поэзии), характерное для Европы XVI-XIX веков. Академизм возник прежде всего в живописи. Его идеи были выдвинуты впервые в Италии в «Академии вступивших на правильный путь» (1585 г.). Идеи, разрабатываемые художниками этой школы, легли в основу возникновения и развития художественных академий многих европейских стран (Парижской, Петербургской и других). В этих академиях давалось широкое образование, на систематической основе преподавался рисунок, лепка, техника живописи. Академии стали центром духовного развития во многих странах мира и оказали сильное воздействие на другие виды искусства.

Одна из главных содержательных идей академизма - признание за образец, эталон в искусстве принципов искусства прошлых веков. Прежде всего - это античность и эпоха Возрождения. Сюжеты живописных полотен заимствовались прежде всего из Библии, древней истории, мифологии античного общества. Однако подражание внешним формам классического искусства привело к тому, что саморазвитие искусства остановилось. Строгие правила и предписания, как следовать канонам старых мастеров, оторванность от современных проблем жизни, отказ от поиска новых форм выражения привели к тому, что академизм к XIX веку стал тормозом в дальнейшем развитии искусства.

Вместе с тем академизм дал много для развития искусств - образованность, высокую технику живописи, знание законов создания художественного образа. Яркими представителями академического искусства были художники Ш. Лебрен, Г. И. Семирадский, Д. Энгр, скульпторы А. Канова, Б. Торвальдсен. К середине XIX века каноны академизма пришли в противоречие с развитием художественной жизни. Так, Российская Академия художеств в это время поощряла только картины, написанные на библейские или мифологические темы. Это вызвало резкий протест со стороны группы художников, называвших себя «передвижники».

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором её основу составляют некоторые исходные положения - аксиомы, или постулаты, из которых логически выводятся все остальные положения данной теории.

Акт поведения

Акт поведения - заученная, стереотипная активность. Он входит в систему других актов, которая является не требующей осознания реакцией на определённую типичную ситуацию социального взаимодействия.

Активность социальная

Активность социальная - сознательная деятельность человека, который изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает в себе желаемые качества личности. Социальная активность является необходимым условием для формирования индивида как деятельного, энергичного субъекта, изменяющего ход исторического процесса. Она является необходимой предпосылкой для всестороннего развития личности. Проявляется в самых разных формах. Социальная активность может быть групповая, коллективная или индивидуальная. Основными сферами социальной активности являются политическая, трудовая, научная, эстетическая сферы.

Противоположностью социальной активности является социальная пассивность. Она обусловлена тем, что человек не может реализовать свои идеи, цели, удовлетворить потребности. Общественные институты, организации общества не предоставляют возможности для индивида активно действовать. Он вынужден быть выразителем чужой воли, действовать по чужим указаниям. В результате в обществе растут пассивность и равнодушие.

Альтруизм

Альтруизм (от лат. alter - другой) - направленность личности, при которой основным мотивом её поведения являются интересы другого человека или социальной общности.

Ангелы

Ангелы (греч. - вестники) в иудействе, христианстве и мусульманстве бесплотные существа. Они служат единому Богу, защищают веру от врагов. Людям ангелы сообщают волю Бога. Ангелы, которые отступают от своего отца, превращаются во врагов Бога и людей, становятся бесами.

В языческих религиях господствует представление, что физический мир дополняется миром духовным, в котором существует такая же жизнь, но её участниками являются бесплотные духовные существа различного уровня воли.

В монотеистических религиях духовные существа, включая ангелов, подчиняются единому Богу, существуют через него и для него. Так, в христианской религии ангелы возвещают и славят рождение Христа, сообщают о его вознесении и воскресении, выступают в качестве посланников и т. д. Представление об ангелах размыто, меняется в зависимости от разных обстоятельств. Часто их представляют в виде света и огня, иногда - в виде людей с крыльями.

Они могут воздействовать на мир природы и людей, властвуют над ними. Развито представление, что каждый человек имеет ангела-хранителя. Иногда считают, что они сопровождают человека от зарождения до загробного существования. Есть духовные покровители и у социальных образований: городов, стран, всего человечества. Например, современный ясновидящий Д. Андреев описывал несколько десятков различных сверхфизических духовных сил разных уровней «могущества».

Подобный мир ангелов пребывает в борьбе за идеалы Бога или Сатаны. В мусульманстве, например, ангелы или безупречные воины Бога или изменники - бесы. В развитой иерархии ангелов христианства насчитывается «девять ангельских чинов». В искусстве ангелы изображались бесчисленное число раз в самой различной форме. Среди российских памятников изобразительного искусства - «Страшный суд» собора во Владимире, «Вознесение» церкви Спаса-на-Нередице, иконы Рублёва и многие, многие другие.

Англо-американская политическая культура

Англо-американская политическая культура - характеризуется секулярными установками (политика воспринимается преимущественно как соперничество групповых интересов, но не столкновение идеалов), гомогенностыо - общенациональным консенсусом (согласием) по поводу базовых ценностей, центризмом (непопулярностью левого и правого экстремизма).

Анимизм

Анимизм - религиозное представление первобытных народов о духе и душе. Английский ученый Э. Тайлор считал анимизм древнейшей основой религии. По его мнению, представление об одушевлённости предметов и явлений возникло у «дикаря-философа» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти, случаев сумасшествия и т. д. То, что человек обладает некой душой, которая может отделяться от тела во сне или в результате смерти, послужило основой для заключения о том, что все предметы также обладают душой. Природные явления (дождь, гром, ветер, землетрясение, деревья, камни, реки и т. д.) наделялись собственной волей, духом. Духи, однако, не отделялись от предметов: они могли погибать вместе с ними.

Аномия

Аномия - отсутствие норм поведения, когда для человека ничего не свято и не обязательно (Э. Ю. Соловьев).

Подобная ситуация была характерна, например, для Франции периода религиозных войн. Дикие военные банды разоряли безжалостно страну. Земледелие было заброшено во многих местах. Мануфактура шелка и сукна, заводы художественной индустрии, стекла и фаянса пришли в упадок. Лучшие типографии Франции закрылись, знаменитая фирма Этьенов, которые сами были выдающимися гуманистами, вынуждена была из-за религиозных преследований перейти в Женеву. Подобная ситуация была характерна не только для 70-х годов XVI века, но и для 90-х. «Масса земли была заброшена; города, деревни и фермы лежали в развалинах; население частью разбежалось; всюду составились разбойничьи шайки, в которых участвовали солдаты, оставшиеся без дела после прекращения войны» (Виппер P.).

При этом следует отметить, что в религиозных войнах участвовали, как правило, наемники, продающие свою шпагу тому, кто больше заплатит. Так, войска Филиппа II, безжалостно уничтожавшие протестантов во Фландрии, включали большое количество немецких ландскнехтов, лютеранин по своему вероисповеданию. Образец такой аномии представлен в «Трех мушкетерах» Дюма. Слуга Портоса Мушкетон рассказывает о своем отце, который при встрече на «большой дороге» с протестантом оказывался католиком, а с католиком - протестантом. В обоих случаях кошелек путника переходил в карман отца Мушкетона. Недаром Монтень, характеризуя ситуацию своего времени, писал о том, что хуже всего в этих распрях оказывается невозможность различить врага; всё смешано, все нормы смещены и в зависимости от утилитарного расчета, принимаются те или иные ориентиры в поведении. Известна история епископа Труаского, который ухитрился .послужить в кавалерии гугенотов, а во время осады Орлеана в 1563 году перебежал на сторону противника. Самое интересное, что этот поступок не вызвал во враждующих армиях осуждения.

Подобная аномия возникла уже в период Возрождения. Об этом писал А. Ф. Лосев как о явлении «оборотной стороны титанизма». Интересно свидетельство Ф. Саккетти, рассказывающего в своих новеллах о жизни итальянцев того времени. В 52 Новелле он рассказывает о проделке Сандро Торнабелли. Сандро был пожилым человеком, очень богатым и известным во Флоренции. В свое время он был видным гражданином и занимал различные общественные должности во Флоренции. Однажды Сандро узнал) что некий молодой человек хочет посадить его в тюрьму за старое обязательство, по которому уже давно было уплачено отцу, о чем молодой человек не знал, тогда как у Сандро хранилась расписка в получении денег. Сандро сговаривается с приставом и предлагает ему посадить себя в тюрьму, разделив взятку от молодого человека. После обычной судебной процедуры Сандро дожидается, когда пристав получает обещанную взятку и предъявляет расписку. При этом он добивается от молодого человека дополнительных денег за то, что потерпел ущерб, сидя в тюрьме. Столь откровенная беспринципность богатого и уважаемого гражданина говорит о том, что общепринятые нормы поведения и отношения между людьми оказались дезинтегрированными и в социуме возникает культурный хаос, где соображения сиюминутной выгоды оказываются выше культурных ценностей и норм.

Возникновение аномии в условиях социокультурного кризиса ведет к «варваризации» общества.

Антиутопия

Антиутопия - духовное идейное течение современной общественной мысли. В антиутопии показывается, что попытки создать идеальное общество (утопия), достичь самых прекрасных общественных идеалов, сконструировать «справедливый мир» приводят к катастрофическим последствиям.

Антиутопия ведет свое происхождение от сатирических произведений Дж. Свифта, Вольтера, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Уэллса. Особенное распространение антиутопии получили после победы социалистической революции в России. В этот период времени интеллигенция увидела, что социальные идеалы в результате их реализации могут превращаться в свою противоположность. Борьба за свободное общество на практике реализовалась в тоталитарном, подавляющем человека государстве.

Наиболее известны произведения антиутопии - это книги Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир», Дж. Оуэлла «Ферма животных» и «1984 год», А. Кёстлера «Мрак в полдень», JI. Мэмфорда «Миф о машине». В этих произведениях утопические проекты показываются как насилие над человеком и его природой. Утопия прокладывает путь тоталитаризму, поскольку идеализированное будущее не может быть лучше настоящего.

К жанру антиутопий принадлежат и романы-предостережения таких авторов как Дж. Лондон, К. Чапек, Р. Бредбери, А. Азимов, И. Ефремов.

Антихрист

Антихрист (греч. - противохристос), в культуре христиан противник Иисуса, который в конце света явится и возглавит борьбу против Христа, но будет им побежден. Этот образ возникает еще в рамках иудаизма. Его традиционно связывают с религиозными противостояниями в период царствования Маккавеев. В Новом завете Антихрист не Сатана, но некто, принявший всю его силу. Антихрист олицетворяет моральное зло. В обществе, где победил Антихрист, господствуют гордыня, скопидомство, надменность, злословие, непослушание родителям, неблагодарность, жестокосердие, ложь, клевета и т. д. Эти люди не знают любви, а наслаждение любят больше Бога.

Антихрист несет в себе абсолютное отрицание веры, прихода во плоти Иисуса Христа. Он носит маску Христа, но стремится уничтожить сущность христианской веры, занять место Бога, это фальшивый двойник - он похож на Христа, но заражен гордыней. В своем лице - действе Антихрист воплощает лжепророчество, стремится к деспотической власти.

Наиболее ярко выписан этот образ в Апокалипсисе. Там он - «зверь, выходящий из бездны». В тексте Нового Завета дается «число зверя»: 666. В магии чисел оно означает сумму числовых значений еврейских или греческих букв имени. Исторически это имя отождествляли с римскими императорами Нероном и Домицианом. Вплоть до XVIII в. просуществовала древняя легенда о том, что Антихрист - это отживший) возвратившийся в мир Нерон. Часто Антихриста связывают с Вавилоном - символом мятежа против истинного Бога.

Считалось, что он родился нечестивым образом, победил на войне трех царей (египетского, ливийского и эфиопского), захватит мировое господство и воцарится в оскверненных им храмах. И только второе пришествие Христа повергнет его в небытие.

Античная культура

Античная культура - целостное образование, охватывающее все ее исторические формы общественного сознания - политику и право, мифологию и религию, науку, философию и искусство. Географические рамки - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III- II тыс. до н. э.) до кризиса Римской империи в III в. н. э., положившего начало переходу к христианской культуре.. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об исторической специфике особого типа культуры, обладающей характерной парадигматической функцией. Охарактеризовать античную культуру - значило бы показать ее основные черты и особенности, которые, хотя она трансформировалась и модифицировалась на протяжении многих веков, постоянно сохранялись и воспроизводились. Главная из них состоит в том, что античная культура вырастает и развивается на основе городской (полисной) социальной и духовной жизни.

Античный полис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антропогонические мифы

Антропогонические мифы - один из способов осознания происхождения человека. Для культуры, основанной на мифологическим сознании, как правило, это космогонические представления о сотворении мира. Создание, происхождение, сотворение человека входит в общее мировоззрение как часть его. Иногда можно проследить различие создания тела человека и его души. В некоторых системах (буддизм) душа живет самостоятельной жизнью, «вселяясь» в тело, как человек в дом.

Во многих мифах весь мир сначала имеет человекоподобную форму (титаны, атланты, кариатиды), а потом происходит его разделение на вещественный и мир людей. Некоторые люди появляются в результате деления какой-либо общности - коллективной или парной. В античности, например, любовь - это объединение ранее разъединенных половинок первочеловека - андрогина (двуполого существа).

Создают людей боги, демиурги или герои. Материал бывает самым различным - от глины и скелетов животных до орехов и палок (Буратино). Часто создается сначала мужчина, потом женщина. Иногда вселенная возникает из убитого «первопредка». Во многих мифах (древнерусская «Голубиная книга») весь внешний мир отождествляется с человеческим организмом: скалы - кости, земля - внутренности, красная почва - кровь. Их названия часто совпадают, а люди, раскрашивая свое тело, сливаются с природой, получают ее силу.

Очень распространен тотемический сюжет - происхождение человека от растительного или животного предка. Бывают и обратные превращения. Например, у бушменов считается, что обезьяны сначала были людьми, а потом были наказаны за убийство сына героя. Иногда участвует в творении человека и «слово» - логос.

В разных мифологиях очень много общего, а идеи древних живы до сих пор в нашем сознании, иногда получают научное подтверждение.

Антропология

Антропология - комплекс наук о человеке, обществе и культуре. Включает в себя физическую антропологию, этнологию, социологию, лингвистику, антропологию религии, социальную географию, демографию.

Антропология культурная - область антропологии, основанная на сравнительном изучении различных культур, субкультур, культурных единиц с целью объяснения сходств и различий, устойчивых и изменчивых моментов социокультурной жизни.

Антропология прикладная

Антропология прикладная - использование знаний, полученных при изучении различных культур в решении практических проблем.

Антропология психологическая

Антропология психологическая - область антропологии, основанная на сравнительном изучении различных культур, субкультур, культурных единиц с целью объяснения сходств и различий личностных черт, характеристик, паттернов поведения принадлежащих к ним людей.

Антропология философская

Антропология философская - направление философии, концентрирующееся на изучении человека, личности и его отношений с миром.

Аполлон

Аполлон - в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Он очень древнего происхождения. В греческом языке не удалось раскрыть происхождение, его имени, его первоначальное значение. Считается, что имя Аполлон - догреческого малоазийского происхождения. Это божество в античной культуре многолико. Так он стреловержец, губитель, прорицатель, создатель человеческой и вселенской гармонии.

Лето на острове Делос родила близнецов: Аполлона и Артемиду. Аполлон рано стал могучим. Он нежным юношей убил змея Гифона в окрестностях Дельф. Основал там свое прорицалище - знаменитый Дельфийский храм, на фронтоне которого было начертано одно из известнейших в мировой культуре изречений: «Познай самого себя».

Аполлон учредил Пифийские Игры, убил великана Тития, который оскорбил его мать и т. д. Как целитель он был защитником от зла и болезней, возвысился до образа Солнца в его созидательных и разрушительных возможностях. Аполлон наделил даром прорицания знаменитую Кассандру, но после того, как она отвергла его любовь, наказал ее, лишив ее прорицания доверия людей.

Аполлон выступает как пастух и охранитель стад, основатель и строитель городов, музыкант и покровитель певцов, музыкантов, выполняет массу других функций. Его образ позволяет проследить развитие культуры через развитие его содержательного образа. Так, первоначальный образ тесно связан с растительным миром. Аполлон связан с лавром, кипарисом, дубом, маслиной, плющом. Потом развивается его связь с животным миром - он связан с вороном, лебедем, волком, бараном. Постепенно образ Аполлона вбирает функции охотника и пастуха, проникает в потусторонний мир, становясь демоном смерти.

В зрелой античности он становится богом гармонии, учит людей искусству, защищает отцовское право. Культ Аполлона - один из самых мощных и влиятельных в Греции, а потом и в Риме.

Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аргонавты

Аргонавты - (плывущие на «Арго») в греческой культуре миф о плавании в древнюю Колхиду, страну на побережье Черного моря, за Золотым руном. Наиболее полно путешествие описано в поэме А. Родосского «Аргонавтика». В мифе описывается, как корабль «Арго» под руководством Язона, сына Фессалийского царя Иолка, при участии героя Геракла, преодолевает расстояние от Греции до Черного моря. После того как они овладели руном, они с множеством приключений вернулись домой другим путем - через Дунай (Истр).

Арес

Арес - в греческой культуре бог войны. Причем, в отличие от Афины Паллады, которая была богиней войны честной и справедливой, Арес - сторонник войны ради войны, войны коварной и вероломной. Софокл называет его «презренным» богом. Амазонки дочери Ареса.

Ариадна

Ариадна - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Полюбив Тесея, который был заключен со спутниками в критском лабиринте, она дала ему клубок нитей (нить Ариадны). Распутывая клубок, Тесей вышел на свободу.

Армагеддон

Армагеддон - в христианстве - место эсхатологической битвы при конце света, в которой будут участвовать «цари всей земли».

Артемида

Артемида - в греческой культуре богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Охотится с луком, в окружении нимф и собак. Ее древняя (функция - следить за соблюдением обычаев, охраняющих растительный и животный мир в его цикличности. Например, потребовала в жертву дочь Агамемнона, который возглавлял ахейцев при осаде Трои, за то, что тот убил священную лань. Кроме того, она сама природа (медведица), девственница и защитница целомудрия.

Артефакт

Артефакт (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

Архангелы

Архангелы - в христианстве - «старшие» ангелы. В структуре ангелов - восьмой из девяти «ангельских чинов». Известен архангел Михаил - основной противник дьявола. Архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил выполняют свои специфические функции.

Архетип

Архетип - (от греч. arche - начало и typos - образ), изначальный, первоначальный образ, прообраз, запечатленный в душе человека. В философии Платона архетип - это образ, вид, идея - видимые только разуму, то есть проявляющиеся только в процессе мыслительной деятельности, «умозрения», теории. Запечатленные в душе человека образы - идеи, забываются в период рождения, а при встрече человека с прекрасным, отблеском вечного и подлинно сущего мира в мире чувственном, он начинает припоминать виденное душой от рождения. Учение Платона базируется на допущении всеобщей одушевленности космоса, космической и человеческих душ. Способность души обращаться к себе самой (т. е. размышлять и припоминать подлинную надчувственную реальность) - это высшая способность разума - возницы в колеснице души, где плохой конь олицетворяет чувственные вожделения, а хороший - волю.

Особое значение понятие «архетип» приобретает в «аналитической психологии» Юнга. Понятие архетипа позволяет охарактеризовать бессознательную активность человеческого «я», в основе которой лежит либидозная (жизненная энергия), импульсивность человеческой психики. Сам человек не является хозяином в доме собственной психики - врожденные психические структуры, коренящиеся в глубинах бессознательного, определяют формы мировосприятия и поведения человека. Это - временные схемы, которые представляют собой продукт исторического прошлого (коллективное бессознательное) и основу общечеловеческой символики, поскольку коренящиеся в глубинах нашего бессознательного архетипические образы определяют наш опыт, образы внешнего мира, все то, что всплывает на поверхность сознания.

Ряд тем «аналитической психологии» и «психоанализа» перекликается с проблематикой философии Платона учение об эросе, познание как припоминание и т. д. Но для Платона архетип сознания - это родовые понятия, содержание разума, видимые человеку в свете истины. Наиболее яркое представление об архетипах - эйдосах дает притча Платона о пещере, содержащаяся в диалоге «Государство». Человек здесь уподобляется узнику пещеры, прикованному к ее стене так, что и голову к выходу из пещеры он повернуть не может. Судить о том, что происходит за пределами пещеры, он может лишь на основании тех жалких теней, которые могут отбрасывать на находящуюся перед ним стену предметы, если их начнут проносить перед входом в пещеру. А сами предметы видны лишь в подлинном свете, свете солнца - истины, находящегося за пределами пещеры (чувственного мира, к которому прикован человек). Человек, стремящийся к истине, следует по пути разума и всеобщих понятий. Архетипы у Платона - это идеальные образы-понятия, всплывающие из бессознания при размышлении, например решении геометрической задачи (диалог «Менон»). В аналитической психологии процесс реализации архетипов - это проявление их на поверхности сознания в образе снов, религиозных представлений и мифологических символов.

Аскетизм

Аскетизм - первоначально в Древней Греции означало спортивное упражнение. В некоторых философских направлениях античности означало воздержание. В средние века аскетом считался человек, который подавлял чувственные желания, добровольно переносил физические муки, умерщвлял свое тело. Таким образом, человек, уходящий от мира, мирской суеты, отшельник возвышался над своим телесным началом и приближался к божественному духовному миру. Целью аскетизма было освобождение от физических потребностей и сосредоточение духа на приближении к богу. В отличие от идеала античного общества - гармонично развитого человека, в котором физическое и умственное сочетались бы друг с другом, в идеале средневекового общества господствует идея аскетизма - возвышение духовного через унижение телесного, материального.

Аскриптивность

Аскриптивность (приписанность) - свойство социальной позиции, заключающееся в том, что она достается ее носителю при рождении.

Ассоциации добровольные

Ассоциации добровольные - группы, в которых членство базируется на общем интересе. Например, профессиональном или связанном с проведением свободного времени.

Астральные мифы

Астральные мифы - осознание небесных процессов и их влияния на земную жизнь. Можно разделить на звездно-планетарные, лунные и солнечные (солярные) мифы. До сих пор сохранилась древняя традиция карту звездного неба составлять на основе созвездий, получивших название и очертание животных. Причем, создать иную, научную карту звезд до сих пор не удается - ни одна из попыток не прижилась в современной культуре.

В разных культурах звездное небо организуется по-своему, но между ними очень много общего. Так, во многих мифах разных народов звездное небо разделяется на 12 созвездий, которые имеют название и конфигурацию животных. В значительной мере эти конструкции близки к древневавилонским знакам Зодиака, которые через греческую традицию вошли в культуру Европы. Между современными европейскими, китайскими, восточно-азиатскими, индейскими вариантами отражения звездного пространства есть много общего. В науке до сих пор нет единого мнения о том, возникли эти параллели в результате культурной диффузии или независимо друг от друга.

Вполне возможно, что необходимость в астрономических познаниях была связана с культурной потребностью в календаре и в развитии мореплавания, требующего основания для ориентации. Данная астрономическая картина насчитывает около 6-ти тысяч лет. Ученые связывают ее создание с возникновением мегалитических сооружений. Пирамиды, кромлехи Стонхеджа в Англии, дру

Африки, живущих южнее Сахары. Отличаются в своей массе центральным персонажем, вокруг которого разворачиваются сюжеты. Они посвящены в основном тотемным предкам, антропоморфным и природным духам и богам.

Архаические мифологии пронизаны зооморфными тотемическими представлениями. Распространенным персонажем является небесный бог громовник. Иногда ему помогают культурные герои. Они учат людей выращивать культурные растения, приручать животных, добывать огонь, изготавливать орудия труда. Часто встречаются предки царского происхождения, имеющие атрибуты тотемных прародителей.

В более поздних мифах появляется царский предок, сливающийся с первым человеком и культурным героем. Можно выявить культ луны и солнца, других небесных светил. У некоторых народностей главным персонажем является дух воды. В более организованных сообществах Африки сложились политеистические пантеоны богов. В нем есть лидер и масса подчиненных персонажей. Отношения между ними бывают очень сложными - зачастую, лидерство бывает часто номинальным, зависит от поведения подчиненных персонажей.

Есть мифы со сложной внутренней организацией, развитой символикой. Встречается явление удвоения мифологии - жреческие институты создают «тайные» общества, которые сформируют собственное сознание для посвященных. Мифология этих уровней очень экзотична, но еще слабо изучена.

Афродита

Афродита - в греческой мифологии богиня любви и красоты. Она обладала космической силой, реализующейся в мощной, пронизывающей всё существующее любви. Она дает всему земному изобилие, является доброй спутницей мореплавателей, богиней браков и родов.

В Греции был развит культ Афродиты, имелось много храмов, посвященных ей (в Беотии, Мессении, на Крите, в Спарте). Она почиталась в Малой Азии, в Сирии. В Риме она получила название Венеры.

Афродита представлена в искусстве как никакая другая богиня. До нас дошло несколько скульптур Афродиты и многие десятки всевозможных копий. Наиболее известны работы Праксителя и Лисиппа. Известен сюжет «Суд Париса», где богиня изображается с Гефестом, Еленой и Менелаем при их встрече после окончания Троянской войны. В эпоху Возрождения художники больше обращались к римскому имени богини - Венера. Ей посвящали свои полотна такие великие художники, как Джорджоне, Тициан, Рембрандт, Рубене, Веласкес, Фальконе и другие. Использовался образ Афродиты и в литературе, и в музыке (оперы Ф. Сакрати, П. Коласа, А. Кампра и другие).

Следующая страница