Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "N"
Показаны лучшие 100 слов (из 191).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: Ц Ч Ш Э Ю Я ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - система мифологических представлений италиков - индоевропейских племён Апеннинского полуострова, принадлежавших к оскско-умбрской и латино-фалисской языковым группам (сабины, оски, латины, умбры, фалиски и др.). Мифологические представления других племён полуострова либо составляют самостоятельную систему (см. Этрусская мифология ), либо остаются вне пределов изучения из-за отсутствия источников (у лигу-ров, мессапов, сиканов, элимов). И. м. сложилась во 2-1-м тыс. до н. э. Мифологические представления италиков, восходящие к древнейшему периоду истории индоевропейских народов, сплавились с мифологическими представлениями местного средиземноморского населения. Сформировавшаяся позднее римская мифология вобрала в себя в переработанном виде многие италийские мифы. Вплоть до 19 в. мифологические представления народов Италии рассматривались исследователями как «римская религия». Основной источник для изучения И. м. - произведения Вергилия, Овидия, Проперция, Силия Италика, опиравшихся на более древнюю традицию. Так, в «Энеиде» Вергилия (1 в. до н. э.) использован италийский фольклор, древние предания италиков об основателях городов и героях. Персонажи «Энеиды» (Эней, Латин, Лавиния, Турн, Мезенций, Лавс, Камилла) - это также и персонажи италийских мифов (археологические раскопки выявили следы почитания Энея в городе Лавиний в 5-4 вв. до н. э.). Важное значение для воссоздания И. м. имеют комментарии Сервия и Макробия к «Энеиде», составленные в 5 в. н. э.; эпиграфический материал: Игувинские таблицы 3-2 вв. до н. э., на умбрском языке, в которых упоминаются италийские божества; одна из оскских надписей - Агнонская таблица (3-2 вв. до...
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: амфикионов. Hdt. 7, 200. ср.: Thermopylae, Фермопилы . АНФЕМА АНФЕМА - 'Άνθεμα (антема) крестьянская пляска, о которой в частности говорит Афиней ("Пирующие софисты", стр. 449-470), которую мимировали (μιμούμενοι), припевая: "Где же розы, где фиалки, где красавица петрушка? Вон где розы, где фиалки, где красавица петрушка!" АНФЕМУС АНФЕМУС - Anthemus, ή Άνθεμου̃ς, древний македонский город на Халкидике, невдалеке от Фермейского залива, предоставленный Филиппом олинфянам. Thuc. 2, 99. Dem. Phil. 2, 20. АНФЕМУСИЯ АНФЕМУСИЯ - Anthemusia, Άνθεμουσία, город и область в Месопотамии близ Едессы, на восток от Анамеи, н. Серудж. Strab. 16, 747. АНФЕРМ АНФЕРМ - Anthermus, см. Sculptores, Скульптуры 3. АНФЕСТЕРИИ АНФЕСТЕРИИ - Άνθεστήρια, см. Διόνυσος, 8, Дионис . АНФЕСФОРИЯ АНФЕСФОРИЯ - Άνθεσφόρια, см. Δημήτηρ, Деметра . АНФИЛЛА АНФИЛЛА - Anthylla, 'Άνθυλλα, город в Нижнем Египте между Канопом и Навкратом; доходы с него со времени персидского владычества шли на покупку для царицы туфель или поясов. Hdt. 2, 97. 98. АНХЕСМ АНХЕСМ - Anchesmus, Άγχεσμός, город невдалеке к северо-востоку от Афин со святилищем Зевса, н. Турковуни. АНХИАЛА АНХИАЛА - Anhiăle, Άγχιαλη, 1. город во Фракии на Понте, н. Анхиали. Ov. trist, 1, 9, 36. Strab. 7, 319; 2. Άγχιαλη или...
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: говорится, что пришли «от Заву лона владеющие тростию писца», что «Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть» (Суд. 5, 14 и 18). В современных исследованиях высказывается предположение, согласно которому объединение З. и Иссахара (их в легенде Лия родила, купив право на ночь с Иаковом у Рахили за мандрагоровые плоды) отражало реальное расселение соответствующих племенных групп. В. и. ЗАГОВОРЫ И МИФЫ Статья большая, находится на отдельной странице . ЗАГРЕЙ ЗАГРЕЙ (Ζαγρεύς, букв. с греч. «великий охотник», «великий ловчий»), в греческой мифологии одна из архаических ипостасей бога Диониса. Сын Зевса Критского и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея. Посланные богиней Герой титаны напали на 3., но он устрашил их, превратившись в дракона, тигра и быка. Но Гера своим свирепым мычанием побудила титанов к действию, и они растерзали З. Зевс сбросил титанов в Тартар, опалил мать титанов землю страшным Пожаром, а затем послал на неё потоп (Norm. Dion. VI 156-388). Образ З. вошёл в теогонию орфиков, которые связывали с ним целую систему философско-мифологических идей. З. были посвящены орфические таинства (Cic. De nat. deor. Ill 58). Ряд мифов связан с воскрешением Диониса-З., сердце которого спасла Афина (Prod. Hymn. VII 11-15). У автора 4 в. Фирмика Матерна (VI, р. 15) содержится подробный рассказ о растерзании Либера-З., сына критского царя Зевса (Либер - италийское божество плодородия). Лит.: Лосев А. Ф.,...
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: страница Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦЕР"-"ЦИЦ") ЦЕРРЕТАНЫ ЦЕРРЕТАНЫ - Cerretāni, иберский народ в Hispania Tarraconensis, преимущественно занимавшийся скотоводством. Он населял нынешнюю Cerdagna в пиренейских долинах, делился на Juliani и Augustani, потому что от Юлия Цезаря получили они civitas, a от Августа более обширную область. Plin. 3, 3, 4. Славились вывозимые оттуда окорока. ЦЕСТ ЦЕСТ - Caestus, крепкий, из бычьей кожи, ремень, в котором во многих местах находились железные и свинцовые шарики. Им кулачные бойцы (pugiles) наносили друг другу часто смертельные удары. ЦЕСТИИ ЦЕСТИИ - Cestii, плебейский род, 1. Gaius, римский всадник, неоднократно упоминаемый Цицероном (Cic. Flacc. 13, 31. Cic. ad Att. 5, 13, 1), может быть, одно лицо с претором 44 г. (Cic. Phil. 3, 10, 36), который был противником Антония. После его смерти, последовавшей, по всей вероятности, во время бывших тогда (43 г.) проскрипций, наследники его, к которым принадлежал и М. Агриппа, воздвигли ему надгробный памятник, известный под именем пирамиды Ц. и оконченный в 330 дней; на стенах и потолке его даже до настоящего времени сохраняются следы живописи; 2. Cestius Gallus, наместник сирийский при Нероне, в 64 г. от Р. X. отправился с войском против возмутившихся вследствие римских притеснений иудеев,...
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: - Άσκώλια, ασκωλίζειν и ασκολιάζειν, сельская игра в Аттике, состоявшая в пляске на скользком, смазанном маслом мехе, сделанном из кожи козла, принесенного в жертву Вакху, см. Dionysus, Дионис , 6, Verg. Georg. 2, 383: atque inter pocula iaeti Mollibus in pratis unctos saluere per utres. АСКОНИЙ ПЕДИАН АСКОНИЙ ПЕДИАН - Asconius, или полнее: Q. Asc. Pedianus, знаменитый толкователь Цицерона; родился, вероятно, в Патавии в 3 г. от Р. X. (или несколько раньше); писал свои сочинения при Клавдии или Нероне и умер, кажется, в 88 г. от Р. X.; последние 12 лет жизни он был слеп. Исторические труды его утрачены. Из толкований к речам Цицерона, написанных А. для своих сыновей, в 1416 г. в одной рукописи С. Галленской библиотеки найдены только части, касающиеся 5 речей (против Пизона, за Корнелия, Скавра, Милона и in toga cand.), да и те сильно поврежденные. Сама рукопись, к сожалению, была после потеряна. Комментарии к названным 5 речам отличаются обилием реальных объяснений и хорошим слогом. Но не таковы уже комментарии к divinatio in Caecilium ...