Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Образ

Образ - отражение предметов и явлений внешнего мира в сознании человека. Образ можно рассматривать как единицу восприятия, расчленяющую поток ощущений на индивидуальные целостности.

Образец, стереотип, «паттерн» культурный-устойчивое образование, состоящее из действий, представлений и оценок. Они объединены в схему социального взаимодействия в типичных социальных значимых ситуациях.

Образ жизни

Образ жизни - единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни.

С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Образование

Образование - специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта. Элемент социализации, характеризующийся приобретением культурной компетенции. Образование - процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Главным при этом является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, резкими изменениями в структуре производства, информационным взрывом и т. д., изменила представления о тех личностных чертах, которые должны воспитываться школой.

Руководители двух тысяч американских фирм практически единодушно считают, что молодой человек, вступающий в мир современного труда, должен обладать следующими качествами:

- высоким уровнем общеобразовательной подготовки;

- способностью принимать самостоятельно решения;

- готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний;

- умением работать в группе, коммуникабельностью.

Между тем, традиционная система образования, сложившаяся еще в XIX веке, в промышленную эпоху, по инерции направлена на: запоминание наибольшего количества материала; умение воспроизвести его; - умение точно, без изменений выполнить задание.

Этих качеств явно недостаточно для жизни в быстроменяющемся, подверженном кризисам мире.

Образованное культурное меньшинство (культурная элита)

Образованное культурное меньшинство (культурная элита) - часть членов общества, обла-. дающих высокой степенью культурной компетенция. Их деятельность связана с разработкой научного знания, созданием произведений искусства, развитием философских теорий, поддержанием религиозных доктрин. Это люди, способные создавать и использовать сложные культурные объекты.

Обучение

Обучение - целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц. С помощью обучения достигаются такие индивидуальные изменения, которые нельзя объяснить процессами созревания развивающегося организма.

Общество информационное

Общество информационное - концепция, занимающая ведущее место в современной буржуазной социологии и футурологии, пришедшая на смену теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Она пронизана идеями технологического оптимизма. Основана на предпосылке, согласно которой информатика, компьютеры, микроэлектроника определяют и преобразуют всю социальную систему, выступают как средство создания новых социальных, надклассовых и наднациональных структур, изменяющих коренным образом механизм общественного развития. Авторы этой концепции (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда и др.) исходят из автономного характера развития научно-технического прогресса, рассматривают и оценивают его последствия вне связи с другими движущими силами социально-экономического развития. Концепция «информационного общества» опирается на крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил общества в промышленно развитых странах, которые вызваны комплексной автоматизацией и компьютеризацией, созданием индустрии информации. Японская программа построения «информационного общества», сформировавшаяся еще в середине 70-х годов, предусматривает, например, создание в конце XX века особой общественно-информационной структуры, охватывающей производство и сбыт, транспорт, обслуживание, управление, образование, быт и т. д. В рамках этой программы разрабатываются национальная политика создания « индустрии знаний », проекты реформ государственного социального развития, системы переобучения и перераспределения рабочей силы и т. п. На высшей ступени развития «информационное общество» должно превратиться, как утверждает Е. Масуда, в общество высокого уровня потребления и всеобщего благоденствия, в котором все проблемы и запросы личности, в том числе в творчестве и самореализации, будут удовлетворены за счет «глобального использования информации».

Общество открытое и закрытое

Общество открытое и закрытое - понятия, введенные К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на различных этапах их развития. Открытое общество - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Оно противопоставляется закрытому обществу - догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой ступени развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого - рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. Развитие современной цивилизации, по мнению К. Поппера, идет от закрытых к открытым общественным системам. Как пример закрытых систем он приводит такие разнообразные по своей социальной и политической организации общества, как Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия, Советский Союз эпохи сталинизма. Образцы открытого общества - древние Афины, ныне - так называемые западные демократии. Концепция открытого и закрытого типов общества дает возможность концептуального описания важных идеологических, политических и социально-психологических процессов, реально существующих в современном мире. В то же время игнорирование роли эволюции форм собственности, типов экономической и политической организации ограничивает возможности ее применения как универсальной концепции исторического процесса.

Общество традиционное

Общество традиционное - докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного тина, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ регуляции общественных отношений, основанный на традиции. Для традиционного общества характерны инерционность принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преобладание предписанных моделей поведения. В нем существует относительно простой и устойчивый тип разделения труда, тяготеющий к сословному или даже кастовому закреплению. Понятие традиционного общества введено в западной социологии, чтобы подчеркнуть отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Обыденная хозяйственная культура

Обыденная хозяйственная культура - это деятельность людей, связанная с жизнеобеспечением. Она находится вне пределов институционализированной системы общественного разделения труда.

Обыденный Уровень культуры

Обыденный Уровень культуры - совокупность вещей, идей, образов, содержаний социальных взаимодействий, их регуляторов, ценностных критериев. Все это складывается за рамками функций, выполняемых в системе общественного разделения труда. На этом уровне культурная компетентность приобретается не за счет специализированного обучения, а в ходе непосредственных неформальных контактов с окружением.

Обычай

Обычай - форма социальной регуляции деятельности. которая является унаследованной из прошлого и привычной для людей. Обычаи существуют в некоторых областях общественной жизни. В обычае всегда осуществляется неуклонное следование образцам прошлого. В качестве обычаев могут выступать религиозные обряды, гражданские праздники, производственные навыки и т. д. При помощи обычая передается социальный и культурный опыт от поколения к поколению. Обычай сплачивает людей. Существование обычаев связано с повторяемостью социальных, и производственных циклов. Они характерны для первобытного, рабовладельческого и средневекового общества. В современном обществе власть обычая в значительной степени подорвана.

Одиссей Улисс

Одиссей Улисс (лат. Vlixes). В греческой мифологии - царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, отец Телемаха, муж Пенелопы. Имеет длительную историю. Первоначально был олицетворением героя, отличавшегося умом и хитростью. Эти черты связывались с его родословной. Так, его дед Автолик считался клятвопреступником и вором. Отцом Автолика был бог Гермес, они вместе творили хитрости. От Гермеса Одиссей унаследовал ум, практицизм, ловкость и хитрость.

Первоначально Одиссей был персонажем авантюрных историй. Он описывался морским путешественником, которому грозила ежеминутная гибель, путешествия заносили его в потусторонний мир, он возвращался домой, когда его жена была на грани нового брака и т. д.

Позднейшие события превращают его в героя Троянской войны. Особенно у Гомера появляются иные мотивы: он страдает от гнева богов по причине любви к Родине, стремится вернуться домой; его самостоятельность, непокорность судьбе воспринимаются богами как вызов, посягательство на их власть. Одиссей навлекает на себя ненависть богов - тем самым он начинает жить вопреки традициям. В его образе проявляются тенденции новой жизни, которые впоследствии приводят к образованию западной, европейской культуры. Тем самым Одиссей стоит у истоков такой культуры, которой не было в древнем земледельческом мире, он человек иной культуры.

После включения Одиссея в круг вождей Троянской войны, он превращается в «разрушителя городов» - традиционной культуры. Его образ обрастает множеством новых характеристик. Гомер и другие творцы мифов еще не знают, к чему приведет такой новый для культуры человек. Пока он отличается тем, что умен, умеет выходить победителем из совершенно новых ситуаций. Хитрость и предприимчивость Одиссея - фиксация таких черт, которые потом превратятся в творческий характер личности тогда, когда цивилизация позволит человеку свое творчество проявлять не в хитрости, а созидании.

Ряд исследователей (М. Петров) делают вывод, что античная цивилизация приводит к возникновению Европейской культуры потому, что в ее недрах возникает человек-универсал. Земледельческое общество существует при кастовом строе. Люди там закрепляются за специфическими родами деятельности, которым соответствует свой жесткий культ-ритуал. Человек вписан в них на всем протяжении жизни. Одиссей как человек античного мира совсем не таков.

Одиссей могуч и силен - никто на Итаке не смог натянуть его лук, он искусно владеет копьем; в то же время он «велик душой», сердечен, его влечет домой тоска по родине, он превращается в гражданина. Кроме того, он владеет словом так, что никто не может с ним соперничать, он побеждает не только оружием, но словом и умом.

Одиссей получает такие характеристики, как «безупречный», «многоумный». Его хитрость переходит в умение при помощи интеллекта разрешить ту проблему, которая возникает в реальном времени и отлична от традиционного образа жизни, не описана в мифе, предании, ритуале. Его жизнеописание наполнено нестандартными ситуациями, жизнь его - бесконечные новации. Например, он предпочел брак по любви - был женихом Елены, но отказался от своих притязаний и женился на ее сестре Пенелопе, которую полюбил; Одиссей из-за любви к жене и сыну стал первым дезертиром-симулянтом, под предлогом сумасшествия отказываясь от похода на Трою. Одиссей суров и жесток, как все герои из его окружения, но постепенно на смену им приходит интеллектуальный героизм.

Можно еще и еще перечислять те приключения и подвиги, участником и автором которых был Одиссей. Главное - в его образе был описан человек новых исторических и культурных форм, предевропеец.

Оккультизм

Оккультизм - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку.

Цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, усматривается в достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира, открывающего доступ к так называемым тайным знаниям - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека.

На разных этапах развития культуры оккультизм вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в XVIII веке), позднее отошли в сферу науки. Однако большая часть так называемых оккультных явлений отвергается наукой как не находящая себе места в современной научной картине мира.

В середине XX века оккультизм переживает свое «второе рождение»; широкое распространение получили астрология, оккультная медицина, мантики. Среди причин этого явления - чувство неуверенности, разочарования в традиционных ценностях, бездуховность «массовой культуры», растущее отчуждение человека в обществе.

Онтогенез

Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genes -рождающий, рожденный) - процесс развития индивидуального организма, в отличие от филогенеза как процесса формирования вида. Термин введен немецким биологом Геккелем (в 1866 г.).

Организация

Организация - процесс и результат упорядочения социокультурных явлений. Их координация означает установление связей между равноценными единицами, выполняющими качественно разнородные функции. Соподчинение социокультурных явлений сводится к установлению вертикальных связей между функциональными единицами, при которых одни предписывают, координируют и контролируют деятельность других.

Организация социальная

Организация социальная - установление и поддержание устойчивых форм поведения и взаимодействия, обеспечивающих совместное существование индивидов. Социальная организация обеспечивает воспроизведение следующих социально наиболее значимых функций: жизнеобеспечение, воспроизведение потомства, социализация, контроль над внешней и внутренней агрессией.

Орел

Орел - во многих традиционных культурах - символ небесной, солнечной силы, огня и бессмертия. В древних мифах выступает как тотемический предок наиболее могущественных и воинственных общностей. Постепенно появляется культ этой мощной птицы. Он распространен очень широко - в Аравии, Месопотамии, Греции, у финнов, якутов, индейцев, жителей Согдианы и т. д.

Орёл в Сибири был покровителем шаманства, его символ вышивался на их одежде. Во многих культурах орел выступает в качестве Героя. Например, в мифологии Евразии распространен сюжет, по которому орел похищает солнце и дает его людям, учит добывать огонь.

Широко распространен сюжет, в котором орел похищает ребенка, спасает его. Мифологический Герой, зачастую, летает верхом на орле между мирами - живых и мертвых. В хурритском мифе река Тигр превращается в орла и по воздуху перелетает в другую землю. Во многих мифах орел воплощает образ воды.

В Библии орел связан с образами божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости. Кроме положительных характеристик, он символизирует гордыню.

Очень широко представлен орел в геральдике. Орлы, иногда с львиными головами, использовались в символике Шумера, Греции, Рима, Германии, России. Двуглавый орел - основа герба России.

Ортега-и-Гассёт

Ортега-и-Гассёт (1883-1955) - испанский философ и общественный деятель. Получил наибольшую известность благодаря книге «Восстание масс». В ней он противопоставил духовную элиту, творящую культуру, массе людей, которые довольствуются примитивными, стандартными понятиями и представлениями. Испанский философ считал, что в XX веке возникает «массовое общество», которое подавляет развитие личности, яркой индивидуальности. В культуре, искусстве, политике начинает господствовать усредненный стандарт и примитивизм мышления.

Орфей

Орфей - певец и музыкант, носитель магической силы искусства в греческой культуре. Его искусству покорялись боги, люди и даже природа. Орфей участвовал в походе аргонавтов, усмиряя своими песнями стихию и врагов.

Орфей был женат на Эвридике. После се смерти от укуса змеи он отправляется за ней в царство мертвых. Покорив всех своей игрой, он спасает Эвридику. Но нарушает условие - не смотреть на нее, пока не войдет в свой дом. Эвридика навеки возвращается в Аид.

Отклонение в поведении

Отклонение в поведении - поведение в стандартных социокультурных ситуациях, не соответствующие общепринятым ожиданиям, правилам, нормам.

Отклонение от социальной нормы

Отклонение от социальной нормы - несовпадение между желаниями индивида и морально санкционированными ценностями или целями, вызывающее несоответствие или расхождение с ожиданиями других людей.

Отчуждение

Отчуждение - социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную, враждебную ему силу. В машинном производстве XIX века человек являлся придатком машины, обслуживающим их элементом. В этих условиях нетворческая, механическая деятельность рабочего противопоставлялась ему, была ему чужда. Она не давала возможности реализоваться способностям человека, его «я». Из процесса труда рабочий выходит обедненным и опустошенным. Наемному рабочему эпохи классического капитализма (XIX век) противостоят и результаты его труда. Они не принадлежат ему, они противостоят ему на рынке товаров.

Предыдущая страница Следующая страница