Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Базовая (модальная) структура личности

Базовая (модальная) структура личности - устойчивая совокупность личностных черт, присущая большинству носителей определенной культуры и приобретаемая ими в результате характерных для этой культуры процессов социализации.

Балтийская мифология

Балтийская мифология - сложилась среди древних балтийских (балтских) племен. Общая картина не сохранилась. Она реконструируется по отдельным фрагментам. На материале преданий пруссов, ятвягов, литовцев и латышей воссоздается общая мифология, источниками также служат археологические памятники и свидетельства античных авторов, например, Тацита. Поздняя история расширила источники формирования сведений о балтийской мифологии, но и снизила их достоверность из-за отдаленности от реальных событий.

Одной из особенностей балтийской формы сознания древних можно считать осознание мира в системе противоположных понятий, выражающих человеческую жизнь. К ним относят: жизнь и смерть, счастье и несчастье, чет и нечет, близкий и далекий, дом и лес, мужской и женский и т. д. Персонажи мифа имеют развитую иерархию. Исследователи выделяют семь уровней. К первому относят высшие боги. Главный среди них - Диевас. Он обитает на небе. В прусской мифологии - Окопирмс. В отношении с ним находится бог - громовержец Перкунас (Перконс). У каждого бога много родственников и детей, в том числе, близнецов. Всех их связывают отношения, которые передают массу архаичных представлений и ритуалов. Например, сыновья бога влюблены в дочь другого бога. Они ее ожидают, зажигают два огня в море, катают дочь солнца по морю в лодке, едут к ней домой па двух конях и т. д.

В этих сюжетах выражаются символы культа плодородия, а также мотивы охранения. Так, при рождении близнецов у коровы в литовской деревне осуществляется очистительный обряд опахивания на двух бычках.

Наиболее активным богом является Перкунас, которому противостоит Велняс, связанный со скотом. В сюжете свадьба солнца и луны разгневанный Перкунас разрубает луну мечом. Кроме указанных высших богов в разных мифах имеется целый ряд других, разной численности и функции.

На второй уровне располагаются боги, обслуживающие хозяйственный цикл. К ним относятся боги зерновых, дождя, леса и пастухов, пастбищ и дорог и т. д. Им обычно приносили жертвоприношения скотом, птицей и т. д.

В другие уровни входили группы персонажей, посредством которых регулировались и описывались иные отношения. Например, круг отношений, связанный с судьбой (Лайма), смертью (Гильтине), браком и его разрывом, зарей и т. д.

Через богов этих уровней описывались история народов, бытовой уклад их жизни, участники «скрытой» социальной жизни (гномы, ведьмы, оборотни, великаны), различные духовые персонажи (духи дома, женские духи; духи, живущие в земле; воздушные духи и духи умерших).

К последнему, седьмому уровню, относились образы людей как носителей духовности и участники ритуалов. Это различного рода жрецы, гадатели; творящие молитву; пляшущие и поющие, гневающиеся и хотящие. Например, среди гадателей были: ныряющие в воду, гадающие по полету птиц, их внутренностям, по дыму или пламени свечи, по звездам и т. д.

Считается, что мощность мифологии балтийских народов была очень значительной. Христианство, которое распространялось здесь вплоть до XVI века, не смогло вытеснить языческой культуры полностью. В ней сохранились многие ритуалы дохристианского прошлого. До сих пор они проявляются в фольклоре, магии, быту, самых разнообразных культовых формах.

Бахтин Михаил Михайлович

Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) - литературовед, теоретик искусства. Анализировал философское значение категорий поэтики, исследовал полифоническую форму романа и народную «смеховую» культуру средневековья.

Беспредметное искусство

Беспредметное искусство (абстракционизм) - одно из основных направлений в современном искусстве. В его основе лежит творчество В. Кандинского и П. Мондриана. Они являются основоположниками двух направлений абстрактного искусства: абстрактного экспрессионизма и геометрического абстракционизма. Живопись, с их точки зрения, не должна создавать иллюзию действительности, ее задача - проникнуть в суть вещей, переживаний художника. Поэтому в картинах абстракционистов мы не найдем изображения реальных предметов. Они представляют собой сочетания бесформенных линий и красок.

Для абстрактного экспрессионизма характерны идеи того, что искусство есть прежде всего выражение внутренних состояний творческого «Я». Поэтому художник должен отвернуться от окружающей его жизни. Кандинский писал, что необходимо отворачиваться от опустошающего душу содержания современной жизни и обращаться к свободному исходу нематериальных устремлений и исканий жаждущей души в беспредметном мире. Эти идеи наиболее ярко были реализованы классиками американского абстрактного искусства Дж. Поллоком и М. Тоби в 50-х годах XX века.

В геометрическом абстракционизме происходило растворение «я» художника в акте творчества. Мондриан искал всеобщую универсальную сущность искусства. В связи с этим он пытался геометрически расчленить плоскость, изображая предметы в конструктивном, плоскостном виде.

Бессмертие

Бессмертие - вера в то, что человеческая душа после смерти не перестает существовать. Вера в личное бессмертие возникает в первобытном обществе. У примитивных народов эта вера подкреплялась страхом смерти и сновидениями. В древних религиях (например, в индуизме) душа переселялась из одного обличия в другое. В дальнейшем Платон, Цицерон, Декарт, Кант пытались философски доказать бессмертие души.

Бессознательное

Бессознательное - психическая жизнь человека, которая протекает без участия сознания. Существование бессознательного отрицалось Декартом, но уже Гартман создал философию бессознательного.

Бессознательными могут быть и действия человека, и работа памяти, воображения. Например, возвращаясь из школы или работы, индивид может быть погружен в свои мысли, тем не менее, его ноги «сами доводят» до дома. Человек, умеющий писать, озабочен, главным образом, смыслом написанного, не обращая внимания на каллиграфию и грамматику. Бессознательные действия осуществляются автоматически. Они проявляются во время сна, гипноза, при лунатизме и т. д.

Особое внимание к проблеме бессознательного проявлял 3. Фрейд и его ученики. С их точки зрения, бессознательное есть истинная сущность человека. В нем мы находим истоки творчества, основные мотивы деятельности людей.

Другой известный исследователь бессознательного - Юнг - ввел понятие «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное в виде архетипа может содержаться у определенной группы людей, у того или иного народа, у всего человечества. Д. Н. Узнадзе в рамках «психологии установки» рассматривал сложные формы неосознаваемой деятельности, в том числе и художественно-творческой. Согласно его идеям, неосознаваемый аспект присущ различным уровням деятельности организма и организму в целом. Он возникает в результате прошлой деятельности и сохраняется благодаря потребности в результатах этой деятельности.

Например, психологическая установка на художественное творчество формируется на основе прошлого опыта. Она проявляется в виде постоянной потребности к новому творчеству и соединяет для достижения той или иной цели этого творчества все формы психики художника (сознание, волю, воображение, память и т. д.).

На различных этапах создания художественного произведения бессознательное в форме установки действует неравнозначно. На первых норах она проявляется в виде неопределенного по цели стремления к творчеству. Когда замысел художественного произведения уже возник и конкретизируется, то установка становится более активной, динамичной и определенной.

Библиотека

Библиотека (от греч. biblion - книга и theke - хранилище) - учреждение культуры, собирающее, хранящее фонды печатной продукции, осуществляющее ее специальную обработку, организующее распространение, использование в обществе.

Библия

Библия (от греч. «книги») - собрание древних текстов, которые канонизированы иудаизмом и христианством как Священное писание. Первая часть Библии признается обеими религиями и называется Ветхим Заветом. Согласно христианским представлениям, «завет» (договор) заключен с одним народом (евреями). Вторая по времени создания часть Библии называется Новым Заветом. Новый Завет заключен со всеми народами благодаря явлению Иисуса Христа. Третья мировая религия, основанная на почитании единого бога, в принципе признает святость Библии. Поэтому персонажи обеих ее частей, в том числе и Иисус, играют важную роль в исламе.

Всего Библия насчитывает 77 книг (глав). Современный вид, который имеют библейские книги, придан им в 13 веке кардиналом Стефаном Ленгтоном. Деление глав на стихи произвел парижский печатник 16 века Робер Стефан. Библия является мировым памятником культуры. Она переведена практически на все языки мира. Для верующих Библия есть книга, содержащая в себе божественные откровения, которые даны человеку богом.

Блок М.

Блок М. (1876-1944) - французский историк, один из основателей Школы анналов. М. Блок показал, что исходные наблюдаемые данные науки обладают уникальным и неповторимым характером. Тем не менее, они не менее надежны для теоретических выводов, чем данные точных естественных наук, таких как химия, физика или биология.

М. Блок писал, что все, что изучает историк: камень, обточенный ремесленником, и особенности языка, и правовая норма, и записанный в ритуальной книге или изображенный на стене обряд - все это реальности, которые мы воспринимаем сами и толкуем с помощью индивидуального умственного усилия. Эти факты подлежат прямому наблюдению и поэтому вполне сопоставимы по степени надежности с исходными наблюдаемыми фактами в естествознании.

Исторические факты должны быть исследованы с тотальной точки зрения. Это означает, что любое явление должно быть рассмотрено «объемным» образом - с экономических, правовых, религиозных, эстетических, психологических и т. д. позиций.

Бог

Бог - в религии высшее сверхъестественное существо. В теизме бог выступает как личность со своими особыми чертами. В пантеизме бог есть некая безличная сила, которая управляет природой, сливается с ней. В деизме бог является создателем мира, который в дальнейшем развивается по собственным законам.

Образы богов изменялись, отражая историческое изменение взглядов почитающих их народов. В первобытных племенах еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам или духам тех или иных явлений природы. С возникновением племен возникает образ племенного бога. Он является прежде всего как бог воитель, покровитель данного племени (например, Яхве у древних евреев). С появлением городов возникают и боги-покровители городов (например, Мардук - Вавилона, Афина Паллада - Афин, Гера - Микен). С возникновением государств, объединяющих города и племена, возникают боги, возвышающиеся над другими богами. Так, Мардук стал государственным богом Вавилона. Боги покоренных племен занимают в «содружестве» богов подчиненное положение.

В дальнейшем появляются религии, основанные на признании единого бога-творца: христианство, ислам, иудаизм. В христианстве древний племенной бог Яхве переосмыслен как единый бог-творец и вседержитель. Он имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец (творец всего сущего), Бог-Сын, воплотившийся в Иисусе Христе и Бог-дух святой («животворящее» начало).

В славянской мифологии слово «бог» означало название божества и той доли счастья (богатства), которое он мог дать своему последователю. Есть множество параллелей в других индоевропейских названиях. В общем они означают удачу, долю, счастье, свет, сияние и т. п.

Боги выступают как основные участники мифологических сюжетов. Они отличаются от людей сверхъестественными свойствами. В архаической мифологии богов почти нет, их функцию выполняют тотемные персонажи. По мере развития абстрактного мышления людей, постепенно появляются обобщающие образы богов.

В политеистических, более ранних религиях, существует множество богов. Они обладают неявными, противоречивыми свойствами, находятся в сложных иерархических отношениях. Например, более древние боги в позднейших мифах отходят на задний план, но сохранение старых мифов делает положение старых и новых богов двусмысленным и противоречивым.

В монотеистических религиях (иудаизм, христианство, мусульманство) существует один Бог. Он всемогущ и абсолютен. Все остальные персонажи - его твари, результат его созидания. Монотеистические религии более стройны и последовательны. В них, фактически, сохраняется одно, но непреодолимое в разуме противоречие,- абсолютность Бога и одновременная невозможность ее реализовать Данное противоречие разрешается появлением отрицательной противоположности Бога (бес, дьявол, антихрист, Люцифер) и свободы воли верующих, которые сами выбирают праведную или грешную жизнь.

В то же время Бог христианства един в трех лицах: он бог - отец, бог - сын и бог -дух святой. Причем, в этих трех лицах он един в одно и то же время и, одновременно, различен. Идея троичности является таинством христианской культуры, поскольку разумом охватить это явление еще никому не удалось.

Богиня-мать

Богиня-мать - выступает главным женским божеством во многих мифокультурных образованиях. Тесно связана с рождающей землей, а в более обобщающей форме - с женским порождающим началом в жизни и природе. В самых ранних формах сознания - это изображение женского тела с подчеркнутыми женскими половыми признаками. В более поздней мифологии она представлена как женское начало производящей пары, которая творит мир (Дьяус и Притхиви в Древней Индии, Кукумац и Тепеу у майя). Эти персонажи выполняли узкие функциональные действия, их было много. Постепенно множество сконцентрировалось в одном образе Праматери. Функциональное разнообразие было перенесено на ее ипостаси, подчиненные порождения.

Богиня-мать является супругой Бога-творца, помогает ему в сотворении мира; она сама творит богов, людей, животных и т. д.; она покровительствует всякому порождению - земли, людей, скота - отвечает за сексуальную активность. В более поздних вариантах Богиня-мать покровительствует культуре, искусству, городам; но, одновременно, и войне. Этот видимый парадокс разрешается просто - в древнем мире функции защиты порожденного мира не может выполняться без военной силы.

Несмотря на разнообразие подобных богинь (Кибела, Рея, Гея, Деметра, Теллус, Церера, Ума-Махадеви, Исида, Гера, Иттар), все они реализуют схему: разделение на противоположности (например, китайские инь и ян) и последующее взаимодействие противоположностей, Оно может быть как гармоничным, так и разрушительным. Отличие заключается лишь в способе объединения противоположностей. Оно может быть непосредственным, чувственным, кульминацией которого является половой акт или опосредствованным, сверхъестественным, например, непорочное зачатие при рождении божества в христианстве и некоторых других религиях. Большая традиция - термин, используемый в культурологи для обозначения культурного фонда, состоящего из профессионально выполненных объектов культуры; иногда применяется для обозначения только письменной культуры.

Брахма

Брахма (др.-инд. brahma) - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира. В архаичных формах Брахма выступал единым в трех лицах: созидания, сохранения и разрушения. В более поздней форме сознания функции были разделены: Брахма создает вселенную, Вишну сохраняет ее, а функция Шивы - разрушать ее.

В «Ману-смрити» описывается, как Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, который плавает в первобытных водах. Он привел в яйце год (основа календаря), за счет силы мысли раскрывает его; из одной половинки он создает небо, а из другой - землю. Небо и земля разделены воздухом. Затем начинается сотворение остальных частей мира: стихии, боги, звезды, время, радость, множество противоположностей (жизнь - смерть, тепло - холод). Сам Брахма разделяется на мужское и женское начала и т. д.

Кроме того, Брахма означает изначальную словесную форму, молитвенную форму, созидающую мир. Специалисты на этом основании связывают семантически слово «брахман» с европейскими корнями, находя параллели в наших культурах.

Брахман

Брахман (др.- инд. brаhman), так же по значению совпадает с Брахмой. Имеет второе устойчивое значение. Оно может быть сведено к высшей объективной реальности. Понимается как абсолютное творческое начало, в котором осуществляется возникновение, прохождение и уничтожение. Противоположностью выступает атман - духовное движение. Так же как последнее, оно не может быть определено в положительной, конкретной форме. И Брахман и Атман чаще определяются отрицательно: «не то, что это».

Единство Брахмана и Атмана выступает условием описания картины мира, человеческих отношений, которые характерны для индуизма. Их сходство и различие позволяют выразить это представление о мире.

Брейн-ринг

Брейн-ринг (от англ. brian - мозг и ring - арена борьбы) - телевизионная игра-состязание, победителем которой становится та команда, которая проявит более широкую эрудицию и быстроту реакции в ответах на вопросы.

Бродель Фернн

Бродель Фернн (род. в 1902-1985 г.) - французский историк. Основной его интерес - экономическая история Западной Европы 15-18 веков. В книге «Структуры повседневности. Возможное и невозможное». Бродель на огромном фактическом материале дает подробное описание обыденной культуры разных цивилизаций. Приводятся данные не только о нище и напитках, жилище, одежде и моде, технических приспособлениях, деньгах, по описывается городская жизнь в целом, пути сообщения, торговля. Многомерное изображение различных сторон повседневной жизни различных обществ 15-18 веков, позволяет Броделю показать устойчивость социокультурного миропорядка, в котором индивид может регулировать свою жизнедеятельность, расход энергетических и психических ресурсов.

Будда

Будда (санскр. и дали buddha просветленный, пробужденный), в буддийской культуре имеет несколько значений. Будда - историческое лицо, основатель буддизма, царевич Гаутама. Он благодаря собственным исканиям и страданиям овладел истиной мира, стал просветленным. Будда открыл путь людям, которые будучи его последователями, достигают наивысшего духовного развития. Тем самым Будда человек, который достиг высшей духовности. Кроме того, Будда антропоморфный символ, выражающий идеал предела духовного развития.

Будда достигает состояние нирваны. Главная задача Будды - проповедовать драхму - учение, при помощи которого можно достичь совершенства.

Буддизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булгаков Сергей Николаевич

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) - русский философ, экономист, богослов. Эмигрировал из России в 1923 году. Главной идеей в философии Булгакова была идея боговоплощения. Бог и созданный им мир внутренне связаны, что проявляется в софии («премудрости божьей»). София присутствует в мире и человеке, в результате чего они причастны к богу

Исходя из этих принципов, Булгаков сумел дать религиозно-культурное обоснование производственной, хозяйственной деятельности человека. Человеческое творчество в знании, хозяйстве, культуре производственной деятельности оказались основанными на религиозных принципах. Эти религиозные принципы, характеризующие деятельность человека, формировались на протяжении веков и послужили основой для современной экономики и науки.

Предыдущая страница Следующая страница