Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Египетская мифология

Египетская мифология - одна из развитых древнейших форм сознания. Сформировалась около 6-8 тыс. лет назад. По некоторым источникам гораздо древнее. Реконструкция осуществляется по некоторым письменным источникам - оригиналам, по косвенным письменным источникам и памятникам культуры.

В Египте мифосознание складывалось в соответствии с административно-территориальным делением по номам. Сам ном обожествлялся и его олицетворение становилось главным божеством на данной территории, выполняя функции демиурга - творца. Как правило, возглавляли пантеон отец, мать и сын. Вокруг этой троицы строился весь мифосюжет.

Отцом, обычно, был солнечный или лунный бог, мать олицетворяла важнейшие социальные функции (небо, календарь, войну, реку), а также важнейших животных (корову, змею, кошку). Сын выполнял трансформированные функции отца или матери (бог луны, бог земледелия, воды, ремесла). Боги населяли земной и потусторонний миры, олицетворяли Нил, заполняли его водой и животными, занимались обеспечением плодородия почвы, выращивали виноград и т. д. Хорошо известна египетская традиция мумифицировать умерших, а знатных хоронить в пирамидах.

Современные ученые раскрывают все больше и больше секретов пирамид. Оказалось, что это не только циклонические постройки, выполненные по удивительной технологии. Пирамиды обладают астрономическими, культурными, кодо-информационными, календарно-исследующими и другими свойствами, включая и оккультно-магические.

Оказалось, что в пропорциях пирамид зашифрованы очень многие сведения астро-геометрического характера. Пирамидальная организация пространства концентрирует магнитное поле Земли, обладает свойством воздействовать на биомассу, психику человека, его самочувствие. Некоторые исследования позволяют делать выводы об истинности мифологической информации. Например, есть данные, что возраст сфинкса гораздо дальше отстоит от нашего времени, он насчитывает несколько десятков тысяч лет. По преданиям сфинкс - свидетель атлантической, а не египетской цивилизации.

В египетской мифологии детально описывается судьба души в царстве мертвых («Книга мертвых»). Душа выходит из тела, перемещается к богам в виде света, проходит загробный суд. В ходе суда взвешивалось сердце по отношению к истине. Грешник проглатывался чудовищем в виде льва с головой крокодила, праведник оживал для райской жизни.

С развитием земледелия окреп культ Осириса. Он олицетворяет производительные силы природы (зерно, виноградная лоза). Сев сельскохозяйственных культур считался похоронами Осириса, появление всходов - возрождением, жатва - его умерщвлением. Хорошо известен антропоморфный миф этого цикла. Царь Осирис убит его братом Сетом. Его жена и сестра (вспомним Геру и Зевса) Исида находит его тело и от мертвого бога зачинает сына Гора. Повзрослев, Гор на суде богов побеждает Сета и становится царем и воскрешает отца. Но тот добровольно уходит в царство мертвых (вспомним Персефону Элевсинских мистерий в Греции).

Культ Осириса сочетался с обожествлением царской власти. Он осуществлялся в виде мистерии, посвящения неофитов (обращаемых). Знание передавалось только достойным, для непосвященных оно было тайной.

Египет в настоящее время является настоящим музеем под открытым небом, который донес до нас дыхание Древнего мира, архаичной и прекрасной культуры.

Еда

Еда - хорошо известная нам пища. Мы часто не задумываемся над ее культурной ролью. Первоначально пища носила исключительно природный характер. Первобытные люди потребляли в пищу все, что было съедобным. Например, Б. Поршнев обосновал теорию о становлении человека из-за того, что он был вынужден питаться длительное время скелетами крупных травоядных, мясо которых пожирали более сильные хищники.

Еда в значительной мере позволяет разрешить противоречие «природа -культура». Ряд антропологов считает, что культура совпадает в своем развитии с эволюцией состава пищи от сырого или даже человеческого мяса к вегетарианству. С этим можно соглашаться или нет, но можно заключить, что изменение культуры приводит к изменению рациона питания. Вспомним, что в нашей стране при социализме пытались создать унифицированную систему рационального питания, которая привела к тому, что дети, например, возненавидели еду.

В древности культурные моменты фиксировались в кулинарно-пищевом коде. Так, различалась своя и не своя еда, женская и мужская; бытовая и праздничная, а также культовая. Можно выделить «пищу богов», «хлеб дьявола», «пищу мертвых» и т. д. Существовали пищевые запреты, в определенных культурах близки или сливаются запрет на кровосмешение в половой жизни и каннибализм (поедание людей).

В христианстве, других современных религиях самым распространенным явлением можно считать употребление постной и культовой пищи. Во многих религиях исповедывается вегетарианство. Сакральный (священный) мотив в еде силен до сих пор.

Во внерелигиозной пище до самого последнего времени пытались найти рациональность (калорийность, состав). Практика показывает, что диеты очень важны для сохранения здоровья. Можно предположить, что взгляды на еду скоро очень сильно изменятся.

Предыдущая страница Следующая страница