Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Свастика

Свастика (др.- инд. svastika - связанное с благом) - один из древнейших геометрических символов, который очень широко распространен в культуре древнего человека. Исторически он встречается уже в верхнем палеолите, входит в орнаментальную гамму очень многих этносов.

Свастика традиционно обозначает счастливый объект. Символ этот обычно имеет форму креста с загнутыми концами. Его можно истолковать как солнце, движение (вращение), замкнутое пространство, воплощенность и т. д. Свастика была распространена среди ариев в индийской культуре. В Индии этот символ выражал солнце, солярных персонажей, свет, жизнь и щедрость.

В качестве светлого, положительного символа свастика использовалась в культурах Древнего Китая, Древнего Египта, у индейцев Северной и Южной Америки. Обнаружен он и в символической культуре иудеев и ранних христиан. Высказывались предположения, что свастика имеет отношение к кресту распятия как средства казни в дохристианской культуре.

Использование свастики фашистами в качестве символа единства с арийской культурой делает его актуальным в современной культуре.

Семиотика

Семиотика (от греч. sema - знак) - теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Каждому знаку придается некоторое значение. Примеры знаковых систем: естественные (разговорные) языки, системы предложений научной теории, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин и автоматов, «языки» изобразительного искусства, театра, кино и музыки и т. д.

Середина мира

Середина мира - центр локального культурного пространства, бесконечность которого имеет выраженную адресность. Этнос, его культура, персонажи культурной сферы и другие единичные объекты подобная система организации мира делает его осью или центром, из которого все начинается или мир делится пополам.

В традиционной культуре нет единого центра, универсальной середины мира, поскольку всегда необходимо его смещение. Смещение зависит от социального «масштаба». Например, Земля, Страна, Город, Семья, Бог, Храм - все это освещенные миры, каждый из которых имеет свой культурный цептр.

Так, минимальным центром часто является очаг или столб, подпирающий крышу примитивного жилища (вспомним: «танцевать от печки»). У многих народов кружение вокруг очага имеет устойчивый священный смысл. Мы часто используем метафору «вернуться в родные пенаты», которая связана с «пенатами» - божествами дома или домашнего очага у римлян. В данном случае дом, очаг выступает символом середины мира для человека. Для русской культуры устойчивым центром выступает «крыта дома».

Наиболее общими символами культурного центра выступают: «древо мировое» (оно пронизывает все уровни мира), «пуп земли» (ом-фал Дельфийского храма у греков), солнце, царский трон и т. д. Эти символы охватывают культурную целостность универсального значения. Этот культурный ареал (пространство) для человека традиционного общества является всем. Все, что находится за ним " ничто, чужая земля, территория, на которую данная культура не распространяется.

Мы живем в мире, который заключен границами государства, а также в мире планеты Земля. Проблемы Родины как центра мира и пространства культуры является одной из самых актуальных. Особенно она важна для России.

Сети коммуникативные

Сети коммуникативные - личностные связи, благодаря которым осуществляется обмен действиями, информацией, эмоциями, взаимопомощью.

Символ

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - материальный чувственно-воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения . Религиозная символика - первая форма символа. Почитаемые у греков и римлян божества земледелия, скотоводства, дома и государства получили устойчивые формы поклонения (см. статью «Культ»), в которых сопутствующие культовым обрядам предметы выступали их приметой, символом. Например, символ божественной власти Зевса - перун (молнии, которыми он испепелял своих врагов).

Символизм

Символизм - глубинное свойство человеческого сознания, позволяющее классифицировать мир, окружающие человека предметы в соответствии с особенностями его социально-практического и познавательного опыта. Теорию символа успешно разрабатывал Э. Кассирер («Философия символических форм»), который показал целый ряд культурно-символических миров - миф, язык, науку. Теория архетипов К. Юнга (см. статью «Архетип») также содержит учение об образах-символах, которые наличествуют как универсальные схемы нашего подсознания. Символ, в любом случае, это - подсказка к определению значений, смыслов, существующих межпредметных связей.

Синергизм

Синергизм (от греч. synergos - вместе действующий) - совместное действие двух или нескольких оринов или агентов в одном и том же направлении.

Синкретизм

Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) -1) нерасчленность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пения, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение разнообразных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности).

Система общего образования

Система общего образования - специализированная область культуры, основной функцией которой является массовая трансляция определенного объема знаний и культурного опыта. Ключевым институтом системы общего образования является школа - начальная и средняя.

Система экосоциальная

Система экосоциальная - понятие, отражающее характер отношений общества с природным окружением (экологическое измерение), социальную организацию сообщества (социальное измерение), совместную жизнь и деятельность членов сообщества (культурное измерение).

Славянская культура

Может быть зафиксирована со времен индоевропейской культуры, вплоть до распространения христианства (1 тыс. н. э.). Реконструкция этой культуры связана с рядом трудностей, в первую очередь, с фрагментарностью и разрозненностью писанной истории. Отдельные фрагменты культуры материального характера, письменные свидетельства, включая античных и западных авторов, позволяют сделать заявку на общую картину.

Славянская культура вырастает на родо-племенной основе. Наши предки занимались скотоводством, меньше - возделыванием зерновых культур (рожь, ячмень, позже пшеница), освоили ткачество, ковку бронзы, позже - железа. Племена славян отличались воинственностью, жили обособленно.

К высшему уровню праславянских божеств относятся Перун и Велес. Первый представляет собой Бога - творца, второй " «скотьего» бога и хозяина подземного царства. Эти божества воплощают юридически-военную и хозяйственно-природную функции.

Распространенным сюжетом является победа Перуна (громовника) над Велесом (драконом, змием). Победа заканчивается плодородным дождем; в подробностях их сражения и дальнейших отношений освящается система отношений, которая формируется традиционно-мифологически.

Восточнославянская культура описана уже в летописных источниках. Она вырастает из раннегосударственной культуры. По «Повести временных лет» князь Владимир Святославович пытался оформить культуру Киевской Руси созданием общегосударственного языческого пантеона. Он попытался закрепить государственные отношения, синтезировав разрозненные традиции славянских племен.

Культурная торжественность этнических единиц и наличие различий и политической борьбы не позволили закрепиться этой языческой форме. В 988 князь крестил русичей. Началась эпоха христианской культуры. Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - объединение элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, в определенную целостность, единство.

Сообщение

Сообщение - законченная информационная единица, содержащая сведения о социокультур-ных фактах, событиях, процессах, заслуживающих, по мнению коммуникатора, общественного внимания; единица коммуникативного процесса.

Сорокин, Питирим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социализация

Социализация (от лат. sosialis - общественный) - процесс освоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением.

Социализация (инкультурация) первичная - стадия социализации, охватывающая детский и подростковый возраст, в ходе которой индивид впервые осваивает самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры.

Социализация (инкультурация) вторичная - процессы освоения новых навыков, знаний, ролей и т. н. взрослыми людьми в ходе социокультурной жизни.

Социальная роль

Социальная роль - устойчивые совокупности функций, стандартно выполняемые людьми в стандартных ситуациях социального взаимодействия (семья, профессиональная группа, политическая партия и т. п.).

Социальные связи и русский культурный архетип

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальные функции учреждений культуры

Социальные функции учреждений культуры - совокупность специфических видов деятельности, выполняемых в рамках учреждений культуры для решения социализационных, образовательных, рекреационных, коммуникативных задач. Эта специфика определяется их широкой доступностью для членов общества, коллективностью пользования, предназначенностью для массовой трансляции элементов ценностного фонда культуры.

Социальный контроль

Социальный контроль - легальные санкции, принятые в обществе, которые принуждают людей быть конформными к его ценностям. Эти санкции могут носить форму законов или (формально неписанных правил.

Социокультурная политика

Социокультурная политика - действия, направленные на организацию социализации, рекреации, инновационной деятельности в культуре. Социокультурная политика имеет целью обеспечение законных гарантий для «нормального» развития общества и культуры.

Социокультурное измерение политики - такое рассмотрение политики, при котором политические институты и политическое поведение выступают как выражение определенной традиции.

Сюда входят: политическая культура, политическая психология, политическая мораль и другие разновидности духовного наследия, непосредственно влияющие на тенденции политической жизни и массовое политическое поведение.

Социокультурный кризис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Специализированная хозяйственная культура

Специализированная хозяйственная культура -это особая, институционально оформленная и четко ограниченная сфера культуры, связанная с деятельностью по жизнеобеспечению.

Специализированный Уровень культуры

Специализированный Уровень культуры - совокупность культурных объектов, технологий, институтов, развиваемых людьми, прошедшими особую профессиональную подготовку, владеющими специализированными знаниями и навыками.

Спор

Спор - столкновение мнений, убеждений, в ходе которого каждая из сторон аргументирован-но отстаивает свою позицию и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Целью спора может быть отстаивание истины, разоблачение лжи или победа в интеллектуальном соревновании.

Средства массовой коммуникации, государственные

Средства массовой коммуникации, государственные - совокупность институтов, коммуникационных каналов, связанных с массовой коммуникацией, находящиеся в ведении государства; по сравнению с другими типами массовых коммуникаций обладают особыми правами и обязанностями, связанными с реализацией общесоциальных функций.

Статус социальный

Статус социальный - положение личности в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям человека) социальный статус.

Стереотип

Стереотип (от греч. stereos - телесный, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - относительно устойчивая и воспроизводящаяся система образов, представлений, действий, складывающаяся как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых мнений, принятых в обществе. В более широком смысле - традиционный, привычный канон мысли, восприяяия и поведения.

Субъект объеденной хозяйственной культуры

Субъект объеденной хозяйственной культуры - это люди, запятые домашним трудом, приобретением товаров для семейного и индивидуального потребления, ведущие личное подсобное хозяйство.

Субъект специализированной хозяйственной культуры

Субъект специализированной хозяйственной культуры - это субъекты, занятые в институционально оформленной сфере культуры, они делятся на три группы; 1) создатели инноваций (ученые, предприниматели); 2) субъекты, намечающие программы динамики хозяяственной деятельности, социологи, культурологи, юристы и т. д.; 3) основные исполнители, к которым обращены все разработки, связанные со стимулированием ценностных и мотивационных побуждений к труду.

Субъекты массовых коммуникаций

Субъекты массовых коммуникаций - те, кто участвует в процессах массовых коммуникаций. Выделяются следующие классы субъектов; коммуникатор, включающий источник коммуникации; исполнителя, технического исполнителя; реципиент, дифференцированный по различным социокультур-ным признакам.

Судьба

Судьба - в мифоэпической культуре - представление о скрытой, непостижимой силе, действие которой формирует жизнь как социальных образований, так и отдельных людей. Понятие судьбы складывается после разложения кровно-родственных форм организации общества, господство которых лишает индивида какой-либо отдельной от истории рода. Для понятия судьбы требуется сформировавшийся образ социальной единичности.

Понятие судьбы возникает в результате осознания иррациональной составляющей в жизни человека, которая ему неизвестна, ему неподвластна, но образует стержень его жизни. Первоначально понимание судьбы вписано в представление о влиянии предков на жизнь, в котором принимают участие добрые и злые духи всевозможных рангов. Так, у греков встречается понятие демонов, у римлян - гении (от «рождать»), духи - покровители и духи удачи в различных культурах.

У славян было развито представление о доле, иногда доля означала души предков. Иррациональный момент в судьбе получил персонификацию, например, в образе греческих мойр - дочерей Ночи. Мойры (у русских - рожаницы) приходили к ложу женщины, рожающей ребенка, и предсказывали его судьбу. Наиболее выпукло сюжет судьбы может быть прояснен через буддийскую традицию сансары (физического, земного воплощения души).

Согласно этой традиции душа, в движении к нирване, овладевает земным содержанием. «План- этого «обучения через страдание» создается в мире ином. Душа выбирает семью, в которой она родится, по воплотившись в ребенка, она «забывает» о своих прежних перерождениях и о своем земном предназначении, которое выбирала сама. Поэтому основная задача человека - жить праведно, несмотря ни на какие препятствия и искушения, в земной юдоли страдания. Этим самым душа выполняет свою задачу, приближаясь к совершенству.

Предыдущая страница Следующая страница