Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Игра

Игра - культурная форма взаимодействия и поведения. Она существует вне обыденной жизни и профессиональной деятельности. Игра характеризуется особыми правилами взаимодействия участников, которые побуждают их к активности, не имеющей прямых социально полезных последствий, но доставляющей им удовлетворение.

Идентификация

Идентификация - отождествление людьми друг друга и себя с определенной культурной категорией (личностными чертами, групповыми нормами, ценностями и т. п.).

Идентификация этническая

Идентификация этническая - отнесение людьми друг друга и самих себя к определенной этнической группе.

Идентичность

Идентичность - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлении индивида о самом себе. Субъективно переживается им как его «подлинность», тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

Изменение структурное

Изменение структурное - тип изменчивости. Характеризуется разрушением или возникновением определенных явлений или связей между ними внутри социокультурной системы.

Иисус Христос в христианской культуре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Имена

Имена - представляют собой обозначения конкретных людей и персонажей культурного пространства. В традиционной, мифологической культуре имена представляют собой важнейший атрибут. На протяжении сотен тысячелетий древние люди жили в традиционно организованной культурной среде, которая опиралась на природную определенность. На этом этапе развития культуры древний человек досконально изучал среду и формировал социо-культурную технологию, которая принимала форму именного взаимодействия. Социально-природная среда осваивалась как именное олицетворение тотемного предка, человеческая среда выражалась через имена членов рода (социальной популяции).

В принципе вся жизнь такого культурного образования представляла собой бесконечную череду культового взаимодействия персонажей. От конкретного человека требовалось только одно - соответствовать своему имени, содержание которого было описано в мифологизированной традиции.

Важнейшим элементом именной культуры являлась инициация - сакрализированное (священное) посвящение молодежи в именную среду социальности. По сути дела инициация являлась рождением древнего человека, поэтому она очень часто сопровождалась имитацией смерти и возрождения, а также насыщенными эмоциональными моментами и всевозможными культурными символами (татуировка, нанесение культовых шрамов, выбивание зубов).

В олимпийской мифологии имена становятся многочисленными, более подвижными - изменение социальности, особенно в Греции, фиксировались в появлении новых имен и в изменении функций старых. Без имен нет мифов, пет традиционной культуры.

Важнейшую роль играют имена в религиях вплоть до наших дней. Через именной код для посвященных передается огромное количество информации. Например, символика имени Иисуса Христа. В светской культуре также существует представление о внутреннем содержании имени, о тождестве личности и ее имени.

Инверсия

Инверсия (от лат. inversio - перестановка) и медиация (от лат. mediatio - посредничество) - два противоположных типа культурно нравственной оценки явлений. Ситуация раскола ведет к созданию специфических ментальных установок мыслительной деятельности. Н. Лосский писал о своеобразном типе мышления, который характеризуется разделением мира на две противоположности - добро и зло, свет и тень, правда и кривда. Между ними не существует никаких полутонов, промежуточных звеньев. Каждое нравственно одобряемое явление имеет своего двойника со знаком «минус». Происходит абсолютизация полярностей. Человек согласно данной логике может принадлежать только одному лагерю - добру или злу, причем отпадение от одной полярности приводит его мгновенно в другую полярность. Этот переход осуществляется в результате скачка как моментальное оборачивание. Известное горьковское выражение «Кто не с нами, тот против нас» отражает данную логику, которую называют инверсионной.

Инверсионная логика оценки культурных фактов и явлений вытесняет так называемую медиацию. Леви-Строс определял медиацию как нахождение среднего элемента между «двумя антагонистическими членами противопоставлений». Медиация предполагает отказ от абсолютизации той или иной позиции и попытку в максимальной степени сблизить противопоставление, найти общее в различных точках зрения. В условиях раскола медиация как поиск меры социальных отношений и культурных связей постепенно вытесняется инверсией.

Индейцев Северной Америки мифология

Индейцев Северной Америки мифология - выражала родоплеменные отношения племен, которые сложились на территории Северной Америки и их разложение в форме военной демократии. Среди индейских племен выделяют ирокезскую группу (кайюга, онодага, онеида, мохаук, тускарора, гуроны); алгон-кинскую (делавары, оджибве-чиппева, мено-мин, потаватоми, арапахо, чейене); муског-скую (чероки, чокто, чикасо, семинолы); сиу (дакота, вороны, мандан, оседж, нонка, виннебаго); атапскской (апачи, навахо) и много других.

Развитым моментом индейской мифологии этого региона являлось представление о мире, который создан из стихий. Обычно выделялись четыре стихии: земля, огонь, ветер и вода. В тесной связи с этим представлением находилось учение о четырех сторонах света. Четырехчленное представление о целом формировало мифологический цикл, который определял универсальность окружающего мира. Эти элементы мифологического сознания были тесно увязаны с символикой цветового и предметно-фетишистского содержания.

Индейцы наделяли мир магической силой. Она выступала одновременно как сила, как дух или божество, как мир в целом и как сверхъестественная способность человека. Такой магический универсализм сохранился в индейском сознании до сих пор и описан в работах таких современных антропологов, как К. Кастанеда, Ф. Доннер и других. Подобная магическая основа мира называлась «вакан»; «несару», «оренда», «маниту» и т. д.

Практически все мифологические формы имели представление о сотворении мира. Творцом - де-мургом выступали: антропоморфные или зооморфные боги, а также достаточно редкие безликие божества («Старик», «Махео», «Таронхайавагон», «Эсогету Эмисси»). Встречаются сюжеты, близкие библейским. Например, над водой, из которой выглядывает стебель травы, летают два голубя. Потом показывается земля, увенчанная холмом, на вершине которого стоит дом - жилище бога-творца.

У некоторых индейских племен существовало космогоническое объяснение происхождения жизни. Например, у индейцев «зуни» бог Авонавилон силой мысли создает жизнетворные туманы, из своего тела создает небо и землю. В нижнем слое земли возникают незавершенные люди и звери. Культурный герой Пошейанкия с братьями-близнецами выводят людей на поверхность земли, а также учат их как нужно жить, совершают культурную организацию.

Среди этих народов распространены мифы о переселении, миграции племен. В этих мифах можно выделить три момента: мифологизированное описание происхождения общности и «выход» ее в реальное географическое пространство; путешествие племен, которое длилось иногда столетиями; и, наконец, обретение в путешествии магического предмета - фетиша, который становится главным символом организации культуры в настоящем времени.

Например, у индейцев пуэбло путешествие на поверхность земли развивается по мере их встречи с покровителем Масау. Он потребовал от племени, чтобы оно четырежды пересекло континент вдоль и поперек, а после этого основало свои поселения. Покровитель снабдил старейшин каменными табличками, на которых был обозначен маршрут каждого рода. Во время скитаний были приобретены духи - покровители плодородного культа. Истории эти были записаны на стенах каньонов, настенных фресках, символы хранились в ритуальных святилищах. Для сознания индейцев характерны сюжеты пе- ревоплощений, похищений у богов секретов и технологий; смертоносных существ, которых можно победить смелостью и моральной чистотой; великанов-людоедов и т. д. Европейская колонизация вызвала появление идей мессианства. В настоящее время индейская культура практически исчезла, переместившись в музеи и памятники культуры и искусства.

Индейцев Центральной Америки мифология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индейцев Южной Америки мифология

Индийцев Южной Америки мифология - резко отличается от мифоcознания северных и центральных индейцев. Это отличие связано с архаичностью их культуры, отсутствием письменности. Так, практически отсутствуют мифы о сотворении мира. Но развиты мифы о мировой катастрофе как первоначале жизни. Происхождение людей либо связывается с катастрофой, либо с мифическими предками (культурными героями) прежних форм жизни.

Много мифов, объясняющих жизнь животных, их повадки (этиологические мифы), которые понимаются как вторичные по отношению к человеку. В этом моменте можно увидеть поворот мышления дикаря - он все понимает, исходя из собственного жизненного опыта, в котором акт рождения человеческого детеныша выступает самой непосредственной реальностью.

Важнейшими мифами являются представления о происхождении культурных растений (для народов, где развито земледелие). В этих мифах объяснение выступает практически обнаженно. Есть счетное число сюжетов: культуру создает герой, который учит, как это делать; ее рожает женщина; в культуру превращаются части тела или прах предка (Ф. Доннар описывает, как современные дикари сжигают умерших и пепел поедают с банановым супом); появление растений из места захоронения предка; похищение семян и растений у соседей и богов.

С растительными мифами перекликаются и мифы о происхождении огня и пресной воды. В мифах о смерти развертываются следующие сюжеты: люди прежде были бессмертными; душа после смерти возвращается в молодых; после вмешательства отрицательной силы люди стали умирать; герой может воспрепятствовать возвращению души к новой жизни. Иногда люди «сбрасывают» кожу и перерождаются.

Есть у индейцев верховные божества, часто они зооморфны. Есть женские и мужские культы. По свидетельствам антропологов, жизнь этих племен, организуемая этим мифосознанием, совсем не похожа на нашу (европейцами воспринимается как вечный сон).

Индекс социальной позиции

Индекс социальной позиции - в исследовании социокультурных процессов - устойчивая совокупность легко распознаваемых качественных и количественных признаков, характерных для определенной социальной позиции. Индивидуальность - специфичность, неповторимость, уникальность природных задатков и культурных проявлений индивида.

Индоевропейская мифология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Индуизм

Индуизм - религия, которая возникла и распространилась в Индии в последнем тысячелетии нашей эры. Эта религиозная культура приходит на место ослабленных Буддизма и Джайнизма. Ритуалы, религиозная практика и религиозные взгляды возникают на основе древней Бедической литературы и практики Брахманизма.

Основой индуизма является кастовая форма организации общества. В 6 в. до н.э. буддизм переводит ориентацию культуры с кастовых форм социализации на индивидуальное духовное самосовершенствование. Через почти полторы тысячи лет происходит ренессанс этой древней общественной ориентации.

Главными Богами индуизма стали Битна и Шива. В частности, демократизация новой религии заключалась в трансформации пантеона: Вишну стал «появляться» через свои образы Рамы и Кришны, главные Боги Брахманизма - Агни, Индра, Варуна -становятся хранителями мира (локопалами), каждый из них отвечает за свою «сторону света».

В индуизме получает широкое распространение учение Йогов. В его основе лежит представление о магической силе, которая дается аскетизмом. Умерщвление плоти (тапас) поэтому учению позволяет добиться осуществления желаний, приводит к управляемому объединению разрушительной и творческой силы. Подвижник, который посвящает свою жизнь этому образу жизни, получает доступ к сверхъестественному плодотворению.

В индуизме сочетаются аскетическое и эротическое начала. По преданию Индра, борясь за свою власть, подсылает к подвижнику прекрасную Ансару, чтобы ослабить его святость. Однако Аскет, поддавшись соблазну, не теряет своей силы. Одновременно, предаются проклятию подвижника, которые используют свою силу для злого дела.

В индуизме нет жестких догматов, высока степень веротерпимости. Это приводит к пластичности этой религии, она до сих пор широко распространена в Индии.

Инициации обряд

Инициации обряд (лат. initio - начинать, посвящать, вводить в культовые таинства) - в традиционной культуре переход человека из подготовительного состояния в полноправные члены того или иного сообщества. Обряд инициации широко распространен в первобытном обществе. Все его члены до определенного возраста находятся в «разряде» иждивенцев, которые проходят подготовку к «взрослой» жизни. Часто они участвуют вместе со взрослыми в хозяйственной и иной деятельности, но не имеют там своего определенного места (связанного с именем) и не отвечают за свои действия.

Минуя этап подготовки, носящей достаточно универсальный характер, претенденты (неофиты) «сдают экзамен», проходят посвящение; получают знание об устройстве мира и того процесса, в который происходит посвящение; знакомятся с «уставом», по которому дают обязательство действовать и получают «имя» с набором функций или «сан».

Как правило, инициация сопровождается таинством и серьезными испытаниями. Иногда, испытания граничат с возможностью смерти. Посвящение должны проходить только наиболее подготовленные в духовном и содержательном плане претенденты. Жреческие инициации (мистерии), посвящение в тайные общества (масоны, запрещенные секты) часто связывались с отречением от прежней социальности.

Инкультурация

Инкультурация - процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

Инновация

Инновация - появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.

Институт

Институт (лат. установление) - модель действий или поведения. Например, в экономике - это рынок, в политике - политическая партия, в религии - церковь.

Интеграция

Интеграция - объединение элементов социокуль-турной системы для сохранения необходимых предпосылок ее воспроизведения.

Интуиция

Интуиция - человеческая способность постигнуть истину путем прямого ее усмотрения без доказательств и размышлений. Гете называл интуицию откровением, развивающимся изнутри человека.

Процесс научного познания, создания художественного произведения далеко не всегда осуществляются последовательно, логически. Часто человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время военного сражения, при определении того или иного диагноза и т. д.). Интуиция - это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления осуществляются бессознательно. Осознается только итог интуитивной мысли - истина.

При помощи интуиции можно увидеть истину, но ее еще требуется доказать. Только так правильность интуитивной догадки может быть доказана другим людям.

Инфантилизм

Инфантилизм (от лат. infantilis -детский) -особенность взрослого индивида, обладающего чертами, присущими детскому или подростковому возрасту.

Информатизация общества

Информатизация общества - социально-исторический процесс перехода к новой стадии цивилизации. Сущность информатизации состоит в экспоненциальном нарастании объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем. В условиях экспоненциального роста производства переработка и преобразование информации могут осуществляться лишь на основе современной информационной технологии. Она включает в себя создание и внедрение компьютеров (прежде всего персональных), современных средств связи, телекоммуникаций, создание программной продукции, обеспечивающей компьютеризацию производства, управления, быта, а также создание интегрированных систем связи и общедоступных баз данных и знаний. Важнейшей политико-правовой и нравственно-практической задачей, наряду с созданием технической базы, является обеспечение прямого неограниченного доступа каждому члену общества ко всей необходимой для его деятельности информации, за исключением военных и государственных тайн. Это стимулирует резкое возрастание инициативы, всех видов творческой активности, гласности и демократизации общества. Уровень информатизации общества решающим образом влияет на развитие экономики, науки и совершенствование материального и духовного производства.

Информация

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - совокупность сведений о чем-либо, содержащаяся в сообщении; совокупность характеристик, представляющих некоторый объект в его качественной определенности; упорядочивающее, организующее начало, противоположное энтропии.

Инцест

Инцест (лат. in «не» и castus - благопристойный) - кровосмешение, которое представляет собой брак или половую связь ближайших кровных родственников. В биологическом смысле инцест приводит к вырождению - наследованию биологических аномалий. В социальном смысле - входит в противоречие с некоторыми (цивилизованными) формами брака. Преодоление инцеста насчитывает несколько тысяч лет (миф об Эдипе). Он развит до сих пор в династических, «царских» семьях.

Иранская древняя культура

Иранская древняя культура - берет свое начало в индоевропейском направлении, зародившись в южно-русских степях во 2-1-ом тыс. до н. э. Из этой области иранцы мигрировали на протяжении столетий и в 1-м тысячелетии до н. э. заселили Среднюю Азию, Иран (Мидию) и Афганистан.

По мере перехода к оседлой жизни кочевников-иранцев у них начинается разделение, дифференциация культур. Постепенно выделяются древнемидийская, древнеперсидская, скифо-сарматская, согдийская и другие культуры. Данные культуры отличались своей внутренней схожестью, тождественностью в общем строе представлений и культовых символах. В то же время специфика реальной жизни наложила отпечаток на формирование многих моментов целостного образа.

После греко-македонского культурного наложения происходит некоторое выравнивание, эллинизация общей основы. В результате неоднократных наложений и слияний многих цивилизованных потоков сложился культ Зороастризма. Кроме этой среды возникает митраизм, позже распространяется манихейство.

В основе всех представлений, связанных с материальной составляющей мира, прослеживается борьба между кочевым и оседлым образом жизни. Скифосакская культура была основана на кочевом скотоводстве. Иранцы, во главе с династией Кейянидов, отстаивают образ жизни оседлый, сначала скотоводство, а затем поливного земледелия.

В сознании подобные противоречия принимают форму дуалистического противопоставления света и тьмы, дождя и засухи, оазиса и пустыни. Близнечный культ двух творцов - доброго и злого - воплощает противопоставление кочевой и оседлой культур. В «Видевдате» указано: «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность».

Из указанных моментов складывается как мораль, так и иранский культ и образ жизни.

Иудаизм

Иудаизм - религия, которая сложилась у древних евреев в 1-ом тысячелетии до н. э. Иудаизм можно считать одной из первых монотеистических религий. Евреи поклонялись Богу, который имел множество имен, самые распространенные: Яхте, Элохим, Эльон, Ме-лек. Причем считалось, что тот, кто произносил все имена Бога, погибал из-за проникновения в тайну, которая закрыта для людей. Иудаизм - одна из исключительных религий, которая до сих пор является государственной (в Израиле), ее исповедуют многие евреи но всей земле.

В культурном отношении в этой религии много общего с другими системами монотеизма. Основным источником религии еврейского народа является Ветхий завет Библии, общий с христианством. Эта часть Библии представляет собой мифологическую историю как евреев, так и значительной части Древнего Востока. Кроме Библии содержание иудаизма изложено в Торе, Агаде, Книге сияния и других.

Специфика этой религии заключена в том, что она направлена не на космос, как многие древние религии, а на народ израильский. Бог Яхве-зарок, условие существования этого народа. Он даст евреям право на землю обетованную, требует концентрации всей их силы для достижения этой цели. Яхве - мессия -Бог, который защищает народ, дает ему возможность возвысится среди других народов. За это он требует послушания себе, любви к себе. Иудейской культуре требуется человек, который полностью подчинен интересам Бога и еврейского общества, человек, который ничего не знает и не хочет, кроме следования своему Закону - Богу.

Иудейская религия составляет основу культурной организации современных евреев. Например, в Израиле евреем считается человек, который рожден еврейской женщиной и живет по законам иудаизма. Современная синагогальная организация предпринимает много усилий для сохранения традиционного, ортодоксального культа. Это - залог стойкости религии. В то же время происходят и процессы модернизации.

Предыдущая страница Следующая страница