Автор: | Амфитеатров А. В., год: 1901 |
Категории: | Рассказ, Легенды и мифы |
Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Современная притча (старая орфография)
Александр Амфитеатров
(Old Gentleman)
СВЯТОЧНАЯ КНИЖКА
С.-ПЕТЕРБУРГ
"Т-во Художественной Печати". Английский пр., 28.
1902
Современная притча
Младенец Иисус родился.
Вифлеемская пещера наполнилась светом, ангелы воспели хвалу. Звезда сияла на небе широкими изумрудными лучами. Мария замерла в благоговейном созерцании новорожденного Всесовершенства. Иосиф благоговейно пал ниц пред яслями, где возлежало Упование всех времен и народов.
И вот, - когда земля и небо смешали славу свою в недрах пещеры, и самое время, казалось, остановилось в экстатическом восторге, - в пещеру вошел старый, угрюмый, некрасивый человек. Он снял широкополую шляпу, стал на колени и набожно зашептал про себя молитву к сияющему Младенцу. И руки его, простертые вперед, тряслись, и одна из них была обезображена, обрублена на три пальца.
- Кто ты? - спросил изумленный Иосиф. - Откуда ты? чего здесь ищешь? Извечен порядок видении святого Рождества. Вот сейчас придут сюда поклониться Младенцу Христу пастыри, за ними волхвы... так свершается из года в год тысячу девятьсот лет! Но тебя я вижу в первый раз. Кто ты? Быть может, тоже волхв или пастырь?
Старик отвечал:
- Я глава народа пастырей.
Иосиф вопросил:
- Но почему же ты один? где твой народ? где они, эти добрые, верные, пастыри, которым некогда впервые улыбнулся новорожденный Христос?
Старик возразил:
- Пастырей нет более. Народ мой вырезан и разстрелянь пулями, разрывающимися в теле. Жены обезчещены. Домы разорены, скот уведен, поля вытоптаны. Немного нас осталось в живых, и рабство, неминуемое рабство, грозит уцелевшим.
Пораженный Иосиф воскликнул:
- Злополучные пастыри! бедный старик! Кто же, какой изверг принес вам столько несчастий?
Старик сказал:
- Волхвы.
Широко открыл глаза Иосиф, с сострадательным испугом подняла на старика прекрасные глаза свои Богоматерь, и лишь Младенец пребыл спокойным, улыбаясь в величии божественных всеведения и премудрости. Наконец Иосиф сказал:
- Старик, ты в заблуждении. Волхвы любят и чтут Христа. Они враги насилия. Вспомни: не они ли пришли, девятнадцать веков тому назад, в эту пещеру в одно время с вами, пастырями, чтобы осыпать колыбель Иисусову золотом и драгоценными камнями?
Старик вздрогнул и возразил:
- Золото! Какое ужасное слово! Ах, Иосиф! Кто дарит золото своему Богу, тому много-много золота нужно иметь для себя самого в своем житейском обиходе. И - чтобы иметь золото, на все идет человек: на предательство, насилие, подлость. Потому что, - каких ужасов ни натворил бы он, от всего думает золотом же и откупиться.
И, чтобы достать себе золота, пришли к нам грозные северные волхвы. И - во имя золота - растоптан наш пастырский народ, разорена земля, поруганы домашние очаги, отнята свобода. О! ты прав, святой Иосиф! Они зовут себя христианами, как и мы, поют псалмы, читают молитвы. Но они лгут, они притворяются. Истинный бог их - золото, и, чтобы они верили в могущество Божие им надобно, чтобы и бог их был золотой и вытягивал бы на весах столько-то и столько-то фунтов стерлингов.
Они богаты, мы бедны. Они премудры, учены, мы - простые пастухи, темные и скромные. Их много, нас - крохотная горсть. Они пришли и раздавили нас. Мы умерли...
Тогда отверзла уста свои божественная Дева Маpiя и кротко произнесла:
Старик покачал головою.
- Никого.
- Значит, другие народы не любили их?
- О, нет, святая Мать всех скорбящих! Напротив, не было народа под солнцем, который не изъявлял бы нам дружбы и приязни, который не проклинал бы жестокости и лицемерия наших врагов. Все были с нами словом, и ни один народ не оказал нам даже тени помощи делом.
И покрылся румянцем праведного гнева светлый лик Богоматери, и воскликнула она голосом, полным слез и изумленной скорби:
- Да разве люди уже забыли, что мир жив только божественною справедливостью? разве царство Сына моего уже кончилось на земле? разве умерли заветы, которые Он вам оставил?
Старик молчал. И тихо было в пещере. Ангелы пели:
- Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение...
Что- то страшно рыкнуло вдали.
- Что это? - в тревоге воскликнула Мария. Старик отвечал:
- Это - залп... Нас разстреливают... последних...
Ангелы пели:
- Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
- Чего же ты хочешь здесь от нас? - вполголоса молвил старику Иосиф, - зачем пришел к нам?
Тот возразил:
- Куда же еще идти мне, старику? Я потерял надежду на людей. Я измаялся, бродя, как нищий, от порога к порогу, стуча в запертые двери, слушая холодные отказы, прикрытые красноречивым лицемерием. От людей мне больше нечего ждать. Я увидел выфлеемскую звезду и пришел вслед за нею к последней надежде, к моему Богу.
- Господи! соверши чудо, потому что нас может спасти только чудо!
Ясно улыбаясь, безмолвствовал Младенец Христос, а Иосиф грустно сказал:
- Чудес более не бывает.
- Тогда нет больше на свете и свободы! - горько воскликнул старик.
- Разве свет кончается теми, кто сейчас умирает и живет? Разве каждое поколение - не посев, из которого следующее поколение вырастает, как будущая жатва? Разве те, кто умирает за свободу сейчас, не дарят сынам и внукам своим любви к свободе и надежд на свободу сторицею? Свобода безсмертна, как безсмертен Бог в небесах; умирают слуги свободы, но она в самой смерти их черпает новую жизнь, святость и силу. Свобода - отражение Божьей мысли на земле, и, кто умер за свободу, тот во имя Божие умер.
И поник старик благоговейною головою, и шептали уста его:
- Премудрость в будущем, а мы пылинки пред лицом Твоим! Но, Господи! Ты, запретивший проливать кровь, Ты видишь меня пред собою в крови ужасной войны... Отпустишь ли Ты мне грех мой? ведаешь ли Ты, что я не поднимал руки на бой неправый?
- Ты честно исполнил свой долг, - нежно сказала Богоматерь.
- Господи! Господи! измучился я! Господи помилуй!
И ярче стал свет в пещере Рождества, и дрогнули уста Младенца ласковою улыбкой, и вся природа замерла таинственною тишиною, и - среди священной тишины этой - неземной голос внятно и нежно прозвенел:
- Мир тебе, дядя Павел!..