Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Каббала

Каббала - передача религиозных заповедей в устной форме. Каббала возникла у древних евреев до появления письменно изложенных религиозных законов. В более узком смысле каббала - это собрание сочинений религиозно-мистического характера. В них рассказывается о возникновении мира из единого начала. Человек своим умом, дутой и жизненной силой принадлежит трем мирам, возникшим из первоначала: миру форм, миру ангелов и миру материи. В каббале рассказывается о переселении душ.

Каббала имела и практическую направленность. Считалось, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический исторический процесс. Это связано с тем, что каждому «возбуждению снизу» (от человека) обязательно отвечает «возбуждение сверху» (от бога). Каббалисты считались колдунами. При помощи чудодейственных амулетов и формул они пытались воздействовать на жизнь человека.

Календарь

Календарь - культурно обоснованный способ ориентации общества во времени. В разных культурных системах имеет свои задачи. Например, в первобытной культуре он необходим для ориентации во временах года, земледельческая культура предполагает наличие знаний о полном лунно-солнечном цикле в совокупности с устойчивыми явлениями природы (разливы рек, сезонные дожди, ветры и т. д.). Промышленное общество нуждается во владении абсолютно точным временем для синхронизации многих самостоятельных (дискретных) процессов, которые должны осуществляться в одно и то же время.

В философском отношении календарь представляет собой форму связи человеческого общества с космическим универсумом, а также форму разрешения противоречия между временами и пространством. Поэтому эти синтетические культурно-измерительные функции осуществляются в зависимости от развития сознания людей и их всеобще- универсального опыта.

В истории культуры понятие календаря связано было с пониманием противоположности космоса и хаоса. Это противоположение включало в себя и небо, и землю, и человека - весь мир как упорядоченность выражался в форме представлений о календарном времени. Это обстоятельство помещало календарь в тайну тайн мироздания. Занимались его изучением и оформлением исключительно служители культа. Например, сакральность (священность) календаря подтверждает тот факт, что фараон, вступая на престол, клялся, что не будет изменять календарь, вставлять в него добавочные дни.

Первые календари основывались на попытке разделить время на равные части. Это основание требовало громоздких цикловых календарей, владение которыми было доступно только посвященным. Циклы связывались с действием множества Богов. Так, восточные календари до сих пор насчитывают 12-кратные циклы, которые управляются различными сакральными силами (знаки Зодиака, животные боги, духи растений, солнце и луна и т. д.).

Например, в индуизме - год, это срок, в течении которого развивается космическое яйцо, порождающее Брахму. Грекам закономерности календаря объясняет Прометей. Их представление об идеальной жизни предполагает либо отсутствие календарных изменений (вечное лето), либо их абсолютную упорядоченность. Представление о вечности относилось к жизни богов, например, год Брахмы насчитывал 311 040 миллиардов человеческих лет.

Первоначальные календари связаны с солярно-суточным циклом (восход и заход солнца), земледельческие культуры основываются на организации календаря, включающего суточный и сезонно-аграрный циклы. Календарь отождествляется со многими культурными элементами, проникает во многие сферы образования и жизни. Образуется календарная словесность: загадки, пословицы, поговорки, назидательные истории. С календарем связаны гороскопы и пророчества; до сих пор люди пользуются формами календарно-культового сознания.

Наш современный календарь - солярный, с годовым циклом. Юлианский календарь был создан по приказу Юлия Цезаря александрийскими астрономами. Календарь был введен с 1 января 45 г. до н. э. Начало календарного цикла было связано с вступлением вновь избранных консулов в должность. Продолжительность года в этом календаре -365,25 средних солнечных суток.

Такая продолжительность приводила к тому, что за каждые 128 лет погрешность увеличивалась на одни сутки. В XVI веке погрешность достигла 10 дней. Календарь был уточнен (математиком и врачом Луиджи Лилио) - продолжительность года стала равняться 365,2425 солнечных суток. С октября 1582 г. был введен Григорианский календарь, старый стиль (юлианский) был заменен новым (григорианским). В России он был введен лишь в 1918 г. Добавим еще, что наше летоисчисление ведется от Рождества Христова.

Калокагатия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Камю Альбер

Камю Альбер (1913-1960) французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии (1957 г.), защищал идеи экзистенциализма. Считал, что мир носит абсурдный характер, человек в этом мире чужой, бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны. Достоинство человека заключается в том, чтобы принять это. Сизиф является символом человеческой жизни (Сизиф - герой древнегреческого мифа). Он был осужден богами на бесцельную и бессмысленную, никогда незаканчивающуюся работу - «сизифов труд». Опыт человеческого существования приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство. Необходимо продолжать жизнь вопреки вселенскому «хаосу».

Каналы массовой информации, коммерческие

Каналы массовой информации, коммерческие -печатные органы, радиостанции, телепрограммы, находящиеся в распоряжении частных лиц и организаций. Информация, транслируемая ими, предназначена для извлечения доходов за счет аудитории (платные развлекательные каналы телевидения, рекламные издания, теле-и радиопередачи, видеотеки и т. п.).

Каналы массовой информации, общественные

Каналы массовой информации, общественные -печатные органы, радио- и телепрограммы, находящиеся в распоряжении общественных организаций. Используются, в первую очередь, с некоммерческими целями -просветительскими, политическими, связанными с поддержанием ценностей культуры и т. п.

Каналы массовой трансляции культурного опыта

Каналы массовой трансляции культурного опыта - общедоступные институциональные образования, предназначенные для широкой демонстрации социально значимых сведений и навыков. К ним относятся системы общего образования, массовых коммуникаций, учреждения культуры.

Каннибализм

Каннибализм - явление поедания людьми себе подобных. В разной форме существовал на всем протяжении человеческой истории, постепенно превращаясь в действие, противоположное культуре. В настоящее время практически повсеместно считается аномальным, рецедивы случаются либо из-за крайней архаичности культуры, либо из-за чрезмерной степени голода, когда инстинкт самосохранения подавляет все культурные ограничения.

По К. Леви-Стросу, употребление человеческого мяса совпадает с самым низким для человека осознанием своего социального существования и с самым примитивным пищевым режимом. В культурном отношении модель мира, которая допускает каннибализм, относится к «докультурной» форме. Каннибализм в этом смысле сравним с инцестом - оба явления стоят на одной ступени бескультурности.

Канон

Канон (от греч. Kаnon -«норма», «правило») - система правил и норм в искусстве, этике, философии, являющаяся господствующей в какой-либо период времени или в каком-либо направлении.

Каноничность в первую очередь присуща общественному сознанию древности и средних веков.

В Древней Греции, например, канон пропорций изображения человека был осмыслен и подробно разработан древнегреческим скульптором Поликлетом. Поликлет в трактате «Канон» теоретически обосновывал и стремился воплотить в искусство идеальным пропорции человеческого тела. Они стали нормой для всей античности и с некоторыми изменениями для художников Возрождения и классицизма. В изобразительном искусстве средневековья утвердился строгий иконографический канон. Элементы изображения в иконе (одежда, позы, жесты и т. д.), главные композиционные схемы утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников.

Роль канона в духовной жизни общества носит двойственный характер. С одной стороны, канон является носителем определенных традиций, в нем воплощается идеал культуры того или иного времени. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется и сам идеал, и вся система мышления, то канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии культуры, искусства.

Карнавал

Карнавал - в низшей мифологии европейской культуры антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы. Карнавал выражает мифосознание и культовые действия уровня языческой культуры. Начало года совпадало в этом календаре с весенним возрождением природы.

Этот цикл был включен в более поздний -христианский - карнавал проводился за 40 дней до праздника Пасхи. В русской традиции совпадает с масленицей. Происхождение названия связывают с древней традицией использования культовой повозки -«колесницы - корабля». Сущность карнавала заключается в вывозе чучела Зимы на этой повозке за пределы поселения и сжигания его. В народной итальянской традиции карнавал связывается с праздником жизни:

- «Да здравствует плоть!». В средние века карнавал праздновали очень широко, с избранием Короля шутов, отбрасывая многие культурные «строгости».

Часто карнавальная культура сравнивается с «золотым веком» равенства. В настоящее время наиболее пышно карнавал празднуют в католических странах Латинской Америки.

Катарсис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Китайская мифологическая культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кич

Кич (от нем. Kitsch " халтура, безвкусица) - халтурная картинка, безвкусный фильм, литературная поделка. Термин возник на рубеже Х1Х-ХХ веков в кругах мюнхенских художников.

Классическая система и модель образования

Классическая система и модель образования - система идей и педагогическая практика, характерные для школы второй половины XIX и XX веков. Включает в себя образ энциклопедически образованного человека и школы как источника готовых знаний. Содержание, формы и методы образования в этой системе направлены на заучивание этих знаний. В настоящее время перестала обеспечивать знания и навыки, необходимые для адаптации личности в изменяющихся жизненных условиях.

Клип

Клип (от англ. clip -стричь,, делать вырезки) -короткий музыкальный номер, снятый на видеопленку на фоне декораций, ландшафта, улицы и т. п.

Клуб

1) общественная организация, объединяющая людей определенного социального круга в деловых, политических целях, а также р целях совместного отдыха, общения, развлечений; 2) государственное или ведомственное учреждение, создающее условия для реализации социокультурной активности людей, для различных видов самодеятельности и досуговой деятельности.

Количество

Количество - такая определенность предмета, которая является как бы безразличной к нему, ибо ее изменение в определенных границах не означает превращения данного предмета в другой. Для того, чтобы счесть предметы, надо отвлечься, абстрагироваться от их качественной определенности, принимая один предмет (или его элемент) за единицу.

Коммуникативные побуждения

Коммуникативные побуждения - потребности, желания, интересы людей, являющиеся источником их активности. Цель этой активности - поиск коммуникативного поля или партнера коммуникации для реализации этих внутренних стимулов.

Коммуникатор

Коммуникатор - тот, кто непосредственно связан с передачей информации. Он объединяет три основные группы лиц. Во-первых, это источники коммуникации, то есть люди, заинтересованные в доведении информации до широкой публики. Во-вторых, это исполнители, то есть люди, которые придают информации форму, пригодную для понимания (репортеры, обозреватели, комментаторы). В-третьих, это люди, использующие технические средства для передачи сообщений (режиссеры, редакторы и т. д.).

Коммуникация культурная

Коммуникация культурная - процессы социального взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией. В результате возникают, изменяются различного рода социо-культурные объекты.

Коммуникация массовая

Коммуникация массовая - процессы передачи социально значимой информации. Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: во-первых, массовой аудиторией; во-вторых, использованием технических средств (кино, телевидение и др.); в-третьих, упрощением содержания информации; в-четвертых, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-пятых, доступностью информации.

Коммуникация межгрупповая

Коммуникация межгрупповая - взаимодействие между людьми. Она обусловлена их принадлежностью к различным культурным группам и не зависит от их межиндивидуальных связей и личностных характеристик.

Коммуникация межличностная

Коммуникация межличностная - взаимодействие индивидов, полностью обусловленное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками.

Компетентность коммуникативная

Компетентность коммуникативная - способность индивида выбирать из доступных ему совокупностей грамматически правильных выражений те, которые соответствуют нормам поведения в конкретной ситуации.

Компетентность культурная

Компетентность культурная - навыки субъекта, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты.

Конвенциопальность

Конвенциопальность (от лат. conventio - соглашение) - свойство культурного объекта, который он приобретает в результате установления согласия между участниками социального взаимодействия. Согласие достигается в результате признания за культурным объектом значимых для всех характеристик.

Конгинентально-европейская политическая культура

Конгинентально-европейская политическая культура - отличается от англо-американской своей разнородностью. В ней сочетаются светское понимание политики как соперничества интересов с манихейским ее пониманием как непримиримой борьбы сил добра и зла, прогресса и реакции. Наряду со свободной соревновательностью политических платформ перед лицом избирателей («принцип рынка») здесь действует и «принцип авторитета». Значительная часть избирателей ждет от политики не только удовлетворения своих практических интересов, но и удовлетворения своей потребности поклоняться и верить. Континентально-европейская политическая культура может рассматриваться как промежуточная между современной, светски-прагматической, и традиционной, характеризующейся морально-религиозным пиететом.

Консенсус, культура консенсуса

Консенсус, культура консенсуса - готовность признания за противной стороной законности ее интересов и связанное с этим искусство компромисса. В основе культуры консенсуса лежит понимание естественности и законности социального разнообразия, различий интересов, позиций и верований.

Контркультура

Контркультура - форма выражения духовного протеста против современной буржуазной культуры, получившая распространение среди части молодежи Запада в 60-70-х годах. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие. Этот отказ, как правило, выражается в негативизме по отношению к культурным достижениям человечества и экстравагантной манере мышления, чувствования, общения, противостоянии сложившейся ныне духовной атмосфере современного буржуазного общества. Однако, будучи своеобразной формой ухода от социальной реальности, она в то же время является неотъемлемой частью существующей социальной системы, потребительским продуктом «массового общества», против которых контркультура так «решительно выступает».

Конфигурация

Конфигурация (от позднелат. configuratio - придание формы, расположение) культурная -объединение различных культурных черт в главную модель, отражающую изучаемую культуру (субкультуру), ситуацию.

Конфликт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конфликт и Общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конфликта теории

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конфликта традиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конформизм

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - принятие существующего порядка, господствующих мнений, приспособленчество, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конформность

Конформность - добровольное согласие индивида избрать поведение, полностью соответствующее социальным нормам или требованиям других членов сообщества.

Конфронтационная политическая культура

Конфронтационная политическая культура - восприятие носителей других взглядов и интересов как непримиримых противников, с которыми необходимо покончить (принцип поведения «классовой борьбы до конца»). В основе конфронтационной политической культуры лежит философия догматического монизма - ориентация на идеал социальной однородности, сплоченности, «монолитности».

Корпоративное регулирование хозяйственной культуры

Корпоративное регулирование хозяйственной культуры - создание и трансляцияяопределенных культурных ценностей, норм, образцов поведения, характерных для данной хозяйственной единицы.

Кризис культуры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крубер Алфред Луис

Крубер Алфред Луис (1876-1960) американский этнограф, теоретик истории культуры. Труды по этнокультуре. В 1952 г. совместно с К. Клакхоном выпустил книгу «Культура. Критический обзор концепций и определений», в которой приведено более 150 определений культуры. При этом сами авторы подчеркнули, что большинство определений укладывается в некоторую общую схему в которой можно выделить очень немного вариантов в зависимости от того, на какой аспект делает акцент тот или иной исследователь.

Крест представляет собой один из самых широко распространенных геометрических символов. Во многих культурно-религиозных образованиях играет роль высшего символа священных ценностей. Если квадрат, круг, треугольник в символическом понимании разграничивают пространство внешнее и внутреннее, то крест выступает как средоточение центра, концентрация пространства и жизни. Изображение креста встречается в символике практически всех культур мира. Самыми известными, пожалуй, являются для европейской культуры крест, на котором был распят Иисус Христос и свастика, на которой была распята европейская культура в XX столетии.

Символ креста имеет десятки и сотни смыслов. Например, в христианской традиции: смерть Бога с целью Воскресения, искупления грехов человека; выбор между счастьем и несчастьем, процветанием и упадком, жизнью и смертью; талисман, амулет, оберегающий от несчастий; знак причастия к общине избранных (часто тайной); символ счастья, уважения; элемент оберегающего орнамента; знак смерти; символ ограничения, закрепления состояния человека (крест на могиле) и другие.

Круг

Круг - распространенный знак культовой символики» Означает единство, бесконечность, со-вертпенство и законченность. Как символ означает процесс, не имеющий ни начала, ни конца, гармоничный и тяготеющий к центру. В древней мифологии был распространен, например, в виде змеи, которая держит свой хвост в пасти,

Круг в своей действительности и развитии есть шар. В космогонических мифах вселенная часто изображалась в форме шара. Во временном отношении круг воплощен в идее цикла, тесно связан с календарем.

Культ

Культ - от латинского cultus, что значит и возделывание, и уход, и образование и воспитание (т. е. все значения культуры). В этом смысле «культура» - это культ античной образованности, определенный образ жизни. Но есть еще одно важное значение, которое нам более знакомо,- это почитание, поклонение, уважение. Данное значение содержится в известном словосочетании - «религиозный культ». Однако данный термин выходит далеко за пределы чисто религиозной сферы. В частности, у греков и римлян культ - это принятые формы почитания, поклонения, в равной степени обязательные и при почитании отеческих богов, и государственных святынь, и божественных личностей.

Почитание богов начиналось с поклонения богам в поле, роще, у священного источника, где местным богам ставились жертвенники. Города строили своим богам-охранителям храмы, где обряды производились в строгом соответствии с принятым порядком. К богам приравнивались герои, павшие в бою за отечество, божественные почести оказывались олимпионикам - победителям в Олимпийских играх, В собственно религиозной сфере выделяют обычно домашнюю религию греков и римлян. Здесь не существовало единообразных правил, каждая семья пользовалась полной самостоятельностью в отправлении религиозного культа, которое закреплялось за главой семейства. Каждая семья имела свои обряды, праздники, молитвы и посвящения. У каждого в семье были свои священные обряды, передаваемые по родовому принципу, были свои боги. Наряду с этим выделалась земледельческая религия, в которой культовый и земледельческий календарь объединялись в единое целое. Земля, растения, животные имели сакральное (священное) значение, единый священный порядок, в который человек вписывался, соблюдая обряды и посвящения.

Особая роль отводилась культам городских богов. Исследователи считали, что не было города, даже самого древнего, который бы не знал времени своего основания. По той причине, что ни один город не утрачивал в своей памяти образов богов-основателей, города и следовали священным церемониям, празднуя годовщину города и совершал культовые жертвоприношения. Культовая сторона гражданской жизни греков и римлян свидетельствует еще об одной важной стороне культуры - она воспринимается ее носителями как нечто священное (освященное веками), как нечто подлежащее безусловному сохранению и требующее божественного почитания и поклонения. Более того, чувства родины и свободы (за пределами родного города человек оставался без защиты, т. е. рабом) для древнего грека, как отмечает известный эллинист Макс Поленц, были связаны с религиозными (т. е. культовыми) представлениями. Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые затрагивают самые важные вопросы социального бытия человека - его сопричастность родине, народу, его судьбе и исторической памяти.

Культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культура времени

Культура времени - способ отношения ко времени и организации своей жизни во времени в том или ином обществе.

В каждом типе общества существует своя культура времени. Так, например, у народов Северной Африки можно различить два тина времени. Один тип, отражающий связь людей с окружающей средой, называется экологическим. Тин, отражающий взаимные отношения внутри социальной структуры, называется структурным временем. Доминирующим является структурное время, так как экологическое время интерпретируется в системе структурного. Выделяют два тина связей в рамках структурного времени: ритм деятельностей и социальных групп. В западных обществах трансформация социальных времен вызвана экономическими трансформациями в ходе индустриализации: индустриализация приводит к увеличению значения регулирования и измерения времени. Вследствие этого время начинает цениться наравне с деньгами, рабочее время начинают отличать от других видов времени (свободное, семейное, религиозное). Рабочее время играет доминирующую роль в индустриальном обществе.

В индустриальном обществе происходит то, что можно назвать «впадением во время». Современный человек, освобожденный от своих богов, оказывается один на один со временем. Впадение во время начинается с десакрализации труда. Только в современных обществах человек чувствует себя пленником времени. Поскольку он не может «убить время» работы, то он пытается «убежать от времени» во время досуга. С этим связано большое количество форм развлечений в современных обществах.

В социологической теории очень важно учитывать фактор времени: время необходимо понимать как главного организатора человеческой деятельности. Время - одно из фундаментальных уровней любой культуры, поскольку временные представления предопределяют многие другие представления о реальности. Время является частью структурации человеческой деятельности. Например, строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации превратилось в хаос, так как существуют большие различия между представлениями индейцев о времени и концепцией времени белых людей. «Белое» время - объектированное, индейское - живая история. Для белых людей время - это существительное, для индейцев - глагол. Интервалы «белого» времени короче, чем интервалы индейского. Представления о времени являются механизмом организации социального действия, поэтому игнорирование этого факта и привело к срыву строительства дамбы. Поэтому исследования международных отношений, межкультурных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всегда будут приводить к неверным выводам.

Различают также монохроническое время (события распределяются как отдельные единицы и организуются последовательно) от полихронического времени (события происходят одновременно). Бюрократические организации в этих временных системах санкционируют по-разному. Монохронические культуры делают акцент на стратегиях менеджмента, основаны на расчете и порядке. Полихронические культуры меньше зависят от распорядка событий, включают в себя больше деятельностей и в большей степени основаны на лидерстве. В результате у них разная административная структура, разные принципы производства и разные модели бюрократической организации. Любая модель бюрократической организации, которая не включает в себя временной контекст, будет неправильно описывать бюрократическую специфику, которую она должна отразить или проверить.

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта - совокупность достижений в области материальной культуры (ирригационное земледелие, ремесла, медные орудия труда), социальной (централизованная система управления с устойчивым бюрократическим слоем), духовной (культы богов и развитие заупокойных представлений, письмо, счет, искусство) объединенных центральной идеей обожествления фараона, признания органического единения мира и магии как основного способа взаимодействия с ним, верой в загробное существование. Фараон не только почитался как сын бога солнца, он олицетворял благосостояние и процветание страны и, будучи носителем божественной силы, «проливал благодать» на землю и людей (осуществлял торжественные земледельческие и социальные ритуалы).

Яркое представление о египетской культуре дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельможей). Пирамиды говорят об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. В земной жизни все властные и регламентирующие функции отводились фараону, вельможам, а создателями всех вещей, городов, законов, письма и ремесел считались боги. Боги же встречали человека в загробном мире, где Осирис творил свой суд над умершими. Индивидуальное начало и обоснование приоритета земной жизни выражены в египетской культуре слабо, хотя обнаруживается разочарование в существующей системе ценностей, о чем говорит поэма «Беседа разочарованного со своим духом ».

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая - достаточно замкнутое культурное единство, сложившееся на основе устойчивого этнокультурного и политического комплекса средних царств (середина 1 тысяч, до н. э.), с развитой культурой земледелия и ремесленных искусств и достижениями всемирного уровня (шелк, бумага, компас, порох, магнит и т. д.), письменностью, литературой и философией. Культурная преемственность обеспечивалась созданием единой системы хозяйственного управления (построенной на рациональной основе конкурсных экзаменов) и сакрализацией власти императора - Сына Неба.

Одна из наиболее самобытных и развитых культур. В глубокой древности, уже в самом начале второго тысячелетия до нашей эры это была сложившаяся культура. Она формировалась на традиционных основах любой земледельческой цивилизации, которыми выступают гилозоизм (учение об оживотворенности материи) и политеизм (многобожие). Но две черты, несомненно, отличают китайскую культуру. Первое -умение видеть и передавать в образе (рисунке, стихотворении) жизнь в природе, индивидуализировать каждое природное явление, не вырывая его из контекста, а олицетворяя им целое (цветок сливы - жизнь в миниатюре). Второе "рассудочность, ритуализм («китайские церемонии»). Наиболее отчетливо прорыв в осевое время передают философские учения Древнего Китая. Лао Цзы учил о «пути дао». Великий мудрец Конфуций оставил человечеству глубокие нравственные наставления, главное из которых «чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Культура Древней Индии

Культура Древней Индии - совокупность материальных достижений (о которых дает представление уже Харапнокая цивилизация), кастовое устройство общества, религиозные верования, литература, наука, искусство, философия, проникнутые признанием родственности всего живого в мире, неутилитарным отношением к природе, стремлением к изменению не внешнего, а внутреннего мира (самосовершенствования человека). Культура Индии наполнена глубокими значениями и смыслами, которые свободно читает индиец в величественном облике своих богов и причудливой архитектуре индуистских храмов. Пантеизм (от греч. слова «нантос»- все и «теос»- бог), т. е. отождествление богов с природой и вера в перерождение душ, оставались на протяжении тысячелетий духовной основой индийской культуры. Лики богов передают полноту жизни. В индуизме - это триада высших богов: Брахма, Випшу, Шива. Вера в бессмертие души, осуществляемое при переселении души из тела в тело, входит в комплекс представлений о нескончаемых метаморфозах жизни, бесконечности и бессмертности Вселенной. Принц Сиддхархатха Гаутама, названный впоследствии Буддой («просветленный»), внес глубоко личностный смысл в осознание мира и назначение человеческой жизни. «Может ли человек быть счастлив, если мир полон страданий?»- вот главный вопрос буддизма. Да, если он откажется от желаний и достигает нирваны (спокойного, удовлетворенного состояния духа).

Культура и личность

Культура и личность - ветвь культурной антропологии, в которой изучаются связи между принятыми в обществе способами воспитания детей и психическими характеристиками взрослой личности.

Культура эзотерическая

Культура эзотерическая - культура, складывающаяся под влиянием эзотерических идей и учений. (См. также «Эзотерическая культура и эзотерическое мышление») Ценности этой культуры воспроизводятся в рамках эзотерических движений, эзотерически настроенными группами, отдельными личностями. Культура эзотерическая начинает формироваться на Западе и Востоке, начиная с V-VII вв. до н. э., окончательно складывается в конце XIX- начале XX столетия. Культурная единица - термин, применяемый для выделения целостности, в рамках которой могут отслеживаться культурные закономерности. Такими единицами сегодня являются человечество в целом («панкультура»), этносы, группы.

Культурантропология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Культурная черта

Культурная черта - аналитическая единица культурологии, обозначающая усойчивую совокупность отдельных представлений, отношений, действий, предметных характеристик, традиционно существующих в определенной культуре.

Культурное тело

Культурное тело - продукт формирования и использования телесного начала человека в соответствии с культурными нормами. Осмысление телесного начала в соответствии с особенностями определенной культуры.

Культурное ядро

Культурное ядро - институты, технологии, сферы, входящие в состав социокультурной системы. Они имеют прямое отношение к производству и распределение средств существования. К ним принято относить экономику, политику, право.

Культурные универсалии

Культурные универсалии - фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, которые в той или иной форме обнаруживаются во всех человеческих культурах.

Культурный порядок

Культурный порядок - 1. Совокупность мировоззренческих правил, особый образный язык. 2. Нормы, управляющие отношениями между различными культурными элементами, связями человека с реальностью. Примеры культурного порядка: письменный язык, устная речь, жанр искусства, научная парадигма, специализированные области культуры.

Культурфилософия

Культурфилософия - философия культуры, самостоятельное направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т. д. Это та первоначальная форма, в которой в XVIII-XIX вв. проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и ее сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и т. д. подходами. Так что изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой, культурологизирование становится самостоятельным стилем философствования, выбирающего в качестве эмпирического донора одну из пограничных наук, в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных (теоретических) отношений. Соответственно, на современном уровне приходится различать культурологию и культурфилософию (философию культуры). Надо помнить, что философия культуры, даже выступая самостоятельным направлением, остается в пределах философской дисциплины, соответствуя ее предмету и методам, т. е„„ иначе говоря, философия культуры - это тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философия, которое знаменует эпохальные изменения в философии, ее исторические метаморфозы.

Если философия существует и развивается как наука о всеобщем (об основах бытия и мышления) и пытается дать картину «мира в целом», то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой-либо иной ипостаси (то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии), находит свое место в картине человеческого бытия. Если же философия сосредотачивает свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру, характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и научных методов как в естествознании, так и в науках о культуре, то речь идет уже не о том, чтобы воссоздать мир бытия, включающий мир культуры, а о том, чтобы определить методы наук о культуре, аксиологические (ценностные) ориентации культуры и, соответственно, разделить науки о природе и науки о культуре, что и было предпринято, в частности, в неокантианской философии.

И хотя термин «культурфилософия» был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области истории философской и художественной культуры (несколько позже в этих же целях ввел в научный оборот термин «культуристория» Якоб Буркхардт), но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и ее значении в историческом развитии человечества. В философии культуры отчетливо выделяются три таких периода: 1. Античность (когда впервые происходит осознание специфики культуры, вводятся философские категории для ее обозначения, обосновываются первые терии культуры); 2. Новое время (здесь можно выделить три самостоятельные формы, в которых получила развитие философия культуры,- философия Просвещения; Романтизм; Немецкая классическая философия). 3. Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина (философия конца XIX и начала XX века, которая принципиально отличается от классического философствования, в том числе и по вопросам понимания сущности и смысла культуры), Охарактеризуем кратко эти три периода.

Купала

Купала - в восточнославянской традиции праздник (день), посвященный летнему солнцестоянию. Ивана Купалу часто связывают с Иоанном-Крестителем, отмечается праздник в ночь с 6 на 7 июня. Купала в виде чучела топится в воде, после чего разжигаются священные костры, через которые прыгают участники. Обряд носит характер праздника плодородия, его соотносят с обрядом священного огня и воды.

Древней основой мифа, по культурной реконструкции, является кровосмесительный брак небесного брата с сестрой. Этот символ выражается двуцветным цветком иван-да-марья. Желтый цвет воплощает солнце, голубой - небо. По преданию в эту ночь травы действуют с наибольшей силой. В содержании древнего ритуала травы и цветы означают трех змей и трех дочерей Купалы.

У южных и западных славян сохранился обряд добывания в этот день огня, который получают трением двух кусков дерева друг о друга. Сохранились поверья, что в ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные цветы (папоротник), которые указывают на клад.

Некоторые исследователи считают, что этот обряд является основным в древней славянской культуре.

Предыдущая страница Следующая страница