Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Ф

Ф - двадцать вторая буква современного русского алфавита, обозначающая губной целевой глухой согласный звук; читается как «эф». Раньше имела несколько написаний и произношений: «ферт» и «фита», что смешивалось уже в XII в. В праславянской философической азбуке несла много важных смыслов: Форма, Двуединство формы и содержания, Фотон, Огонь, Космоэнергия, Организм, Атом, Вселенная. В быту эта буква произносилась полунасмешливо «фи» и ассоциировалась по-разному: «ферт» - с важностью, высокоумием, умением человека «держать руки в боки», а «фита», напротив, - с человеком-законником, чиновником, крючкотвором, бюрократом. Соответственно одному давали прозвище «ферт», а другому - «фетюк», «фитюлька». И то, и другое было обидным и даже оскорбительным. В кириллице эта буква имела числовое значение 500. В русский алфавит была перенесена из греческого, возможно, что по причине ее чужеродности в русском языке она употребляется мало.

ФАВОРИТ

ФАВОРИТ (лат. - благосклонность) - любимец высокопоставленного лица, приобретающий за счет расположения и доверия политическое и иное влияние в обществе, в стране. Фавориты и фаворитки нередко были любовниками и любовницами правителей, вельмож. Они сами делали мелкие услуги власть имущим. Слово «фаворит» в Россию пришло при Петре I и значило «любимец власти». Сегодня оно употребляется с отрицательным лексическим значением применительно к тем приближенным людям, кто не имел реальных деловых достоинств, а лишь за счет лести добивается милости руководителя.

ФАКТОР

ФАКТОР (лат. - делающий, производящий) - обстоятельство, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующие это развитие. Фактор, в этом случае, делается причиной изменения, определяющей ее характер и отдельные черты. Различают факторы ведущие и вспомогательные, прямые и косвенные, внешние и внутренние, социальные, экономические, политические, психологические, педагогические и иные. Иногда «фактор» идентифицируют с понятиями «условия», «причина», «основа». Слово «фактор» в русскую речь пришло при Петре I, и тогда оно обозначало человека - «поверенного в делах» чиновника.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ - установление и выявление скрытых от исследователя факторов появления тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний объекта. Это есть процедура поиска факторов, предопределивших состояние тех или иных объектов анализа. Как правило, это анализ многомерный, комплексный, объединяющий в себе и другие виды анализа, методы оценки и получения информации в поисках корреляционных связей, указывающих на существование общего для изучаемых явлений фактора. В педагогических исследованиях и особенно при изучении состояния духовно-нравственного воспитания целесообразно использовать именно этот вид анализа.

ФАЛЬШЬ

ФАЛЬШЬ (нем. - ложь) - что-то поддельное, ненастоящее, обманное, подложное, неверное. Это когда внешнее впечатление не соответствует сущности и истинной цене, качеству. Фальшивыми могут быть вещи, слова, поступки, музыкальное исполнение и т.д. Фальшивой, т.е. неискренней, может быть любовь учителя к ученикам, неестественным может быть поведение ученика, отпирающегося в своей виновности. Фальшь - это всякая ложь, являющаяся грехом для верующего человека.

ФАМИЛИЯ

ФАМИЛИЯ (лат. - семья) - поименование человека по семейной (родительской) принадлежности, прибавляемое к личному имени и передаваемое по наследству от отца к детям. В русской культуре фамилии в их настоящем значении появились лишь в XIX в. Когда-то фамилии означали имя не отдельного человека, а всего рода, племени. С ростом городов фамилии появились у знати и богатых людей, их наличие считалось роскошью. С отменой крепостного права фамилии стали иметь все граждане России. Они «делались» из отчеств (по отцу), из имен, прозвищ, названий местности, профессии предков и т.д. Каждая русская фамилия имеет свою историю и свой смысл, напрямую характеризующую ее носителя. Сегодня фамилия - главный опознавательный знак лица, она выполняет функцию его представления.

ФАМИЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

ФАМИЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ - повторение в каждом новом брачном союзе, новой семье культуры и особенностей тех семей, в которых воспитывались муж и жена. Брак - это связь разных семейных традиций, набора правил, ценностей, привязанностей. Если все это у мужа и жены различно, то возникают проблемы. В родительской семье усваивался свой «фамильный сценарий», который неосознанно преследует человека всю жизнь. Тип брака, отношения, семейные роли повторяются. Одни и те же сюжеты могут переходить из поколения в поколение с удивительной точностью, заставляя получать определенную профессию, иметь определенное число детей, любить одни и те же вещи. Иногда следуют, как предписаниям, этим прошлым, но оставшимся в памяти следам. И при этом всё кажется естественным и своим. Зная о существовании такого психологического феномена как «фамильный сценарий», можно более критично и осознанно повторять родовое прошлое, отбирая в свое настоящее лишь лучшие традиции.

ФАНАТИЗМ

ФАНАТИЗМ (лат. - исступленный, неистовый) - слепая преданность своим взглядам и убеждениям, приверженность каким-либо идеям, а также стремление им неукоснительно следовать в своей практической жизни. При этом фанатизм проявляется как нетерпимость к другим взглядам, к инакомыслящим людям. В этом случае фанатизм может порождать страшное зло - изуверство, насилие, преследование. Так бывает с верующими, попавшими в деструктивные религиозные секты. Религиозный фанатизм есть форма насилия над свободой мысли и чувств, над личностью.

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ (лат. - плод воображения) - мысленная психическая деятельность, создающая воображаемые образы и ситуации, не существующие в жизненном опыте человека. Фантазия - это воображение, изобретательная сила ума, самобытное творчество человека. Фантазия необходима в любой человеческой деятельности, в том числе и в педагогической. С ее помощью человек может опережать события, проектировать деятельность. Правда, иногда фантазия может быть в форме пустой мечты, которая уводит человека от реальной жизни. Слово «фантазия» когда-то было именем сына бога сна Гипноса, спящего в виде неодушевленного предмета - то земли, то воды, то дерева или камня. С тех пор этот мифологический образ сохранил себя в названии образа поэтического, психологического, мысленного.

ФАРИСЕЙСТВО

ФАРИСЕЙСТВО (гр. - отщепенец) - отрицательное духовно-нравственное качество личности, состоящее в совершении лицемерных поступков, проявлении ханжества и фальши. Когда-то в древней Иудее (II в. до Р.Х.) существовала секта верующих, у которых требования к себе и к людям расходились между собой. Они демонстрировали необычную святость, высокоумие, особую преданность Богу. Они тщательно исполняли многочисленные религиозные обряды, напоказ усердно молились и раздавали милостыню и ратовали за смягчение нравов. Вместе с тем, в жизни они нарушали божественные законы, проявляли корысть и неискренность. Иисус Христос обличал фарисеев за внутреннюю нечистоту. Фарисейство есть древняя форма союза человека и демонических сил.

ФАРФОРОВАЯ СВАДЬБА

ФАРФОРОВАЯ СВАДЬБА - юбилей бракосочетания, посвященный 20-летию со дня свадьбы. Фарфор, этот белы, плотный, огнеупорный керамический материал, символизировал прочность, устойчивость семейной жизни, брака. На фарфоровую свадьбу положено стол сервировать фарфоровой посудой и дарить подарки из фарфора. Этот юбилей празднуется скромно (впереди серебряная свадьба), в кругу семьи и близких.

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (лат. - предопределенный судьбой, роковой) - философское учение о неотвратимости судьбы и хода событий, о роковой неизбежности наступления того или иного события, предотвратить которое человек бессилен. Идеи фатализма достаточно полно представлены в исламе и христианском учении блаженного Августина. Согласно учению фатализма человек - не хозяин своей жизни, все происходит без участия его воли и желания. Фаталисты верят в судьбу, в «слепой рок» - фатум, как необходимость природы. «Любовь и судьба», по мнению некоторых философов, есть признак человеческого величия.

ФАШИЗМ

ФАШИЗМ (ит. - связка прутьев) - форма национально-консервативной идеологии, основа политического течения правоэкстремистского толка. Первоначально фашизм декларировал идеи общенародной национальной солидарности и государственного единства; он противостоял космополитизму Европы, «пролетарскому интернационализму» революционной России, «дикому спекулятивному рынку» и т.д. Вырождение его началось по мере роста влияния среди народа и отхода от христианства. Фашизм стал агрессивным, бездуховным мировоззрением, откровенно расистским и воинственным. В Древнем Риме слово «фашизм» обозначало пучок прутьев с топором посередине, что служило знаком власти и орудием наказания преступников. Как политическое движение фашизм родился в Италии после первой мировой войны, теоретически оформившись в Германии. В обыденной жизни фашизмом нередко называют всякий тоталитарный государственный режим.

ФЕВРАЛЬ

ФЕВРАЛЬ (лат. - очищение) - второй месяц календарного года. Его название связано с ежегодным обрядом очищения в Древнем Риме. Латиняне называли его «фебруарий», «фелуарь». Это месяц вьюг, большого снега, лютых морозов. В русской культуре он имел, в соответствии с этим, названия - «лютый», «снежень», «вьюган», «сечень». Этим он близок январю. Но это и «бокогрей», когда начинает пригревать солнце и одному боку тепло, а другому - холодно. За месяц день прибывает на 3 часа - «на лошадиный шаг». Это месяц, когда «солнце на лето, а зима на мороз». Особенность месяца в том, что он високосный - неполный (по 28 или 29 дней). По обычаям зимнего русского края это месяц свадеб и многих православных праздников. Первого февраля день Преподобного Макария Египетского (примета: коли на Макария ясно - весна ранняя); 6 февраля - день Аксиньи-полузимницы, день перелома зимы; 15 февраля - Сретение и начало Масленицы. Для системы образования этот месяц - время студенческих каникул и для всех обучающихся активный месяц начала второго полугодия учебного года (семестра, четверти). Это время, наиболее благоприятное для изучения естественных наук.

ФЕМИНИЗМ

ФЕМИНИЗМ (лат. - женщина) - теория равенства полов в правовом, экономическом политическом и ином аспекте. На основе этой идеи родилось самостоятельное движение феминисток в 70-е годы ХХ столетия, хотя сама идея была сформулирована еще в XVIII в. Демократическое общество считается с движением феминисток и постепенно выравнивает права мужчин и женщин. Вместе с тем, феминизм породил явление феминизации отдельных сфер жизни общества и некоторых профессий. Так, школы явно попали в эту тенденцию. Учительство сегодня стало преимущественно состоящим из женщин, что вызвало феминизацию школьного образования и воспитания. Мальчики и юноши в школе воспитываются женщинами и сами невольно делаются более феминизированными. Феминизация воспитания усугубляется безотцовщиной, в том числе и скрытой, увеличением числа неполных семей.

ФЕНИКС

ФЕНИКС - мифологический образ огненной птицы, живущей по несколько сот лет и перед смертью сжигающей себя в гнезде. При этом из пепла, согласно мифам, рождается новый феникс - символ вечного мирового движения. Эта птица обитает около Солнечного города близ Индии, живет без еды, питается святым духом. 500 лет она наполняет свои крылья благовониями. В русской сказке «Финист - ясный сокол» как раз о Фениксе. Для русской культуры эта птица - символ счастья и удачи.

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (гр. - являющееся) - это необыкновенно яркое, необычное, редкое, особое явление, имеющее более или менее большое значение в развитии ситуации, системы. Чтобы быть феноменом данное явление должно проявить себя в трех ипостасях: собственно в явлении, в явленном, в процессуальности. Если этого нет, то явление перестает быть феноменальным и самоуничтожается. Появление феномена в педагогике есть тройственный акт: являющий, связанный с личным началом, имеющий свою историю; являющийся, т.е. находящийся в движении, в развитии и имеющий свою форму, структуру; являемый, т.е. становящийся условием чего-нибудь другого, нового. Таким образом, феномен - это нечто откуда-то возникшее, чем-то определенным являющееся и на что-то влияющий.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - это анализ любого явления, понятия, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя анализ явления со всех сторон: с позиций прошлого, т.е. истории возникновения, смыслов и значений, формы и структуры, видов и типов проявления и функционирования, в аспекте связей с другими и взаимного влияния их друг на друга. Феноменологический анализ «раскладывает» на составные то, что свободно проявляется, существует, самоопределяется. Этим он отличается от ноуменологического анализа, т.е. анализа несостоявшегося и не раскрывшего себя явления, находящегося лишь в исходной стадии, до своего проявления и потому приблизительного, гипотетического, предсказательного, не более. В педагогике очень часто бывают востребованы оба вида анализа.

ФЕТИШИЗАЦИЯ

ФЕТИШИЗАЦИЯ (фр. - идол, амулет) - особое почитание каких-либо неодушевленных предметов, приписывание им сверхъестественных и чудодейственных свойств. Фетиш - это предмет слепого поклонения, особой веры и надежды. Фетиш для человек становится явленной истиной, воплощенным законом бытия, способом упорядочения жизни. Чаще всего фетишизировались деревянные идолы, изображающие людей, зверей или какие-либо даже незначительные предметы - камни, куски дерева, металла, ткани. В первобытном обществе фетишизация была существенным и непременным элементом бытия и веры. Фетишизм был низшей формой религии, вытекающей из анимализма. Фетишам молятся, их ставят на полях, фермах, во особых помещениях. Название «фетиш» предметам-идолам дали португальские моряки, увидев их у сенегальских негров. Сегодня понятие «фетишизация» стало распространяемым на другие, сходные явления. Так, мы говорим о фетишизации того или иного понятия в науке как о преувеличении его значения.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека - внутренних органов, двигательной и костно-мышечной систем, сохранение и укрепление здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры, личной гигиены и способов поддержания здоровья и создания здорового образа жизни; формирование механизмов физического самовоспитания, самообразования, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства. Физическое воспитание учащихся является важной составляющей всей воспитательной системы; оно во многом зависит от духовно-нравственного воспитания личности.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ - вид наказания, преследующего цель причинить телесную боль провинившемуся. Это жестокий вид наказания, поскольку, по исследованиям психологов, оно травмирует психику ребенка, препятствует естественному развитию его характера, у него появляется устойчивый страх. «Твердая рука», «ежовые рукавицы», ремень - это орудие духовно слабого родителя. Бьют беззащитного, у которого нет ни сил, ни прав, чтобы защитить себя. У человека, перенесшего частые физические наказания, появляется агрессия, ломается характер, растет комплекс неполноценности. В российской системе образования применение физического наказания запрещено законом.

ФИЛАНТРОПИЯ

ФИЛАНТРОПИЯ (гр. - человеколюбие) - педагогическое движение за развитие нравственного самосознания населения, направление его на любовь к ближнему, на заботу об улучшении участи человечества, на оказание всяческой помощи нуждающимся. Филантропия - форма общественной активности благотворительного содержания. Во всех отношениях это богоугодное дело. Впервые возникла как прогрессивное педагогическое течение в Германии конца XVIII в. В его задачу входило коренное изменение существующей в те годы системы воспитания и обучения, как не соответствующей общественно-экономическому развитию страны. Главным пороком школы учителя считали зубрежку, вербализм, отрыв от реальной жизни, жестокое обращение с детьми. В конце ХХ века в России филантропия стала развиваться в рамках благотворительности и гуманной педагогики.

ФИЛОГЕНЕЗ

ФИЛОГЕНЕЗ (гр. - возникновение вида, рода) - развитие живых существ от их первопредков до настоящего их состояния. Это историческое развитие живых организмов, в том числе и человека. Филогенез - это весь исторический путь развития человека и человечества.

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ (гр. - любомудрие) - наука о познании мира, имеющая предметом умственное (мысленное) постижение начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного. Философия исследует и определяет законы и цели всего бытия вообще, умственной, нравственной жизни и деятельности человека в первую очередь. Это познание вещей Божеских и человеческих. По выражению философа - «это эпоха, схваченная в мысли», это наука «о достижениях человеческой мудрости, о познании истины и добра». На основе интеграции философских и педагогических знаний родилась философия образования.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (педагогическая философия) - область педагогического знания, изучающая воспитание, образование и обучение с позиций и в связи с концептуальными мировоззренческими представлениями о человеке, личности, целях развития в конкретно-исторических условиях. Это пограничная наука, интегрирующая в себе знания из области педагогики, истории, психологии, социологии, этики и философии, предназначенная для поиска закономерностей функционирования образования как культурно-исторического феномена в развитии человеческого общества и мировой цивилизации. Задачей философии образования является поиск путей и способов выведения целей образования, принципов формирования его содержания, структуры и технологий воспитания и обучения из представлений о мире, месте и земной миссии человека. Такую сложную задачу педагоги пытались решать с помощью такой науки, как педология, в первой половине ХХ века. Но педология опиралась тогда не на философию, а на естественные науки, физиологию, анатомию и экспериментальную психологию. В результате сложного исторического пути развития идей педологии родилась педагогическая антропология. Следующим шагом в понимании сущности и первооснов образования стало создание науки философии образования.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ (нем. - фиалка) - цвет фиалки, сочетающий в себе голубые и красные оттенки. Фиолетовый цвет традиционно символизирует духовное начало и связан с жертвенной кровью. В литургии он связан с идеей покаяния, с искуплением и самоуглублением. В нем как бы объединяется мудрость и любовь. В старинных изображениях Спаситель предстает в фиолетовом одеянии. Это церковный цвет, особенно для праздника Креста Господня (Воздвижения и др.). В то же время это цвет смирения, укрощения страстей.

ФИСКАЛЬСТВО

ФИСКАЛЬСТВО (лат. - доносчик) - отрицательные и даже порочные действия человека, проявляющиеся как доносительство, ябедничество, наушничанье, жалобы. Слово до сих пор существует в двух полярных смыслах. Первый - нравственный, в аспекте осуждения таких действий как порочных. Второй - связан с деятельностью налоговых и милицейских служб по выявлению скрытых действий отдельных граждан, направленных на разрушение законности. Первоначально именно этот смысл был единственным. «Фиск» - это денежный ящик, «наполнением» которого занимался надзиратель - чиновник, собирая налоги, долги и пожертвования с граждан. Еще в XVIII в. в России «фискал» было высоким званием чиновника, инспектора, ревизора по финансовым делам.

ФОБИЯ

ФОБИЯ (гр. - страх) - устойчивое неприятие каких-либо людей, идей, событий, страх перед ними и даже сильная ненависть к ним. Фобии имеют массу разновидностей: акрофобия (боязнь открытых пространств), клаустрофобия (боязно закрытых пространств), никтофобия (боязнь темноты), зоофобия (боязнь животных), гидрофобия (водобоязнь), юдофобия (неприязнь к лицам еврейской национальности), русофобия (неприязнь ко всему русскому) и др. Фобия - это акт подсознательный, подчас необъяснимый рациональными причинами, в своем проявлении навязчивый и непроизвольный. Нередко его корни кроются в детском восприятии жизни, в испуге.

ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОР (англ. - народная мудрость) - это народное творчество как элемент национальной культуры, во всех его видах и жанрах. Существует музыкальный фольклор (песни, танцы, инструментальные наигрыши), устное народное творчество (былины, сказки, пословицы, поговорки и др.), художественно-прикладное ремесленное творчество (резьба по дереву и металлу, плетение, вышивка и др.), драматическое (игровое) творчество (кукольный театр, вертеп, игры и зрелища, народные драмы и др.). Произведения фольклора лишены авторства, они передаются от исполнителя к исполнителю устным путем, путем показа и повторов действий. Поэтому существуют сильно отличающиеся друг от друга варианты одних и тех же песен, танцев и пр. Фольклор - это базис мировой культуры. Через него предстает огромный пласт народной культуры с ее ритуалами, обрядами, мировоззрением. Это подсознательная коллективная память на свою историю. «Фольклор - это закодированная в устойчивых образах и символах родовая коллективная память народа». Изучение фольклора, продолжение его творения вошло в содержание современного образования и создало фольклорную систему воспитания. Фольклор изучает специальная наука - фольклористика.

ФОЛЬКЛОРНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

ФОЛЬКЛОРНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ - система воспитания, основанная на глубоком изучении фольклора, его проживании и возрождении как устойчивого и естественного компонента образа жизни современного человека. Фольклор является основой всякой культуры, национальной тем более. Фольклор потенциально обладает большими духовно-нравственными возможностями, особенно эффективными в воспитании детей, фольклорная деятельность может и должна войти в образ жизни людей как основание для преемственного и непрерывного развития народной национальной культуры, фольклор есть носитель и эталон духовной красоты, эстетического идеала и хорошего вкуса. Фольклорная система воспитания - это изучение учащимися фольклорных жанров как предмета познания, это возрождение фольклорных элементов праздников, это освоение прикладных умений и навыков. Фольклорная система воспитания основана на диалоге культур прошлого, настоящего и будущего. Такие системы восстанавливаются в семейном воспитании и в специализированных этнических школах, например, школах народной культуры.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ

ФОМИНА НЕДЕЛЯ - во второе воскресение по Пасхе Церковь вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фому, который отличался в вере особой требовательностью и, узнав о явлении Спасителя по Его Воскресении, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». На восьмой день по Своем Воскресении Господь явился среди учеников и, обращаясь к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим». Тогда апостол Фома, исповедуя истинность Христова Воскресения, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» С тех пор образное выражение «Фома неверящий» стало обозначать упорное неприятие очевидного. В честь Фомы отведена следующая за пасхальной неделя. В русской православной культуре - это неделя поминания усопших и погибших. Люди посещают кладбища, убирают могилки, молятся, поминают ушедший в мир иной. Именно на Фомину неделю приходится Радоница.

ФОРМАЛИЗМ ЗНАНИЙ

ФОРМАЛИЗМ ЗНАНИЙ (лат. - относящиеся к форме, схеме знания) - качество знаний, получаемых механическим заучиванием, без достаточного понимания и умения использовать их на практике. Формализм знаний - это соблюдение внешней формы в ущерб сути дела, это отрицание роли идей, жизненного назначения знаний, отрыв от действительности, от актуальных вопросов жизни, это приобретение знаний ради знаний или престижа зарабатываемой оценки. Формализм знаний нередко порождается тем, как и что преподает учитель, как к знаниям относятся в обществе, насколько знания реально поддерживают общественное и личное развитие (экономическое, политическое, духовное) и рост.

ФОРМИРОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ - сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. Личность, развиваясь под влиянием родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму - у нее начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства. С точки зрения философии формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность - личность. Таким образом, человек овладевает собственным поведением и входит в общество с его нормами и требованиями, постепенно переходит от натуральной жизни к культурной и цивилизованной. Поскольку все психические процессы имеют процессуальных характер, и способом их существования является развитие, то, по убеждению психологов, именно формирование связывает эти два явления. Формирование есть основной способ существования психического как процесса и через формирование оно движется в своем развитии. В педагогике «формирование» употребляется и как результат развития человека, и как организаторская деятельность учителя по воспитанию и обучению учащихся. Нередко понятия «формирование» и «воспитание» употребляются как идентичные. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он все это получает в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие достигает свой уровень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются знания, навыки и умения, мышление, память, мировоззрение и многое другое. Но не все в человеке развивается только под влиянием формирования. Это лишь одно направление и средство развития.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это устойчивые завершенные способы организации педагогического процесса в единстве всех его компонентов - цели, принципов, содержания, методов и средств. Таких форм очень много: беседа, урок, консультация, дискуссия, викторина, вечер, линейка и т.д. Процесс формообразования длительный. Урок, диспут например, складывались в течение нескольких сот лет, беседа - тысячелетий. Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда определяется характер методов и средств, способствующих достижению цели. Деятельностная сущность формы несомненна. Каждая форма организации педагогического процесса имеет свою технологию и по-своему простраивает взаимодействие учащегося и педагога. Различают по степени сложности простые формы (беседа, экскурсия, викторина, выставка, зачет, экзамен), составные (урок, конкурс, вечер, воскресник), комплексные (дни здоровья и защиты детей, недели книги и театра, фестивали, операции, марши и т.д.). Педагогический процесс в образовательных учреждениях организуется через такие педагогические формы.

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ - это те канонизированные тексты, в виде документов, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов и ситуаций. Каждому из этих объектов проектирования присущи свои формы. Так, на этапе моделирования развития школы как системы это развитие проектируется в Законе, Уставе, Концепции, Положении о школе, Едином тарифном справочнике и др. На этапе собственно педпроектирования система школы проектируется в квалификационных характеристиках, профессиограммах, учебных планах и программах и т.д. На этапе педагогического конструирования развитие школы проектируется в Правилах внутреннего распорядка, планах учебно-воспитательной работы, планах управления деятельностью школы и др. Свои формы имеет проектирование педпроцесса. Число и характер форм педагогического проектирования может меняться в зависимости от условий. Важно не сводить их к бумаготворчеству, оторванному от реальной жизни образовательного учреждения.

ФРАЗЕРСТВО

ФРАЗЕРСТВО (фр. - пустословие) - отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся в склонности и любви человека к пустословию, красивой фразе, бессмысленному пустозвонству. Фразерство чаще всего проявляется у человека тщеславного, болтуна, щеголя. Такие люди ненадежны в общении, в деле, в дружбе. Им всегда, как актерам, нужны слушатели и зрителя. Фразерство порождается безответственностью, и в свою очередь способно породить графоманию как бессмысленную любовь к созданию и публикации любых текстов, на любые, без разбора, темы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (лат. - направление) - степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Это начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность. Противоположным функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ (лат. - направление) - степень неподготовленности человека к выполнению возложенных на него функций или добровольно взятых на себя. Функциональная неграмотность проявляется в: недостаточной сформированности речевых умений, ведущих к неправильному пониманию и искажению смысла при восприятии чужих мыслей и к нечеткой передаче собственных; неумении пользоваться государственными нормативными актами; пренебрежение нормами и правилами личной безопасности; невладение основами профессионально значимых знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения производственных функций; неспособности справляться со все возрастающим потоком информации и компьютерная неграмотность. Словом, это незнание того, что необходимо для жизни и деятельности на уровне нормы. Функциональная неграмотность растет по мере роста формализации знаний.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - разновидность анализа, характеризующегося как метод выявления функций рассматриваемого объекта и изучение их влияний на другие объекты. Функциональный анализ применим лишь к тем явлениям, которым приписываются функции, например, общественные движения и организации, отдельные компоненты педагогического процесса и сам процесс. В состав функционального анализа входит очень широкий круг явлений: выявление субъективных предпосылок (целей, мотивов) деятельности индивида в системе; выявление последствий функционирования объекта в системе, ее адаптации или дезадаптации в ней, т.е. определение функциональных или дисфукнциональных последствий; определение тех изменений, которые возникают под влиянием функции; определение условий, при которых наиболее полно выполняется функция; механизмы выполнения функций; факторы, ограничивающие последствия действия функций, диапазон их влияния. Функциональный анализ проводится посредством полного и точного описания явлений, их феноменологического анализа; описания участников, зависимых сторон, способов их поведения, эмоциональное и рациональное значение, мотивы, закономерности этого поведения.

Предыдущая страница Следующая страница