Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Самоотношение национальное

Самоотношение национальное - система эмоционально-оценочных установок в адрес собственного "я" представителя определенной нации, позволяющих удовлетворять его национальное самолюбие и осознавать роль и значение этнической группы среди других национальных общностей.

Самопознание национальное

Самопознание национальное - процесс осмысления, усвоения и воспроизводства представителями конкретной этнической общности существующих национальных отношений, традиций, культуры, языка, проявляющийся в сознательном выборе и поддержании системы ценностей своего ближайшего этнического окружения, определение по отношению к нему своей собственной позиции.

С. н. - сложный, динамичный процесс формирования личности, который неразрывно связан с ее социальным становлением, предполагающий передачу и усвоение накопленного опыта, знаний, традиций старшего поколения. С. н. предусматривает: активное включение индивида в существующие в обществе экономические, политические и межнациональные отношения; самооценку им своей роли и места в системе этнических связей: саморегуляцию поведения в соответствии с нормами-ценностями и требованиями своего ближайшего окружения.

С. н. тесно связано с процессом формирования этнического самосознания как формы проявления сознания человека, имеющего специфическую социальную этнопсихологическую и биологическую природу. С. н. может соответствовать или не соответствовать объективным потребностям жизни и деятельности представителей этнической общности. В зависимости от своего статуса в этнической общности, степени идентификации себя с ближайшим окружением личность становится способной к творческой деятельности, активному саморазвитию или увяданию и деградации. Низкий уровень национального самопознания, незнание истории народа, языка, его традиций сдерживает самоопределение личности, ее активное саморазвитие и адаптацию в обществе.

Самостоятельность национальная

Самостоятельность национальная - специфическая определенность существования человека или социальной общности, в результате которой этнический субъект осознает себя инструментом проявления своей собственной воли и своих собственных отношений.

Внешним выражением С. н. является общественный статус человека как представителя той или иной этнической общности, обеспечиваемый определенным объемом его социальных прав и обязанностей, закрепленными в конституции национального государства. С. н. не тождественна суверенитету - правовой свободе субъекта в рамках социальной целостности (региона, республики, страны, государства), выражаемому в форме самоуправления - одного из возможных способов существования социальной общности. Уменьшение различий в С. н. между работниками, гражданами, народностями, нациями, регионами, республиками, государствами - объективная тенденция исторического прогресса, однако искусственные препятствия ее развитию приводят к острым социальным и национальным конфликтам, войнам.

Самоутверждение национальное

Самоутверждение национальное - сознательный выбор личностью социальной позиции, усвоение и реализация ею своей роли в системе этнических межгрупповых и межличностных связей и отношений.

С. н. имеет сложную структуру. Оно включает в себя познание человеком национальных особенностей своего этноса, его культуры, традиций, психологии, истории, языка, познание своего "Я", сознательный выбор своей социальной позиции в обществе, идентификацию своего "Я" с национальной общностью, группой, индивидуальное включение в систему общественных и межличностных связей и отношений. С. н. может рассматриваться также как показатель социальной зрелости личности, осознания ею общественной значимости и ответственности перед своей национальной общностью, группой.

Он способствует (или тормозит) формированию национального самосознания личности, ее профессиональному и социальному становлению, ускоряет или замедляет процесс адаптации ее в обществе, в системе межэтнических связей и отношений.

С. н. можно также в определенной степени относить не только к индивиду, но и к этнической группе. В этой связи, так же как и личность, группа характеризуется определенной динамикой развития национального самопознания, спецификой присущей ей ментальности, своеобразием проявления черт национального характера, системы социальных ценностей, нравственных норм, психологических особенностей и стереотипов поведения, присущих только этой этнической общности.

Свойства национально-психологических особенностей

Свойства национально-психологических особенностей - проявление закономерностей функционирования национальной психики.

Во-первых, национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность (см.: Детерминация этнопсихологическая). Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития.

Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Хотя, с другой стороны, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.

Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств.

Поэтому, в-третьих, они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью, что является следствием специфики этнопсихологического отражения (см.: Отражение этнопсихологическое) .

Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является, в-четвертых, их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей.

Связь этнопсихологии с другими науками

Связь этнопсихологии с другими науками - ее взаимодействие с другими отраслями знаний, которое обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей.

Этнография и социология помогают этнопсихологам: методологически верно и всесторонне изучать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки, поведение представителей различных национальных (этнических) групп; понять, как они влияют и в каком отношении находятся с национально-психологическими особенностями, как последние проявляются в процессе социальной, профессиональной, политической, экономической и бытовой деятельности людей, на изучение которых и ориентированы эти науки.

Историческая наука дает возможность этнопсихоло-логам точно интерпретировать факторы и источники формирования психологии тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных национально-психологических особенностей на различных исторических этапах их развития.

С другой стороны, уже упомянутые и другие науки, например, педагогика, политология и т. д., нуждаются в результатах исследований этнопсихологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные феномены, процессы и явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов способна более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихологи способны подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, т. к. оно во многом определяется спецификой национального опыта той или иной этнической общности.

Сегрегация

Сегрегация (от лат. segregatio - отделение) - крайняя форма проявления расовой и этнической дискриминации, ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности.

С. порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Символизация (этническая)

Символизация (этническая) - процесс проявления скрытого бессознательного в сознательном через поговорки, анекдоты, спонтанные реакции и т. д.

Так, многочисленные анекдоты, рассказывающие о преимуществах одной нации над другой, - типичное проявление С. э.

Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей представителей многонационального коллектива

Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей представителей многонационального коллектива - совокупность направлений, способов и приемов педагогического воздействия и влияния, рассчитанная на представителей определенной этнической общности.

Главным элементом этой деятельности является, во-первых, изучение представителей различных этнических общностей. Воспитатели обязаны предварительно знакомиться с нравами, обычаями, традициями народов, с представителями которых они работают. Изучение последних должно быть процессом непрерывным, постоянно совершенствующимся и с течением времени все более углубляющимся, без чего не достигается успех и в последующем, когда придет очередь осуществления и собственно педагогического воздействия.

Во-вторых, важнейшим направлением педагогической деятельности является осмысление воспитателем характера взаимоотношений и морально-психологического климата в многонациональном коллективе.

В этом случае невозможно обойтись без рекомендаций специалистов-ученых, разработанных ими специальных методик, позволяющих выявить общую картину межнациональных отношений в коллективе и на этой основе определять и корректировать направления совершенствования воспитательного процесса.

В-третьих, большое значение имеет деятельность воспитателя по сплочению многонационального коллектива. Его главная задача - повернуться лицом к каждому конкретному представителю той или иной этнической общности, четко выявлять, осмысливать и принимать во внимание мнения и позиции каждого человека по поводу специфически национальных проблем, складывающихся в коллективе. Воспитатель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей, широко использовать знания национально-психологических особенностей людей для наиболее эффективного стимулирования их активности в коллективе. В процессе сплочения коллектива воспитатель обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно объективно способствовало укреплению дружбы и братства между представителями разных национальностей.

В-четвертых, особым направлением деятельности воспитателя является предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе, которые всегда являются следствием неправильных взаимоотношений представителей одной национальности с другой, отсутствия накопленного ранее опыта непосредственных контактов между ними, а иногда выступают и результатом излишней впечатлительности от такого рода взаимодействия и общения. На первых порах совместной деятельности представителей различных национальностей нужно предвидеть излишнюю замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по земляческому признаку. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Главное, не упустить того момента, когда начинают возникать какие-либо трения между этими объединениями. Следует принимать все возможные меры, чтобы они не переросли в конфликты. Одной из таких мер может выступить забота об авторитете актива многонационального коллектива. Воспитатель должен делать все от него зависящее, чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих в коллектив.

В-пятых, важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (см.).

Системный подход к анализу национальной психики

Системный подход к анализу национальной психики - один из принципов исследования национальной психики и национально-психологических особенностей людей, интерпретирующий их как целостное, сложно организованное единство, находящееся в непрерывном взаимодействии своих составляющих частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству.

Системообразующие компоненты психологии нации

Системообразующие компоненты психологии нации - одно из понятий этнопсихологической науки, призванное объяснять наличие статиче-скб'й в отличие от динамической формы существования национально-психологических явлений.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные Интересы, ценностные ориентации и традиции.

Однако, во-первых, в их содержании присутствуют разноплановые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных и волевых, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации, например, в ценностных ориентациях.

Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующей необходимо исследовать еще и динамическую сторону психологии нации (см.: Динамические компоненты психологии нации). В российской этнопсихологической науке сторонники теоретико-аналитического подхода (см.: Теоретико-аналитический подход в этнопсихологии) стремятся изучать в национально-психологических явлениях лишь системообразующую сторону, приверженцы же функционально-исследовательского, подхода (см.: Функционально-исследовательский подход в этнопсихологии) в основном изучают их динамику. И те и другие не должны противопоставлять друг другу свои точки зрения. Следует рассматривать психологию нации во всех формах ее существования и проявления. Только в этом случае можно добиться всесторонности и полноты ее изучения и объяснения.

Славянские народы

Славянские народы - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально-психологические особенности представителей славянских народов, проживавших издревле на территории России.

Русские, украинцы (см.) и белорусы (см.) -народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть-их населения.

Русская, украинская и белорусская нации - одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 процента составляет городское население, 26 процентов - сельское. На Украине - 67 и 33 процента, в Беларуси - 65 и 35 процентов соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на их психологический облик, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть из них, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и многих других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким как пьянство, наркомания, разврат, воровство, и т. д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

- высокая степень осмысления окружающей действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

- достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

- уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

- общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

- достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

- отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

- в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил, у них неизменно проявляются стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя других людей.

К сожалению, теперь когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, т. к. у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает незыблемую истину: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.

Соловьев В. С.

Соловьев В. С. (1853-1900) - русский религиозный философ и публицист. С. предложил к определению национального характера подходить посредством изучения идеалов и ценностных ориентации русских в отличие от представителей других этнических общностей. С его точки зрения, идеал русского народа не есть "могущество", власть (являющиеся побудительной силой для других наций), не есть богатство, материальное процветание (свойственные по его мнению, англичанам), не есть красота и "шумная слава" (характерные для французов). Не столь важно для русских оставаться самобытным народом, верным традициям глубокой старины (эта черта, присущая англичанам, в России, считал С., есть только у староверов). И даже идеал честности и порядочности (поддерживаемый, например, немцами) не есть та ценность, которой реально дорожит русский народ.

Русским присущ "нравственно-религиозный идеал", который, по мнению С., характерен не только для России, т. к. подобные ценности лежат в основе мировоззрения, например, индийцев. Однако в отличие от них, у русских стремление к "святости" не сопровождается тем самобичеванием и аскетизмом, которые являются непременным атрибутом в Индии.

Метод, с помощью которого С. попытался определить специфику национальных идеалов и национального характера, очень прост. Логика его заключалась в следующем: если какой-либо народ пожелает похвалить свою нацию, то он хвалит ее за то, что ему близко, за то, что для него важно и значимо, тем самым в самой похвале отражая некие, самые существенные основания, по которым можно судить о существующих в обществе ценностях и идеалах.

Концепция С., безусловно, интересна, однако она вызывает много возражений, особенно относящихся к методам исследования национального характера. Однако и здесь есть рациональное зерно, если его изучать современными способами, с помощью контент-анализа и выявления устойчивых характеристик национальной психики экспериментальным путем.

Сопротивление (этнопсихологическое)

Сопротивление (этнопсихологическое) - способ психологического отрицания, выражающийся в нежелании осознавать вытесненные в сферу бессознательного комплексы.

Посредством С.э. представители тех или иных этнических общностей избегают неприемлемых, неблагоприятных, психотравмирующих переживаний, состояний.

Так, после распада Британской империи и обретения независимости многими ее колониями, народы, населяющие их, стараются не вспоминать о положительном вкладе англичан в развитие экономики, культуры, науки, искусства, производства. Это особенно проявлялось в ситуациях, когда деятельность политических режимов в данных странах носила антианглийскую направленность.

Социализация

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Социальная помощь беженцам и иммигрантам

Социальная помощь беженцам и иммигрантам - различные формы содействия и поддержки, оказываемые социальными службами государственных и негосударственных структур преимущественно представителям конкретных этнических общностей.

По содержанию эта помощь может быть: материальной, правовой, психологической, педагогической, профориентационной, медико-санитарной, информационно-просветительской.

Материальная помощь включает в себя финансовую, натуральную (снабжение вещами первой необходимости, предоставление бесплатных обедов и т. д.) виды помощи, а также обеспечение людей временным жильем (в приютах, общежитиях).

Правовая помощь предполагает консультации по правовым вопросам, охрану прав и интересов, в том числе и национальных, защиту их в суде и других государственных органах.

Профориентационная помощь состоит из оказания консультаций по выбору профессии, предусматривает содействие в трудоустройстве, дает возможность сменить квалификацию и т. д.

Педагогическая помощь содержит следующие виды услуг: помощь в овладении учебными предметами, консультации по вопросам воспитания и самовоспитания, в переобучении и др.

Психологическая помощь предполагает диагностику, консультации, профилактику отклоняющегося поведения, коррекцию психологического развития, психотерапию, тренинги общения и т. д.

Медико-санитарная помощь включает в себя проведение консультаций по планированию семьи, содействию восстановления здорового образа жизни, физической реабилитации.

Информационно-просветительская помощь направлена на предоставление информации беженцам и иммигрантам по проблемам, их интересующим и способствующим восстановлению их социальных функций.

Помощь беженцам и иммигрантам может быть временной (разовой), в ряде случаев - неотложной, а также и продолжительной. Помощь может оказываться прямо, т. е. быть направленной непосредственно клиенту, обратившемуся в социальную службу, и опосредованно- через работу с социальным окружением клиента. Социальная помощь оказывается иммигрантам не посредственно самой службой, либо через различные общественные и государственные организации и фонды.

Оказываемая социальная помощь направлена на адаптацию беженцев, иммигрантов к новым условиям, интеграцию их в новую иноэтническую среду, на поддержку и выявление внутренних резервов человека, его возможностей самостоятельного преодоления сложив шихся обстоятельств.

Социальная работа с беженцами и иммигрантами

Социальная работа с беженцами и иммигрантами - а) профессиональная деятельность специалистов по оказанию помощи беженцам и иммигрантам в повседневной жизни для адаптации и восстановления их способности социального функционирования в новой иноэтнической среде; создание условий для преодоления кризисного состояния и возвращения к самостоятельной жизни и жизнеобеспечению;

б) оказание содействия в реализации возможностей и получении необходимых материальных ресурсов, предназначенных беженцам, иммигрантам в соответствии с законом.

Социальная работа с беженцами и иммигрантами направлена на содействие людям в решении их личностных проблем. В социальной работе реализуется государственная социальная политика по отношению к данной категории населения: осуществляется реабилитационная программа; оказывается психологическая помощь по преодолению душевных срывов и жизненных кризисов; предоставляется информация о возможностях и условиях реализации прав беженцев и иммигрантов; оказывается прямая натуральная и финансовая поддержка.

Работа с иммигрантами и беженцами проводится через социальные службы - систему государственных и негосударственных структур, имеющих в своем составе специализированные виды работ (правовая, реабилитационная, психологическая, финансовая и другие виды). Социальная работа ведется на индивидуальном групповом уровнях, а также с отдельными семьями, со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, престарелыми.

Социальный работник, осуществляющий работу с иммигрантами и беженцами, выполняет роль посредника между клиентом и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психологическом здоровье населения; содействует взаимопониманию между беженцами, иммигрантами и окружением; влияет на взаимодействие между организациями и институтами по оказанию помощи и услуг, защищает и помогает реализовывать интересы, права беженцев и иммигрантов, предоставляемые им в соответствии с законом. Наряду с высоким профессионализмом, социальный работник должен обладать такими обязательными качествами, как человеколюбие, склонность к сопереживанию, психологическая грамотность, хорошие коммуникативные и организаторские способности.

Социально-психологический (этнический) архетип

Социально-психологический (этнический) архетип - набор специфически направленных ценностных ориентации и ожиданий представителей конкретных этнических общностей, вызывающих привычную для них гамму чувств и способов поведения" проявляемых при реакции на воздействия предметов и явлений окружающего мира.

В отличие от понятия "архетип", введенного К. Юнгом, С.-п. а. передается человеку по наследству от предыдущих поколений, существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом (неизменном, подсознательном) уровне. Действия, поступки, проявления чувств, возбуждаемые С.-п.а., бывают гораздо более сильными, чем побуждения, инициируемые в психике человека простыми воздействиями окружающей его среды.

Образование и закрепление С.-п. а. представителей определенных наций и народностей связано с их историческим опытом и культурой. Каждый человек рождается на свет с потребностями и начинает проявлять активность, чтобы удовлетворить их. Но существует много способов удовлетворения каждой потребности, которые взаимозаменимы и в принципе дают один и тот же результат. Развивающаяся и совершенствующаяся социальная система каждого государства в процессе этногенеза ориентирует его представителей на принятые только в ней способы и приемы поведения, тем самым обеспечивая возможность эффективных взаимоприемлем мых совместных действий. Затем в ходе последующего этапа социализации человека в обществе происходит формирование такой его мотивации, при которой стрем-' ления и влечения представителя конкретной этнической общности начинают подчиняться лишь национально специфическим формам восприятия воздействий окружающего мира и способам реакций на них. В последующем национальная культура закрепляет у человека набор таких ориентации, делает его личностью определенного типа, которая в дальнейшем еще более адаптируется к своему этническому окружению, развивается, совершенствуя свое теперь уже национально своеобразное мировоззрение.

С.-п.а. регулирует процесс образования собственных национальных установок и стереотипов представителей конкретных этносов, создает основу их развития и закрепления.

Социальные службы миграции

Социальные службы миграции - структуры исполнительной власти страны, осуществляющие государственную политику в области миграции населения.

В своей деятельности они руководствуются законодательством страны. С.с.м. реализуют федеральные, межрегиональные, региональные, местные миграционные программы. Они организуют прием, временное размещение беженцев, вынужденных переселенцев на территории РФ, оказывают помощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства; защищают права мигрантов в соответствии с действующим законодательством; контролируют миграционные процессы и миграционную ситуацию в регионе; осуществляют социальную помощь и поддержку мигрантам.

Государственные С.с.м. финансируются из госбюджета. Негосударственные С. с. м. создаются на благотворительной основе. С. с. м., помимо осуществления социальных программ, содействуют развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и иных предприятий, обеспечивающих рабочие места для мигрантов, оказывает помощь в трудоустройстве мигрантов, а также в хозяйственном обустройстве.

Федеральная миграционная служба РФ (ФМС) также разрабатывает проекты федеральных и межрегиональных программ и обеспечивает их реализацию, распределяет средства из республиканского бюджета на решение проблем миграции и осуществляет контроль за их исполнением, разрабатывает и реализует меры в области внешней трудовой миграции граждан РФ, осуществляет и разрабатывает меры по привлечению и использованию труда иностранных граждан на территории РФ, признание в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих в РФ, осуществляет международное сотрудничество по проблемам миграции, организует прием и проживание мигрантов на территории РФ, контроль за миграционными процессами в стране, защиту прав мигрантов, готовит предложения по совершенствованию законодательства в области миграции.

Социальный контроль

1) система вырабатываемых западным обществом средств внешнего принуждения и побуждения;

2) теория на Западе, разработанная для регулирования ситуаций в обществе, когда мотивация людей к несогласию с нормами, существующими в нем, сильнее, чем мотивация к согласию с ним.

Стремление к "согласию с нормами" может приводить к возникновению глубинных конфликтов личности с нормативными требованиями социума нации. Возникающая фрустрация влечений разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе и этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущей вразрез с предписанными, запрещающими нормами. С. к. используется для предотвращения поиска средств и способов активного выражения этих устремлений и побуждений личности.

С. к. может быть направлен на то, чтобы "загнать внутрь" нежелательные для общества побуждения индивида и "держать" их под постоянным давлением, но он не в состоянии полностью подавить все влечения людей. Излишний С. к. приводит к постоянным вспышкам насилия, терроризма, агрессии и антиобщественных действий.

Специалист по социальной работе с беженцами и иммигрантами

Специалист по социальной работе с беженцами и иммигрантами - социальный работник, осуществляющий свою профессиональную деятельность по оказанию помощи и социальной реабилитации беженцам и иммигрантам.

Специалист по социальной работе с данной конкретной группой населения выполняет следующие функции: социально-терапевтическую, предупредительно-профилактическую, организационно-коммуникативную, социально-педагогическую, организаторскую, социально-бытовую, психологическую, охранно-защитную и т. д.

Социально-терапевтическая функция направлена на восстановление физических сил клиента, оказание ему медицинской помощи.

Предупредительно-профилактическая функция предполагает осуществление комплекса мер по предупреждению негативных последствий в развитии социальной ситуации, в которой находится беженец, иммигрант.

Диагностическая функция реализуется в сборе информации о клиенте и его ситуации, ее анализе с целью определения средств, методов оказания эффективной помощи.

Организационно-коммуникативная функция направлена на привлечение к разрешению сложных проблем, имеющихся у беженцев, иммигрантов, специалистов различных ведомств, учреждений, общественных организаций и налаживанию действенной связи между ними.

Психологическая функция направлена на создание условий, возможностей, а также оказание психологической помощи для восстановления индивида к активным социальным действиям.

Охранно-защитная функция предполагает использование специалистом по социальной работе правовых норм, гарантий, направленных на защиту прав беженцев и иммигрантов.

К специалисту по социальной работе предъявляются следующие требования: компетентность, профессионализм, коммуникабельность, владение организаторскими и управленческими навыками и т. д. Специфическими навыками специалистов по социальной работе являются: уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом, к индивидуальным и групповым различиям; преимущественное отношение к индивиду, к обществу; стремление к саморазвитию в своем профессионализме и др.

Список использованной литературы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стандартное этнопсихологическое исследование

Стандартное этнопсихологическое исследование - изучение национально-психологических особенностей людей, не предполагающее в ходе его осуществления межкультурного сравнения.

Объектом С.э.и. выступает национальное сознание или самосознание, национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы, национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи, специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок и своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения С.э.и. необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик исследования, адекватных его целям и задачам; либо адаптированная к конкретной общности модификация существующих в психологии методик изучения сознания личности, ее психических процессов, состояний и образований,

В настоящее время разработана специальная программа С.э. и., предполагающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из 24 стандартизированных методик, включающих: этнопсихологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений ценностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели; методику выявления импульсивности-целеустремленности; методику исследования нормативных предпочтений группы; методику оценки восприятия индивидом группы и др. (см.: Крысько В. Г, Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию,- М., 1996).

Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, наиболее разработанными в области применения С. э. и. являются методики изучения этнических стереотипов, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.

Статус этнический

Статус этнический - элемент социального статуса, который определяет место индивида, группы, общности в структуре межэтнических отношений.

С.э. является неотъемлемой составляющей положения этнической группы в обществе. Индивид обладает конкретным С.э. в силу своей принадлежности к этнической группе. С.э. отражается в этническом сознании и является своего рода результатом сравнительного анализа, осуществляемого людьми в процессе взаимодействия с представителями других национальных общностей.

Представления о С.э. индивид получает в процессе социализации и общения с представителями других общностей. Наличие предпочтительных характеристик в содержании С. э. способствует высокой самооценке индивида, его уравновешенному и защищенному состоянию. Преобладание более низких характеристик, напротив, ведет к формированию невысоких в социальном отношении представлений индивида о себе, своей этнической группе, общности.

С.э. имеет показатели как общие с социальным статусом человека в целом, элементом которого он является, так и собственно этнические, в которых отражаются степень преемственности этнической культуры, длительность исторического развития, степень распространенности национального языка, международный престиж этноса, уровень самоидентификации со своей этнической общностью.

Показателем С. э. является также уровень этнической сплоченности (см.: Этническая сплоченность). Важной характеристикой С.э. является и отношение к бракам с представителями других национальностей.

С.э. находится в постоянной динамике. На оценку С.э. оказывает влияние наличие или отсутствие этнических конфликтов.

Стереотип национальный (этнический)

Стереотип национальный (этнический) - схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности.

В основе С. н. часто лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какой-либо нации или народа. Исходя из них, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям данной национальной общности. Например, в ходе специального исследования, проведенного в Ленинграде, были зафиксированы не всегда верные С. н. восприятия членов конкретных национальных групп: "Русский -добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный. Украинец - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин - хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист. Американец - деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный. Поляк - националист, гордый, ленивый, замкнутый, хитрый" (см.: Психологический журнал.-1989 -№4, -С. 41.).

Стереотипы национального (этнического) поведения

Стереотипы национального (этнического) поведения - устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.

С.н. п. позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций. Знание С. н.п. дает возможность прогнозировать поведение, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем реакция в соответствии со С. н. п. может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.

С. н. п. в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета (см.: Этикет национальный). С. н. п. в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.

С.н.п. проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание С. н. п. В зависимости от состояния межэтнических отношений С. н. п. могут приобретать позитивный, либо негативный характер. С. н.п. включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия. Изучение С. н.п. осуществляется методами: свободного описания; прямого опроса; различными вариантами проективных методик; психосемантическими методами.

Структура национальной психологии

Структура национальной психологии - совокупность национально-психологических явлений, составляющая ее содержание.

С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами-ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К системообразующим относятся национальное самосознание, национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные интересы и ценностные ориентации, национальные обычаи и традиции, а к динамическим - национально-психологические особенности (см.).

Системообразующие компоненты национальной психологии показывают то общее, что присуще психике представителей конкретной этнической общности, являющееся результатом длительного исторического и культурного развития. Динамические же компоненты отражают изменяющиеся формы проявления этого общего.

Субъекты межэтнического конфликта

Субъекты межэтнического конфликта - индивиды различной национальной принадлежности, этнические группы, этнические общности, являющиеся участниками конфликта и осуществляющие действия по достижению целей, направленных на приоритетное использование ресурсов, либо их перераспределение.

С. м. к. стремятся к пересмотру сложившейся системы распределения ресурсов в обществе между индивидами различной этнической принадлежности, этническими группами, общностями и соответственно к удовлетворению их потребностей, созданию новых возможностей, расширению и созданию новых материальных, духовных, социальных, политических ресурсов.

На уровне индивидов, малых групп речь идет об удовлетворении материальных и духовных потребностей, на уровне общностей, больших групп возникает необходимость в определении их общих интересов.

Нередко ограниченные ресурсы являются предмете м межэтнического конфликта (см.: Межэтнические конфликты).

В социальной структуре любого типа могут возникать конфликты между отдельными индивидами, группами, общностями по поводу дефицита ресурсов, участия в укреплении политической власти, по вопросам собственности, позиций статуса и престижа и т. д.

С. м. к. отличаются друг от друга способами и формами выражения своих интересов и притязаний, уровнем терпимости, склонности к согласию, компромиссам. Поведение С. м. к. в период обострения противоречий может быть конструктивным и деструктивным. Наиболее деструктивное поведение С. м. к. наблюдается в жестких, ригидных социальных системах, в отличие от гибких демократических правовых структур, предусматривающих возможные варианты выхода из межэтнического конфликта.

Прежде чем вступать в конфликтные отношения, субъекты обосновывают мотивы своих действий. Тем самым межэтнический конфликт может быть результатом сознательного выбора С. м. к. Реакция и поведение субъектов межэтнического конфликта зависят от уровня их социально-правового, политического развития, от культурных традиций и норм, от уровня притязаний и значимости целей.

С. м. к. обычно выдвигают жизненно важные, особо значимые для этноса, этнической группы цели. Значимость цели рождает непримиримость, мобилизует усилия С. м. к., ожесточает их сопротивление при возникновении препятствий, нередко вызывает отрицательную реакцию на предложение о компромиссном решении межэтнического конфликта.

Субэтническая группа

Субэтническая группа - общность людей, составляющая часть этноса, занимающая компактную территорию и обладающая в силу этого общей культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.

С. г. образуются вследствие неполной консолидации этноса (напр, в нашей стране эрзя и мокша в составе мордвы) или в результате естественного деления в процессе миграции части этноса (напр. русские поморы). Ее обособление может сопровождаться изменением хозяйственной деятельности (напр. в нашей стране у поморов) , социального статуса (казаки) и т. п.

В ходе консолидации этноса С. г. может утратить свое самосознание или превратиться в этнографическую группу и в дальнейшем исчезнуть как, например, большинство родоплеменных образований у сибирских народов, либо обособиться в самостоятельный этнос (напр, в нашей стране группа юкагиров - чуванцы).

Предыдущая страница Следующая страница