Поиск по материалам сайта
Cлова начинающиеся на букву "L"
Показаны лучшие 100 слов (из 346).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Часть текста: проверки истинности суждении и верифицируемость как потенциальную их проверяемость (возможность проверить) при опр. условиях или по опр. формальным схемам. Согласно принципу верифицируемости, выдвинутому логич. позитивизмом, всякое научно осмысленное утверждение о мире сводимо к совокупности протокольных предположений, фиксирующих данные чистого опыта. В конечном счете любое знание о мире рассматривалось как сводимое путем цепочки формальных преобразований к сумме элементарных предложений, обладающих логич. (логико-математич.) непротиворечивостью и аксиоматич. истинностью (т.н. логич. атомизм), а структура мира, т.о., определялась проекцией структуры знания, заданной исходной логико-эпистемологич. моделью. Согласно позднему Витгенштейну, идеальный, с т.зр. В., логически совершенный язык науки является рез-том условной конвенции, В. к-рой также весьма условна и произвольна — как нек-рые формальные правила ведения “языковой игры”. Отсюда — допущение множественности как научных, так и обыденных языков, не поддающихся унификации или генерализации; отсюда же функциональное понимание значения как “употребления” и т.п. В гуманитарных науках и особенно в культурологии проблема В. еще более усложняется. Поскольку в культуру как предмет культурологич. рефлексии входят такие разные, притом специализир., формы, как наука и искусство, философия и религия; а также социализированные формы культуры — полит., правовая, хозяйственно-экон.; поскольку помимо специализир. форм культуры существует еще и обыденная культура (в частности, образ жизни и культура повседневности), — В. феноменов культуры по каким-то одним основаниям...
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Часть текста: Бразилии; первая .большая теоретич. работа Элементарные системы родства (1949) посвящена преимущ. изучению систем кровного родства и брака, к-рые в его анализе представлены как структуры обмена. В более поздних работах Л.-С. подробно анализирует связь идей структурализма с языкознанием. Важное место при этом занимает анализ мифа, представляющего собой, по мнению ученого, фундаментальное содержание коллект. сознания, основу устойчивых социальных структур. Л.-С. подверг критике существовавшие до него взгляды на тотемизм ( тотем ), рассматривая его как часть более общего стремления человека упорядочить и как-то систематизировать собственные представления о мире. Во всех своих работах Л.-С. доказывал, что процессы человеческого мышления имеют те же структурные св-ва, что и окружающий нас мир. Многочисл. труды Л.-С. при нек-рой сложности изложения отличаются блестящим лит. стилем, в них приведено множество примеров из этнографии самых разных об-в. Его работы выдержаны в духе описательной традиции более ранних антропологов (напр., Фрейзера) в отличие от тенденции...
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее - с его духовной Первопричиной, для верующих - с Богом. Термин «Э.» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры (см.: ПОСТ- )и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории Э.: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра. Эстетический опыт с глубокой древности был присущ человеку и получил свое первоначальное выражение в протоэстетической практике архаического человека - в первых попытках создания тех феноменов, которые сегодня мы относим к сфере искусства, в стремлении украсить свою жизнь, предметы утилитарного употребления и т. п. В дальнейшем эстетический опыт и...
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: политики силы, называя себя реалистами, стремятся достичь порядка, прибегая к силе, гл.об. воен., однако, несмотря на конфликты между гос-вами, растет влияние международного сообщества, к-рое подкрепляет свои действия международным правом и дипломатией. Концепция М.п. находится в сфере пристального внимания развивающихся стран, заинтересованных в таком Новом международном экономическом порядке, к-рый гарантировал бы проведение реформ, направленных на то, чтобы бедные гос-ва могли участвовать в междунар. делах на более или менее равноправной основе. Нек-рые теоретики М.п. подчеркивают значение глобальных проблем, таких, как ядерная угроза, охрана окруж. среды, увеличивающаяся пропасть между экономически развитыми и развивающимися регионами, и выступают за создание мира не конфликтующих, а взаимозависимых стран и сооб-в взаимозависимость ). Миротворчество Миротворчество (peacekeeping), вмешательство в конфликт внеш. сил с целью заключения соглашения о прекращении огня, обеспечения наблюдения, чтобы разделить конфликтующие стороны, и, возможно, подготовки путей посредничества в перемирии. Миротворческие силы должны иметь санкцию ООН, состоять из граждан государств - членов ООН, не связанных с конфликтом, и действовать строго в рамках инструкции (напр., миротворческие силы не могут открыть огонь, если не открыли огонь конфликтующие стороны). Механизм ООН по поддержанию мира ныне...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: философ, психолог, гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. ун-т (бакалавр искусств) и ун-т Джона Гопкинса (доктор философии). Преподаватель и проф. философии (1884-94) в ун-тах Мичигана и Миннесоты. В 1902-04 — руководитель Школы преподавания при Чикаг. ун-те, в 1904-29 гг. — проф. философии и педагогики в Колумбийском ун-те (Нью-Йорк). Известный обществ. деятель левого направления: борец за полит, равноправие женщин, председатель лиги “Свободного полит. действия”; в числе прочего был председателем объединенной следственной комиссии (1937) для ведения т.н. “контр-процесса” о “вине” Л. Троцкого, допрашивал последнего в Мексике. Становление Д. как ученого начиналось, под влиянием Г.С. Морриса, с изучения Гегеля, и выработанное в работе над гегелевскими текстами увлечение логикой стало основой его научного пути. Под влиянием У. Джеймса Д. пришел к прагматизму, развил последний в концепцию, названную “инструментализм”. Ее осн. тезис — “идея есть продукт и функция опыта”, все личное понимается как биол. функция (“Очерки экспериментальной логики”, 1916). Акт познания в философии Д. носит экспериментальный и инструментальный характер. Человеч. мышление по своей природе целенаправлено, т.к. исходит из данной ему в опыте ситуации и стремится решить поставленную этой ситуацией проблему. Но толчок к мышлению может дать только ситуация, разл. элементы к-рой активно несовместимы друг с другом. Проблема в том, что мышление не только следствие, но и продукт опыта. Его работа над конкрет. ситуацией осложнена тем, что мышление имеет дело не только с материалом этой ситуации, но и с накопленными в опыте предвзятыми мнениями и готовыми предположениями. Этот комплекс социально обусловленных ложных и неложных навыков мышления, симпатий и антипатий, традиц. представлений о понятиях и есть культура. В определении Д., культура как условие жизни в об-ве значительно усложняет...