Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Христианская культура

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э

Христианская культура

Христианская культура - один из способов организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение и культ. Христианская культура начинает распространяться в 1 в. н.э. сначала на территории Иудеи и средиземноморской диаспоры. Христианство вырастает из иудаизма, одновременно, развивая и отрицая его. Принципиальное отличие иудаизма и христианства заключается в том, что иудаизм был основан на идее исключительности еврейского парода. а христианство - на Вселенском братстве всех верующих перед единым Богом. Основной принцип иудаизма - евреи должны следовать всему, что заповедует Бог евреев; христианства - все люди братья в вере единому Богу, который любит всех и все должны любить его и всех, кто его любит.

В IV - VII в. христианство становится официальной государственной религией Римской империи. Территория ее господства простирается от Атлантического океана до Ближнего Востока, от Британских островов до Севера Африки. В VII в. сирийско-палестинские этносы переходят под зеленое знамя Ислама, а в XV в. Византия и малоазийские территории становятся мусульманскими.

В сущности христианская религия становится мировой по ряду причин. Так, она переносит акцент с олимпийско-технологического содержания язычества и политического содержания иудейского монотеизма на духовный мир человека. В этом смысле христианство приближается к буддизму. Его назначение (с VI в.)" дать человеку знание и навыки личного духовного спасения. Христианство объединяет с духовным пространством буддизма идея единого, абсолютного, всемогущего Бога-творца.

Христианская религия позволяет отдельному человеку, который превращается в бесконечно-малую величину в гигантских политических образованиях античных империй и государств Западной культуры, сохранять свою духовную тождественность с общественной целостностью. Та частичность человека, которой не было s полисных организмах античности, в локальной иудейской цивилизации, превращается в актуальную проблему в Римской, империи. Иудеи не могли стать христианами - это уничтожило бы их как этнос. Но из недр их религии вышла новая, которая стала культурной основой западного человека.

В основе христианской религии заключена вера в единого Бога. Этот Бог - носитель абсолютной благости, могущества, знания, причина сам в себе; творец всего, что существует, начало и конец мира. Кроме Бога христиан и того, что сотворил он, нет ничего. Бог -- абсолютное личностное воплощение всеобщего. В отличие от всех остальных религий эта абсолютность выражена в идеях «Триединства» и «Боговоплощения». Моменты этого абсолюта сфокусировались в Иисусе Христе.

Христиане но Ветхому навету должны жить по любви к Богу и всему, что он сотворил. Все верующие, живущие по любви - праведники, после смерти они заслуживают вечной райской жизни. Все согрешившие подлежат либо исправлению, либо обречены на существование в аду.

Христианство заимствует в иудаизме идею греховности человека. Христос через распятие искупает этот человеческий грех. Он - мессия, освободитель человека, христианина от прежних грехов. Теперь верующие могут, живя по-христиански, не впадать в новый грех. Верующие теперь могут сами выбирать способ жизни: по Евангелию (благая весть) или против него. Но люди все равно грешат!

Праведников спасет новый Мессия. Сын божий должен в конце света вступить в смертельную схватку с Антихристом, победить и устроить Страшный суд. В результате этого суда праведники всех христианских времен подучат вечное райское существование, а грешники попадут в ад.

В начало словаря