Этнопсихологический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЦ")

Надеждин Н. И.

Надеждин Н. И. (1804-1856) - русский этнограф, историк и литературовед, опубликовавший большое количество работ ("Великая Россия", "Венеды", "Венды", "Весь", "Вогуличи"), в которых дал этнические характеристики многих народов.

Н. высказал ряд ценных идей о развитии культуры; создал оригинальную культурологическую концепцию, в основе которой лежит мысль о двойственной природе человека - материальной и духовной. Первая связывает его с внешней средой, вовлекая в деятельность в физическом мире, а вторая - является "свободным самоуслаждением духа своей внутренней полнотой".

Н. выделял несколько этапов развития культуры: 1) первобытную нерасчлененность; 2) одностороннюю материальность античности; 3) односторонняя духовность средних веков; 4) постепенный синтез этих двух начал (с XVI в.) и, наконец, окончательный синтез (XIX в.).

Н. считал, что существенные различия между народами порождены неодинаковостью природных условий. "Тропическое солнце, опалив кожу араба, вместе с тем раскалило кровь в его жилах, воспламенило огненную фантазию, вскипятило восторженные страсти, - писал он. - Напротив, полярный холод, выморозив до белизны волосы лапландца, застудил в нем и кровь, оледенил ум и сердце. Горцы, гнездящиеся на высотах, всегда гор-дее и неукротимее мирных жителей долин. Народ морской предприимчивее и отважнее народа средиземного. Чем роскошнее природа, тем племя ленивее, сладострастнее, чувствительнее; напротив, там, где должно отстаивать, оспаривать, завоевывать средства существования, он бодр, трудолюбив, изобретателен" (см. Библиотека для чтения. -СПб, 1837. -Т. 3. -С. 160-161).

В 1848 году на заседании Русского Географического Общества Н. выступил с докладом "Об этнографическом изучении народности русской", в котором обосновал задачи исследования национального характера славян. После этого в стране развернулись работы по изучению великороссов, малороссов и белороссов. Н. предложил два направления исследования: "этнографию физическую" и "этнографию психическую" (т.е. этнопсихологию).

Надежность этнопсихологических исследований

Надежность этнопсихологических исследований - фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследо-ваниях.

По сути дела, Н.э.и. заключается в правильности и точности выбранных методик, в репрезентативности выводов.

Н.э.и. достигается путем:

1) привлечения большого количества экспертов из разных этнических и социальных групп при оценке национальных особенностей конкретного народа. Так, путешественники бессознательно выделяют одни черты в народе (помогающие или облегчающие путешествие), коммерсанты - несколько иные, связанные с успешностью проведения коммерческих операций, военные чаще обращают внимание на составляющие национального духа, которые как бы входят в морально-психологическое состояние народа, войск и т. д.

Например, применительно к немецкому народу коммерсант отметил бы практичность, доходящую до высокой степени экономности; военный - дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку; сами же немцы с готовностью подчеркивают мысль о стремлении нации к выживанию в борьбе с многочисленными врагами, стремлении к самоутверждению среди других народов путем интенсивнейшего труда. Психоаналитики нередко считают, что стимулом интенсивного развития экономики немецкой нации выступает стремление компенсировать горечь поражения во Второй мировой войне иными способами. Истина рождается при анализе различных точек зрения, мнения различных экспертов;

2) совмещения результатов экспертных оценок с самооценками, с самосознанием конкретной нации, народности. Так, чеченский народ высоко чтит своих предков.. Нередко в семьях помнят своих предков до 7-10 поколения. В этой связи события на Кавказе в XVIII-XIX веках, переселение чеченского народа в 40-е годы воспринимаются личностно близко, через судьбы конкретных родственников. Поэтому события 1994-96 гг. в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе, нельзя сводить лишь к действиям политиков последних лет - здесь проявляются черты национального характера, особенности культуры народа, имеющие глубокие психологические и социальные корни. Внешними экспертами нередко национальные особенности сводятся к агрессивности, враждебности, воинственности чеченского народа. Представители же данной народности склонны считать себя справедливыми, почитающими своих предков, выполняющими их заветы и т. д.;

3) использования различных взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга методик, методических подходов. Так, мнение экспертов может быть дополнено результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых данным народом терминов, понятий, ключевых слов, взятых из книг, эпоса; привлечением для такого анализа психоаналитиков; анализом основных религиозных концепций, религиозной морали данного народа; привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т. д.; межкультурным сравнением результатов тестирования однотипными тестами и т. д.;

4) репрезентативности исследования. В математической статистике репрезентативность - главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и т. д.), соответствующим характеристикам генеральной совокупности, которую она представляет. Так, при анализе особенностей евреев важно учитывать, что данный народ живет как на территории Израиля, так и в других странах. И было бы не совсем корректно по данным изучения евреев, проживающих в конкретной стране, делать обобщающие выводы без проведения аналогичных исследований в странах, где проживает данный народ в своем большинстве. Поэтому этнопсихологические исследования должны опираться на методы теории вероятностей, математической статистики. Однако экспериментальная этнопсихология только подходит к массовому применению статистических методов в своих исследованиях.

Народ

Народ - широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей; 5) определенная возрастная или профессиональная категория людей.

В целом при осмыслении понятия Н. просматриваются два основных уровня понимания: обыденный и теоретический. В первом смысле народ - это все население государства, страны. Во втором смысле - это субъект истории, народные массы, включающие классы и социальные группы, которые по своему объективному положению способны решать задачи прогрессивного развития общества. В этносоциальном аспекте народ -это общность людей, превращающая род, племя, народность в нацию. В конкретно-социологическом аспекте народ - это, с точки зрения общественного разделения труда, совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности.

Народ представляет собой единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни и нравов, а также чувство принадлежности к единой исторической общности. В силу совместной трудовой деятельности народ является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, различных навыков и умений).

Народная педагогика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Народная педагогическая мудрость

1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о "должном",нравственном поведении;

2) характеристика знаний и способностей человека, обладающего большим умом и имеющего талант учителя.

Как категория этнопедагогики и этнопсихологии Н.п.м. выступает в качестве собирательного понятия, адекватно соотносящегося с такими понятиями, как "народная мудрость воспитания", "педагогическая мудрость". Это прежде всего связано с принадлежностью этого феномена к классу наиболее широких народных, этико-педагогических явлений и процессов, отражающих глубину и значимость воспитательных взаимодействий представителей определенной этнической общности.

В процессе формирования и закрепления Н.п.м. как бы проходит через процедуру обобщения: отличающиеся особой устойчивостью и направляемые усилиями людей (стремящимися сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений этико-педагогические и социально-психологические нормы, заповеди, наставления) формы поведения закрепляются, совершенствуются и принимаются в качестве установок, правил или нормативов, свойственных духовному, социокультурному опыту и знаниям всего народа.

Среди наиболее известных и применяемых форм выражения Н.п.м. можно выделить "малые" жанры фольклора, прежде всего народные пословицы, имеющие ярко выраженный назидательно-дидактический и психологический смысл. Как личностная характеристика. Н. п. м. выступает как качество личности, приобретенное ею в процессе накопления социокультурного и национального опыта, знаний, и определяющееся нравственными установками и духовно-ценностной средой проживания индивида. В этом смысле Н. п. м. имеет своего "автора"- носителя данной мудрости. Это может быть коллективный орган - "совет старейшин" или отдельный человек, обладающий ясным умом и знаниями народной жизни, пользующийся большим уважением и авторитетом среди людей данной общности (вождь племени). Про таких людей говорят - "мудрый человек". Именно в них, больше чем в других людях, сфокусированы опыт и знания народа по воспитанию новых поколений, а также практические умения и навыки воплощения и передачи этого опыта и этих знаний своим ученикам своему окружению. Память о носителях народной педагогической мудрости передается от поколения к поколению, становясь памятью-символом.

Народное воспитание

Народное воспитание - объективно-закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики (см.).

Народность

Народность - термин, применявшийся в русской науке и русском языке для обозначения принадлежности к народу (этносу). С начала 50-х гг. он стал употребляться для обозначения видов этноса, характерных для раннеклассовых обществ и находящихся по форме своего развития между племенами и нациями.

Появление Н. связывалось со смешением (см.: Миксация) и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций - древнеегипетской, шумерской и др. В Европе сложение Н., в большинстве своем дающих начало современным европейским этносам, началось с конца эпохи Великого переселения народов. На территории России его начало приходится на конец IX-X вв.

Н. часто складывались из разноязычных компонентов, один из которых подвергался ассимиляции и входил в складывающийся этнос в качестве составляющей части. Так, при формировании древнерусской народности наряду со славянскими племенами участвовали балтские и угро-финские. Из разнородных компонентов в процессе сложения Н. на основе политического объединения в рамках единого государства возникала хозяйственная и культурная (языковая, религиозная и др.) общность. При этом вошедшие в Н. компоненты могли долго сохранять этническую специфику в качестве субэтнических групп. Этническое самопознание часто вытеснялось чувством единства государственной принадлежности. Однако утрата государственного единства (напр., в период феодальной раздробленности) могла не приводить к распаду Н. Так, древнерусская Н. сохранила свое единство после распада Киевской Руси, при развитии своеобразия составлявших ее частей в пределах самостоятельных княжеств. В дальнейшем часть Н. преобразовалась в нации, другие сохранились в виде этнических меньшинств, как, например, в Российской империи коренные этносы Севера, Сибири, Поволжья и др.

В последние годы обострилась дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве исторического типа этноса. В западной научной литературе термина, соответствующего понятию Н., не существует.

Народные игры

Народные игры - игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием.

Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к Н. и. относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).

Признаками народности игр являются: распространенность их на значительной части территории, среди разных слоев народа в целом в отличие от игр сословных (светских, солдатских, студенческих, тюремных и т.п.); традиционность как длительная передача от поколений к поколениям ("Мы играем, и деды наши играли так"); укоренение в традиционной культуре, быту, системе обрядов, праздников (например, качели на весенних праздниках, катание яиц с Пасхи до Троицы, собирание для игры лодыжных косточек - бабок и др.); любительские, самодеятельные формы организации я распространения; вариативность; вхождение названия игры в систему родного языка, его фразеологию (даже если по происхождению название было иностранным: чехарда, футбол и т.п.); осознание, признание большинством, и в особенности авторитетными представителями разных слоев народа, в качестве "своей", "родной", характерной для своего народа, соответствующей его вкусам, заповедям, идеалам игры.

Стихийное восприятие, осознание Н. и. находит отражение игры в фольклоре, литературе, живописи, кино и т. д. Вершиной может стать официальный статус "национальной игры" (городки, лело, маамыкта, улак и др.).

Народы Северного Кавказа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Народы Средней Азии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Национальная гордость

Национальная гордость - это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Н.г. является понятием,противоположным по своему значению национализму и шовинизму.

Н.г. проявляется: в стремлении способствовать всемерному развитию национальных традиций, языка, материальной и духовной культуры; готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и представителям.

Понятие Н.г. близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. В то же время гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению идей национализма и шовинизма.

Национальная группа

Национальная группа - это небольшая часть (очень редко весьма значительная по численности) какой-либо некоренной для данной страны (региона) нации или народности.

Национальная группа отличается очень слабыми социальными связями со своей нацией или народностью. Национальные особенности членов национальной группы из поколения в поколение ослабевают, и постепенно происходит ее ассимиляция нацией или народностью, среди которой она проживает, перенимая ее язык, традиции, обычаи, нравы, нормы поведения.

В экономическом и социально-политическом отношении национальная группа, как правило, не имеет ничего общего с народом, от которого она в прошлом была оторвана. Общим у них являются лишь этнические черты.

Национальная идеология

1) система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности нации и приоритета ее интересов во всех сферах общественной жизни;

2) форма национального самосознания и одновременно процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности.

Н.и. в своем консервативном выражении отстаивает приоритет политических, экономических, культурных, духовных критериев коренной нации, ее языка, культуры, традиций. В определенных условиях она может способствовать консолидации нации и проявляться в различных формах поведения коренной нации по отношению к другим: от сотрудничества и помощи до пренебрежительного отношения к интересам представителей других народов и этнических групп; в высокомерии к ним и стремлении подчинить себе.

В своих крайних проявлениях Н.и. может стать основой национализма и экстремизма.

Национальная культура

Национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни.

Н.к. охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы Н.к., воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом Н.к. своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами Н. к. между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна Н.к. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.

Создателем Н.к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая "создается" ими, только до определенного времени "непонятна" народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.

История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская идея", о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).

Национальная определенность личности

Национальная определенность личности - это органическая совокупность объективно существующих отношений и связей личности с конкретной этнической общностью, а также субъективная личностная направленность на нее.

Н.о.л. отражается в ее структуре и проявляется в мировоззрении, культуре, чертах национального характера и поведении.

Национальная политика

1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними;

2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и реализацию национальных интересов всех этнических общностей.

Н.п. - один из наиболее очевидных путей некон-фронтационного политического развития государства; наиболее конструктивный способ разблокирования хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов, достаточно длительный социальный процесс, включающий несколько этапов и требующий встречных усилий всех участвующих в конфликте сторон. Главный смысл Н.п. в координации национальных интересов как предпосылке их реализации.

Н.п. возникла как особое направление государственной политики при формировании национальных и многонациональных государств в Европе. Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно которому каждый народ су-веренен и имеет право на создание своего государства, способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противопоставлялись интересам других этносов.

В России после октябрьской революции 1917 г. была создана концепция национально-территориальной автономии, предусматривающая право нации на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государственных образований не разрешил национальных проблем вследствие сильного территориального смешения народов (см.: Территория этническая), а также часто неотчетливости этнического самосознания и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для некоторых стран Восточной Европы.

В экономически развитых странах с середины XX в. происходит уменьшение роли этничности в жизни государства, преобладающим становится направление Н. п. на социальную интеграцию общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом этнокультурные потребности меньшинств этнических могут удовлетворяться путем создания национально-культурных автономий и национальных общин землячеств. Особыми правами могут быть наделены народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении спецгосударственных программ в области образования, здравоохранения, социального развития и т. п. В большинстве случаев, однако, стимуляция развития этноса возложена на его собственные национальные организации. Это направление Н. п. является нормативным для современного международного права и доминирующих идеологических и политических концепций и противостоит как тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортации или истребления (геноцида), так и тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).

Н.п.- это искусство. Она предполагает как глубинный анализ диалектики национальных процессов в их конкретности, так и учет меняющихся национальных настроений. Чем меньше национальные интересы учитываются и реализуются в национальной политике, тем более гипертрофированно они отражаются в массовом национальном сознании. В таких условиях национальные настроения перерастают в националистические. Это, в свою очередь, создает национально-популистский фон, который используется в политических целях некоторыми лидерами национальных движений.

Национальная психология

Национальная психология - составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента - общественной психологии.

Н.п.- явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Н.п. имеет свою структуру (см.: Структура национальной психологии) и проявляется в форме национально-психологических особенностей (см.).

Национальная честь

Национальная честь - а) нравственная оценка достоинства нации как ею самой, так и представителями других этнических общностей;

б) сильный побудительный мотив к дальнейшему самосовершенствованию и самоутверждению нации, наращиванию ее духовного потенциала.

Национальная (этническая) идентификация

Национальная (этническая) идентификация - чувство приобщенности человека к конкретной национальной (этнической) культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой.

Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения - все это может быть в той или иной степени формой национальной (этнической) идентификации. Н. и. - сложное явление, сопровождающее человечество на каждом этапе его развития. Так, господствовавшее на земле в течение десяти тыс. лет сельское хозяйство наложило отпечаток на Н. и. - индивиды чрезвычайно прочно идентифицировались с семьей, кланом, родом, общиной. Они рождались как члены семьи и расовой (этнической) группы. Групповая идентичность оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека. Промышленная революция внесла изменения в Н. и., но здесь вместо деревни, рода человек уже идентифицировался с нацией. Она ослабила семейные формы взаимоотношений; национальные привязанности стали сильнее, а местные связи - слабее.

В современную эпоху, при переходе к более гетерогенному, более дифференцированному обществу Н.и. по-прежнему остается весьма значимой силой.

Национальная (этническая) ориентация

Национальная (этническая) ориентация - понятие, употребляемое в социологии и культурологии для обозначения направленности деятельности личности на национальные ценности той или иной социальной общности.

Национальное единство

Национальное единство - понятие и деятельность, отражающие целостность существования этнических общностей в составе нации.

Н.е. обусловлено как природными, так и социальными факторами, внутренними и внешними, оно опосредствовано взаимодействием этнических субъектов в различных областях: экономике, технике, науке, политике, искусстве, спорте, религии и др. На индивидуальном уровне Н. е. обусловлено национальными чувствами, психологией, особенностями совместной жизни я деятельности людей.

Н.е. не означает справедливости и равенства в получении благ, но может быть выгодно всем субъектам. Федерация, конфедерация государств, союз как сообщество (Европейское Сообщество), колониализм, интернационализм - различные формы Н. е.

Национальное и общечеловеческое в культуре

Национальное и общечеловеческое в культуре - термин, употребляемый в социальной философии и обозначающий две взаимосвязанные стороны противоречивого процесса развития культуры.

Исторически всегда наблюдалась тенденция роста национальных культур. Особенно наглядно это продемонстрировал XX в., показавший в то же время ограниченность европоцентрического или любого подобного взгляда, основой которого объявлялось его превосходство по отношению к другим культурам.

Национальное общение

Национальное общение - межличностный, межгрупповой процесс, в основе которого лежит обмен людьми разных национальностей определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами, оценками, установками.

Национальное равенство

Национальное равенство - полноправие народов, основанное на предоставлении им не декларативных, фиктивных, а реальных прав и свобод, определяющих суверенитет их государственно-политических образований и отвергающее всякие, даже малейшие, языковые, культурные, религиозные и т.д. привилегии для отдельных наций и народов, какие бы то ни были политические преимущества.

Национальное самоопределение

Национальное самоопределение - ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях.

Как идея Н.с. родилось из опыта национальных движений и формирования национальных государств в XVII-XIX вв., из мирового опыта решения национального вопроса. Н.с. нашло воплощение в образовании национальных государств в Европе, в мирном, добрососедском сожительстве наций в федеративном государстве (Швейцарии), в демократическом решении вопроса о выходе нации из состава единого государства и образовании самостоятельного государства (отделение Норвегии от Швеции и т. д.).

Проблема Н.с. всегда была в центре ожесточенной политической и теоретической борьбы в многонациональных государствах. Националистические силы всегда настаивали на безусловном и немедленном отделении, добиваясь распада многонационального государства. Правящие политические силы больших государств стремились любой ценой, в том числе и при помощи насилия, сохранить бывшие структуры и многонациональное государство. Единственный же путь добровольного объединения народов в едином многонациональном государстве - это подлинно демократическое решение национального вопроса путем реализации права народов на самоопределение.

Предыдущая страница Следующая страница