Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Декадентство

Декадентство - понятие, при помощи которого в истории философии рассматривают упадок культур и народов. Этот термин употребляется для характеристики некоторых явлений в искусстве, в политике и поведении человека.

Декадентские настроения охватили значительную часть деятелей искусства в конце XIX - начале XX века. Это было связало с разочарованием творческой интеллигенции в разумности устройства общества, целей социального развития. Декаденты утверждали, что общество преследует грубо утилитарные цели в своем развитии. С их точки зрения, необходимо отстаивать свободу личности через погружение в сферу индивидуальных переживаний. Искусство должно быть вне политики. Любование красотой увядания жизни является одной из характеристик искусства декаданса. Среди крупнейших декадентов поэты П. Верлен, А. Рембо, К. Бальмонт, 3. Гиппиус, драматург и теоретик М. Метерлинк, философ Д. Мережковский.

Деметра

Деметра - в греческой мифологии - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса. Занимала почетное место в олимпийском пантеоне. Имеет древнее происхождение, первоначально «земля - мать», «богиня - мать». Позже - благостная к людям богиня, красавица, помощница в сельском труде. Она научила людей пахоте и посеву, сочетавшись ритуальным браком на острове Крит с богом земледелия Иасионом на трижды вспаханном поле. Триптолему она подарила колесницу и пшеничные зерна, которые тот посеял по всему свету.

Потеряв дочь Персефону, она ищет ее по всей земле. Этот сюжет стал основой мистерий, которые получили название элевсинских. Деметра удаляется в храм. На земле наступает голод. Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Но супруг Персефоны Аид делает так, что две трети года она проводит с Деметрой (весна - осень), одну треть - в царстве мертвых (зима).

Демократическая культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диалог

Диалог - определенная форма взаимодействия, между людьми. Она ориентирована на решение задачи или проблемы, характеризуется признанием участниками исходных взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее.

Диахронность

Диахронность (от греч. dia - через, сквозь и chronos - время) - исследование, состоящее в сравнении различных культурных единиц или черт во времени; противоположно синхронному исследованию, сравнению одновременно существующих объектов. Эволюционизм использует диахронный подход.

Динамический анализ

Динамический анализ - изучение процессов порождения культурного объекта, его становления, изменений, происходящих с ним, вплоть до его разрушения.

Дионис, Бахус, Вакх

Дионис, Бахус, Вакх - в греческой мифологии бог растительности, виноградарства, земледелия и виноделия. В Грецию этот миф проник из фракийской области. Приживался с трудом, распространился поздно. В VII- VIII вв. до н. э. его культ стал в полисах вытеснять культы местных богов и героев. Считается, что это было связано с его противопоставлением аристократическому Аполлону. Тесно связан с культом Деметры - он по одной из версий - сын ее и Зевса. Персонаж Элевсинских мистерий. Культ Диониса отождествляется с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом.

Дискуссия

Дискуссия - метод познания и решения проблем. Суть заключается в столкновении противоположных мнений, убеждений с целью выявить истину или добиться общего согласия.

Диспозиция

Диспозиция - (от лат. dispositio - расположение) - готовность, предрасположенность индивида к определенному восприятию, поведению, действию, поступку.

Дистанция индивидуальная

Дистанция индивидуальная - в этологии - механизм рассредоточения индивидов, определяющий «радиус» личного, персонального пространства, в центре которого находится охраняющий его индивид.

Диффузия

Диффузия (от лат. diffusio - распространение, растекание - распространение инновации из места ее поражения на соседние регионы через межкультурные контакты. В основном достигается благодаря добровольному заимствованию.

Доминанта

Доминанта (от лат. dommans - господствующий) - главенствующий признак, основная идея или важнейшая составная часть чего-нибудь.

Достижение

Достижение - характеристика социальной позиции, обусловленная тем, что индивид но своей воле, с помощью собственных усилий может занять и удержать ее.

Древнеарабская мифология

Выделяется мифосознание домусульманской эпохи (1 тыс. до н. э.-- нач. VII в. н. э.). Наиболее определенным было мышление населения оазисов и государственных образований. Кочевые племена не имели зрелого мифа. Северные племена вступали в контакт с народами Сирии и Палестины, заимствуя у них многие моменты их культуры, письменности и мифосознания.

Сложился целый ряд форм сознания, которые были самостоятельными, но многое заимствовали друг у друга. Многие боги переходили из одной системы в другую в результате переселения или объединения племен. Так же как у иудеев, имя верховного божества считалось запретным.

Важная роль отводилась Луне и Венере. География Аравии способствовала тому, что солнце почиталось в роли грозного, наказующего бога. Можно выделить природных и производственных богов. Но из-за тайны имени и дублирования всех функций главным божеством, вспомогательных богов трудно выделить.

Считается, что в поздний период появляется единое верховное божество, которое носило синтетический характер (Аллах, демиург и отец богов). Оно выражало тенденцию к объединению различных этнокультурных и религиозных явлений. Многие моменты этих различных мифообразований перешли в мусульманство.

Древнерусская цивилизация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Древо жизни

Древо жизни - один из вариантов древа мирового. Выражает представление о жизни во всех ее положительных проявлениях в противоположность смерти. Во многих космогонических мифах жизнь разворачивается как определенная последовательность, сравнимая с ростом дерева (сравни с генеалогическим деревом). Происходит постепенное развертывание жизненного начала во все более и более содержательных формах.

Древо жизни олицетворяет основное свойство жизни, которое заключается в самовос-производстве. В мифологии, как правило, после сотворения цикл жизни включает: рождение, рост, деградация, смерть. Могут быть и другие схемы, например, рождение, жизнь, смерть, возрождение. Иногда связывают че-тырехчленность древа жизни симметрией пространства по сторонам света.

Так, в Библии описывается древо жизни посреди рая, приятное на вид, хорошее для пищи, дерево познания добра и зла. Бывают сюжеты, когда древо плодоносит двенадцать раз в году, а листья служат для исцеления народов.

У древних шумеров дерево растет на берегу Евфрата, в его корнях живет змея, в ветвях - птица Анзуд, в стволе - Лилит. Хорошо известен фольклорный сюжет, в котором Герой попадает в страну мертвых, взбирается на древо жизни, оттуда его уносит гигантская птица, которую он кормит, в том числе, своим мясом. Живая вода помогает вернуть Герою его плоть и силу. Часто Герой при этом спасает свою будущую жену.

Данный сюжет распространен практически у всех народов, поскольку растительность, деревья практически у всех народов служат символом плодородия и жизни. До нас дошел гороскоп друидов, в котором судьба людей связывается с календарным циклом и деревьями разных пород, олицетворяющих свойства мира, влияющих на жизнь человека.

Дух святой

Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К. Юнг пришел к выводу, что архетипом этого образа является волнистая, холмистая земля, покрытая высокой травой, колеблемой ветром. В этом образе Дух ощущается как творящий, космический, природный ветер.

Во многих мифологических сюжетах проникновение в человека Духа Святого делает его совсем другим. В иудаизме, например, человек становится мужественным, неудержимым, способным к несепию царского сана. В христианстве Дух Святой открывает тайну любви и добра. Дух близок к познанию. В христианском предании распространен сюжет, в котором Дух Святой играет на священных писателях и святых как на «музыкальных инструментах».

В современных представлениях Дух Святой связывается с получением откровения, совпадающего с -экстатической религиозностью ранее достаточно умеренных верующих. Духи - мифологические существа, которые связываются с трансфизическими состояниями человека. Развитые представления насчитывают 7-12 духовных состояний, высшие из которых невозможно понять человеку из-за свойств, отсутствующих в нашем мире. Обычно выделяют астральное, эфирное, ментальное, нирванное и другие состояния.

Иногда духи противопоставляются богам как духовным сущностям более высокого, но принципиально отличного от последних плана. В буддийской традиции только человек способен в цепи перерождений достигать высоких духовных степеней, включая и абсолютное состояние - нирвану.

В современной традиции считается, что существует ряд духовных миров - измерений, нахождение в которых определяется содержанием духовности.

Духовное развитие

Духовное развитие - процесс обогащения духовной культуры человека и общества. Он направлен на реализацию идеалов, внематери-альных интересов. Предпосылкой духовного развития человека выступает стремление не ограничивать свою жизнедеятельность удовлетворением телесных потребностей. Идеалы духовного развития культуры - гуманизм, свобода, индивидуальность, творчество и др. реализуется в процессе развития разума человека, его эмоциональной сферы, в отношениях с другими людьми. Важная особенность этих процессов - способность самооценки и самосовершенствования, стремление больше понимать и чувствовать. Степень духовного развития проявляется в познавательной активности человека, в его нравственных качествах, эстетических вкусах, а также в религиозных убеждениях. Основные средства духовного развития - приобщение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями (научным, художественным, нравственным, религиозным) в процессе образования и самовоспитания, а также деятельность в этих сферах. Духовное развитие общества воплощается развитием форм общественного сознания: религии, морали, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса. Достижения в этих сферах можно рассматривать как показатели развития духовной культуры, главным из них является степень свободы человека в данном обществе, его гуманизм.

Душа

Душа - иррациональное, духовно-мифологическое представление о наличии в человеческом организме самостоятельной духовной части - компоненты. В отличие от смертного тела душа, как правило, обладает свойством бессмертия. Э. Тайлор, одним из первых исследовавший понимание души первобытным сознанием, пришел к выводу о стадии культуры, которой свойственно одушевлять весь мир (анимизм). На этапе тотемизма душа слита с предком и телом, она еще пс отделена от целого. На стадии развития примитивной производственной деятельности происходит отделение образа «вещи» от идеи этой же вещи. Возникает параллельный духовный мир.

Первоначально эта духовность осмысливается как демонический мир, затем появляется представление о субстанциональной одушевленности. Последняя превращается в образ души как момента вечной духовной субстанции, принимающей одну из форм в зависимости от своего содержания.

Наиболее древней и развитой является буддийская традиция. Согласно ей, делимая мировая духовность находится в стадии бесконечного становления, которое происходит в соответствующих формах. Физический мир выступает определенной «школой» для души, которую необходимо «закончить». Других возможностей подобного становления в мире нет.

Душа проходит минеральную, растительную, животную и человеческую стадию развития. По мере реализации содержательной «программы», душа поднимается на более высокий уровень. Это восхождение есть карма. Отход от предназначения в конкретной жизни ведет к возврату в «низший класс».

В христианстве душа после смерти человека попадает в рай или ад, где пребывает до второго пришествия мессии и страшного суда. Суд принесет воздаяние праведникам и наказание грешникам и бессмертие.

Дюркгейм Эмиль

Дюркгейм Эмиль (1858-1917) -французский философ и социолог. Дюркгейм исходил из факта тесной связи человека и общества, которая по отношению к индивиду является принудительной. Отдельная личность поглощается личностью коллективной. Дюркгейм считал коллективными представлениями также законы и формы мышления.

Предмет социологии он видел в изучении социальных фактов: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Приверженность эволюционизму проявилась у Дюркгейма главным образом в типологии обществ (сложные общества как комбинации простых), в объяснении социальной жизни посредством обращения к ее «элементарным» формам и т. д. В то же время Дюркгейм представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа в социологии, подчеркнув специфичность социальной реальности и понимая общество как интегративное целое, состоящее из взаимозависимых частей. Под функцией он понимал соответствие того или иного явления определенной потребности социальной системы.

Б наиболее крупной работе "«Элементарные формы религиозной жизни...» Дюркгейм, на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживает социальные истоки и функции религии и форм познавательной деятельности. Дюркгейм стремится доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие.

Предыдущая страница Следующая страница