Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЦ"-"НОР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЦ"-"НОР")

Национальное самосознание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национальное согласие

Национальное согласие - способ урегулирования возникших в обществе конфликтных ситуаций, противоречий, проблем. Н.с. также рассматривается как определенный результат, достигнутый в ходе разрешения конфликта.

Достижение Н.с. - это сложный процесс примирения конфликтующих сторон; примирение и согласование их интересов, устремлений, требований; достижение взаимоприемлемого результата. Н. с. возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и др. различия ярко выражены, Н.с. является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Н. с. предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Социальные конфликты, будучи естественным фактором существования любой неоднородной системы, обусловливаются отсутствием либо нарушением интегрированности интересов. Длительное игнорирование национальных интересов ведет к возникновению межнациональных конфликтов (см.: Межэтнические конфликты).

Н.с., как способ согласования различий, интегрирования интересов, выполняет функцию социальной коррекции. Достижение Н.с. осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер (см.: Переговоры межэтнические). Противоположностью Н.с. является разногласие в различных его формах, включая и межэтнические конфликты. Н.с. также рассматривается и как практика межнациональных отношений, и как принцип общественного сознания.

Национальное сознание

Национальное сознание - сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Н.с. является продуктом длительного исторического развития этнической общности. Центральным компонентом Н. с. является национальное самосознание. В структуру Н. с. помимо национального самосознания входят и другие элементы (например, осознание нацией необходимости своего единства, а также целостности и сплоченности нации во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости обеспечения добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и др.).

Н.с. существует как на уровне теоретического сознания (в форме идеологии национализма), так и на уровне обыденного сознания. Структурные компоненты Н.с. на этих уровнях различны. Если теоретическое Н.с. представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., то обыденный уровень Н.с. включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и др. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они диалектически взаимосвязаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, национальная нетерпимость.

Национальное сознание фиксирует осознание этносом, народом или нацией своей социально-этнической общности, как некоего единого организма. Эта общность осознанная и вытекает из двух главнейших объективных условий (причин) - естественноматериальных факторов и духовного превосходства. Как часть общественного сознания Н. с. есть совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных и философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национально-культурный менталитет (ментальность)

Национально-культурный менталитет (ментальность) - принятая в западной социальной психологии интегративная характеристика культуры народа, нации, концентрирующая ее духовные устремления, отражающая глубинный и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения ее представителей.

Представляя собой органический синтез мировоззрения и психологических ориентации, ментальность очерчивает культурно-семантическое и аксеологическое пространство общества. Она образуется вследствие взаимодействия различных факторов: природных, социально-культурных, психологических и др. Формируясь под воздействием среды обитания человека, социальных условий жизни, культур, традиций, Н.-к. м. в свою очередь порождает и воспроизводит их, является их источником и причиной, сохраняясь в образе жизни, преданиях, текстах, значениях и смысловых языковых единицах, языке в целом.

Ценности, составляющие ядро ментальности, являются своеобразными "линиями притяжения" - они преобразуют эмпирическое многообразие национальной культуры в единую системную целостность.

Национально-психологическая обусловленность воспитательной работы

Национально-психологическая обусловленность воспитательной работы - это зависимость воспитательных мероприятий от специфики проявления в процессе их осуществления национальной психологии людей.

Учет ее предполагает, во-первых, особое построение воспитательной деятельности, определяет своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, с которыми обращается воспитатель. Представители различных национальных общностей по-своему привыкли воспринимать поведение и манеры воспитателя. Они предъявляют разные требования к их моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству. Например, у тюркоязычных народов в ходе воздействия на них воспитателей ценится поначалу не столько само содержание проводимых воспитательных мероприятий, сколько умение сразу найти контакт с представителями той или иной нации, довести информацию до каждого за счет постепенного, дозируемого ее преподнесения. При этом приоритет воспитательных влияний отдается тому человеку, которому быстро удается логически доказать необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.

Во-вторых, Н.-п. о. в.р. опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Воспитателю в коллективе, состоящем, например, из представителей народов Поволжья и Дальнего Востока, требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым конкретным представителем этнической микрогруппы, так и с ней самой в целом.

Эксперименты подтверждают и то, что с представителями славянских и финно-угорских народов изначально требуется очень напористая и убеждающая активность воспитателя. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности, проявляющиеся всегда. Национальная психология, в-третьих, оказывает воздействие и на конструкцию воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к воспитательным воздействиям. Например, у некоторых народов Севера наблюдается тенденция не оказывать прямое противодействие воспитателю другой национальности, а пытаться постепенно завоевать его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым для всех формам и способам. У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или неприемлемые для них приемы и средства воспитания, наоборот, сразу же вызывают резкое их неприятие.

Можно выделить три этапа, через которые проходят педагогические мероприятия в процессе их адаптации к национальной психологии представителей той или иной национальности. На начальном этапе национальная психология или способствует или препятствует воспитательному воздействию. Если она вступает в противодействие с целями последнего, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий. На следующем этапе происходит стабилизация воспитательных воздействий.

Несмотря на трудности первого периода, воспитателю удается найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На данной стадии воспитательной работы наблюдается консолидация активности ее субъекта и объекта в интересах закрепления успеха, устанавливаются прочные связи с каждым конкретным членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для взаимодействия в рамках проявления всеми членами коллектива большей внимательности друг к другу.

На конечном этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех национальных микрогрупп во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания. Все воспитательные мероприятия становятся гораздо более результативными, прямо способствуют сплочению всех членов многонационального коллектива. А если и встречаются какие-то трудности на национальной почве, то они быстро нейтрализуются самими его членами.

Национально-психологические особенности

Национально-психологические особенности - основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики (синонимы -"психология нации" (см.), "психический склад нации" (см.), "национальный характер" (см.), а также элементов ее составляющих.

Понятие Н.п.о.: а) является подчиненным по отношению к понятиям - психология нации, психический склад нации, национальный характер - как к общим; б) отражает присутствие специфически национальных форм функционирования общечеловеческой психики, которые должны изучаться.

Психология нации, психический склад нации, национальный характер проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности, которая и носит название национально-психологических особенностей людей.

В интересах более эффективного практического осмысления Н.-п.о. необходимо помнить о двух важных моментах. Во-первых, предпочтительное внимание Н.-п.о. не означает, что в психическом складе нации этнодифференцирующие характеристики являются основополагающими. Для правильной интерпретации Н.-п.о. важно знать их общепсихологическую основу. Кроме того, Н.-п.о. могут быть точно и адекватно объяснены только при условии знания и правильного учета собственно психологических закономерностей.

Во-вторых, своеобразие психики представителей той или иной этнической общности является не следствием проявления каких-то неповторимых врожденных психологических черт, а результатом особого сочетания общераспространенных качеств, вызывающего специфическое реагирование на сходные воздействия окружающей среды и отличительное поведение (см.: Классификация национально-психологических, особенностей).

Национально-психологические особенности и деятельность

Национально-психологические особенности личности или этнической группы в полной мере могут проявляться только в деятельности, которая представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Деятельность осуществляется под контролем сознания человека и зависит от внешних условий трудовой обстановки. Любая деятельность наполняется своим конкретным психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям личности и группы, их знаниям, умениям и практическому опыту. Н.-п.о., будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, оказывают обратное влияние на деятельность, придавая ей специфические характеристики.

Вместе с тем Н.-п.о. могут рассматриваться как психологические предпосылки эффективной деятельности, к которым можно отнести: трудовую мотивацию, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, положительные или негативные психические состояния, целеполагание, морально-психологическую обстановку, поведение, динамизм и устойчивость психики (представителей конкретных этнических общностей). Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.

При оценке эффективности деятельности принимаются во внимание не только психологические, но и морально-нравственные (моральный климат) и операциональные (характер применения форм и способов действия) предпосылки. Однако, как в морально-нравственном климате, так и в формах, способах действий, можно выделить психологическое содержание (психологический компонент). С другой стороны, морально-нравственные качества и психологический климат в совокупности и единстве своих проявлений составляет основу деловых и профессиональных возможностей людей в осуществлении определенной деятельности.

Изучение национально-психологических особенностей, своеобразия их проявления в трудовой активности представителей той или иной этнической общности дает, таким образом, основания для определенной оценки их деловых возможностей (с психологической точки зрения).

Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, Н.-п.о. влияют на эффективность деятельности на трех уровнях: 1) уровне национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности; 2) уровне национальной специфики проявляемых профессиональных и творческих качеств людей в процессе труда; 3) уровне национального своеобразия морально-нравственного климата.

Национальность

Национальность (от лат. natio - народ) -принадлежность человека к той или иной социально-этнической общности: нации (см.), народности (см.), национальной (этнической) группе.

И чувство, и осознание национальной принадлежности является стимулом раскрытия личностью своего творческого потенциала: осознание себя частицей собственного народа, гордость за его вклад в прогресс российского общества и человечества в целом побуждают личность трудиться на благо народа и делают ее жизнь более содержательной, интересной и целеустремленной. Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность, которая является результатом происхождения его родителей. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.

Принадлежность к той или иной национальности не может наносить человеку ущерба в отношении его участия в политической, экономической и общественной жизни: национальность человека не имеет никакого значения для его трудовой и общественной жизни. Один из существенных принципов, которым должно руководствоваться многонациональное общество, состоит в том, что независимо от национальной принадлежности люди по отношению друг к другу обязаны соблюдать взаимоуважение и такт. Неприемлемы любые действия, направленные на то, чтобы заставить человека отказаться от своей национальности.

Национальные вкусы

Национальные вкусы - это исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения.

Н.в. вырабатывают у народа определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые дают людям возможность подмечать и обнаруживать в явлениях черты, скрытые от других. На основании этих критериев формируется национальный менталитет (см.).

Н.в. проявляются в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей. Н.в. закрепляются национальным сознанием, обычаями и традициями этноса.

Национальные интересы

Национальные интересы - общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности.

Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права.

Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Столкновение коренных интересов различных национальных общностей трудно поддается регулированию и часто приводит к возникновению вооруженных конфликтов и войн. Особенно часто подобного рода ситуация возникает в периоды обострения межнациональных противоречий.

Национальные обычаи

Национальные обычаи - исторически установившиеся, во многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде, национальной группе и являются привычной для их членов.

Сущность Н.о. заключается в строгом, неукоснительном следовании членов данной этнической общности воспринятым из прошлого предписаниям и образцам поведения. Н.о. выступают как важное средство социализации индивида и передачи социального и культурного опыта от одного поколения этнической общности к другому. Они являются одним из наиболее действенных средств социального контроля, регламентируя и организуя характер взаимоотношений между членами этноса, а также выступают средством укрепления и поддержания внутригрупповой сплоченности. С возникновением государства и права некоторые обычаи могут быть включены в систему законов, что имеет место, например, в правовых системах большинства арабских государств и ряда государств Азии и Африки.

В отличие от национальных традиций Н. о. функционируют не во всех сферах общественной жизни этноса, сохраняясь прежде всего в сфере быта, гражданской обрядности, морали и некоторых других областях. Наиболее широкое распространение национальные обычаи получили в докапиталистических обществах. В новейшее время в результате развития производственно-экономических отношений, расширения культурных и политических связей, секуляризации общественно-политической жизни, урбанизации, развития средств массовой информации влияние Н.о., например, в Европе, Северной Америке уменьшилось. Однако в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки роль национальных обычаев по-прежнему весьма велика.

Н.о. способствуют сохранению преемственности в национальном развитии, приданию культуре, образу жизни национального колорита, соблюдению религиозных догматов. Вместе с тем устаревающие национальные обычаи постепенно сменяются в процессе исторического развития новыми, помогающими установлению более прогрессивных общественных отношений. Соответственно Н.о. подразделяют на старые и новые, городские и сельские, а также исторические, патриотические, религиозные и бытовые. Например, издревле на Руси существовали обычаи славить своих героев, быть патриотом России и др., выкупать невест во время свадьбы, не приступать к еде за столом раньше хозяина, встречать гостей хлебом и солью и т.д.

Национальные отношения

Национальные отношения - это синтез политических, социально-экономических, культурных и иных связей между национально-этническими общностями.

Они существуют и развиваются на различных уровнях - межгосударственном и внутригосударственном; внутринациональном и межнациональном, общественном и личностном.

Развитие Н.о. в духе добрососедства и взаимного сотрудничества представителей всех этносов способствуют стабилизации жизни и деятельности всего многонационального общества, успешному решению многих этнических проблем. Определяет главную особенность развития Н.о. в ближайшей и отдаленной перспективе демократизация - главное направление развития всего государства.

Национальные предрассудки

Национальные предрассудки (от англ. prejudice - мнение, предшествующее рассудку) - общественно-психологическое явление, представляющее собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим общностям, их характеристикам и т.д.

Н.п. являются одной из форм проявления этноцентризма. Это явление отмечал еще Фома Аквинский, который определял предрассудки как "дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований". Н.п. выполняют регулятивные, оценочные функции. Их основное назначение заключается в формировании определенной предрасположенности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.

Функционирование Н.п. способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются Н.п. под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения. Н.п. отличаются большой живучестью и консервативностью.

Национальные традиции

Национальные традиции (от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

Как правило, недостаточное знание индивидом национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов других этносов нередко ведет к серьезным сложностям в процессе адаптации к новой среде. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов.

Люди в разной степени придерживаются их. Так, напр., у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Традиции людей разнообразны. Вот как их описал в романе "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы". Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.

Национальные традиции, привычки проявляются нетолько в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию "свой" - "чужой" по едва уловимым проявлениям психики.

Национальные чувства

Национальные чувства - это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям.

Источниками возникновения Н.ч. являются: экономические и социально-политические условия жизнедеятельности нации: ее быт, культура и традиции; состояние межнациональных отношений, войны, национальная экспансия, экономические кризисы и многое другое. Н.ч. передаются из поколения в поколение, но они более динамичны, чем национальный характер или национальное самосознание (см.).

Статичность или динамичность Н.ч. определяются тем, насколько устойчивы факторы, которыми они вызваны к жизни. В зависимости от направленности Н.ч. могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительная сторона Н.ч. выражается в таких чувствах, как чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по отношению к другим народам. Негативная сторона Н.ч. проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в чувстве отчужденности по отношению к своему народу, другим нациям.

Национальный лидер

Национальный лидер - авторитетная личность, обладающая главной и ведущей ролью в организации и консолидации нации для практических действий по реализации национальных интересов, оформленных в виде программных задач национального движения.

Н.л. может одновременно возглавлять партию, либо организацию другого типа, которая стремится решить национальные проблемы политическими или организационными методами. Рассмотрение личности Н.л. предполагает анализ: его представлений о себе, мотивов и потребностей, влияющих на поведение Н.л.; системы ориентации и убеждений по национальным вопросам; стиля межличностных отношений; методов руководства; стиля поведения; биографии национального лидера; анализа эволюции его общественно-политической деятельности. Для полного исследования характеристик Н.л. также необходим анализ основных последователей и сторонников Н.л., стиля взаимоотношений между национальным лидером и ними, а также анализ социальной, политической, экономической ситуации, сложившейся в системе межнациональных отношений.

Существует несколько основных общих теорий лидерства, которые объясняют сам его феномен: теория "великого человека", или харизматические теории лидерства; ситуативные теории лидерства (Ф. Фидлер, Э. Хартли, Р. Кеттел); теория ожидания-взаимодействия (Д. Хемфилл), мотивационная теория лидерства (С. Митчел, С. Эванс) и др.

Н.л. обладает определенным набором психологических качеств, которые позволяют ему обладать формальной и неформальной властью, постоянно оказывать влияние на других людей, навязывать им свою волю и проводить через них свои решения, превращая их в своих последователей и сторонников.

Национальный склад ума

Национальный склад ума - особенности мышления большинства представителей той или иной нации, народности, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности. Так, абстрактность мышления немцев - следствие ухода в мир идей, во внутренний мир от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем "вахмистра и урядника". Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономическая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера - остроумие, красноречие и др.

Национальные особенности мышления проявляются даже в построении философских систем, в написании книг, статей, в разговоре, общении и т. д. Так, для французов характерны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляется практицизм, конкретность,, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в отсутствии поспешности в принятии решения, во всестороннем обдумывании последнего; как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела. Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экспериментальном исследовании "Шведский склад ума" профессор А. Даун делает вывод, что шведы отличаются чрезвычайной рациональностью мышления, не склонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах национального мышления он видит даже причины четкого функционирования государственной машины, слабой религиозности, и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных соревнованиях. Что сделало таким мышление шведов? Длительный исторический период они живут без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоциональными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональным мышление.

В целом понятие Н.с.у. совместимо с понятием интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности (см.).

Национальный темперамент

Национальный темперамент - динамические особенности проявления национального характера (см.), психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности.

Н.т. предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется даже в жестах. Так, психологи установили, что за час беседы в среднем типичный финн употребляет только один жест, итальянец же жестикулирует не менее восьмидесяти раз. Француз в разговоре использует жесты не менее ста двадцати раз, а мексиканец даже сто восемьдесят. Естественно, чтобы не выделяться из типичного окружения, надо иметь адекватную жестикуляцию.

Понятие "темперамент" в национальной психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии, национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности различных наций объясняется в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой - меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. Представители наций с подвижным темпераментом (французы, итальянцы, испанцы и др.) скорее поддаются внушению. У них в относительно короткий срок можно вызвать более ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций и чувств, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Так, например, в период Второй мировой войны наступление немцев на французов вызвало у последних чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач оно сменилось состоянием отчаяния уныния, апатии. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более податливы логике, апелляции к разуму, а не к чувствам и т. д.

Национальный уровень взаимодействия культур

Национальный уровень взаимодействия культур - влияние культур этнических общностей друг на друга, способствующее их консолидации в составе нации.

Национальное единство формируется как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе в ходе общей хозяйственной деятельности на определенной территории и посредством государственно-политической регуляции. Вместе с тем этот процесс сопровождается созданием соответствующей национальной культуры - языка, традиций, обычаев, норм и т.д.

Процесс взаимодействия культур на национальном уровне нередко протекает довольно болезненно, т.к. происходит (в явном или неявном виде) определенное ущемление самобытности той или другой этнической общности. Вместе с тем его направленность очевидна -это будущая национальная культура (см.: Этнический уровень взаимодействия культур).

Национальный характер

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

В Н.х. тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К данной группе черт Н.х. относятся такие, как консерватизм,религиозность, оптимизм, пессимизм и др.

Отношение к труду проявляются в Н.х. в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность,, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти качества имеют различное проявление. Трудолюбие присуще, пожалуй, всем нациям мира. Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других наций. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.

Национал-экстремизм

Национал-экстремизм - идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса.

Он характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, догматизмом, нетерпением, максимализмом, отсутствием чувства реальности. Деятельность национал-экстремистов связана с большими материальными и духовными издержками. Она вызывает серьезные жертвы среди мирного населения, оказывает дегуманизирующее влияние на общество в целом. Насилие порождает отчуждение между этническими общностями, способствует появлению и активному функционированию взаимной ненависти и мести, на преодоление которых уходят затем многие десятилетия. Н.-э., как правило, обусловлен обострением межнациональных противоречий на почве национальной дискриминации, неравенства, угнетения.

Активизация Н.э. часто является следствием углубления социально-экономического кризиса в стране или регионе, что порождает дополнительные предпосылки для социального недовольства, ведет к поискам "виновных" и т.д. Н.-э. на государственном уровне обычно вызван стремлением части правящей элиты укрепить свое господство за счет демонстрации силы, разжигания ненависти населения к "инородцам", территориальных приобретений и т.д. Насилие в межнациональных отношениях питается также и определенными социокультурными факторами: политическими традициями, милитаристскими образцами поведения, особенностями национальной психологии.

Большую роль играет религия. Национал-экстремистские акции, которые окрашены в религиозные цвета, носят более жесткий и широкомасштабный характер (Нагорный Карабах, Ольстер, Югославия). Н.-э. обычно переживает подъем в так называемые переходные политические периоды, когда старые институты власти уже не могут обеспечивать социальную стабильность, а новые еще не созданы. Это особенно характерно для перехода от тоталитаризма к демократии в многонациональных государствах. Ликвидация репрессивного аппарата позволяет открыто заявить о существовании проблем в межнациональных отношениях, которые загонялись внутрь в условиях автократического режима. Однако национальные элиты, действуя в соответствии с политическими традициями и образцами поведения тоталитаризма, пытаются защитить свои интересы с помощью насилия. Ослабление государства, правовой беспредел, кризис ценностно-нормативной системы приводят к тому, что кровавые межнациональные конфликты в некоторых государствах часто носят неконтролируемый характер.

Несмотря на стремление национал-экстремистов использовать крайние средства для решения национальных проблем, с помощью насилия, не удалось удержать от распада ни одну из колониальных империй. С другой стороны, террористическая деятельность многих сепаратистских группировок также не имеет успеха (ИРА, ЭТА, "Тигры освобождения Тамил Илама" и др.).

Н.-э. может носить как организованный (деятельность партий, политических институтов и т.д.), так и неорганизованный характер. В настоящее время к национал-экстремистским относятся национальные движения и организации, которые ведут неоправданную вооруженную борьбу (войны, терроризм) за достижение национального самоопределения (Курдская рабочая партия в Турции, ИРА в Ольстере, ЭТА в Испании и т.д.). В демократических государствах экстремистскими являются партии и движения, которые выступают за жесткий курс в отношении национальных меньшинств и иммигрантов (НДПГ в Германии, национальный фронт во Франции и т.д.).

Следует вместе с тем иметь в виду, что в отдельных случаях применение насилия при разрешении межнациональных конфликтов оправдано и не относится к проявлениям Н.-э. (сопротивление геноциду, пресечение погромов, межэтнических отношений и т.д.). Однако при этом насилие должно использоваться как крайняя мера, осуществляться строго в рамках закона (если его субъектом является государство) и общечеловеческих норм морали.

Нация

Нация (от лат. natio - народ) - большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада.

Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Руководящей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще лродолжается.

Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

В западной политологии и социологии существуют различные теории Н. Психологические теории Н. сводятся к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. Такая "психологизация" Н. нашла наибольшее воплощение в трудах О. Бауэра. Есть теории, сводящие национальную общность к простому продолжению в новых условиях родоплеменных связей. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит ее к государственной общности. М. Вебер считал, что в сообществе людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному существованию.

Трудности в определении понятия нации связаны с тем, что она обладает рядом как существенных, так и несущественных признаков, различия между которыми не всегда четко установлены. Отсюда известная условность и ограниченность любого из существующих определений Н. В отличие от указанных подходов, этнологический выделяет как основные именно этнические признаки: оригинальный стереотип поведения, особенности происхождения, самосознания и т. п. Упомянутые теории являются довольно распространенными на Западе, а теперь уже и в России.

В советской же научной литературе считалась единственно правильной историко-экономическая теория. Н.К. Каутский - основатель данной концепции называл признаками Н. общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в основу определения Н., которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры".

Данное определение с различными модификациям разделялось и разделяется многими авторами и по-национальной проблематике. Это объясняется его синтезированным характером. Специфика состояла в том, что советским обществоведам предписывалось относиться к определению, изложенному выше, как к теоретически незыблемому образцу. На самом же деле имеют право на существование различные подходы.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.

Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная).

Немцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ненцы

Ненцы - представители одного из коренных народов Европейского Севера и севера Западной Сибири.

Они имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень развития, физически хорошо подготовлены, в основном занимаются оленеводством. Им свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Забота об оленях закрепила многие привычки бережного отношения к природе.

Кочевой образ жизни позволил ненцам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Немногословность, сдержанность - характерные качества в межличностных отношениях ненцев. В тундре человека ценят за его самостоятельность и здравомыслие. Когда юноши своими делами и поступками заслуживают высокой оценки взрослых, к ним обращаются уже не просто по имени. Юноша именуется нека - старший брат, тидя или манг. Эти слова выражают значительно больше, чем просто родство, - здесь и уважение, и нежность, и доверие.

Отношения между людьми у ненцев издавна складываются на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки. Их культурные обычаи и традиции, выработанные в течение веков, являются апробированным опытом адаптации человека к суровым природно-климатическим условиям.

Неравенство национальное (этническое)

Неравенство национальное (этническое) - статус отношений между нациями, этническими группами, характеризующийся приоритетными позициями одной из них над другими.

Неравенство имеет формальный и неформальный характер. Преимущественное положение нации, этнической группы при формальном неравенстве закреплено юридически, например, в конституции (основном законе) государства. Нация, этническая группа получают возможность пользоваться большими правами в экономике, политике, культуре, социальных отношениях. Неравное положение других этнических групп, наций означает ограничение их прав, и, соответственно, возможностей. Н.н., закрепленное на государственном уровне, получает свое обоснование в виде идеологии национализма, а также расизма (см. Расовое неравенство) .

Одной из крайних форм проявления Н.н. является апартеид, значительные ограничения, вплоть до отказа этнической группе в правах на политические, социально-экономические, культурные отношения. Колониализм как политика, направленная на эксплуатацию и угнетение народов колониальных и зависимых стран, основан на Н.н., ведет к сдерживанию развития этнических групп, наций, консервации их подчиненного положения. Однако развивающиеся нации, этнические группы стремятся к интеграции и сотрудничеству с большими и малыми народами, установлению равноправных отношений с другими народами. Их борьба приобретает форму острых политических действий, национально-освободительных движений, революций, межэтнических конфликтов (см.: Межэтнические конфликты).

Колониальная система, сложившаяся к началу XX в., распалась в его 70-х гг., а государства, бывшие в колониальной зависимости, получили самостоятельность и признание, тем не менее еще есть некоторые страны, в которых одна или более этнических групп находятся в господствующем положении по отношению к другим.

Социально-психологические последствия Н.н. находят свое проявление в негативных комплексах, стереотипах, которые проявляются в межэтнических взаимоотношениях, оценках, сравнениях, установках и ориентациях. Неравное положение наций способствует росту напряженности, агрессивности и насилия в отношениях между людьми - представителями различных этнических общностей.

Нормы национальные (этнические)

Нормы национальные (этнические) - совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям.

Предыдущая страница Следующая страница